kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление на методическом объединении "Как предотвратить неуспеваемость учащихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Неуспеваемость учащихся — это бич школы. Школа, в которой есть неуспевающие учащиеся, — это школа, выпускающая брак, работающая  недостаточно эффективно. Неуспевающие учащиеся — это кандидаты на  второгодничество, которые тяжелым бременем ложиться на школу в  моральном, экономическом и социальном отношениях. Школа несет моральную ответственность перед неуспевающими и второгодниками, ибо
она не сумела дать им нужное воспитание и образование, перед родителями  неуспевающих учащиеся, перед обществом и государством, ибо общество и  государство поручили школе подготовить достойное новое поколение, а  школа вместо этого выпускает бракованную продукцию — выпускников,  которые плохо подготовлены для взрослой жизни, для творческой,  созидательной деятельности на благо общества и государства. Неуспеваемость учащихся по тому или иному учебному предмету ложится
тяжёлым бременем на учителя. Он должен отчитываться о причинах  появления неуспеваемости учащегося, доказывать, что он, учитель, не  виноват в этом позорном явлении.

Однако самое страшное зло неуспеваемость наносит самому  неуспевающему ученику. Он перестаёт верить в свои силы и возможности. Ученик не почувствовал в процессе обучения в школе успех, а он как любой  нормальный человек очень нуждается в каком-то успехе, чтобы утвердить  себя как значимою личность. Не достигнув успеха в обучении, школа и  учителя толкают его искать такой успех в какой-то другой деятельности,  зачастую аморальным и даже преступной.

Но, к сожалению, среди учителей довольно широко распространено мнение, что это неминуемое зло, что неуспеваемость  учащихся всегда была и будет. При этом причины неуспеваемости  отдельных учащихся видят в них самих, в их плохой подготовке, слабом  психическом развитии, плохих семейных условиях, в их нежелании хорошо учиться и т.д. Большей частью учитель сам себя не винит в наличии  неуспевающих по его предмету, ибо, мол, что он мог сделать, если ученик  плохо учится? Такие учителя видят в неуспевающих учащихся только  плохое, они не захотели и не смогли увидеть учащихся что-то хорошее. А  ещё С. А. Рубинштейн говорил, что: «Добиться успехов в борьбе с дурными и  слабыми сторонами человека можно верней всего, нащупав его сильные  стороны, — те силы в нём, которые при подлежащем их направлении могут  быть обращены на благую цель. За озорными выходками нередко стоят  избыточные силы, которым не сумели дать надлежащее применение. На
знании одних недостатков и слабостей ничего не построить. Поэтому  воспитание, которое видит только их одних, их лишь подчеркивает,  бесперспективное дело. Кто хочет исправить недостатки человека, должен искать его достоинства, хотя бы потенциально, те его свойства, которые  могут быть обращены в достоинства при надлежащем направлении
заключенных в нём сил. На них надо опираться в борьбе с недостатками  человека, надо искать себе союзников в нём самом».

В настоящее время главной целью школы является воспитание каждого школьника высоконравственной, культурной, творчески активной, предприимчивой и социально зрелой личностью.

Обучение знаниям, умениям и навыками является составной частью и основным средством воспитания. Каждый учитель должен быть воспитателем личности своих учеников, чутким и отзывчивым руководителем их.

Деятельности по самообучению, саморазвитию, самосовершенствованию. Если учитель хочет, чтобы его педагогическая деятельность была успешной, чтобы она предотвращала всякую неуспеваемость учащихся, он должен организовать учебный процесс по своему предмету как процесс воспитания своих учащихся, как формирование высоконравственных, культурных, творчески активных и социально зрелых личностей, как развивающий процесс самоорганизации, самовоспитания и самообучения учащихся. Какими же средствами располагает учитель, чтобы осуществить указанную цель ?

Первое - это нравственная организация самого учебного процесса. Этот процесс может быть организован по  разному:

а) на авторитарных началах, когда учитель приказывает, наказывает и поощряет работу учащихся, давая им нужную информацию и учебные задания, которые учащиеся безропотно выполняют. Такая организация учебного процесса может способствовать воспитанию нравственно неустойчивых личностей, которые работают лишь для получения высокой оценки;

б) как гуманное взаимодействие между учителем и учащимся. В этом случае учитель дает какую-то нужную информацию, ставит перед ними какие-то цели и задачи, помогает им осуществлять эти цели, помогает им осуществлять эти цели, давая им систему учебных заданий, проводить контроль и оценку работы каждого ученика. Такая организация учебного процесса будет способствовать воспитанию учащихся высоконравственных личностей.

