kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методический конструктор современного урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный урок в начальной школе особенно важен, поскольку основы успешного развития личности закладываются на этом уровне. Современная дидактика требует требует от современного урока соответствие требованиям новых стандартов. Как помочь молодым специалистам правильно проектировать современный урок?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методический конструктор современного урока»

ГОУ ЛНР «АСШ № 15»

учитель начальных классов

Борисенко Ольга Николаевна



Методический конструктор современного урока

литературного чтения в начальной школе.

Что лучше: конспект или технологическая карта?

(методическое пособие в помощь начинающему учителю)



г. Алчевск

2022 г.

Оглавление





От автора стр. 3



1. Структура современного урока стр. 4



2.Конспект или технологическая карта? стр. 11

2.1. Что такое конспект урока? стр. 11

2.2. Что такое технологическая карта урока? стр. 21



3. Методические рекомендации по подготовке и проведению

отдельных этапов данного урока. стр. 44



4.Какой сценарий урока лучше: конспект или технологическая карта? стр. 47



5. Послесловие стр. 50



6. Список литературы стр. 52

Основная задача уроков литературного чтения

в начальной школе — воспитание читателя,

способного полноценно воспринимать искусство слова

От автора

Что значит «современный» урок? Современный урок — это урок, соответствующий времени, т. е. отвечающий состоянию общества, государства, мира и науки, всех сфер жизни, окружающих человека, а также должен соответствовать и состоянию самого человека (прежде всего, главных героев урока — ученика и учителя). Нельзя забывать, что современный урок – это урок демократичный. Он проводится не для учеников, а вместе с ними.

С одной стороны, современный урок должен прочно стоять на фундаментальности, которая вне времени (научность и духовно-нравственное начало).

С другой стороны, нынешний государственный стандарт образования предъявляет требования к организации современного урока с позиции инновационных подходов.

Современный урок в начальной школе особенно важен, поскольку основы успешного развития личности закладываются на этом уровне образования, и именно урок — это пространство и время, когда учитель и ученик, взаимно обогащая друг друга, совместно созидают свое будущее и будущее нашей молодой Республики.

Современная дидактика требует от современного урока соответствие требованиям новых стандартов.

Рассмотрим современный урок литературного чтения в начальной школе. В содержании ГОС начального общего образования литературное чтение рассматривается как универсальное учебное действие, инструмент успешного обучения в различных образовательных областях, способ сохранения и трансляции культурных и нравственных ценностей. В силу того, что в основе урока литературного чтения лежит изучение произведения как эстетического феномена, а результатом урока планируется интерпретация текста, то он является самым сложным, как на этапе моделирования, так и на этапе реализации.

Как помочь нынешним студентам, будущим учителям начальных классов, и молодым специалистам в проектировании современного урока, в частности урока литературного чтения в соответствии с нормативными требованиями и научно-методическими рекомендациями?

На этот вопросы дает ответы данное пособие.



  1. Структура современного урока

В тексте ГОС НОО читательская компетентность представлена как совокупность взаимодействующих элементов:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;

  • формирование самостоятельной читательской деятельности;

  • совершенствование всех видов речевой деятельности;

  • развитие художественно творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

  • формирование эстетического отношения к искусству слова;

  • овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

  • обогащение представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре своей Родины и культуре других народов.

В условиях многомерного мира формирование читательской компетентности становится одним из основных направлений в литературном образовании младших школьников, а читательская компетентность трактуется как совокупное личностное качество, сформированное на базе его интеллектуальных (мыслительных) способностей и личностных свойств.

Всё это позволяет формировать компетентностную модель выпускника начальной школы как результат выполнения социального заказа общества и государства.

Условно, современный урок строится на трех «китах» (согласно алгоритму составления классической технологической карты):

  • Блок целеполагания

  • Инструментальный блок

  • Организационно-деятельностный блок

Рассмотрим конкретнее каждый из этих блоков.

Блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить).

Целеполагающий блок технологической карты включает в себя несколько компонентов.

1. Тема урока. Тему урока определяет тот материал, который изначально лежит вне сферы знания ученика, а в результате учебного взаимодействия становится личностной характеристикой обучающегося, содержанием его знаний, умений, навыков.

2. Цель урока. Цель урока определяется двумя компонентами: планируемым результатом урока и путями реализации этого плана.

3. Планируемый результат. В ходе введения ГОС необходимо осознать важность достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов: личностных, метапредметных, предметных.

4. Личностноформирующая направленность урока. Этот компонент формулируется через понятия, характеризующие феномен личности: как можно использовать тематическое содержание урока для формирования личностных потребностей, интересов, идеалов, ценностей, установок, убеждений, мировоззрения, направленности личности – всего того, во имя чего человек живет, познает, действует.

Инструментальный блок

5. Задачи урока. Достижение цели урока опосредовано целым рядом действий, каждое из которых мысленно предвосхищается как задача, которую необходимо решить. Необходимо сформулировать перечень всех задач, выстроить их иерархическую последовательность как программу деятельности на уроке. Формулировка задач урока литературного чтения чаще всего начинается со следующих слов: способствовать полноценному восприятию…; формировать представление о таком литературоведческом понятии, как …; развивать литературоведческие представления о…; развивать систему читательских умений, уделив особое внимание…; выявить уровень сформированности…; продемонстрировать…; побудить к самостоятельному… и т.п.

6. Тип урока. Существует множество классификаций типов урока литературы. О. В. Джежелей выделяет следующую систему уроков литературного чтения:

1) урок, содержанием которого является отработка навыка чтения или умения осмысливать текст, знакомство с пропедевтическим курсом литературоведческих знаний;

2) урок по ознакомлению обучающихся с произведениями литературы, осмыслению их на основе имеющихся ЗУН-ов;

3) уроки, которые обеспечивают умение самостоятельно выбирать и читать книги. Они проводятся с использованием специальных наборов детских книг;

4) уроки, назначение которых — реализация творческих возможностей учащихся; 5) уроки интегрального типа.

Планируя урок, выбирая его вид и форму, методы и приемы работы, учитель ориентируется на возраст учащихся, уровень их подготовки, художественные особенности литературного произведения.

7. Учебно-методический комплекс. Источники информации. Оборудование. Дидактическое сопровождение.

Материалы для познавательной деятельности ученика. Назовем примерный перечень составляющих каждого раздела.

1) Источники информации: программа дисциплины; технологическая карта урока; литература для учителя; литература для учеников; учебники; интернет-сайты; кинофильмы; видеозаписи; аудиозаписи; научная периодическая печать; массовая периодическая печать; учебные телефильмы и т.п.

2) Оборудование: технические средства обучения; электронные средства обучения; технические средства обучения аудио; технические средства обучения видео; телевидение; компьютеры; локальная сеть; магнитная доска; демонстрационные модели по содержанию учебной дисциплины и т.п.

3) Дидактическое сопровождение: проблемные вопросы; когнитивные и деятельностные установки; понятийный аппарат; логические схемы; рисунки; компьютерные материалы; индикаторы обратной связи и т.п.

4) Материалы для познавательной деятельности учеников: уровневые задания; карточки для самостоятельной работы; тексты самостоятельных работ; диагностический материал; задания для групповой работы и т.п.

Организационно-деятельностный блок

8. План, конспект или технологическая карта урока. Таблица-схема урока позволяет скоординировать работу учителя и учеников на уроке, четко структурировав ее по субъектам, действиям, операциям, объектам, времени. Ход урока определяется его типом. На каждом этапе урока — свои организационные формы. Необходимо учитывать следующие рекомендации к построению отдельных этапов урока литературного чтения.



Организационный момент

Цель: создание мотивации к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Формы проведения: доброе пожелание, эмоциональные знаки, моральная поддержка, девиз, и т.д.; беседа, сообщение и т.д.

Подготовка к первичному восприятию

Цель: создать в классе нужную эмоциональную атмосферу, настроить на восприятие конкретного произведения.

