Школьное ученическое самоуправление – непременный признак коллектива, его функция. Если нет коллектива – бесполезно говорить о самоуправлении. Современная школа должна предоставлять своим учащимся возможность попробовать себя в организации творческих объединений, в работе школьных средств массовой информации и, разумеется, создать необходимые условия для реализации их гражданских прав, в том числе права «избрать и быть избранным в руководящие органы», а также получать удовлетворение от процесса и результата своей деятельности, направленной на благо других.Школьное самоуправление (ШСУ) – высшая форма руководства детским коллективом, направленное на совершенствование жизни коллектива и повышения уровня учебно-воспитательного процесса. ШСУ – неполитическое объединение детей и взрослых на основе общих интересов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Как организовать самоуправление в школе»
Утверждено
Директор школы _______________Т.В. Ефремова
«____»____________20____г.
ПОДПРОГРАММА «МЫ ВМЕСТЕ» (срок реализации 2010-2015гг).
Школьное ученическое самоуправление – непременный признак коллектива, его функция. Если нет коллектива – бесполезно говорить о самоуправлении. Современная школа должна предоставлять своим учащимся возможность попробовать себя в организации творческих объединений, в работе школьных средств массовой информации и, разумеется, создать необходимые условия для реализации их гражданских прав, в том числе права «избрать и быть избранным в руководящие органы», а также получать удовлетворение от процесса и результата своей деятельности, направленной на благо других.
Самоуправление в нашей школе не цель, а средство воспитания. Это высшая форма руководства детским коллективом, где главное не органы самоуправления, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива, повышения уровня учебно-воспитательного процесса.
Самоорганизация, являющаяся основой самоуправления, открывает перед учащимися различных возрастов возможность естественного вхождения в систему гражданского общества. Через различные виды совместной деятельности у школьников вырабатываются необходимые навыки, закрепляются умения соотносить личные интересы с групповыми и общественными, а также вырабатывать необходимые коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества.
Большую роль в самоорганизации учащихся играет учитель. В свое время В.А.Сухомлинский говорил, что все беды нашего воспитания происходят из того, что мы призываем детей идти за знаменами, которые никто не несет. Сегодня наши знамена зачехлены и поставлены до лучших времен в музей, в котором почти нет посетителей. Кто может помочь расчехлить его? Учитель! Один он этого сделать, естественно, не может, а вот в содружестве с учащимися – другое дело. Но для этого потребуется все педагогическое мастерство учителя. Для улучшения окружающей жизни необходимо совместное преодоление ученика и учителя обыденных трудностей, единение в творческой деятельности, которое должно исходить от самих детей. Вследствие чего воспитание приобретает другой смысл, содержание и формы: вместо навязывания готовых образцов поведения, принудительной организации свободного времени и т.д. ученики погружаются в деятельность, интересную уже тем, что она задумана и спланирована ими самими. В процессе этой самодеятельности, как реализации не чужих, а своих интересов, и происходит воспитание, преобразование, становление личности. Эти качества – результат незаметного воспитания посредством создания условий для самовоспитания. Секрет сотрудничества и состоит в том, как эти условия создаются, в чем состоит организаторская деятельность учителя, как старшего товарища, а не как лектора.
Главное направление незаметной воспитательной деятельности – развитие творческих и организаторских умений учеников в сотрудничестве с учителем.
Детство – фундамент, на котором воздвигается «здание» общества. Политическая и экономическая обстановка в стране создает потребность в новом типе молодого человека – будущего члена общества, его строителя, организатора, руководителя. По мере развития демократических процессов в школе появляется необходимость в органах самоуправления, которые руководят отдельными сферами жизни коллектива. Самоуправление помогает ребятам проявить себя в жизнедеятельности школы и класса, приобщает их к решению организационных вопросов общей жизни, расширяет возможности правового школьного пространства.
Стремление улучшать жизнь, забота о ней рождается в сердце; творческая мысль рождается в уме. Надо построить такую детскую жизнь, чтобы ничего дурного с детьми не случалось, не могло случиться, надо заниматься с ребятами до того, как они станут невоспитанными, - забота о здоровье всегда эффективнее лечения.
Работа органа школьного самоуправления
1. Общие положения.
Школьное самоуправление (ШСУ) – высшая форма руководства детским коллективом, направленное на совершенствование жизни коллектива и повышения уровня учебно-воспитательного процесса. ШСУ – неполитическое объединение детей и взрослых на основе общих интересов.
Школьное самоуправление осуществляет свою деятельность на территории школы и поселка (по взаимному согласию).
Место нахождения органа Школьного самоуправления – Московская область, Серпуховский район, п.Оболенск, Оболенская средняя общеобразовательная школа, тел. 36-00-89
Мы имеем свои гимн и эмблему (песня и эмблема районной детской организации Содружества Детских Землячеств «Радуга»)
2. Основные задачи.
- объединение учителей и учащихся школы на основе общих программ;
- создание методической помощи всем членам ученического самоуправления;
- привлечение внимания общественности к школьным проблемам;
- помочь детям понять, что у них есть свои правила и законы школьной жизни;
- содействовать формированию системы целостных отношений к окружающему миру во всех его проявлениях;
- пропаганда целей ШСУ и его деятельности.