Второе- это включение учащихся в проведение учебного процесса не только как объектов педагогических воздействий учителя, но и как субъектов этого процесса. Уже где-то на первой ступени обучения, учитель может начать передавать часть своих функций и обязанностей ученикам, наделяя каждого ученика какой-то определённой ролью в организации и проведении учебного процесса.

На основе этого плана каждый учитель включает в план своей работы те обще учебные умения и навыки, которые он будет формировать у уч-ся в процессе изучения учебного материала по своему предмету. При этом учитель должен предусмотреть проверку уровня овладения этими умениями и навыками к началу занятий и текущую проверку в процессе формирования этих умений. Нужно довести до сведения уч-ся, какие именно умения и навыки в данный отрезок времени формируется и каковы успехи учащихся в этом деле, с тем, чтобы вызвать у них нужную мотивацию — стимул к совершенствованию своих умений и навыков.

Эффективность обучения определяется в конечном итоге характером отношения уч-ся к учению, характером их учебной работы. Это отношение во многом зависит от того, осознают ли уч-ся личностную и общественную значимость учебной работы. Организация учебного процесса должна быть такой, чтобы каждому ученику была ясна личность и общественная зависимость его активной, творческой и упорной работы и основным показателем была бы оценка именно такой учебной работы ученика.

Учебный процесс должен проводиться в органическом единстве коллективных, фронтальных, и индивидуальных форм учебных занятий при определяющем характере общей коллективной деятельности учащихся.

Для того, чтобы своевременно выявлять любое отставание в учении каждого ученика и тут же его восполнять, текущий контроль должен проводиться по каждому элементу содержания учебной программы, охватывать одновременно всех без исключения учащихся.

Важнейшим фактором повышения эффективности обучения является субъективный и осознанный характер деятельности ученика в учебном процессе.

Ученик должен не только объектом педагогических воздействий, но и активным субъектом учебно-воспитательного процесса. В каждом классе организуется ученическое самоуправление, которая организует не только общественную жизнь класса, но и значительную часть учебной работы (текущий контроль, оценку и учёт учебной работы учащихся, взаимопомощь).

5. Эффективность учебной работы учащихся зависит от развития у них способности к обучению, способности разумно и правильно учиться. Для этого они должны овладеть общеучебными умениями и навыками.

6. Обучение должно проводится так, чтобы оно в максимальной степени способствовало воспитанию каждого ученика как высоконравственной, творчески активной и социально- зрелой личности.

7. Характер отношения ученика к учебной работе зависят и от того, какова жизнь ученика в школе и классе, удовлетворяет ли эта жизнь его потребления в эмоциональном насыщении, с какими чувствами он идёт в школу.

8. Учитель должен верить в возможности и силы ученика. Он должен выявлять лучшие и сильные стороны каждого ученика, и опираясь на них вместе с учеником бороться с его слабыми качествами. Для того, чтобы бороться с недостатками того или иного ученика, учитель должен искать его достоинства и создавать условия, чтобы каждый ученик добился успеха в какой- либо области. Надо исходить из постулата, что хотя воспитание, школа и учитель не всесильны, но их возможности велики и надо в максимальной степени использовать эти возможности, опираясь на глубокое и всестороннее знание ученика, его особенностей и качеств.

Только при осуществление указанных условий можно добиться полной успеваемости учащихся, предупредить отставание и неуспеваемость ученика.

Вот тогда он не только объект, но и субъект педагогических воздействий учителя.

Третье- личный пример нравственного поведения, нравственного отношения к учащиеся. Ведь учитель является для учащихся очень референтной личностью, с мнением которой все учащиеся, как правило, считаются. Поэтому, если учитель в своём поведении в школе, на уроках, вне уроков, в своих отношениях с учащимися и другими людьми, за которыми ученики пристально наблюдают, создаёт для учащихся высоконравственное воспитание своих учащихся.

Прогресс общества всегда определялся уровнем развития творчества людей, а поэтому оно во все времена рассматривалось как главное достижение человека. Недаром Роман Ролан сказал: «Вся радость в жизни в творчестве. Творить значит убивать смерть». Если раньше прогресс общества определялся отдельных гениальных личностей, то сейчас мы вступили в такую эпоху, когда дальнейший прогресс возможен лишь при условии массового творчества людей. Для формирования творческой активности учащимся необходимо, чтобы уроки в школе были уроками, на которых бы проводилась преимущественно индивидуальное или коллективная самостоятельная деятельность самих учащихся. А не деятельность одного учителя, прерываемого лишь вопросами, требующими односложных ответов. Не менее важно для формирования творческой активности учащихся построение их домашней работы не только для закрепления изученного материала, но и для самостоятельной исследовательской работы над значимыми темами.

