Инклюзивное образование подразумевает под собой включение в образовательный процесс всех категорий детей. Согласно законодательству Российской Федерации образование должно быть доступно в том числе и для детей с особенными потребностями в обучении. В общем смысле инклюзивное образование подводит нас к тому, что каждый ребенок сугубо индивидуален, а соответственно и имеет свои образовательные запросы, требующие разработки индивидуальных образовательных маршрутов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инклюзивное образование»
Инклюзивное образование
Содержание
Введение 3
1.Социальные проблемы инвалидов в Российской Федерации 5
1.1. Терминология 5
1.2. Категории инвалидности 5
1.3. Проблемы детей-инвалидов 7
1.4. Приемы работы с детьми-инвалидами 9
2. Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования 12
2.1. Понятие, принципы и задачи инклюзивного образования 12
2.2. Перспективы развития инклюзивного образования в России 13
Заключение 18
Список использованных источников 20
Введение
Инклюзивное образование подразумевает под собой включение в образовательный процесс всех категорий детей. Согласно законодательству Российской Федерации образование должно быть доступно в том числе и для детей с особенными потребностями в обучении. В общем смысле инклюзивное образование подводит нас к тому, что каждый ребенок сугубо индивидуален, а соответственно и имеет свои образовательные запросы, требующие разработки индивидуальных образовательных маршрутов.
Современное образование было рассчитано только на тех, кто способен обучаться в общеобразовательных школах, по общей программе.
В настоящий момент в общеобразовательных школах вводится инклюзивное образование. При обучении в инклюзивных школах изменения касаются не только детей-инвалидов, но и остальных участников образовательного процесса – образовательного учреждения, учителей, родителей.
Дети учатся принимать окружающих такими, какие они есть, относиться с добром к тем, кто отличается, выделяется. Часто дети нетерпимы к инвалидам, что вызвано скорее страхом перед неизвестностью. Поэтому инвалиды часто изолированы от общества. Дети просто не знают как вести себя общаясь со сверстником имеющим ограниченные возможности здоровья. Присутствует боязнь причинить ему какую-либо травму, или обидеть непродуманным словом. Да, если ребенок сталкивался в дошкольной учреждении с ребенком-инвалидом, то конечно он уже имеет определенные навыки общения с ним, и эти навыки будут развиваться.
Конечно инклюзивное образование касается и педагогов, основная масса которых не имеет навыков и знаний необходимых для работы с детьми с ОВЗ.
Таким образом в настоящий момент важнейшая проблема образования – доступность для детей-инвалидов.
Объектом дипломной работы является история, проблемы и перспективы инклюзивного образования.
Предмет данной дипломной работы - инклюзивное образование.
Цель написания работы – изучение основных понятий и проблем развития инклюзивного образования в России.
Методы. Анализ литературных источников, правовых документов, обобщение научного материала.
Практическая значимость. Все дети могут учиться и мы должны создать условия при которых ребенок будет учиться успешно. При включении методов инклюзивного образования во всю систему образования, во все учреждения каждый ребенок найдет место для обучения, лучшее для него. В идеале дети смогут сочетать обучение в школе и воспитание и проживание в семье.
1.Социальные проблемы инвалидов в Российской Федерации
1.1. Терминология
В настоящее время всех, кто каким-то образом отличается от основной массы людей принято называть инвалидами. На самом деле, инвалидность, в первую очередь устанавливается специальной комиссией в медицинских учреждениях.
Государство, на данном этапе развития общества, задумывается о поддержке детей и взрослых людей с ограниченными возможностями здоровья. Для этой категории граждан продуман целый ряд мер поддержки:
- инвалид пользуется целым рядом льгот;
- инвалид, или законный представитель ребенка-инвалида, получает пенсию по инвалидности, назначенную государством;
- для инвалидов и детей-инвалидов предусмотрены путевки в санатории на льготных условиях или же бесплатные, в зависимости от региона проживания;
- имеются ограничения в работоспособности людей с ОВЗ.
Для того, чтобы лица с ограниченными возможностями здоровья не чувствовали себя ущемленными, заменены многие термины на более корректные, такие как «человек с задержкой развития», «слабослышащий».
Данные термины вводятся для того, чтобы деление на больных и здоровых не происходило так явно, и не вызывало отрицательных эмоций, негатива, по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья.
1.2. Категории инвалидности
Конечно, всегда происходит дифференциация, в том числе и инвалиды делятся на различные группы. Деление инвалидов на группы происходит на основании различных факторов. Первоначально инвалиды делятся на группы в связи с тем, какие именно нарушения в развитии они имеют. А именно выделяют следующие группы нарушений:
- в работе органов движения
- в работе внутренних органов и систем органов (дыхание, кровообращение, обмен веществ и так далее)
- в работе органов чувств (слух, зрение, осязание, обоняния)
- психические (нарушение процессов восприятия, памяти, речи и так далее)
При определении инвалидности в медицинских учреждениях выделяют три группы: 1, 2, 3 группа инвалидности.
Все три группы инвалидности определяются при определенной социальной незащищенности инвалида, при необходимости оказания ему повседневной помощи инвалиду в процессе его жизнедеятельности. Как правила инвалидность является либо врожденной, либо приобретенной вследствие заболевания, травмы. Но независимо от происхождения инвалидности человек теряет какую-либо способность к самореализации, самообслуживанию или их сочетание.
Наиболее выраженные нарушения являются характеристикой инвалидов 1 группы: их отличает полное ограничение, невозможность к самообслуживанию и социализации гражданина, сюда включаются лица, которые полностью не контролируют свое поведение, не ориентируются в пространстве. То есть 1 группа инвалидности предполагает постоянное нахождение рядом специально обученного человека, от которого инвалид находится в стопроцентной зависимости.
Вторая группа инвалидности характеризуется все теми же нарушениями, но в более легкой форме. Сюда относятся люди, имеющие возможность к самообслуживанию, передвижению с помощью либо технических средств, либо других лиц. Со второй группой инвалидности человек способен даже к труду, сели будут созданы определенные условия, оборудовано специальное рабочее место, способные к обучению в специализированных школах.
Основной характеристикой третьей группы инвалидности является то, что люди, у которых установлена 3 группа могут самостоятельно, с помощью вспомогательных средств обслуживать себя, передвигаться. Контролируют свое поведение, выполняют некоторые виды работ, учиться в учреждениях общеобразовательного типа, но с соблюдением некоторых условий. Таким образом инвалиды третьей группы не нуждаются в постоянно внимании со стороны других лиц.
1.3. Проблемы детей-инвалидов
К категории ребенок-инвалид относятся дети до достижения ими 16 лет. Данные лица имеют разнообразные ограничения возможностей здоровья, такие как, например, нарушения роста и развития, нарушение или отсутствие способности к самообслуживанию, в зависимости от конкретного заболевания. В моей практике в школе я встречала детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и различным уровнем умственной отсталости.
Конечно, при наблюдении за такими детьми, при работе с ними возникает целый ряд проблем. Причем указанные проблемы, это не только проблемы общения и взаимодействия с самим ребенком, но и всего окружающего мира. Сложно работать с ребенком-инвалидом с нарушениями опорно-двигательного аппарата, который хочет посещать общеобразовательную школу, но в школе нет специального оборудования.
В настоящее время государство активизировало работу в направлении включения детей-инвалидов в образовательный процесс, а точнее в общеобразовательный, так как специализированные школы существуют уже давно. Какая же разница в том учится ли ребенок в специализированной школе-интернате или в общеобразовательной школе в режиме инклюзии? Самое важное на мой взгляд отличие состоит в том, что ребенок, обучаясь в общеобразовательной школе, проживает вместе со своей семьей, то есть, он не чувствует себя оторванным от семьи, изгоем общества, он общается со сверстниками как с особенностями в развитии, так и без них. Кроме того, в настоящее время дети крайне нетерпимы к тем, кто имеет какие-либо отличия. Нужно развивать в детях сострадание, способность принимать окружающий мир таким какой он есть.
Самым слабым звеном, как я считаю, являются дети с задержкой психического развития и с умственной отсталостью. Почему? Такие дети часто вызывают негативное отношение к себе со стороны сверстников. Причем, что меня больше всего удивляет, это то, что в этом виноваты на 90% педагоги, учителя. С самого начала обучения, от них учащиеся в классе слышат фразы типа «да он дурачок», «что с него взять, он же «одаренный» и так далее. Соответственно формируется определенное мнение об этих детях. Все в классе начинают относиться к такому ребенку с начала с пренебрежением, а потом и с ненавистью. Чаще всего таким детям приходится уходить на домашнее обучение, то есть изолироваться от коллектива. Поэтому для решения проблем детей-инвалидов надо сначала обучить учителей. Как ни печально, в школе где я работаю, из 15 педагогов толерантны к детям с умственной отсталостью только трое. Это говорит о том, что нам надо сначала объяснить учителям, что эти дети не хуже остальных, они просто другие. Думаю, что государство должно продумать систему обучения будущих учителей так, что бы работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья шла на фоне уважения человеческого достоинства любого ребенка, вне зависимости его уровня развития физического и психического.
Кроме учителей, большую тревогу у меня вызывают родители детей с ОВЗ. Конечно, если у ребенка нарушения физического характера, то родители принимают это, но если ребенок отстает в развитии психически, то не каждый родитель может понять и принять эту ситуацию. Родители, вопреки результатам обследования ребенка на ПМПК, прячут справки, тем самым заставляя ребенка учиться в общеобразовательных классах по общей программе. Но, лучше ли от этого детям? Вряд ли. Ребенок, в силу своих особенностей, не может учиться хорошо, ему не угнаться за классом. И что получает этот ученик? Недовольство родителей – почему он не учится хорошо, недовольство учителей – он портит картину успеваемости всего класса, недовольство детей – они вынуждены ждать пока он выполнит задание и так далее. То есть родители сами делают из ребенка изгоя. Хотя достаточно принять диагноз ребенка, и тем самым помочь ему адаптироваться в жизни.
Соответственно должны быть организованны школы для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, по каждому направлению. В которых должны работать профессиональные психологи, помогающие родителям принять своего ребенка таким, какой он есть. Ведь ребенку сложнее всего, он не может понять отношение родителей к нему, учителей, сверстников в силу своего возраста.
Таким образом подводя итог вышесказанному, могу отметить, что в настоящее время государственная политика направлена на включение детей-инвалидов в общеобразовательный процесс. В школах создаются условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, ведется подготовка педагогических кадров, способных в полной мере обеспечивать качественное обучение лиц с ограничениями здоровья. Но на мой взгляд развитие инклюзивного обучения идет медленными темпами, и чаще всего в маленьких школах, удаленных от краевых и районных центров внедрение инклюзии идет только на бумаге.
1.4. Приемы работы с детьми-инвалидами
Все приемы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья основываются на отвлечении их от болезни. Нужно создать условия, при которых ребенок не погружается в болезнь, а по возможности не замечает ее.
Для создания такой ситуации используются различные методы лечебной педагогики. Лечебной педагогикой в разное время занимались такие видные ученые как В.П. Кащенко, Д.С. Выготский, Я. Корчак, А.Г. Коган, А.А. Дубровский.
Так что же может отвлечь ребенка от погружения в болезнь? Это занятия физической культурой и как разновидность физкультуры – гимнастика и танцы, разного вида трудовой деятельностью и творчеством. Развитие творческих способностей ребенка способно его буквально возродить, дать ему силу и надежду на будущую счастливую жизнь.
В нашей стране активно вводится комплекс «Готов к труду и обороне», причем нормы для него планируются к разработке и для инвалидов. Занятия физической культурой дают возможность инвалидам подойти к сдаче норм ГТО подготовленными. Кроме сдачи норм ГТО не стоит забывать о развитии параолимпийского движения, проведении различных спортивных соревнований для инвалидов. Поэтому, если ребенок любит спорт, то он может при поддержке со стороны окружающих добиться достаточно высоких результатов, независимо от ограничений здоровья.
Трудовая деятельность для детей-инвалидов. Конечно трудовая деятельность для инвалидов и детей-инвалидов должна быть посильной. Дети-инвалиды включаются в те виды деятельности, которые носят характер развития сферы восприятия, то есть здесь адекватным будет труд ребенка направленный на уход за животными или растениями (создание живых уголков, клумб и так далее) – труд приносящий радость, созидающий.
Творчество. Творчество присуще человеку от рождения и развитие творческих способностей несет в себе великую силу исцеления. Если ребенок поет или рисует, или каким-то другим образом выражает себя через творчество, то он пусть на время забывает о болезни, выходит из нее.
Игровые методики обучения особенно часто используются в младшем школьном возрасте, помогают детям адаптироваться в коллективе, изучить новый материал в доступной с младенчества игровой форме.
Большое внимание в настоящее время уделяется использованию технических средств обучения. Во многих случаях детям с ограниченными возможностями здоровья проще работать с техническими средствами, которые облегчают и ускоряют выполнение ими различных заданий, проведение опросов.
На каждом этапе обучения и воспитания ребенка с ОВЗ необходимо контролировать развитие его способностей, проводить диагностику. Ведь образование в среде общеобразовательной школы и должно компенсировать ограничение здоровья обучающегося. Контроль на всех уровнях и во все периоды развития очень важен, для выработки дальнейшей стратегии совместной работы учителей, родителей и детей.
В последние годы в систему образования активно вводятся предметы, изучающие религиозные культуры. В школы приглашаются представители церквей разных направлений.
Конечно, включение религии в общеобразовательные школы вызывает большое количество споров. Думаю, что с точки зрения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательных школ, изучение таких предметов как, например, «Основы православной культуры» может нести и положительный характер, проповедуя терпимость к окружающим людям, принятие человека как индивидуальности.
2. Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования
2.1. Понятие, принципы и задачи инклюзивного образования
Конечно, образование детей с ограниченными возможностями здоровья возникло не сегодня, оно имеет свою историю.
Первоначально специальное образование выражалось в создании специализированных школ, по каждому направлению заболевания: сначала открывались училища для глухонемых детей, затем для слепых и почти на полстолетия позже для умственно отсталых детей. Конечно, сначала обучение детей-инвалидов велось в частных школах и уже потом на опыте их работы стала создаваться система государственного образования детей с отклонениями.
Все инклюзивное образование подчиняется определенным принципам:
Каждый человек имеет свою ценность, не зависимо от развития его способностей
Каждый человек имеет способность мыслить, чувствовать
Каждый человек имеет право на включение в общение, право высказывать свои мысли и быть услышанным.
Люди нуждаются в друг друге, в общении и помощи ближнего
Обучение и образование может достигнуть поставленных целей только при прохождении в режиме реальных взаимоотношений всех участников образовательного процесса
Каждому человеку необходимо общение со сверстниками
Каждый человек должен развиваться в тех областях жизни, которые ему доступны
Человек должен развиваться разносторонне
В настоящее время увеличивается количество специализированных школ для детей с ограниченными возможностями здоровья, но несмотря на это количество детей в них уменьшается. Чем это вызвано? Это обусловлено тем, что в общеобразовательных школах открываются коррекционные классы, и дети инвалиды, находящиеся на домашнем обучении, посещают общеобразовательные классы инклюзивно.
Задачей образования в целом является обеспечение доступного образования для всех категорий учащихся, вне зависимости от их способностей и уровня физического и психического развития. Образование в нашей стране обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка, и тем более в таком развитии нуждается ребенок-инвалид. Конечно, такое развитие могут обеспечить только специально обученные педагоги и только в тесном контакте с родителями ребенка.
В чем же смысл понятия «инклюзивное образование»? Инклюзия дословно обозначает включение.
Какими принципами руководствуются при организации инклюзивного образования в общеобразовательных школах? Это, конечно, следующие принципы:
- принцип гуманизма, основывающийся на преимуществе жизни ребенка, его здоровья; на защите прав и свобод, гарантированных личности законодательной системой Российской Федерации;
- реализации права на получение образования в соответствии с индивидуальными запросами как гражданина, так и общества в целом;
- создания необходимых условий для успешного обучения на всех уровнях образования и преемственность между ними;
- свободы выбора образования, на основе развития уровня способностей, и так же выбора формы для получения образования и так далее.
Как видно из перечисленных принципов развития образования, основой всего является гармоничное развитие ребенка, в соответствии с его уровнем психофизического развития.
2.2. Перспективы развития инклюзивного образования в России
Перспективы развития инклюзивного образования в России, конечно, есть. При необходимой поддержке правительства, совершенствовании законодательной и нормативной базы, мы можем получить полное включение детей-инвалидов в общеобразовательный процесс. И, пройдя все уровни в системе образования, во взрослую жизнь выйдут адаптированные, подготовленные люди с профессией.
Сейчас проходит важный этап в развитии социума нашей страны как высокоразвитого государства. Этап принятия каждого гражданина таким какой он есть, со всеми отличиями и особенностями.
На самом деле в наших дошкольных учреждениях находится огромное количество детей с отклонениями в развитии, и чаще всего после детского сада они идут в общеобразовательную школу.
Сложности в обучении детей встречаются и в пределах школы, например, сложно ребенку при переходе из начальной школы в среднее звено. Как облегчить ему этот период? Ребенку нужно привыкнуть к тому, что преподавателей стало больше, добавилась кабинетная система обучения. Возможно, другой ребенок может взять шефство над таким учеником, общаться с ним, не дать ему закрыться от окружающего мира, помочь ему ориентироваться. Во время уроков учителя-предметники должны четко понимать, что для выполнения заданий детям с ОВЗ нужно больше времени, возможно им нужно подробнее объяснять смысл самого задания, разрешить давать ответ в наиболее удобной для ребенка форме. Важно создавать ситуацию успеха для каждого ребенка на уроке.
Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в обучение в общеобразовательной школы возможно в виде нескольких организационных форм: домашнее обучение, классы коррекции или обучение в общеобразовательном классе.
Рассмотрим отдельно каждый вариант. Обучение в коррекционных классах. Как мне кажется это наиболее легкий вариант для учителя и ученика, но включение детей минимальное. Поясню, в этом случае дети все равно изолированы от основной массы школьников. Учителю проще работать в классе коррекции, потому то он готовит программы для всего класса, а не для каждого ребенка индивидуально, но в этом случае спрятана опасность упустить индивидуальность ребенка.
Обучение детей с отличиями индивидуально на дому. Плюс данного вида обучения в том, что ребенок проживает дома, в кругу семьи и родственники поддерживают его. А минусом является как раз отсутствие инклюзии как таковой. Да дети приглашаются в школу на мероприятия и некоторые занятия, но остальные дети, да и учителя, относятся к ним настороженно, с опаской. Например, у нас в школе в 3 классе обучается на дому ребенок с нарушениями опорно-двигательной системы. Ребенок передвигается с помощью костылей. Я сама работала с ней на дому, не являясь учителем 3 класса школы, в который входит данная ученица. Родители девочки, постоянно жаловались на то, что их дочь не приглашают на мероприятия в школу. Проведя беседу с классным руководителем, я выяснила причину. Оказывается, девочка очень активно ведет себя в школе, передвигается на костылях почти бегом. А в классе кроме нее еще 28 обучающихся, и учитель просто боится не уследить за ребенком, боится того, что девочка столкнется с кем-нибудь, или поскользнется, и упадет. Тогда все операции, которые ей проводят могут оказаться напрасными, все результаты длительного лечения пропадут. Учитель боится ответственности. Конечно, в штате школ, в которых обучаются дети-инвалиды должны быть тьюторы, помогающие им. Но финансирование школ такое, что ввести ставку тьютора может позволить себе только очень большая школа.
Обучение в общеобразовательном классе. На такое обучение самая большая надежда в плане интеграции детей, но здесь же скрыты и самые большие подводные камни. Предполагается, что ребенок-инвалид обучается по индивидуальной программе и требования к нему тоже разработаны индивидуальные. Допустим, разработать требования к оцениванию детей не сложно, дать ребенку больше времени, уменьшить сложность заданий и их количество может методический совет школы. Но, как правильно организовать обучение ребенка по индивидуальной программе если он обучается в общеобразовательном классе? У учителей возникают вопросы. Я работаю заместителем директора по УВР в школе, и у нас 7 детей-инвалидов, 4 из которых учатся в общеобразовательных классах (все дети с легкой умственной отсталостью). В начале года, районное управление образования, четко поставила перед школами задачу по реализации инклюзивного образования в школах. Но только, специалисты управления не могут разъяснить как практически это сделать. А вопросы очень простые. Если у ребенка индивидуальная адаптированная программа, то куда записывать тему урока этого ребенка? Должен ли быть отдельный журнал ? Записывать ли этого ребенка в общий журнал? Как готовить индивидуальную программу для ребенка, если учитель общеобразовательной школы не имеет образования олигофренопедагога? Как оценивать ребенка? По поводу оценивания, было очень много споров, но за два года никакой конкретной директивы по этому вопросу не поступило. Поэтому сложности в образовании детей-инвалидов есть. И решать их надо последовательно: подготовить нормативную базу с четкими инструкциями по всем вопросам обучения; обучить специалистов управлений образования и методических центров, которые должны оказывать помощь школам в организационных вопросах; провести обучение педагогов централизованно, подготовить их к работе; провести обучение родителей.
На мой взгляд, включение инвалидов на всех уровнях жизни в социум, в общество это показатель развития общества, причем не только и не столько экономического развития, а больше духовного. Да, обучение детей - инвалидов это важный этап в их жизни, но куда эти дети пойдут по окончании обучения? Необходимо создавать рабочие места, с учетом особенностей каждого гражданина. Необходимо открывать рабочие места на фирмах и производствах, где работают лица без отклонений, чтобы интеграция продолжалась.
В настоящее время, права инвалидов и их возможности приводятся в соответствие с теми возможностями, которыми обладают люди без ограничений возможностей здоровья.
Во всех учреждениях, в том числе школах, общественном транспорте, жилых массивах реализуются программы аналогичные программе «Доступная среда». Это и установка подъемников, для инвалидов на колясках, повторение текста и другой визуальной информации по Браилю и т.д.
Заключение
В заключении хотелось бы отметить, что в настоящее время инклюзивное образование активно развивается на всех ступенях системы образования, разрабатываются нормативные акты и законы.
Задача образования детей-инвалидов, или правильнее сказать детей с ограниченными возможностями здоровья, является одной из первоочередных и наиболее важных. При продолжении работы над решением этой задачи, мы получим общество, в котором каждый ребенок сможет найти свое место. Мы получим общество патриотов, толерантных к отличиям, готовых приходить на помощь, и не в коем образе не сторониться детей-инвалидов.
Большой объем работы в данном направлении лежит на государственных структурах, ведь именно специализированные структуры должны определить каким образом включение детей-инвалидов в жизнь общеобразовательных школ будет проходить наиболее успешно, разработать методики работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общего класса.
При введении федеральных государственных образовательных стандартов каждой ступени образования, необходимо дополнить их новыми стандартами, регулирующими обучение детей с ОВЗ. В настоящее время вводится на сколько мне известно, федеральный стандарт начального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Введение этого стандарта проходит на 6 лет позже, чем введение самого ФГОС начального образования.
Перспективы образования детей с ОВЗ есть, и надо активно развивать его, доводя уровень самореализации граждан страны до ста процентов.
Кроме нормативных актов, нужны еще и условия для обучения детей с ОВЗ. Требуется реконструкция школ, создание в них учебных мест, для каждой категории инвалидов.
Требуется развитие службы психологической помощи. Ведь при обучении ребенка-инвалида в общеобразовательном классе помощь психолога может понадобиться не только самому ребенку с ограничениями здоровья, но и его одноклассникам, педагогам и родителям. Только тесная взаимосвязь всех участников образовательного процесса приведет нас к успешному образовательному процессу.
Думаю, что лучшим решением в деле организации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях было бы создание системы мониторинга работы обычных школ, и поддержание обратной связи. Вертикаль: власть-образовательное учреждение- учитель-ученик-родитель должна работать во всех направлениях.
Ведь только учителя практики могут на личном опыте оценить насколько правильно выбран путь интеграции. Участие учителей практиков в создании методик работы с детьми-инвалидами просто необходимо.
Только учитель, практикующий в обычной школе, видит все проблемы, которые возникают при обучении детей-инвалидов, и обладая педагогическим опытом предложить пути их решения.
Кроме того, к разработке программ и методик обучения должны привлекаться психологии и узкие специалисты по каждому виду нарушений.
Список литературы
«Правила признания лица инвалидом», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006г N 95 (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2009г N 1121)
Битов А.Л. "Особый ребенок исследования и опыт помощи" проблемы интеграции и социализации – М.: Правда, 2000
Риезер Р., Котов В. "Медицинская и социальная модели инвалидности" - РОООИ "Перспектива", 2000.