Формы проведения: рассказ учителя; беседа, оживляющая жизненный или читательский опыт школьников; анализ произведений музыки или живописи, близких по теме; читательская антиципация; викторина; экскурсия; заочная экскурсия; работа с книжной выставкой; составление кластеров и логических цепочек известной информации.



Первичное восприятие

Цель: знакомство с текстом изучаемого произведения.

Формы проведения: чтение учителя; прослушивание аудиозаписи; самостоятельное прочтение; чтение подготовленным учеником; просмотр художественного или мультипликационного фильмов, театральной постановки. Первичное восприятие может стать полноценным только в том случае, если оно будет целостным, непосредственным и эмоциональным.











Проверка качества первичного восприятия

Цель: выявить, что дети освоили в тексте самостоятельно, а что прошло мимо их внимания; определить направление дальнейшего анализа текста.

Формы проведения: беседа по вопросам учителя; письменная творческая работа; составление эмоциональной/цветовой палитры. Проверка первичного восприятия — это уяснение учителем, в первую очередь, эмоциональной реакции детей на произведение и их понимания общего смысла произведения.



Постановка учебной задачи

Цель: выявление места и причины затруднения; постановка цели последующей аналитической деятельности.

Учебная задача — смысловое ядро урока: к ней, как реки, стекаются предыдущие этапы и из нее же вытекают последующие. Она становится ведущим мотивом ученической деятельности, анализа текста и в то же время позволяет учителю направить деятельность учеников к поставленным целям урока.

Формы проведения: постановка проблемного вопроса, сравнительно-сопоставительная работа, создание проблемной ситуации.

Проблемный характер учебной задачи мотивирует школьников к перечитыванию текста.





Повторное восприятие текста

Цель: предоставить обучающимся возможность осознать свое целостное художественное впечатление, провести ключевую операцию для дальнейшего целостно-выборочного анализа - определить содержательные и стилевые доминанты произведения.

Формы проведения: постановка проблемного вопроса, сравнительно-сопоставительная работа, создание проблемной ситуации.






Анализ произведения

Коммуникативной основой урока литературного чтения является анализ текста — диалог читателей с произведением и о произведении. Грамотно организовать школьный анализ позволяют три основных категории: принципы анализа, пути анализа, приемы анализа. Их выбор должен быть продиктован особенностями художественно-эстетической природы произведения, уровнем литературного развития учащихся, уровнем филологической подготовки учителя.

Цель: скорректировать субъективные представления школьников о произведении, приблизить к пониманию авторской идеи.

Цель школьного анализа — практическое, читательское освоение художественного произведения, создание читательской интерпретации и соотнесение ее с научной интерпретацией произведения.

Форма проведения: школьный анализ произведения в единстве формы и содержания.



Обобщение

Цель: интерпретация произведения с учетом авторской позиции, подведение итогов анализа, ответ на поставленную учебную задачу.

Форма проведения: выделение основных проблем, поставленных в произведении; выразительное чтение; анализ иллюстрации; упражнения синтетического характера; соотнесение литературного произведения с произведениями других видов искусств и т.п.













Итог урока (рефлексия)



Цель: рефлексия учебной деятельности на уроке, самооценка результатов деятельности.

Формы проведения: беседа, самостоятельная работа; обсуждение вопросов: Что нового вы узнали? Каким способом выполняли задание? Где используется этот способ? Каковы результаты? Что нужно сделать еще? Возможно использование специальных сигналов: цвет, знак, эмоциональная шкала и т.д. — для обозначения степени достижения поставленной цели деятельности.



Домашнее задание

Домашнее задание обязательно должно включать задание, связанное с чтением текста. Однако важно не принуждать, а побуждать детей прочитать еще раз знакомое произведение, увидеть его под новым углом зрения.

















  1. Конспект или технологическая карта?

Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Варианты сценария урока могут быть различными: конспект или технологическая карта. Рассмотрим оба варианта.

  1. 1.Что такое конспект урока?


Систематическая, логическая связная запись, объединяющая план, тезисы, выписки - вот что такое конспект. К важным качествам конспекта относятся: внутренняя логика изложения, ясность и краткость.


Конспект урока, план урока, методическая разработка - это творческая лаборатория учителя, это плод его дерзаний и терзаний, это то, что может родиться внезапно, а может вымучиваться бессонными ночами, во время работы, в тишине кабинета или суете общественного транспорта.


Конспект урока – это предмет повышенного интереса администрации, это то, чем мы делимся с коллегами, что обсуждаем, анализируем, оцениваем. Но иные учителя задаются вопросом – а нужен ли конспект урока? Ведь иногда, или почти всегда не удается провести урок так, как задумывал. Ну и что? Пройдя множества обсуждений, дискуссий анализируя опыт работы – вывод один. Конспект все-таки нужен. Это ноты, позволяющие импровизацию, это опора, основа, фундамент будущего здания под названием «урок».

Примерный план-конспект урока, как правило, состоит из следующих рубрик:

ТЕМА: название темы (из учебных программ, из календарно-тематического (поурочного) планирования).

УРОК № ../..: порядковый номер урока и его название из Вашего календарно-тематического (поурочного) планирования.

ТИП УРОКА: определяется самостоятельно, исходя из целей и задач проводимого урока.

  • Урок открытия новых знаний.

  • Урок рефлексии.

  • Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

  • Урок развивающего контроля. (выбрать нужное)

ВИД УРОКА:

Виды урока могут быть традиционными и нетрадиционными (урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-презентация, экспедиция, инсценировка, лекция, беседа, встреча и многое другое); естественно, нетрадиционный вид урока требует несколько иной композиции, но основные черты должны сохраняться. Вид урока должен быть согласован с типом урока.

ЗАДАЧИ УРОКА: вышеназванная цель достигается путем совместного решения общеизвестных дидактических задач: образовательной, развивающей и воспитательной.

ЦЕЛЬ УРОКА: ставится конкретно и кратко. Это заранее предусмотренный результат, который должен быть достигнут в конце урока.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: перечисляется оборудование и приборы для демонстраций, сюда же включается список технических средств обучения (ТСО), которые планируется использовать на уроке (компьютер, проектор, диапроектор, телекамеру и т.д.). Разрешается включать в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты, таблицы, видеофильмы и др.). Интернет-ресурсы.

ПЛАН УРОКА: пишете в краткой форме по планируемым этапам урока, часто представляется в конспектах в виде таблиц следующего содержания (по усмотрению педагога): № п/п Этап урока Приемы и методы. Время, мин

ХОД УРОКА – это основная часть. Здесь в развернутом виде изложите последовательность своих действий по проведению урока и покажите всю процедуру Вашего взаимодействия с учениками от звонка до звонка. Кроме этого укажите те материалы, которыми Вы пользуетесь на уроке, включая учебники, сборники тестов, различную дополнительную литературу.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рассмотрим примерный конспекта урока литературного чтения во 2 классе

Тема: И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей»

Урок № __

Тип урока:

урок введения нового знания и формирования УУД, обучающий читательской деятельности.

Задачи урока:

Обучающие:

— продолжить знакомство учащихся с творчеством И. А. Крылова через ознакомление с басней «Стрекоза и Муравей»;

— обеспечить в ходе урока расширение представлений о басне как одном из жанров литературы, закрепление умений анализировать басню, находить главную мысль басни, мораль, воспринимать переносное значение смысла басни, художественность речи;

— продолжить формирование навыков выразительного, осмысленного, беглого чтения, монологической речи, планирования ответа, навыков работы с учебником, навыков самоконтроля.

Воспитательные:

— содействовать формированию интереса к искусству слова;

— содействовать морально-нравственному воспитанию посредством художественных возможностей басни;

— содействовать воспитанию интереса к чтению, развитию художественного вкуса.