Многие выпускники наших школ ещё не достигают момента выпуска необходимой социальной зрелости; у них нет стойких интересов и склонностей, если ещё не определили для себя ту профессиональную сферу, в которой или наиболее подходит по их личностным особенностям трудиться.

Поэтому для формирования у учащихся социальной зрелости надо так организовать жизнь в школе и прочие обучение, чтобы они развивали их самопознание и самоанализ, выявляли, развивали и укрепляли их интересы и склонности, их самодеятельность, чувство личной ответственности за свое поведение, за свою учебную и общественную деятельность. Одним из средств этого является организация целевой направленности жизни и деятельности школы. Л. Н. Толстой говорил, что для того, чтобы пройти тысячу верст, надо, чтобы впереди горел фонарь— цель, ради которой нужно пройти тысячу верст и которая будет освещать этот путь. Для того, чтобы жизнь школы не была серой и скучной, чтобы учащие-ся шли ежедневно в школу с охотой и радостью, чтобы они имели возможность для содержательного и делового межличностного общения, в котором формируется социальная зрелость надо, чтобы каждый год перед всем школьном коллективом стояла какая то значительная и всем понятная цель, в осуществлении которой могли и должны были принимать деятельное участие все учащиеся.

Обучение учащихся знанием, умением и навыком является важнейшей задачей школы. Эффективность обучения любому учебному предмету зависит от многих факторов, но одним из важнейших является уровень умений учеников самостоятельно учиться, который зависит от уровня владения ими общеучебными умениями и навыками.

Обшеучебные умения и навыки дают возможность учащимся наиболее рационально учиться по всем предметам, осуществлять наиболее эффективно все виды деятельности, входящие в учебный процесс. Серьезные недостатки сформированности общеучебных умений и навыков оказывают большое влияние на успеваемость учащихся и зачастую является одна из причин неуспеваемости.

Каждая школа может составить свой план формирования общеучебных умений и навыков у учащихся с учетом своей специфики, особенностей и условий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на методическом объединении "Как предотвратить неуспеваемость учащихся" »

Кривовичева Галина Петровна,
Ялгинский детский дом-школа, г. Саранск
учитель биологии


Как предотвратить неуспеваемость учащихся?

Выступление на МО Естественно-научного цикла

Неуспеваемость учащихся — это бич школы. Школа, в которой есть неуспевающие учащиеся, — это школа, выпускающая брак, работающая недостаточно эффективно. Неуспевающие учащиеся — это кандидаты на второгодничество, которые тяжелым бременем ложиться на школу в моральном, экономическом и социальном отношениях. Школа несет моральную ответственность перед неуспевающими и второгодниками, ибо
она не сумела дать им нужное воспитание и образование, перед родителями неуспевающих учащиеся, перед обществом и государством, ибо общество и государство поручили школе подготовить достойное новое поколение, а школа вместо этого выпускает бракованную продукцию — выпускников, которые плохо подготовлены для взрослой жизни, для творческой, созидательной деятельности на благо общества и государства. Неуспеваемость учащихся по тому или иному учебному предмету ложится
тяжёлым бременем на учителя. Он должен отчитываться о причинах появления неуспеваемости учащегося, доказывать, что он, учитель, не виноват в этом позорном явлении.

Однако самое страшное зло неуспеваемость наносит самому неуспевающему ученику. Он перестаёт верить в свои силы и возможности. Ученик не почувствовал в процессе обучения в школе успех, а он как любой нормальный человек очень нуждается в каком-то успехе, чтобы утвердить себя как значимою личность. Не достигнув успеха в обучении, школа и учителя толкают его искать такой успех в какой-то другой деятельности, зачастую аморальным и даже преступной.

Но, к сожалению, среди учителей довольно широко распространено мнение, что это неминуемое зло, что неуспеваемость учащихся всегда была и будет. При этом причины неуспеваемости отдельных учащихся видят в них самих, в их плохой подготовке, слабом психическом развитии, плохих семейных условиях, в их нежелании хорошо учиться и т.д. Большей частью учитель сам себя не винит в наличии неуспевающих по его предмету, ибо, мол, что он мог сделать, если ученик плохо учится? Такие учителя видят в неуспевающих учащихся только плохое, они не захотели и не смогли увидеть учащихся что-то хорошее. А ещё С. А. Рубинштейн говорил, что: «Добиться успехов в борьбе с дурными и слабыми сторонами человека можно верней всего, нащупав его сильные стороны, — те силы в нём, которые при подлежащем их направлении могут быть обращены на благую цель. За озорными выходками нередко стоят избыточные силы, которым не сумели дать надлежащее применение. На
знании одних недостатков и слабостей ничего не построить. Поэтому воспитание, которое видит только их одних, их лишь подчеркивает, бесперспективное дело. Кто хочет исправить недостатки человека, должен искать его достоинства, хотя бы потенциально, те его свойства, которые могут быть обращены в достоинства при надлежащем направлении
заключенных в нём сил. На них надо опираться в борьбе с недостатками человека, надо искать себе союзников в нём самом».