Принципы деятельности.
- создание необходимого количества разнообразных сфер деятельности учащихся;
- добровольность во всех сферах деятельности учащихся;
- сотворчество учителей и учащихся, построение самоуправления на основе постоянной сменяемости актива;
- совместное планирование организации и анализа общих дел, отношений, поступков;
- организация общественно-значимой («для людей») и личностно-значимой («для себя») деятельности.
Членство в ШСУ.
УС строится на основе количественного членства.
Малые инициативные группы (МИГ) – органы ШСУ.
Членами ШСУ могут быть классные коллективы, педагогические работники, признающие Устав школы, правила поведения учащихся и настоящее положение.
ШСУ может быть упразднено только на общем собрании.
Права и обязанности членов ШСУ.
Члены ШСУ имеют право:
- равного представительства во всех отделах общешкольной комиссии;
- обращаться в Совет учащихся и штаб самоуправления по защите своих прав и интересов, а также классного коллектива;
- избирать и быть избранным в органы самоуправления, а также выдвигать другие кандидатуры;
- избирать и быть избранным в лидеры Совета учащихся, но только с 8 по 11 классы (приложение №1);
- высказывать свое мнение, сомнения, предложения по вопросам работы УС, получать на них обоснованные ответы;
- подать заявление в штаб самоуправления об оскорблении его чести и достоинства в соответствии с положением №1 и №2 правил для учащихся;
- ставить перед Советом учащихся и штабом самоуправления вопрос о пребывании в объединении ученика, если тот своими действиями постоянно нарушает правила для учащихся;
- представитель ШСУ может представлять коллектив учащихся на педагогических советах;
- участвовать в работе СДЗ «Радуга» Серпуховского района.
5.2. Члены ШСУ обязаны:
- участвовать в деятельности ШСУ согласно плана воспитательной работы школы;
- подчиняться решениям Совета учащихся и штаба самоуправления, если они не выходят за рамки Устава школы, правил поведения учащихся и настоящего положения;
- представлять интересы ШСУ в конкурсах, смотрах, соревнованиях и иных мероприятиях школы и района.
Самоуправление в объединении.
Высшим органом ШСУ является общий сбор, который созывается 1 раз в год.
Полномочия сбора:
- вносит изменения в настоящее положение и организационный блок, структуру самоуправления;
Совет учащихся и общешкольные комиссии собираются по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц.
Заседания Совета учащихся и штаба самоуправления полномочны, если на них присутствует более половины всех его членов.
Решение, принимаемое Советом и штабом, действительно только в том случае, если за него проголосовало большинство присутствующих.
Руководство и контроль за работой Совета учащихся и штаба самоуправления осуществляет заместитель директора по внеклассной работе (ВР).
Штаб самоуправления не имеет права обязывать учащихся, не входящих в состав Советов, подчиняться его решению, давая право на самоопределение каждому ученику школы.
Организационный блок ученического самоуправления.
Каждый раз в начале учебного года в классных коллективах на классном часе выбираются малые инициативные группы согласно тем отделам, которые организованы в школе. Выборы могут проходить по трем сценариям:
учениками предлагаются собственные кандидатуры – классный руководитель следит за уравновешенной компановкой МИГ;
ученики предлагают в состав МИГ своих товарищей;
классный руководитель сам назначает членов МИГ.
Наиболее эффективны первые два сценария. Они определяют уровни самостоятельности микрогруппы, но на первых порах может быть использован и третий вариант.
МИГ получает инструктаж о том, что она становится генератором идей, разработчиком программы ТД, организатором учеников в классе, контролером и аналитиком ТД.
МИГ может быть постоянной, а иногда и временной, в связи с чем каждый ученик в классе получает возможность проявить себя в той или иной мере. Это особенно касается выборов в отдел культуры.
МИГ классных коллективов в количестве 1-2 человек входят в школьные отделы.
Отделами руководят:
завуч (учебный отдел УО);
педагог-организатор и заместитель директора по ВР (шефский отдел -Ш.О., отдел внутренних дел- ОВД и отдел культуры- ОК);
инструктор по физкультуре (спортивный отдел СО);
учитель литературы и заместитель директора по ВР (информационный отдел ИНФО);
ответственные за краеведческую и экологическую работу
На первом заседании отделов определяется работа на год и выбирается председатель, который, в свою очередь, входит в Совет учащихся. Из председателей выбирается лидер в Совете учащихся:
лидер в Совет друзей малышей (1-4) классы назначается педагогом-организатором;
лидер в Совет «игроградцев» выбирается открытым голосованием (5-7 классы);
лидер в Совет старшеклассников (8-11 классы) выбирается согласно Положения о выборах в лидеры Совета старшеклассников Лидер Совета старшеклассников является председателем Совета учащихся. В Совет учащихся входят также старшеклассники, которые баллотировались но не прошли в лидеры Совета. Лидеру Совета учащихся помогает педагог-организатор или заместитель директора по ВР.
В штаб самоуправления входят:
администрация школы,
руководители ШМО,
председатель родительского комитета,
лидер Совета учащихся и его заместитель.
Структура самоуправления
Штаб самоуправления.
«Мы вместе»
Совет учащихся:
Совет друзей малышей. 1-4 классы
программа «Дорогою добра»,
Совет «игроградцев» 5-7 классы
программа «Игроград»,
Совет старшеклассников 8-11 классы
программа «Старшеклассник».
Учеб-
ный отдел
УО.
Шеф-
ский отдел
ШО.
Отдел культуры
ОК.
Спорт.
отдел
СО.
Информацион отдел
ИНФО.
Отдел «Отечество»
ОО.
Отдел внутренних дел
ОВД.
Миг
Миг.
Миг.
Миг.
Миг.
Миг.
Миг.
Функции деятельности ученического самоуправления.
Штаб самоуправления – высший исполнительный и координирующий орган ученического самоуправления, руководит и направляет работу Совета учащихся.
Имеет право:
- составлять календарные планы работы в течение года;
- вносить коррективы в перспективный план;
- разрабатывать и утверждать положения о смотрах;
- конкурсах и т.д. (приложение № 2);
- решать важные вопросы внутришкольной жизни.
Совет учащихся – координирует работу Советов:
- Совета друзей малышей;
- Совета «игроградцев»;
- Совета старшеклассников.
Участвует в работе педагогического коллектива и родительского комитета. Совет учащихся готовит и проводит собрания Советов.
Совет друзей малышей (1-4 классы) – координирует и подводит итоги участия детских коллективов в программе «Дорогою добра» совместно с педагогом-организатором. Деятельность Совета друзей малышей представлена в программе ниже.
Совет «игроградцев» (5-7 классы) – вовлекает как можно большее количество учащихся в проводимые дела, игры, конкурсы, состязания, способствующие единению воспитания и обучения в действительно целостный процесс. Активную роль в работе этого Совета ведут руководители ШМО в рамках программы игры «Игроград».
Совет старшеклассников (8-11классы)
Функции и полномочия Совета старшеклассников:
Представляет школьный коллектив старшеклассников в общественных организациях, педсоветах.
Разрабатывает и организует деятельность Совета; планирует и проводит различные коллективно-творческие дела согласно плана воспитательной работы школы.
Анализирует, изучает и пропагандирует опыт работы школьных Советов.
Принимает решения по вопросам общественной жизни старшеклассников школы, сроков и порядка проведения собраний, отчетов, выборов и других мероприятий.
Определяет вопросы повестки дня заседаний Совета старшеклассников.
Организует учебу актива учащихся школы (приложение № 3).
Один раз в год согласно положения о выборах выбирает лидера Совета старшеклассников (приложение № 1).
Общешкольные отделы – направляют работу на повышение уровня учебно-воспитательного процесса. Включает в себя следующие:
Учебный отдел (УО) – участие в подведении итогов в экране успеваемости классных коллективов; организация оказания помощи в учебе учащимся; профилактическая работа с учащимися, имеющими прогулы, неудовлетворительные оценки и плохую дисциплину (беседа, ходатайство на малый педсовет)
Отдел внутренних дел (ОВД) – организует и контролирует работу в таких операциях, как «Чистая школа», «Чистый поселок», производит текущий ремонт школьной мебели, благоустраивает территорию вокруг школы, участвует в работе ремонтных бригад, организует дежурство по школе.
Отдел культуры (ОК) – организует и проводит досуг, готовит КТД, отвечает за художественную самодеятельность, оформляет зал школы и т.д.
Спортивный отдел (СО) – организует и проводит спортивные мероприятия в школе: чемпионаты по футболу, пионерболу, волейболу, плаванию, проводит «Веселые старты», спортивные игры и т.д.
Информационный отдел (ИНФО) – собирает информацию о школьной жизни, освещает её в выпусках школьной независимой газеты «Зеркало», пишет статьи на злободневные темы, информирует о работе СДЗ «Радуга», школьного Совета. Положение о работе школьной газеты представлено в приложении № 4.
Отряд «Отечество» (ОО) – направляет работу классных коллективов согласно работы программы движения «Отечество» (краеведение и экология). Организует лекторские группы и работу в школьном музее.
Шефский отдел (ШО)- направляет работу уч-ся начальной школы, организует и проводит мероприятия согласно плана воспитательной работы.
Малые инициативные группы (микрогруппы) – направляет работу в классе по направлениям работы отделов.
Участвуя в работе школьного самоуправления по программе «Мы вместе», школьники приобретают опыт социальной деятельности. Сложившаяся система направлена на создание в школе демократического стиля управления. Этому способствуют органы ученического самоуправления. В течение учебного года Совет старшеклассников руководил всей системой самоуправления. На его заседаниях вырабатывались предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, заслушивались отчеты комитетов, оценивались результаты деятельности школьного самоуправления.
Уровень самоуправления по результатам выведения среднего коэффициента трех блоков, составляет 0,82 – это соответствует высокому уровню самоуправления в ученическом коллективе.