Развивающие:

— развивать у школьников образное мышление через умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение анализировать, сравнивать, обобщать изучаемые факты, раскрывать метафоры басен;

- развивать умение рассуждать на заданную тему, логически излагать свои мысли;

— развивать у школьников читательскую самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания.

Цель урока: прочитать басню И. Крылова «Стрекоза и Муравей», дать характеристику героям, научиться читать по ролям. Формировать восприятие басни как особого литературного жанра с ярко выраженной спецификой.

Планируемые результаты:

Предметные

  • Закрепить понятие «басни», «мораль басни»;

  • Отличать басню от стихотворения, сказки;

  • Определять особенности басенного текста, воспринимать на слух художественные произведения;

  • Характеризовать героев басни с опорой на текст.

Метапредметные:

  • Использовать разные виды чтения;

  • Осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текста, участвовать в обсуждении;

  • Формировать и удерживать учебную задачу;

  • Высказывать собственное мнение и позицию, использовать речевые средства для передачи своего мнения.

Личностные:

  • Проявлять познавательный интерес к изучению предмета;

  • Чувствовать красоту и выразительность речи;

  • Развивать способность к самооценке, рефлексии.

Материально-техническое обеспечение, оборудование урока: компьютер, телевизор, презентация по теме урока, тексты для чтения у учащихся, иллюстрации басен И. А. Крылова, видеозапись отрывка мультфильма «Стрекоза и Муравей», костюмы Стрекозы и Муравья, портрет И.А. Крылова; выставка детских рисунков. Интернет ресурсы:

http://uchitelu.narod.ru/1chtenpamjatka.htm

(http://krilov.ru/audiobook/)– м/ф «Стрекоза и Муравей»

Формы, методы и технологические приёмы: информационно-коммуникационные, сопоставление, беседа, проблемно-диалогический, словесный, наглядный, практический, частично – поисковый.

План урока литературного чтения

Тема: И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей»

1.Организационный момент. Психологический настрой к уроку. (1 мин)

Формируемые УУД: коммуникативные

На уроке должны быть созданы условия для мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Цели урока сформулированы совместно с учениками.

2. Активизация учащихся. Литературная разминка. (4 мин)

Формируемые УУД: коммуникативные, регулятивные, познавательные.

На этапе активизации учащихся проведены: дыхательная разминка, упражнения для развития артикуляционного аппарата, речевая разминка, упражнения для развития скорочтения. Проверка домашнего задания.

3.Актуализация знаний. Введение в тему. (4 мин)

Формируемые УУД: коммуникативные, регулятивные, познавательные.

Целеполагание и мотивация.

На данном этапе проведен мозговой штурм. Представленная учениками презентация (биография И.А. Крылова), рассказ заранее подготовленных учащихся о жизни баснописца должен демонстрировать способность извлекать информацию, анализировать и перерабатывать ее, выделять главное.

4. Сообщение темы и цели урока. (1 мин)

5. Подготовка к изучению новой темы. Постановка учебной задачи. (5 мин)

Формируемые УУД: коммуникативные, регулятивные, познавательные.

На данном этапе необходимо обеспечить расширение представлений о насекомых (стрекозе и муравье); закрепить знания об отличительных признаках насекомых (связь с предметом «Окружающий мир»).

6. Изучение новой темы. (5 мин)

Формируемые УУД: коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные.

Этап изучения нового материала на уроке организован по нескольким направлениям:

  • Первичное восприятие изучаемого материала. Просмотр отрывка м/фильма «Стрекоза и Муравей».

  • Беседа по просмотренному отрывку.

  • Словарная работа.

Физминутка. (3 мин)

7. Первичное закрепление знаний и способов действий. (8 мин)

Формируемые УУД: коммуникативные, регулятивные.

Различные техники чтения:

  • Самостоятельное чтение.

  • Работа по вопросам учебника

  • Чтение «ЭХО» (учитель по 2 строчки – ученики)

  • Чтение в «наушниках» (надеть воображаемые «наушники» и выразительно вслух читать басню)

  • Выборочное чтение:

Характеристика героев басни. (Работа в парах)

  • Чтение по ролям (персонажи - актеры)

  • Чтение по ролям в парах.

На этапе первичного самостоятельного чтения текста до прослеживается связь с результатами первичного восприятия. Учителем должна быть проведена необходимая словарная работа по ходу чтения и комментирования басни.

Концептуальная беседа по содержанию басни строится с помощью использования технологий деятельностного типа: постановки проблемного вопроса к тексту, организации коллективной дискуссии. Совместно с учителем выводится основная мораль басни «Стрекоза и Муравей». На этапе повторного чтения стихотворения по ролям обучающиеся показывают владение методикой медленного «вдумчивого» чтения, демонстрируют качество чтения - технику и осмысленность. Прослеживается межпредметная связь с уроком русского языка (понятие «окончание», «корень»).

Физминутка для глаз. (1 мин)

8. Закрепление изученного. Работа с пословицей. (2 мин)

Формируемые УУД: коммуникативные, регулятивные, личностные.

На данном этапе четко прослеживается связь с жизнью; развивается критическое мышление.

9. Подведение итогов. (4 мин)

Рефлексия (проводится фронтально)

Формируемые УУД: коммуникативные, регулятивные, личностные.

На этапе рефлексии учащиеся анализируют свои знания, умения, навыки, выявляют причины возникших затруднений.

10. Самооценивание. (1 мин)

11. Домашнее задание. (1 мин)

Формируемые УУД: коммуникативные, регулятивные, личностные.

Домашнее задание носит дифференцированный характер: ученикам предлагается выполнить творческое задание, требующее высокой степени самостоятельности.

Ход урока

1.Организационный момент. Психологический настрой к уроку.

Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться: доброе утро!

И каждый становится добрым, доверчивым.

И доброе утро длится до вечера!

(мотивация к обучению)

Мы пришли сюда учиться.

Не лениться, а трудиться.

Слушаем – внимательно.

Работаем – старательно!

Прочитаем цель нашего урока: «Чтение без размышления – пустое занятие».

(слайд)

-Ребята, мы продолжаем знакомиться с произведениями, которые несут глубокий смысл.

2. Активизация учащихся. Литературная разминка.

-Начнем разминку. Встаньте прямо, ровно и красиво.

Дыхательная: (упражнения для развития артикуляционного аппарата)

Сделали глубокий вдох через рот и выдох через нос.

Упражнения на дыхание:

«Цветочек» Глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы.
«Бабочка» Подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом сделать длительный плавный выдох).
«Шарик» Сдуваем шарик со звуком [ш, с]
«Пчелки» (глубокий вдох, на выдохе произносить «раз пчела, два пчела…»)

«Слоник» (губы вытянуть «трубочкой», покрутить вправо, влево и т. д.)

Садитесь, дети.

Речевая

Скороговорка: «У четырех черепашек четыре черепашонка». (Начинать шепотом и медленно, постепенно увеличивая скорость и громкость. Прочитать скороговорку по-разному: весело, задорно, плаксиво, скучно)

Поупражняемся в скорочтении. (слайды)

Постарайтесь узнать представленные жанры. Прочитайте и скажите, к какому жанру относится данные тексты? (слайды)

Проверка домашнего задания. (выразительное чтение басни «Лебедь, рак и щука».

3.Актуализация знаний. Введение в тему.

  • Что же такое басня? (Слайд)

  • Ребята, а кто является героями басен? (Предметы, животные, растения, люди)

  • Что высмеивается в басне? (Человеческие пороки)

  • Что такое пороки? Замените синонимом. (Недостатки)

  • А какие недостатки (пороки) высмеивают в басне? (Лень, высокомерие, глупость, лицемерие, жестокость, зло, жадность)

  • На какой жанр похожа басня, если там животные разговаривают? (На сказку).

  • А чем басня отличается от сказки, от рассказа? (В баснях есть мораль)

  • А что такое мораль? (Это основная мысль. Мораль – это нравоучение, совет)

(слайд)

  • С каким баснописцем мы уже знакомы?