В настоящее время главной целью школы является воспитание каждого школьника высоконравственной, культурной, творчески активной, предприимчивой и социально зрелой личностью.

Обучение знаниям, умениям и навыками является составной частью и основным средством воспитания. Каждый учитель должен быть воспитателем личности своих учеников, чутким и отзывчивым руководителем их.

Деятельности по самообучению, саморазвитию, самосовершенствованию. Если учитель хочет, чтобы его педагогическая деятельность была успешной, чтобы она предотвращала всякую неуспеваемость учащихся, он должен организовать учебный процесс по своему предмету как процесс воспитания своих учащихся, как формирование высоконравственных, культурных, творчески активных и социально зрелых личностей, как развивающий процесс самоорганизации, самовоспитания и самообучения учащихся. Какими же средствами располагает учитель, чтобы осуществить указанную цель ?

Первое - это нравственная организация самого учебного процесса. Этот процесс может быть организован по разному:

а) на авторитарных началах, когда учитель приказывает, наказывает и поощряет работу учащихся, давая им нужную информацию и учебные задания, которые учащиеся безропотно выполняют. Такая организация учебного процесса может способствовать воспитанию нравственно неустойчивых личностей, которые работают лишь для получения высокой оценки;

б) как гуманное взаимодействие между учителем и учащимся. В этом случае учитель дает какую-то нужную информацию, ставит перед ними какие-то цели и задачи, помогает им осуществлять эти цели, помогает им осуществлять эти цели, давая им систему учебных заданий, проводить контроль и оценку работы каждого ученика. Такая организация учебного процесса будет способствовать воспитанию учащихся высоконравственных личностей.

Второе- это включение учащихся в проведение учебного процесса не только как объектов педагогических воздействий учителя, но и как субъектов этого процесса. Уже где-то на первой ступени обучения, учитель может начать передавать часть своих функций и обязанностей ученикам, наделяя каждого ученика какой-то определённой ролью в организации и проведении учебного процесса.

На основе этого плана каждый учитель включает в план своей работы те обще учебные умения и навыки, которые он будет формировать у уч-ся в процессе изучения учебного материала по своему предмету. При этом учитель должен предусмотреть проверку уровня овладения этими умениями и навыками к началу занятий и текущую проверку в процессе формирования этих умений. Нужно довести до сведения уч-ся, какие именно умения и навыки в данный отрезок времени формируется и каковы успехи учащихся в этом деле, с тем, чтобы вызвать у них нужную мотивацию — стимул к совершенствованию своих умений и навыков.

Эффективность обучения определяется в конечном итоге характером отношения уч-ся к учению, характером их учебной работы. Это отношение во многом зависит от того, осознают ли уч-ся личностную и общественную значимость учебной работы. Организация учебного процесса должна быть такой, чтобы каждому ученику была ясна личность и общественная зависимость его активной, творческой и упорной работы и основным показателем была бы оценка именно такой учебной работы ученика.

Учебный процесс должен проводиться в органическом единстве коллективных, фронтальных, и индивидуальных форм учебных занятий при определяющем характере общей коллективной деятельности учащихся.

Для того, чтобы своевременно выявлять любое отставание в учении каждого ученика и тут же его восполнять, текущий контроль должен проводиться по каждому элементу содержания учебной программы, охватывать одновременно всех без исключения учащихся.

Важнейшим фактором повышения эффективности обучения является субъективный и осознанный характер деятельности ученика в учебном процессе.

Ученик должен не только объектом педагогических воздействий, но и активным субъектом учебно-воспитательного процесса. В каждом классе организуется ученическое самоуправление, которая организует не только общественную жизнь класса, но и значительную часть учебной работы (текущий контроль, оценку и учёт учебной работы учащихся, взаимопомощь).

5. Эффективность учебной работы учащихся зависит от развития у них способности к обучению, способности разумно и правильно учиться. Для этого они должны овладеть общеучебными умениями и навыками.

6. Обучение должно проводится так, чтобы оно в максимальной степени способствовало воспитанию каждого ученика как высоконравственной, творчески активной и социально- зрелой личности.

7. Характер отношения ученика к учебной работе зависят и от того, какова жизнь ученика в школе и классе, удовлетворяет ли эта жизнь его потребления в эмоциональном насыщении, с какими чувствами он идёт в школу.

8. Учитель должен верить в возможности и силы ученика. Он должен выявлять лучшие и сильные стороны каждого ученика, и опираясь на них вместе с учеником бороться с его слабыми качествами. Для того, чтобы бороться с недостатками того или иного ученика, учитель должен искать его достоинства и создавать условия, чтобы каждый ученик добился успеха в какой- либо области. Надо исходить из постулата, что хотя воспитание, школа и учитель не всесильны, но их возможности велики и надо в максимальной степени использовать эти возможности, опираясь на глубокое и всестороннее знание ученика, его особенностей и качеств.

Только при осуществление указанных условий можно добиться полной успеваемости учащихся, предупредить отставание и неуспеваемость ученика.

Вот тогда он не только объект, но и субъект педагогических воздействий учителя.

Третье- личный пример нравственного поведения, нравственного отношения к учащиеся. Ведь учитель является для учащихся очень референтной личностью, с мнением которой все учащиеся, как правило, считаются. Поэтому, если учитель в своём поведении в школе, на уроках, вне уроков, в своих отношениях с учащимися и другими людьми, за которыми ученики пристально наблюдают, создаёт для учащихся высоконравственное воспитание своих учащихся.

Прогресс общества всегда определялся уровнем развития творчества людей, а поэтому оно во все времена рассматривалось как главное достижение человека. Недаром Роман Ролан сказал: «Вся радость в жизни в творчестве. Творить значит убивать смерть». Если раньше прогресс общества определялся отдельных гениальных личностей, то сейчас мы вступили в такую эпоху, когда дальнейший прогресс возможен лишь при условии массового творчества людей. Для формирования творческой активности учащимся необходимо, чтобы уроки в школе были уроками, на которых бы проводилась преимущественно индивидуальное или коллективная самостоятельная деятельность самих учащихся. А не деятельность одного учителя, прерываемого лишь вопросами, требующими односложных ответов. Не менее важно для формирования творческой активности учащихся построение их домашней работы не только для закрепления изученного материала, но и для самостоятельной исследовательской работы над значимыми темами.

Многие выпускники наших школ ещё не достигают момента выпуска необходимой социальной зрелости; у них нет стойких интересов и склонностей, если ещё не определили для себя ту профессиональную сферу, в которой или наиболее подходит по их личностным особенностям трудиться.

Поэтому для формирования у учащихся социальной зрелости надо так организовать жизнь в школе и прочие обучение, чтобы они развивали их самопознание и самоанализ, выявляли, развивали и укрепляли их интересы и склонности, их самодеятельность, чувство личной ответственности за свое поведение, за свою учебную и общественную деятельность. Одним из средств этого является организация целевой направленности жизни и деятельности школы. Л. Н. Толстой говорил, что для того, чтобы пройти тысячу верст, надо, чтобы впереди горел фонарь— цель, ради которой нужно пройти тысячу верст и которая будет освещать этот путь. Для того, чтобы жизнь школы не была серой и скучной, чтобы учащие-ся шли ежедневно в школу с охотой и радостью, чтобы они имели возможность для содержательного и делового межличностного общения, в котором формируется социальная зрелость надо, чтобы каждый год перед всем школьном коллективом стояла какая то значительная и всем понятная цель, в осуществлении которой могли и должны были принимать деятельное участие все учащиеся.

Обучение учащихся знанием, умением и навыком является важнейшей задачей школы. Эффективность обучения любому учебному предмету зависит от многих факторов, но одним из важнейших является уровень умений учеников самостоятельно учиться, который зависит от уровня владения ими общеучебными умениями и навыками.

Обшеучебные умения и навыки дают возможность учащимся наиболее рационально учиться по всем предметам, осуществлять наиболее эффективно все виды деятельности, входящие в учебный процесс. Серьезные недостатки сформированности общеучебных умений и навыков оказывают большое влияние на успеваемость учащихся и зачастую является одна из причин неуспеваемости.

Каждая школа может составить свой план формирования общеучебных умений и навыков у учащихся с учетом своей специфики, особенностей и условий.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Выступление на методическом объединении "Как предотвратить неуспеваемость учащихся"

Автор: Кривовичева Галина Петровна

Дата: 26.10.2014

Номер свидетельства: 122932


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства