Формирование позитивной мотивации к обучению через инновационные технологии
Формирование позитивной мотивации к обучению через инновационные технологии
Повышение учебной мотивации является средством повышения познавательного интереса учащихся, а в целом качества образования.
Для вечерней школы – это всегда актуальная задача, т.к. сюда чаще всего приходят те, кто возобновляет обучение через промежуток времени; кто не смог овладеть учебной программой в нужном темпе; подростки из неблагополучных семей; классически «трудные», испытывающие проблемы в развитии и социальной адаптации. Учащиеся нашей школы разные по возрасту и социальному статусу. Многие приходят с нежеланием учиться.
Преподавание - это наше профессиональное занятие. Поэтому мы должны хорошо знать методы и приемы, которые способствуют повышению позитивной мотивации учащихся и их желания учиться.
Эффективность знаний зависит от того, как эти знания подаются, какие технологии используются. Умелая организация обучения усиливает желание учеников слушать учителя, читать учебник, решать задачи, да и вообще придти к учителю на урок. Применяя современные инновационные технологии, учитель создает ситуацию успеха для каждого ученика.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование позитивной мотивации к обучению через инновационные технологии »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ВЕЧЕРНЕЕ (СМЕННОЕ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»
426063, г. Ижевск, ул. Орджоникидзе, д. 17, тел./факс 68-15-66, e-mail: vsosh6@mail.ru
Формирование позитивной мотивации к обучению через инновационные технологии
Автор: Карсканова Л.В.-зам. директора УВР
МБВСОУ ВСОШ №6
Ижевск 2015
Формирование позитивной мотивации к обучению через инновационные технологии
Интересный учебный предмет-это и есть учебный предмет, ставший «сферой целей учащегося в связи с тем или иным побуждающим его мотивом». (А.Н. Леонтьев)
Повышение учебной мотивации является средством повышения познавательного интереса учащихся, а в целом качества образования.
Для вечерней школы – это всегда актуальная задача, т.к. сюда чаще всего приходят те, кто возобновляет обучение через промежуток времени; кто не смог овладеть учебной программой в нужном темпе; подростки из неблагополучных семей; классически «трудные», испытывающие проблемы в развитии и социальной адаптации.Учащиеся нашей школы разные по возрасту и социальному статусу. Многие приходят с нежеланием учиться.
Преподавание - это наше профессиональное занятие. Поэтому мы должны хорошо знать методы и приемы, которые способствуют повышению позитивной мотивации учащихся и их желания учиться.
Эффективность знаний зависит от того, как эти знания подаются, какие технологии используются. Умелая организация обучения усиливает желание учеников слушать учителя, читать учебник, решать задачи, да и вообще придти к учителю на урок. Применяя современные инновационные технологии, учитель создает ситуацию успеха для каждого ученика.
Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.
Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным процессом, гуманизацией и демократизацией общества.
Я хочу представить подробнее технологии: метод проектов и кейс-метод из опыта работы учителей нашей школы. На сегодняшний день данные технологии является очень актуальными, т.к. способствуют повышению мотивации и формируют ключевые компетенции обучающихся.
Метод проектов
Проектная деятельность – это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ученика к учебе.
Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.
Проектная деятельность позволяет удовлетворять важные потребности учащихся, такие как чувство взрослости, самостоятельности, доверительного отношения со стороны взрослых, и стремление экспериментировать.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора учебно-познавательной деятельности своих учеников.
Работа над проектом - процесс творческий и является исследовательским методом. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы.
Работа над проектом может вестись или индивидуально, или в группах. Проект можно создать на уроке. В этом случае участникам совместного проекта следует помочь распределить роли и объяснить, что общий успех зависит от вклада каждого участника.
Индивидуальный проект начинается на уроке под руководством учителя, продолжается дома, а презентация осуществляется или на следующем уроке, или через несколько уроков.
В проектной технологии важно организовать работу так, чтобы создать максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников. Для этого необходимо убедиться, что тема проекта подходит для всех участников группы или отдельного ученика, согласно увлечениям и темпераменту. Необходимо убедить их использовать разнообразные способы работы: графическое написание, оформление, подборку иллюстраций и фотографий, аудио- или музыкальное оформление.
К настоящему времени сложились следующие стадии разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия.
Результат. Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащегося и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.
Несколько фото из презентации обучающейся
Кейс-метод
Кейс метод может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций. Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию. При этом проблема не имеет однозначных решений. Работа над ситуацией в классе – это поэтапная работа с кейсом.
Для этого учащимся предлагается небольшая схема анализа (из 8-ми пунктов). Вначале каждый учащийся индивидуально анализирует предложенную практическую ситуацию по заданной схеме, привлекая знания, полученные в ходе теоретических курсов. Затем с помощью учителя, разбившись на группы, учащиеся проводят совместный анализ ситуации, определяют важнейшие аспекты ситуации, основные проблемы и способы их решения и оформляют результаты группового анализа, разделяемые большинством участников обсуждения. После групповой работы представители групп презентуют результаты обсуждения.
Схема анализа практических ситуаций:
I . Обобщение
Краткая констатация того, что имеет место в ситуации. Что происходит? С чьим участием и почему? Каков результат развития событий?
II . Формулирование проблемы
Краткое в одно предложение заявление (9-10 слов), отражающее суть проблемы.
III . Участники событий
Все участники событий, их роль, статус, характеристика (очень кратко)
IV . Хронология событий (в практической ситуации)
Указание фактов и событий без оценки и в обратном хронологическом порядке.
V . Концептуальные вопросы, затрагиваемые в ситуации.
VI . Альтернативные решения
Перечисление возможных направлений действий. Аргументация и оценка каждой альтернативы. Указание положительных и отрицательных последствий реализации.
VII . Рекомендации
Ясно и точно описать выбранный вами курс действий. Объяснить причины и рациональность в выборе курса.
VIII . План действий (первые шаги)
Кратко и ясно описать первые шаги по реализации курса действий, приводящего к разрешению проблемы.
Подготовка учащихся:
Для успешного проведения занятия по анализу практической ситуации с учащимися должны быть проведены лекции, семинарские и практические занятия по темам, которые будут затронуты в процессе разрешения ситуации. Желательно, чтобы учащиеся могли пользоваться методическими материалами по данным темам. Причем, необязательно, чтобы все темы были пройдены и завершены. Можно проводить анализ ситуации и в отношении материала, к изучению которого учащиеся только приступили. В этом случае одной из целей занятия будет повышение заинтересованности слушателей к соответствующей теме.
Важной особенностью кейс-метода является его эффективная сочетаемость с различными методами обучения: моделирование, системный анализ, мозговая атака, дискуссия, игровые методы.
В заключении хотела бы сказать, что для того чтобы возбудить интерес, не надо указывать цель, а затем пытаться мотивационно оправдать действие в направлении данной цели. Нужно, наоборот, создать мотив, а затем открыть возможность нахождения цели.