Ребята подготовили биографию И. А. Крылова. Прошу, группа юных исследователей. (Дети рассказывают биографию И. А. Крылова)

1. Когда один из величайших русских баснописцев, поэт, переводчик и писатель Иван Андреевич Крылов был еще совсем маленьким, он, конечно, не догадывался, что ему будет стоять памятник в самом центре Петербурга. Крылов родился в Москве, 13 февраля в 1769 году, но практически весь период его творчества пришелся на жизнь в Петербурге. Крылов – автор более 200 басен. (слайд)

2. Иван Андреевич Крылов родился в семье бедного армейского офицера. Семья очень часто переезжала с места на место. В 1775 году отец Крылова покинул военную службу, и семья поселилась в Твери. Там юный Иван получил отличное образование. (слайд)

3.. Отец Крылова умер, когда тому было всего 10 лет. Пришлось начать работать, где придется, чтобы поддерживать семью. Когда Крылову исполнилось 14 лет, он переехал в Петербург, поступил на работу и тогда же начал пробовать свои силы в литературе – сочинять комедии. Также он занимался журналистикой. (слайд)

4.Но всемирную славу принесли ему басни. В 1809 вышла в свет первая книга басен Крылова. Около 30 лет Крылов служил в публичной библиотеке. Простые люди того времени горячо полюбили творения баснописца. Басни до сих пор не забыты, а современники называли творения Крылова «Книгой мудрости народа». (слайд)

5. Строки Крылова стали пословицами, крылатыми словами. А. С. Пушкин назвал его «истинно народным поэтом». Умер великий писатель в Петербурге 21 ноября 1844 года. Перед смертью Крылов приказал раздать всем, кто придет на его похороны, по экземпляру его нового издания басен на память, что и было исполнено. (слайд)

Спасибо нашим исследователям!

Дополнительная информация учителя об интересных фактах из жизни Крылова. (слайд)

4. Сообщение темы и цели урока

Ребята, вы уже догадались, что будем сегодня читать? (слайд)

Кто же сегодня будет героями нашей басни? (загадки). (Сообщение темы урока).

5. Подготовка к изучению новой темы. Постановка учебной задачи.

1) К какой группе животных относятся стрекоза и муравей? Чем интересна эта группа животных? (6 лапок)

-А вот они и сами пришли к нам на урок. Приглашаю группу юных натуралистов!

2) Персонажи Стрекоза и Муравей

Муравей:

Я живу в муравейнике. Мы, муравьи — общественные насекомые подотряда жалящих перепончатокрылых, ближайшие родственники ос и пчел, но жало и ядовитые железы есть далеко не у всех. Благодаря своим недюжинным способностям к кооперации мы, муравьи, стали доминирующей группой членистоногих. В теплых странах на 1 га земли можно насчитать до 20 миллионов особей этих вечно спешащих, деловитых созданий. Каждый из нас может перенести груз в несколько раз тяжелее себя. (слайд, дополнительная информация учителя)

Стрекоза:

Мы, стрекозы, относимся к самым необычным насекомым. Стройные, привлекательные красавицы и в то же время прожорливые хищницы. Разные виды стрекоз отличаются размерами и цветом, причем у некоторых окрашены даже крылья. Да и сами крылья кажутся кружевными или хрустальными, особенно у только что «вылупившихся» юных стрекоз. Разнообразие наших «нарядов» поражает – шелка и бархат, фарфоровый блеск и металлические переливы, восковые украшения и блестящие узоры. (слайд, дополнительная информация учителя)

Спасибо группе юных натуралистов!

-Ребята, посмотрите про каких чудесных, красивых, трудолюбивых насекомых будем сегодня читать. Посмотрите мультфильм. Смотрите внимательно, потому что группа учителей уже подготовила для вас свои вопросы.

6. Изучение новой темы.

  • Первичное восприятие изучаемого материала. Просмотр отрывка м/фильма «Стрекоза и Муравей».

  • Беседа по просмотренному отрывку.

Группа «учителей»:

-Что случилось со Стрекозой? (Она осталась без жилья)

-Почему с ней случилась беда? (Она не заботилась о жилье, летом пропела, проиграла, проплясала все время)

-Помог ли ей Муравей? (Нет, не помог). Почему? (Ответы детей)

Кто больше понравился: Муравей или Стрекоза? Чем? (Ответы детей)

Как в басне Крылов назвал Стрекозу? (попрыгунья). Почему? (Ответы детей)

  • Словарная работа.

-Учимся читать правильно: (слайды)

Наберите на «клавиатуре» (приложение 1) слова «что, того, оглянуться»

-Ребята, в басне есть устаревшие слова, которые сейчас не употребляют. Давайте поясним значение этих слов. (слайд)

Физминутка.

7. Первичное закрепление знаний и способов действий.

Различные техники чтения:

  • Самостоятельное чтение.

Давайте вспомним алгоритм чтения басни (слайд) Подготовьтесь к безошибочному, выразительному чтению басни.

  • Работа по вопросам учебника.

  • Чтение способом «Эхо» (учитель по 2 строчки – ученики).

  • Чтение в «наушниках» (надеть воображаемые «наушники» и выразительно вслух читать басню).

  • Выборочное чтение:

Соотнесите рисунки и строки басни. В каких строках содержится основная мысль, т. е. мораль?

(слайд)

Характеристика героев басни. (Работа в парах)

-Внимание на экран! (Слайд): Трудолюбив__, весёл__, хозяйствен__, справедлив__, ленив__, беспечн__.

Распределите слова в две колонки. Вставьте окончания. (приложение 2)

-Внимание: «Взгляд в будущее». Запомните и повторите: «Окончание образует форму слова».

А с какой частью слова мы уже знакомы? (Корень)

(Проверка работы)

  • Чтение по ролям. (группа юных актеров)

-Ребята, а сейчас басню прочитаем по ролям.

Помогите решить проблему, сколько персонажей в басне, 2 или 3? (Автор, Стрекоза, Муравей) Автор персонажем не является.

Как называется разговор 2 и более лиц? (Диалог)

А сейчас мы посетим театр. Давайте вспомним правила поведения в театре. Приглашаю группу юных актеров. (выступление детей)

Спасибо группе наших актеров!

  • Чтение по ролям в парах.

- За автора будет читать один ученик, остальные будут работать в парах.

-Найдите слова Стрекозы и Муравья. Договоритесь, кто за какого персонажа будет читать.

Физминутка для глаз.

8. Закрепление изученного. Работа с пословицей.

  • Помогите собрать пословицу.

  • «Кому бы вам хотелось адресовать пословицу «Делу время, потехе час» Муравью или Стрекозе? (слайд).

  • Какие еще пословицы о труде вы знаете?

9. Подведение итогов.

  • Чему учит басня? (Надо думать о завтрашнем дне).

  • От какого недостатка предостерегает детей эта басня? (от беспечности, лени).

Рефлексия (фронтально)

Да, из-за своей лени и беспечности Стрекоза попала в беду. Дадим ей возможность исправиться? Давайте изменим конец басни. Расставьте окончания строчек так, чтобы получился короткий стих. Просмотрите задание (приложение 3). Как вы думаете, от лица какого героя ведется повествование?

«Делу время, потехе (час)!»

Готов спасти тебя (сейчас).

И мы с тобой построим (дом).

Тепло и сытно будет в (нем)!

Проверка.

10. Самооценивание.

- Ребята, мы с вами знаем, что басни пишутся не для стрекоз и муравьев. И. А. Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. И мы с вами сегодня на уроке, пользуясь его советами, стали умнее, добрее, лучше.

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта — наша боль.

И не забудут этой боли,

Пока по-русски говорят,

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

- Дедушка Крылов писал свои басни в 19 веке. А какой век сейчас? Выскажите свою точку зрения: современны ли басни Крылова? (ответы детей)

- Ребята, достигли мы поставленной цели?

- Чем запомнился урок? (слайд)

Я узнал(а)…

Я понял(а) …

Мне понравилось …

- Наберите на «клавиатуре» (приложение 1): Крылов, Стрекоза и Муравей.

11. Домашнее задание. (Выучить басню наизусть (по желанию), выразительно читать, написать совет Стрекозе). Составьте синквейн к словам Стрекоза, Муравей.

Приложения к уроку:



Приложение 1





Приложение 2

Карточки для работы в парах:

Стрекоза

______________________________

______________________________

______________________________

Муравей

______________________________

______________________________

______________________________



















Приложение 3

Карточка для индивидуальной работы (на этапе рефлексии)


Делу время, потехе ____!»

Готов спасти тебя ________!

И мы с тобой построим ____.

Тепло и сытно будет в _____.

Слова для справок: час, нём, сейчас, дом.











  1. 2. Что такое технологическая карта урока?

В педагогике технологическая карта урока понимается как «современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся», обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Основными требованиями к конструированию технологической карты урока являются: необходимость описать весь процесс деятельности, тщательно планировать каждый этап учебного процесса; необходимость указать все учебные операции и их составные части; необходимость четкой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия участников урока, координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.

Среди разнообразия форм технологических карт уроков выделяются два варианта, которые наиболее последовательно отражают требования ФГОС и специфику учебного предмета.

Примерная структура технологической карты урока литературного чтения

Таблица 1

Деятель ность учителя

Деятельность обучающихся


Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная


Осущест

вляемые действия

Формиру

емые способы деятельности

Осущест

вляемые действия

Формиру

емые способы деятельности

Осущест

вляемые действия

Формиру

емые способы деятельности

  1. Организационный момент









  1. Подготовка к первичному восприятию









  1. Первичное восприятие









  1. Проверка качества первичного восприятия









  1. Постановка учебной задачи









  1. Анализ произведения









  1. Обобщение









  1. Итог урока









  1. Домашнее задание



















Можно использовать и другой вариант технологической карты урока литературного чтения

Назва

ние

этапа

урока

Время проведения

(мин)

Форма работы

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Компе

тентность

(УУД)









Классификация универсальных учебных действий (УУД) по ФГОС

Какие компетентности формируются на уроке? Данная классификация соответствует одному из основных положений Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - формированию универсальных учебных действий.

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода группой авторов под руководством А.Г. Асмолова: А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова,

Н. Г. Салмина, С.В. Молчанов.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Классификация УУД

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

- самоопределение личностное, профессиональное, жизненное;

- смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать;

- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

- оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что, еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

► Общеучебные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

- определение основной и второстепенной информации;

- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

- знаково-символические действия составляют особую группу общеучебных универсальных действий:

-моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

► Логические универсальные действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствия;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждении;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

► Постановка и решение проблемы:

- постановка и формулирование проблемы;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность. К коммуникативным действиям относятся:

- умение слушать и вступать в диалог;

- учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Примерная технологическая карта урока литературного чтения

Блок целеполагания

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2

Урок № __

Тема урока: «И. А. Крылов. «Стрекоза и Муравей»

Цель урока:

  • познакомить учащихся с басней И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»;

  • дать характеристику героям, научиться читать по ролям;

  • формировать восприятие басни как особого литературного жанра с ярко выраженной спецификой.


Планируемые результаты:

Предметные




  • закрепить понятие «басни», «мораль басни»;

  • отличать басню от стихотворения, сказки;

  • определять особенности басенного текста, воспринимать на слух художественные произведения;

  • характеризовать героев басни с опорой на текст.

Метапредметные:


  • использовать разные виды чтения;

  • осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текста, участвовать в обсуждении;

  • формировать и удерживать учебную задачу;

  • высказывать собственное мнение и позицию, использовать речевые средства для передачи своего мнения.

Личностные:


  • проявлять познавательный интерес к изучению предмета;

  • чувствовать красоту и выразительность речи;

  • развивать способность к самооценке, рефлексии.

Инструментальный блок

Тип урока:


урок усвоения новых знаний и формирования УУД, урок, обучающий читательской деятельности.

Задачи урока:

Обучающие:




  • продолжить знакомство учащихся с творчеством И. А. Крылова через ознакомление с басней «Стрекоза и Муравей»;

  • обеспечить в ходе урока расширение представлений о басне как одном из жанров литературы, закрепление умений анализировать басню, находить главную мысль басни, мораль, воспринимать переносное значение смысла басни, художественность речи;

  • продолжить формирование навыков выразительного, осмысленного, беглого чтения, монологической речи, планирования ответа, навыков работы с учебником, навыков самоконтроля.

Воспитательные:


  • содействовать формированию интереса к искусству слова;

  • содействовать морально-нравственному воспитанию посредством художественных возможностей басни;

  • содействовать воспитанию интереса к чтению, развитию художественного вкуса.

Развивающие:


  • развивать у школьников образное мышление через умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение анализировать, сравнивать, обобщать изучаемые факты, раскрывать метафоры басен;

  • развивать умение рассуждать на заданную тему, логически излагать свои мысли;

  • развивать у школьников читательскую самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания.

Материально-техническое обеспечение, оборудование урока:

компьютер, телевизор, презентация по теме урока, тексты для чтения у учащихся, иллюстрации басен И. А. Крылова, видеозапись отрывка мультфильма «Стрекоза и Муравей», костюмы Стрекозы и Муравья, портрет И.А. Крылова; выставка детских рисунков.

Интернет ресурсы:


http://uchitelu.narod.ru/1chtenpamjatka.htm

(http://krilov.ru/audiobook/) – м/ф «Стрекоза и Муравей»


Форма:

традиционная.

Методы:

проблемно-диалогический, эвристический.

Учебно-методический комплекс. Источники информации:

рабочая программа дисциплины «Литературное чтение» (УМК «Школа России»); учебник «Литературное чтение», 2 кл. Ч. 1, Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская.




Организационно-деятельностный блок



Этапы

урока

Время


Форма

проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Компетентность

(УУД)

1. Организационный момент.

Психологический настрой к уроку.

1 мин

Приветствие учащихся,

Эмоциональный настрой на

урок, проверка готовности к

уроку.


Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться: доброе утро!

И каждый становится добрым, доверчивым.

И доброе утро длится до вечера!

(мотивация к обучению):

Мы пришли сюда учиться.

Не лениться, а трудиться.

Слушаем – внимательно.

Работаем – старательно!

Прочитаем цель нашего урока: «Чтение без размышления – пустое занятие».

(слайд)

-Ребята, мы продолжаем знакомиться с произведениями, которые несут глубокий смысл.

Проверка готовности к

уроку.

Личностные: самоорганизация, смыслообразование. Регулятивные: умение включаться в учебную работу. Умение прогнозировать

свою деятельность.

Коммуникативные: умение воспринимать и понимать речь учителя.



2. Активизация учащихся. Литературная разминка.

4 мин

Дыхательная разминка, упражнения для развития артикуляционного аппарата, речевая разминка, упражнения для развития скорочтения. Проверка домашнего задания.


-Начнем разминку. Встаньте прямо, ровно и красиво.

Дыхательная: (упражнения для развития артикуляционного аппарата)

Сделали глубокий вдох через рот и выдох через нос.

Упражнения на дыхание:

«Цветочек»: Глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы.

«Бабочка»: Подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом сделать длительный плавный выдох).

«Шарик»: Сдуваем шарик со звуком [ш, с]

«Пчелки» (глубокий вдох, на выдохе произносить «раз пчела, два пчела…»)

«Слоник» (губы вытянуть «трубочкой», покрутить вправо, влево и т. д.)

Речевая

Скороговорка: «У четырех черепашек четыре черепашонка». (Начинать шепотом и медленно, постепенно увеличивая скорость и громкость. Прочитать скороговорку по-разному: весело, задорно, плаксиво, скучно)

Поупражняемся в скорочтении. (слайды)

Постарайтесь узнать представленные жанры. Прочитайте и скажите, к какому жанру относится данные тексты? (слайды)

Проверка домашнего задания. (выразительное чтение басни «Лебедь, рак и щука».

Коллективное выполнение упражнений.





























Выразительное чтение басни (домашнее задание)

Личностные: оценивание усваиваемого содержания

(на основе проверки домашнего задания).

Регулятивные: отработка навыков скорочтения, речевого аппарата. Планирование учебного сотрудничества.

Познавательные:

умение ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других;

умение работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

3.Подготовка к первичному восприятию.

Актуализация знаний. Введение в тему.

4 мин

«Мозговой штурм».

Выступления учащихся.


Вопросы учителя:

-Что же такое басня? (Слайд)

-Ребята, а кто является героями басен? (Предметы, животные, растения, люди)

-Что высмеивается в басне? (Человеческие пороки)

-Что такое пороки? Замените синонимом. (Недостатки)

-А какие недостатки (пороки) высмеивают в басне? (Лень, высокомерие, глупость, лицемерие, жестокость, зло, жадность)

-На какой жанр похожа басня, если там животные разговаривают? (На сказку).

-А чем басня отличается от сказки, от рассказа? (В баснях есть мораль)

-А что такое мораль? (Это основная мысль. Мораль – это нравоучение, совет)

(слайд)

-С каким баснописцем мы уже знакомы?

Ребята подготовили биографию И. А. Крылова. Прошу, группа юных исследователей.

Дополнительная информация учителя об интересных фактах из жизни Крылова. (слайды)

-Ребята, вы уже догадались, что будем сегодня читать? (слайд)

-Кто же сегодня будет героями нашей басни? (загадки). (Сообщение темы урока).

-К какой группе животных относятся стрекоза и муравей? Чем интересна эта группа животных? (6 лапок)

-А вот они и сами пришли к нам на урок. Приглашаю группу юных натуралистов!

Ученики отвечают на вопросы учителя.

















Ученики представляют презентацию (биография И.А. Крылова),





Дети рассказывают заранее подготовленные интересные факты из жизни насекомых.

Личностные: проявление интереса к изучаемому жанру. Умение ориентироваться в своей системе знаний; проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности.

Регулятивные: способность извлекать информацию, анализировать и перерабатывать ее, выделять главное.

Познавательные:

умение учиться перерабатывать полученную информацию; анализ, сравнение, обобщение.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.



4.Первичное восприятие.

4 мин

Просмотр отрывка м/фильма «Стрекоза и Муравей».

-Ребята, посмотрите про каких чудесных, красивых, трудолюбивых насекомых будем сегодня читать. Посмотрите мультфильм. Смотрите внимательно, потому что группа учителей уже подготовила для вас свои вопросы.


Дети просматривают отрывок из мультфильма.


Личностные: проявление интереса к жанру басни.

Регулятивные: способность извлекать информацию, анализировать и перерабатывать ее, выделять главное.

Познавательные: получение новых знаний из различных источников.

Структурирование знаний.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.



5. Проверка качества первичного восприятия

5 мин

Беседа по просмотренному отрывку. Анализ произведения.


Группа «учителей»:

-Что случилось со Стрекозой?

-Почему с ней случилась беда?

-Помог ли ей Муравей? Почему?

-Кто больше понравился: Муравей или Стрекоза? Чем?

-Как в басне Крылов назвал Стрекозу? (попрыгунья). Почему?

Дети отвечают на вопросы, участвуют в коллективной дискуссии.

Личностные:

формирование способности высказывать суждение и давать им обоснование.

Регулятивные: умение дополнять, уточнять высказанные мнения по существу. Ориентироваться в своей системе знаний.

Познавательные: структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные: умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос.



6. Постановка учебной задачи.

3 мин

Беседа.

Словарная работа.

Постановка проблемного вопроса.

-Давайте вспомним алгоритм чтения басни (слайд) Подготовьтесь к безошибочному, выразительному чтению басни.

-Учимся читать правильно: (слайды)

-Наберите на «клавиатуре» (приложение 1) слова «что, того, оглянуться».

Словарная работа: мурава, (до) вешних, помертвело, удручена, катит. (слайды)

-Ребята, в басне есть устаревшие слова, которые сейчас не употребляют. Давайте поясним значение этих слов. (слайд)

-Помогите решить проблему, сколько персонажей в басне, 2 или 3?

-Как называется разговор 2 и более лиц?

Дети отвечают на вопросы, повторяют алгоритм чтения басни, работают над словарными словами.

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса.

Регулятивные:

соотношение результата

своей деятельности с образцом.

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию к преодолению препятствий.

Познавательные:

умение ориентироваться в своей системе знаний;

отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Умение перерабатывать информацию для получения

необходимого результата.

Коммуникативные:

умение договариваться,

согласуя свою точку зрения с другими, понимать и принимать другие позиции.


Физминутка

2 мин



Дети выполняют зарядку.

Формирование коммуникативных умений.

7. Повторное восприятие текста.

5 мин

Отработка навыка чтения.

Сравнительно-сопоставительная работа.

Анализ иллюстраций.

-Самостоятельное чтение.

-Работа по вопросам учебника (стр. 107)

-Чтение способом «Эхо» (учитель по 2 строчки – ученики)

-Чтение в «наушниках» (надеть воображаемые «наушники» и выразительно вслух читать басню)

-Выборочное чтение:

Соотнесите рисунки и строки басни. В каких строках содержится основная мысль, т. е. мораль? (слайд)


Дети читают басню различными способами.


Личностные: творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий.

Регулятивные: умение удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Познавательные: установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: умение работать в группах, объяснять свой выбор, аргументировать.

8. Анализ произведения.

4 мин

Анализ произведения.

Беседа.

Письменная творческая работа.

Просмотр театральной постановки.

Работа в парах.



Характеристика героев басни.

-Внимание на экран! (Слайд): Трудолюбив__, весёл__, хозяйствен__, справедлив__, ленив__, беспечн__.

Распределите слова в две колонки. Вставьте окончания. (приложение 2)

-Внимание: «Взгляд в будущее». Запомните и повторите: «Окончание образует форму слова». А с какой частью слова мы уже знакомы? (Корень)

Чтение по ролям. (группа юных актеров)

-Ребята, а сейчас басню прочитаем по ролям.

А сейчас мы посетим театр. Давайте вспомним правила поведения в театре. Приглашаю группу юных актеров. (выступление детей)

Спасибо группе наших актеров!

- За автора будет читать один ученик, остальные будут работать в парах.

-Найдите слова Стрекозы и Муравья. Договоритесь, кто за какого персонажа будет читать.

Дети работают в парах. Составляют характеристику героев.

Дети выполняют взаимопроверку и фронтальную проверку.






Дети оценивают качество чтения своих одноклассников.



Дети читают по ролям в парах.


Личностные: умение оценивать содержание.

Умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев басни.

Регулятивные:

умение выполнять учебные задания в соответствии с целью.

Познавательные:

умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса. Понимать информацию, представленную в изобразительной форме.

Коммуникативные:

умение слушать других, формулировать свои мысли.

Физминутка для глаз

1 мин



Дети выполняют упражнения для глаз.

Формирование коммуникативных умений.

9. Обобщение.

2 мин

Беседа.

Выделение основных проблем героев произведения.

-Помогите собрать пословицу.

-«Кому бы вам хотелось адресовать пословицу «Делу время, потехе час» Муравью или Стрекозе? (слайд)

-Какие еще пословицы о труде вы знаете?

-Чему учит басня? (Надо думать о завтрашнем дне)

-От какого недостатка предостерегает детей эта басня? (от беспечности, лени)

Дети работают над пословицами.

