Просмотр содержимого документа
«Как помочь молодому специалисту»
Как помочь молодым учителям.
Система нужна во всём. И встреча молодых специалистов не исключение. Именно от этой встречи и системы зависит «ограните вы алмаз» или поможете человеку разочароваться в его выборе.
Задача завуча, дать понять, что оставшись в профессии, молодой педагог рано или поздно преодолевает профессиональные трудности. Профессиональные достижения понимает как формальные (внешние), смысловые (внутренние) и личностные. Каждый выстраивает себе индивидуальный эталон успешного учителя и пытается ему соответствовать. Отношения с коллегами имеют часто случайный характер, иногда молодой педагог оказывается в коммуникативном вакууме, а иногда ему везет с педагогическим коллективом. При возникновении профессиональных трудностей и проблем склонен надеяться на себя, самообразование и приобретаемый опыт. На помощь коллег не рассчитывает, обращается за ней ситуативно и только в первый год работы. Но от корректно предложенной помощи никогда не откажется. Нуждается в совете и дружеской психологической поддержке, но не в контроле и оценке своего профессионализма. От наставника ждет демонстрации образцов, осмысленного вдохновения для осуществления профессиональной деятельности, а не поучений. По его мнению, лучше, если наставник будет преподавать тот же предмет и иметь профессиональные достижения, опыт, авторитет среди коллег, но самое главное – иметь желание быть наставником и способность вступить с подопечным в эффективную коммуникацию. Свои профессиональные перспективы связывает с «выходом за пределы школы» (личная жизнь, значимые интересы), обретением смыслов своей работы (между юношеским максимализмом и профессиональным 8 выгоранием), преимуществом внутренних показателей успехов учителя над внешними. В целом, воспринимает учительскую профессию спокойно и прагматично, стереотипно для учительской корпорации. Главный аргумент в пользу этой профессии – ее творческий характер. Теперь представим типологический портрет опытного педагога, из числа которых сегодня и обычно рекрутируются наставники. Это, как правило, женщина от 40 до 70 лет с высшим педагогическим образованием, состоявшаяся в профессии. Большинство из них имеют опыт наставничества, хотя как наставников материально их никак не поощряют, что сами опытные учителя считают главной причиной низкой эффективности наставничества. Мотивами наставничества для них выступают возможность «воспроизвести себя» в профессии, обеспечить профессиональное «омоложение» и усиление профессионального авторитета в общении с молодыми учителями. Профессиональную готовность молодых опытные учителя оценивают как среднюю. Основные проблемы молодых учителей видят в недостаточной зарплате, неготовности работать с современными родителями и детьми, в неумении владеть дисциплиной и в слабой дидактической подготовке. Отношения учительских поколений считают в целом нормальными, поколенческого или парадигмального педагогического конфликта не ощущают. Обязательным для наставника опытные петербургские учителя считают богатый педагогический опыт предметника. Системное видение проблем образования и специальная подготовка к наставничеству не имеют для них большого значения. Работу с молодыми учителями опытный педагог выстраивает по тем же принципам, что и работу с детьми. Опытный педагог считает, что хорошо представляет молодых учителей, как правило, на основании субъективных впечатлений, полученных в процессе общения. Опытные учителя не видят особого смысла специально готовиться к работе с молодыми учителями как со взрослыми и равными коллегами. При возникновении проблем наставники либо рефлексируют, либо обращаются к друг другу за советом. С подопечным они готовы работать скорее 9 индивидуально, принимая на себя личную ответственность за молодого и «лавры» в случае его побед. Условно опытных учителей можно разделить на две группы. Представители первой группы понимают наставничество как периодические консультации по просьбе молодого учителя. Представители другой группы – как систематическое и постоянное его сопровождение. Они готовы советовать, вдохновлять, дружески поддерживать. Но лишь немногие готовы выступить в качестве практического профессионального образца учительской деятельности. Таких немного либо по причине отсутствия необходимого стимулирования, либо в силу недостаточной уверенности самих наставников в возможности быть достойным образцом. Для опытных педагогов преодоление молодым учителем трудностей вхождения в профессию – это проверка точности профессионального выбора («призвания к учительству»). Большинство наставников не видят необходимости что-то существенно менять в ныне действующей модели наставничества, за исключением материальных преференций за него. Не видят они и особого для нынешнего этапа развития образования значения прихода в профессию молодых учителей. Обратимся к типологическому портрету представителя петербургского школьного руководства (школьной администрации). Это – женщины в возрасте от 40 до 60 лет, с высшим педагогическим образованием, небольшим управленческим, но большим учительским опытом. Мыслит она, скорее, как опытный учитель, а не как управленец, призванный выстраивать стратегию развития своей школы. В молодых учителях, как правило, ресурса развития школы не видит. Прекрасно понимает риски, присущие группе молодых учителей, – возможность ухода из школы, повышенную конфликтность с родителями, учениками и со школьной администрацией, вызванную юношеским максимализмом и неадекватностью профессиональной самооценки. Школьная администрация в лице завучей часто дистанцируется от проблем молодых педагогов, не выражая особой заинтересованности в молодом учителе как источнике развития 10 образовательной организации, а, по сути, заинтересованности в самом развитии школы. Готовность молодых учителей к работе завучи представляют как среднюю, а основные дефициты связывают с их неготовностью работать с родителями и находить контакт с современными детьми, отмечая противоречие между социальной ролью «учитель» и возрастной, субкультурной близостью молодого учителя к его ученикам. По мнению школьного руководства типовая система школьного сопровождения молодых учителей включает индивидуальное наставничество и помощь школьной администрации и предметников. Первостепенной здесь является роль завуча, который придерживается привычных мер поддержки молодых учителей: на школьном уровне показать, как надо вести уроки и проверить, как их дает молодой педагог, возложить ответственность за профессиональную судьбу молодого учителя либо на наставника, либо на организаторов школ молодых педагогов конкурсов в районе. Содержание сопровождения школьный администратор связывает, прежде всего, с предметом и его методикой. Эффективность профессиональной деятельности молодого учителя, ее адекватность нормам и правилам, принятым в школе (как корпорации и как конкретной организации), быстрое погружение его в текущую деятельность школы, его удовлетворенность - это цели такого сопровождения, в ходе которого под контролем завуча и наставника должно формироваться профессиональное самосознание и самоидентификация молодого учителя. И все-таки для школьного администратора главный «инструмент» сопровождения – это наставник. Завучи видят его роль в наглядной демонстрации профессиональных образцов и в последующем консультировании молодого учителя. Профессионализм, коммуникация и ответственность – основные требования к наставнику, при этом его личные качества для завучей не столь значимы. Среди новых требований к наставнику со стороны школьной администрации - диагностируемая готовность быть наставником, широта понимания современного образования, наличие опыта наставничества. Среди представителей школьной 11 администрации есть те, кто видят смысл в особой, но именно внутришкольной подготовке наставников. Но есть и те, кто считает, что в этом нет необходимости, поскольку для них любой опытный педагог – это готовый наставник. Школьная администрация в большинстве своем не видит в молодом учителе важный для них кадровый ресурс развития школы, равноправного партнера, который необходим школе. Проблема молодого учителя сегодня связана не столько с тем, что он чего-то не знает и не умеет, сколько с тем, что его не особенно и ждут в школе. Он это остро ощущает и испытывает от этого дискомфорт. Таким образом, в ходе исследования, проведенного кафедрой педагогики и андрагогики удалось смоделировать типологические портреты молодого и опытного петербургского учителя, а также представителя школьной администрации в виде тезисной таблицы. Познакомиться с ней и сравнить ведущие характеристики можно в Приложении 1. Сопоставление характеристик молодых педагогов, наставников и школьной администрации показывает, что возрастной разрыв между молодыми и опытными учителями достаточно велик и выражается как поколения «отцов и детей» со всеми вытекающими отсюда последствиями. И молодые, и опытные педагоги работают в одних и тех же школах. Они работают в условиях перегрузки, выгорают, пишут бумаги, теряют смысл деятельности и пытаются его обрести или сохранить. Условия профессиональной деятельности у них одинаковые, говорить о дискриминации молодых, серьезных оснований нет. Но у молодых учителей есть шансы такое положение поменять (уйти из профессии, изменить отношение к работе, попытаться сделать административную карьеру). У опытных педагогов этих шансов меньше в силу возраста. Поэтому на учительскую молодежь они смотрят не только с умилением (видя себя в молодости), но и с некоторым раздражением (осознавая, что сами уже ничего поменять не смогут. 12 Провинциализм большинства молодых педагогов порождает их вынужденный прагматизм в отношении к школе и педагогической профессии и вступает в противоречие с альтруистическими декларациями старшего поколения педагогов. Педагогический выбор молодых скорее рационален, и этот выбор педагогической профессии для них – не единственно возможный. Молодой учитель не готов сегодня жертвовать личной успешностью ради профессии, даже если она – его призвание. Он хочет быть успешен не только профессионально, но и социально. И будет выбирать. Часть молодых учителей излишне амбициозны, подчеркивают, что в помощи не нуждаются, верят в самообразование. Другие практически требуют помощи у других («Помогите хоть кто-нибудь», «приму любую помощь и поддержку»). Специфическим отличием молодых учителей является высокая степень их обучаемости. Отсутствие опыта заставляет их высоко оценивать полученное профессиональное образование (иногда, завышая) и, главное, быть готовым продолжать обучение, принимая самые разные формы своего сопровождения. Опытные же учителя абсолютизируют свой профессиональный опыт, готовы скорее учить сами, а не учиться. В этом их поддерживает школьная администрация, которая занимает промежуточную позицию, постепенно начиная понимать, что не всякий опытный педагог – готовый наставник молодежи.