Личностные: оценивание усваиваемого содержания.

Регулятивные: умение оценивать учебные действия с поставленной задачей.

Познавательные: умение понимать прочитанное, его смысл. Формирование логических действий анализа.

Коммуникативные: умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос.


10. Рефлексия. Самооценивание.

3-4 мин

Беседа.

Самостоятельная работа.

-Да, из-за своей лени и беспечности Стрекоза попала в беду. Дадим ей возможность исправиться? Давайте изменим конец басни. Расставьте окончания строчек так, чтобы получился короткий стих. Просмотрите задание (приложение 3). Как вы думаете, от лица какого героя ведется повествование?

«Делу время, потехе (час)!»

Готов спасти тебя (сейчас).

И мы с тобой построим (дом).

Тепло и сытно будет в (нем)!

-Ребята, мы с вами знаем, что басни пишутся не для стрекоз и муравьев. И. А. Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. И мы с вами сегодня на уроке, пользуясь его советами, стали умнее, добрее, лучше.

«Дедушка Крылов» писал свои басни в 19 веке. А какой век сейчас? Выскажите свою точку зрения: современны ли басни Крылова? (ответы детей)

- Ребята, достигли мы поставленной цели?

- Чем запомнился урок? (слайд)

Я узнал(а)…

Я понял(а) …

Мне понравилось …

Наберите на «клавиатуре» (приложение 1): Крылов, Стрекоза и Муравей.

Дети составляют стихотворение.










Дети совместно с учителем проверяют свою работу.











Дети отвечают на вопросы, делают анализ своей деятельности на уроке.



Личностные: умение оценивать и объяснять простые ситуации с позиции общепринятых нравственных правил. Формирование способности к самооценке.

Регулятивные:

умение оценивать совместно с учителем результат своих действий.

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что, еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные:

умение контролировать и оценивать результат деятельности, допускать существование различных точек зрения.


11.Домашнее задание.

1 мин


-Выучите басню наизусть (по желанию), напишите совет Стрекозе.

Составьте синквейн. к словам Стрекоза, Муравей.



















  1. Методические рекомендации по подготовке и проведению отдельных этапов данного урока

Вне зависимости от выбранной формы сценария урока необходимо учитывать следующие рекомендации.

Заранее, накануне проведения урока, необходимо организовать работу детей в группах: исследователи (дети заранее готовят биографию И. А. Крылова, ищут необходимые материалы к своему рассказу), юные натуралисты (дети подбирают с помощью учителя факты из жизни насекомых), «учителя» (составление вопросов к тексту басни заранее с помощью учителя), актеры (театральная постановка). Таким образом у детей формируется мотивация к изучению нового материала.

Организационный момент. Цель: создание мотивации к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Формы проведения: доброе пожелание, эмоциональные знаки, моральная поддержка, девиз.

На уроке чтения обязательно необходимо проводить литературную и речевую разминку. Учитель сам подбирает соответствующий материал.

Подготовка к первичному восприятию. Цель: создать в классе нужную эмоциональную атмосферу, настроить на восприятие конкретного произведения, непосредственно басни.

Первичное восприятие. Формы проведения: просмотр отрывка мультипликационного фильма, театральной постановки. Первичное восприятие может стать полноценным только в том случае, если оно будет целостным, непосредственным и эмоциональным. Для этого используются технические средства обучения.

Проверка качества первичного восприятия. Цель: выявить, что дети освоили в тексте самостоятельно, а что прошло мимо их внимания; определить направление дальнейшего анализа текста. Проверка первичного восприятия — это уяснение учителем, в первую очередь, эмоциональной реакции детей на произведение и их понимания общего смысла произведения.

На этапе первичного самостоятельного чтения текста должна прослеживаться связь с результатами первичного восприятия. Концептуальная беседа по содержанию басни должна строиться с помощью использования технологий деятельностного типа: постановки проблемного вопроса к тексту, организации коллективной дискуссии. Совместно с учителем выводится основная мораль басни «Стрекоза и Муравей».

Проблемный характер учебной задачи стимулирует желание детей еще раз перечитать текст.

Обобщение. Закрепление изученного. На этом этапе важно, чтобы дети не только освоили идею произведения, но и осознали путь, который привел их к цели, учились быть полноценными читателями. Для развития техники чтения детям должны быть предложены следующие виды работ: чтение «эхо», чтение в «наушниках», чтение по ролям, выборочное чтение, работа с пословицей, чтение в парах.

Подведение итогов урока. Рефлексия. Задание на этапе рефлексии носит дифференцированный характер: ученикам предлагается выполнить творческое задание, требующее высокой степени самостоятельности (придумать свое окончание басни). Также на этапе рефлексии возможно использование специальных сигналов: цвет, знак, эмоциональная шкала и т.д. — для обозначения степени достижения поставленной цели деятельности.

Домашнее задание должно обязательно включать задание, связанное с чтением текста. Однако важно не принуждать, а побуждать детей прочитать еще раз знакомое произведение, увидеть его под новым углом зрения (составить и записать совет Стрекозе). Также можно включить в домашнее задание составление синквейна при условии, что этот вид работы проводится на уроках систематически.

На уроке необходимо использовать методики продуктивного чтения (работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения); «вдумчивого чтения», должны отрабатываться навыки выразительного чтения; применяться здоровьесберегающие технологии (разнообразие видов деятельности, физкультминутка), личностно-ориентированные технологии (индивидуальная работа с учеником, дифференцированное домашнее задание); деятельностный и проектный методы (использование технологий деятельностного типа - учащиеся сами выдвигают гипотезы, делают предположения, определяют цели урока, анализируют свою деятельность.

С целью развития навыка скорочтения и орфографической зоркости целесообразно использовать «клавиатуру» (приложение 1).

Также очень важно, чтобы все дети стали активными участниками урока. В конце урока оценивание проводится вербально, так как 1 семестр 2 класса не оценивается.

Важно использовать всю гамму педагогических технологий: развитие критического мышления через чтение, технологию проблемного диалога, технологию обучения в сотрудничестве, ИКТ, здоровьесберегающие технологии и развивающего обучения. При этом ведущей на протяжении всего урока была методология личностно-ориентированного обучения, которая естественным образом встраивается в канву учебного процесса и служит цели формирования личности средствами чтения-общения.





































  1. Какой сценарий урока лучше: конспект или технологическая карта?

Учитель, начинающий реализовывать ГОС НОО, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение. Требования ГОС НОО: формирование универсальных учебных действий обучающихся. Термин «универсальные учебные действия» нужно понимать как «умение учиться».

Организовать урок в соответствии с этим требованиями, может помочь технологическая карта урока. Давайте рассмотрим преимущества технологической карты.

  • Технологическая карта урока — это графическое отображение сценария урока, план проведения урока, в котором заложены методы индивидуальной работы и возможности вариативного развития урока. Здесь описывается процесс деятельности, а же все операции деятельности и ее составляющие. В технологической карте может быть четко отражено взаимодействие учителя и ученика на уроке, планирование деятельности на каждом этапе урока. Традиционный конспект – это содержание урока по вертикали, а технологическая карта – по горизонтали. При планировании урока учитель определяет все виды деятельности обучающихся на уроке в целом и отдельных его этапах.

  • Карта есть показатель того, насколько учитель точно и четко понимает пространство урока, а потом организует его и реализует педагогические цели и задачи. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний (вспомним, как часто ученики, которые были как казалось очень успешными в школе, не могли найти себя в социуме), а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию. Этот социальный заказ обусловлен быстрым изменением средств, используемых в деятельности человека, необходимостью ориентироваться в динамично изменяющемся информационном потоке, самостоятельно принимать решения и доводить их до исполнения. Очевидно, что многие из этих способностей в традиционной модели обучения, на основе современных исследований, формируются случайным образом, не системно. А значит, традиционная модель обучения не обеспечивает в полной мере выполнение сложившегося социального заказа в части формирования у детей способностей к самоопределению и самореализации, готовности к саморазвитию в современных социально-экономических условиях. Здесь хочется вспомнить слова Бернарда Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». Об этом говорят и многие русские народные пословицы. Одна из них гласит: «Мало знать – надо уметь".

  • Благодаря технологической карте урока учитель может видеть и контролировать: конкретные педагогические действия, позволяющие достичь запланированных результатов в ходе образовательной деятельности; соотношение педагогических действий (чтобы понять, образуют ли отдельные методы и приемы работы единую последовательность); порядок осуществления корректировки урока без прерывания логики изложения материала.

  • Будучи инновационной методической формой плана урока, технологическая карта полностью соответствует современным образовательным стандартам ГОС НОО. Получив возможность воспринимать учебный материал максимально целостно и логически структурировано, педагог более эффективно взаимодействует с учениками на каждой из стадий урока, быстро достигая запланированных результатов. Кроме того, подобный способ планирования учебного занятия является наиболее оптимальным и для школьников: на занятиях создается среда, стимулирующая ребенка к самостоятельной деятельности, что, в свою очередь, способствует развитию личности ребенка.

Для успешной работы в условиях образовательных стандартов второго поколения учителю требуется ряд особых профессионально- педагогических умений. Среди них – умения по проектированию и проведению уроков, реализующих системно- деятельностный подход и направленных на достижение образовательных результатов ГОС НОО.

Чтобы провести урок, отвечающий требованиям системно- деятельностного подхода и ГОС НОО, учитель должен уметь:

  • грамотно трактовать ключевые понятия, определяющие контекст современного урока;

  • проектировать уроки, направленные на реализацию системно-деятельностного подхода и достижение результатов ГОС НОО;

  • организовывать ведущую к достижению результатов обучения деятельность учащихся на уроке;

  • анализировать проведенный урок в соответствии с современными требованиями к нему. Для этого и необходима технологическая карта урока.

Технологическая карта в дидактическом контексте рассматривается как проект учебного процесса, в котором содержится его описание от цели до результата.

отличие от плана или конспекта урока, которые представляют собой обычное текстовое описание урока, технологическая карта – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся. Обязательным свойством технологической карты является отражение взаимодействия деятельности учителя и учащихся.

Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность учителю максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

В учебном процессе работа с технологической картой способствует освоению ведущих понятий системно-деятельностного подхода, а также овладению практикой проектирования уроков, отвечающих современным требованиям к обучению.

Вывод: сценарий урока литературного чтения определяются не требованиями «педагогической моды», а законами полноценного восприятия младших школьников, особенностями художественно-эстетической природы текста и наличием опыта учителя. Поэтому выбор оптимального сценария урока за учителем.





























Послесловие

Составляя урок чтения, какой формы он ни был, нельзя забывать и о формировании читательской компетентности, помогать ученикам преодолевать возникающие трудности при чтении, при этом сохранять интерес к чтению и желание встречаться с книгой как можно чаще. Именно эта проблема — формирование навыков чтения без насилия над ребенком на основе развития мыслительных процессов, на основе постоянного роста интереса ребенка к чтению — является сейчас в мире интернета и гаджетов особенно актуальной. А это возможно только за счет овладения та­кими универсальными учебными действиями, которыми дают качест­венный сдвиг в чтении.

Важно учить детей любить читать книги, не отступая от главной цели, поставленной ФГОС НОО к планируемым результатам в части литературного чтения. Учитель должен стремиться воспитать грамотного, осознанного читателя, который может понять главную идею произведения, прочувствовать его эмоциональную составляющую, «услышать» и «увидеть» автора за строками прочитанного. Нередко, увлекаясь использованием разнообразных технологий, придумывая интересные задания творческого характера, заготавливая увлекательнейшие инструкции для работы, используя большое количество иллюстративных средств, учителя неумышленно отодвигают на второй план содержание образования. Дети активно рисуют, вырезают, клеят, но за всем этим теряется работа с текстом, словом. На уроках литературного чтения ценность имеют не только творческие способности и фантазия педагогов, но глубокая литературоведческая работа учеников, которая способствует решению задач по воспитанию грамотного читателя.

Еще несколько советов по организации урока:

  1. Задавайте учебную задачу перед слушанием.

  2. Уже в первом классе предлагайте детям, которые хорошо читают, читать небольшие отрывки самостоятельно.

  3. Разделяйте тексты на смысловые отрезки, после чтения каждого отрезка обсуждайте содержание.

  4. Обсуждайте проблемные вопросы, решить которые без вашей помощи дети еще не могут.

  5. Переводите в групповую и парную работу те задания, которые ученики могут сделать самостоятельно.

  6. Организуйте дифференцированное обучение для «продвинутых» детей.

  7. Актуализируйте знания, которые дети получили до школы.

  8. Подводите итоги урока вместе с детьми, учите ребят понимать и принимать выводы.

  9. Используйте дополнительные рубрики, чтобы сделать уроки более «живыми»: «Любимая книга», «Экскурсия в библиотеке», «Проектная деятельность».

Обучая ребенка чтению помните, что любовь к литературе нельзя сформировать без участия родителей. Но речь идет не о совместном выполнении домашних заданий. Важно, чтобы дома в принципе была развита культура чтения, чтобы ребенок видел взрослого с книгой в руке.
Вовлекайте детей в процесс обучения, чтобы они были не пассивными, а активными участниками этого процесса! Успехов!

































Список литературы:

    1. Кондаков A.M. и др. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. – М.: Просвещение, 2008.

    2. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.

    3. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига: Эксперимент, 2000.

    4. Фирсова Т.Г. Современный урок литературного чтения: методический конструктор: учебно-метод. пособие для студентов, «Педагогическое образование» (начальное образование). – М.: Перо, 2018. – 211 с.

    5. Ядровская Е. Р. Анализ и соотношение понятий «читательское развитие читателя школьника», «литературная компетентность», «читательская компетентность» // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 5 (17). С. 132-139. С. 133.

    6. Галактионова Т. Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования (теоретико-методические основы исследования): моногр. СПб., 2007. С. 124.

    7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.

    8. Примерная программа по «Литературному чтению» // Примерные программы начального общего образования.

    9. Мороз Н.Я. Конструирование технологической карты урока. Научно-методическое пособие. – Витебск, 2006.

    10. Интернет-источники: http://instrao.ru/

https://rosuchebnik.ru/material/organizaciya-uroka-literaturnogo-chteniya/

http://rcro.su/

Принципы и положения для работы с технологическими картами [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=2007



28



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методический конструктор современного урока

Автор: Борисенко Ольга Николаевна

Дата: 23.05.2022

Номер свидетельства: 607805

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) ""Конструктор современного урока""
    ["seo_title"] => string(30) "konstruktor_sovremennogo_uroka"
    ["file_id"] => string(6) "593976"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1639024945"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Методическая разработка семинара, тема "Конструирование урока в контексте ФГОС СПО""
    ["seo_title"] => string(89) "mietodichieskaia-razrabotka-sieminara-tiema-konstruirovaniie-uroka-v-kontiekstie-fgos-spo"
    ["file_id"] => string(6) "281856"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453614700"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "мастер-класс по английскому языку "Конструктор урока в рамках системно-деятельностного подхода""
    ["seo_title"] => string(91) "mastierklasspoanghliiskomuiazykukonstruktorurokavramkakhsistiemnodieiatielnostnoghopodkhoda"
    ["file_id"] => string(6) "276109"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452680474"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспект урока :"Современные Олимпийские игры" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-sovriemiennyie-olimpiiskiie-ighry"
    ["file_id"] => string(6) "125502"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415004823"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Методическая разработка "Воздушный транспорт""
    ["seo_title"] => string(46) "metodicheskaia_razrabotka_vozdushnyi_transport"
    ["file_id"] => string(6) "557823"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1600499569"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства