Презентация предназначена для социальных педагогов, заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и работников ОУ, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Она помогает раскрыть основные направления работы ШВР в школе, систему работы Штаба, изучить функциональные обязанности субъектов ОУ по профилактической работе. В презентации показаны: задачи, решаемые школой в ходе проведения месячника профилактики правонарушений; основные мероприятия для учащихся, родителей и педагогов; перечень документов ОУ по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Школьный Штаб воспитательной работы" »
Районный семинар социальных педагогов
п. Мостовской
МБОУ СОШ № 3
села Шедок
2014 г.
Заместитель директора по воспитательной работе – руководитель ШВР
В соответствии с положением регламентирующим деятельность Школьного Штаба воспитательной работы его руководителем является заместитель директора по воспитательной работе.
ШВР создается для проведения профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, обеспечения межведомственного взаимодействия.
Члены Штаба воспитательной работы
Члены ШВР назначаются приказом директора образовательного учреждения из числа педагогов школы, осуществляющих профилактическую работу :
социальный педагог, педагог-психолог, руководитель школьного методического объединения классных руководителей, руководитель спортивного клуба, педагог дополнительного образования, библиотекарь, медработник, школьный инспектор,
педагог-организатор.
Нормативно-правовая основа деятельности ШВР
В своей деятельности ШВР руководствуется Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребенка, Семейным кодексом РФ, Законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, Указами Президента РФ, Законом РФ «Об образовании», постановлениями главы администрации (губернатора) Краснодарского края, законом № 1539 «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений в Краснодарском крае», Законом Краснодарского края об административных правонарушениях, нормативными документами департамента образования и науки края, Уставом общеобразовательного учреждения, школьными локальными актами.
Основные задачи Штаба Воспитательной работы
1. Планирование и организация воспитательной работы образовательного учреждения.
2. Формирование в процессе воспитания активной жизненной позиции, осуществление личностного развития школьников.
3. Организация работы по профилактике безнадзорности и правонарушений.
4. Выявление детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.
5. Вовлечение обучающихся, в том числе и находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, в работу кружков и спортивных секций, социо-культурных центров района, детских и молодежных организаций.
6. Реализация закона Краснодарского края «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
7. Проведение мониторинга воспитательной, в том числе и профилактической работы.
Основные направления работы ШВР:
- создание целостной системы воспитания образовательного учреждения;
- определение приоритетов воспитательной работы;
-организация и проведение культурно-массовых мероприятий, тематических выставок, внеклассной и внешкольной работы, спортивных соревнований, конкурсов;
- организация досуга учащихся;
- развитие системы дополнительного образования в школе;
- организация трудовой занятости, оздоровления и досуга в каникулярное время;
-индивидуальные и групповые формы работы (консультации, анкетирование, тестирование, наблюдение, коррекционно-развивающие занятия);
- участие в работе штаба воспитательной работы района (города, сельского поселения);
Основные направления работы ШВР:
- участие в межведомственных рейдах по выявлению безнадзорных несовершеннолетних;
- проведение рейдов по изучению жилищно-бытовых условий семей, занятости учащихся во внеурочное время, выполнения режима труда и отдыха;
- лекции, беседы, в том числе с привлечением специалистов служб системы профилактики;
- оформление информационных стендов, выпуск стенных и радио газет, веб-страниц.
Образовательные учреждения:
Выявляют несовершеннолетних , находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в ОУ, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;
Выявляют семьи , находящиеся в социально-опасном положении и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;
Оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;
Обеспечивают организацию в ОУ общедоступных спортивных секций, клубов, кружков по интересам и привлекают к участию в них несовершеннолетних;
Принимают участие в организации летнего отдыха;
Осуществляют меры по реализации программ, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;
Осуществляют тесное взаимодействие со всеми представителями системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушение несовершеннолетних.
Система работы ОУ по профилактике.
ОУ проводят огромную индивидуальную и групповую работу по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних в том числе:
- заседания Совета профилактики с привлечением ответственного секретаря Комиссии по делам несовершеннолетних, инспекторов ПДН РОВД;
- совещания при директоре, методические объединения классных руководителей, педагогические советы(где рассматриваются вопросы совместных действий ОУ с субъектами профилактики на районом уровне по решению трудных жизненных ситуаций несовершеннолетних или их семей), семинары;
- родительские лектории по проблемам профилактики правонарушений, родительские собрания с приглашением специалистов всех заинтересованных ведомств;
Система работы ОУ по профилактике.
- диагностика информированности подростков, учащихся школ по вопросам профилактики вредных привычек и по умению несовершеннолетних противостоять социальным проблемам;
- работа по реализации профилактических программ например : «Мой выбор», «Счастливый подросток», «Все цвета, кроме черного» и др.
- классные часы, ролевые игры с привлечением специалистов разных ведомств;
-совместные акции образовательного учреждения со специалистами Центра «Семья», Социальнор-досугового центра молодежи, подразделения по делам несовершеннолетних;
- беседы с детьми, подростками и их родителями по вопросам профилактики наркозависимости, вредных привычек и правонарушений, преступлений среди несовершеннолетних индивидуального и группового характера, проводящиеся с привлечением инспекторов ПДН, участковых милиционеров, ответственного секретаря Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав,, специалистов органа опеки и попечительства, медицинских работников, психологов, социальных педагогов, специалистов Центра «Семья», Социально-досугового центра молодежи, Центра занятости населения;
Система работы ОУ по профилактике.
- организация спортивных мероприятий совместно с Отделом по делам молодежи и спорту;
- проведения Дня инспектора ПДН, Дня профилактики, родительской недели с привлечением всех заинтересованных лиц;
- организация летнего отдыха и занятости учащихся во внеурочное время с помощью органов социальной защиты населения, Центра занятости, отдела по делам молодежи и спорту, отдела по делам семьи;
- месячники по профилактике наркозависимости и вредных привычек (с 1 по 30 ноября) и по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних ( с 1 по 30 апреля).
Функциональные обязанности субъектов ОУ по профилактике.
Директор школы
Совместно с администрацией, педагогами продумывает систему воспитательной работы: содержание, организацию, распределение сил и средств, обеспечивающих высокий уровень воспитательных мероприятий. Владеет полной информацией о социальном положении детей, воспитательных возможностях семей, положении учащихся, состоящих на учете в ПДН РОВД, работает с их родителями. Создает в школе атмосферу взаимоотношений и добропорядочности.
Функциональные обязанности субъектов ОУ по профилактике.
Заместитель директора по УВР
Заботиться о получении школьниками базового образования, организует работу ГПД, дополнительные занятия по предметам, корректирует обучение и воспитание на уроке. Посредством малых педсоветов, педагогических консилиумов влияет на выработку понимания проблем ребенка, определение подходов в работе с ним. Создает атмосферу доброжелательности в школе, детской среде.
Заместитель директора по воспитательной работе
Знает проблемы детей и их семей. Владеет информацией о социальном окружении подростков. Сотрудничает с институтами правопорядка и социальной защиты семей. Организует работу с «трудными» подростками, состоящими на учете в ПДН РОВД и их наставниками. Заботится о микроклимате в школе и классах.
Функциональные обязанности субъектов ОУ по профилактике.
Совет профилактики
Осуществляет контроль за реализацией индивидуальной программы работы с учащимися, состоящими на учете в ПДН РОВД, периодически заслушивает отчеты всех ответственных за её исполнение, оказывает помощь, закрепляет наставников, координирует деятельность школы, общественности, органов милиции в перевоспитании подростка.
Классный руководитель (шеф-наставник)
Решает задачи разрушения трудновоспитуемости, устранения отрицательных компонентов характера, восстановления и формирования ведущих положительных качеств и самосовершенствования. Совместно с социальным педагогом, учителями, работающими с данным ребенком, коллективом сверстников, планирует индивидуальную работу с «трудными» и их семьями, создает атмосферу доверия и взаимоподдержки в классе.
Функциональные обязанности субъектов ОУ по профилактике.
Социальный педагог
Знает детские проблемы, трудные семьи, тревожные точки микрорайона. Способствует реализации прав ребенка, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны жизни и здоровья, выполнению обязательного всеобуча. Взаимодействует с учителями, родителями, специалистами социальных служб в оказании помощи обучающимся.
Социальный педагог изучает личность «трудного» ребенка и воспитательную ситуацию с целью выявления нравственных ориентаций подростка и воспитательных возможностей семьи и коллектива, делает выбор методов, приемов, форм перестройки воспитательной ситуации и нравственной переориентации личности, реализует воспитание «трудного» на основе координации воспитательных усилий школы, семьи, среды и анализирует полученный результат. Ведет карту индивидуальной работы с учащимся, состоящим на учете в ПДН.
Функциональные обязанности субъектов ОУ по профилактике.
Школьный психолог
Ведет диагностическую деятельность. Изучает индивидуальные особенности личности и воспитательную ситуацию в семье и коллективе. Выявляет избирательные отношения подростка, диагностирует ошибки в постановке задач воспитания и применения методов и форм воспитания. Анализирует и обобщает полученный в результате диагностики материала, материал непосредственного наблюдения, специально созданных педагогических ситуаций, что позволяет углубить первоначальный диагноз.
Психолог прогнозирует результаты воспитания, корректирует цели и задачи перестройки воспитательной ситуации и переориентации личности. Просвещает и консультирует педагогов и родителей, ведет картотеку детей, нуждающихся в психолого – педагогической помощи.
Функциональные обязанности субъектов ОУ по профилактике.
Учителя- предметники
Создают «ситуацию успеха», формируют отношение к учению. Используют приемы, формы и методы индивидуальной работы на уроке и во внеклассной работе.
Родители
Заботятся о рационально организованном порядке жизни в семье, выполнении ребенком режима дня. Оберегают ребенка от нежелательных контактов, не допускают бесконтрольного пребывания на улице.
Педагог дополнительного образования
Обеспечивает занятость подростка во внеурочное время посредством вовлечения его в кружки и секции. Изучает полезные интересы и способности учащегося. В ходе своих занятий создает «ситуацию успеха» для учащегося.
Перед каждым ОУ стоит задача:
организация действенной системы мер по профилактике правонарушений несовершеннолетних.
В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые в ОУ месячники профилактики правонарушений, основная цель которых – активизация работы по профилактике правонарушений.
Задачи месячника:
- психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса с целью предупреждения правонарушений;
- помощь семье в решении проблем, связанных с обучением и воспитанием;
- помощь подростку в устранении причин, негативно влияющих на его поведение, успеваемость и посещение ОУ;
- привлечение детей, родителей к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций в рамках месячника;
- индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, выяснение причин правонарушений несовершеннолетних и предотвращение распространения преступности среди несовершеннолетних;
- выявление запросов, потребностей несовершеннолетних и разработка мер помощи конкретными учащимися с привлечением специалистов;
- правовое обеспечение детей и их родителей.
Рекомендуемые мероприятия:
Для учащихся:
- выпуск тематических школьных газет;
- тематические вечера;
- общешкольные линейки;
- устные журналы;
- сюжетно-ролевые игры;
- диспуты;
- дискуссии;
- классные часы;
- конкурсы рисунков и плакатов;
- литературно-правовые турниры;
- акции;
- беседы, круглые столы;
- анкетирование учащихся;
- выставки литературы по профилактике правонарушений;
- выпуски листовок, памяток;
- оформление тематических стендов;
- просмотр фильмов с последующим обсуждением;
- индивидуальные консультации для подростков.
Для родителей:
- тематические родительские собрания;
- рейды в неблагополучные семьи, работа с ними;
- анкетирование родителей;
- родительские университеты;
- заседания родительского клуба;
- групповые и индивидуальные консультации для родителей;
- тематические встречи родителей с работниками образования, правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения.
Для учителей :
- групповые и индивидуальные консультации по вопросам профилактики;
- конференции для несовершеннолетних и их родителей «Правовые обязанности несовершеннолетних»;
- детско-родительские деловые игры;
- день профилактики правонарушений;
- декада «Права и обязанности школьников и их родителей»;
- правовой всеобуч;
- совместные коррекционно-развивающие занятия для родителей и трудных подростков;
- заседания Совета профилактики.
Перечень документов ОУ по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.
1.Социальный паспорт школы.
2.Комплексная программа по профилактике правонарушений.
3.План воспитательной работы ОУ как приложение к годовому плану работы школы:
- педсоветы, совещания, семинары по вопросам профилактики;
-профилактические операции, рейды;
-совместная работа с субъектами профилактики;
- планы проведения месячников и дней профилактики;
- план проведения родительского всеобуча,
- тематика общешкольных родительских собраний.
Перечень документов ОУ по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних
4.Документы,формирующие личное дело учащихся, состоящих на учете в ПДН:
- уведомление о постановке учащегося на учет в ПДН РОВД;
- карточка учащегося, состоящего на учете;
- социальный паспорт учащегося;
- карта индивидуальной работы (шеф – наставник, соц.педагог, психолог);
- акт первичного обследования материально-бытовых условий;
- акты посещения ребенка, состоящего на учете;
- характеристика учащегося;
- ходатайство о приглашении ребенка (родителей) на КДН, о снятии с учета по исправлению или выбытию.
Перечень документов ОУ по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних
5. Документы, формирующие личное дело неблагополучной семьи, состоящей на учете в районном банке данных;
- представление образовательного учреждения о постановке семьи на районный учет;
- постановление КДН и ЗП о постановке семьи на районный учет (заполняется КДН и ЗП);
- карточка семьи для постановки на районный учет;
- акт первичного обследования семьи;
- акт контрольного обследования семьи;
- программа (план) реабилитационной работы ОУ с семьей;
- карта индивидуальной работы ОУ с семьей;
- ходатайство ОУ о снятии семьи с учета;
- постановление КДН и ЗП о снятии семьи с учета ;
Перечень документов ОУ по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних
6.Документация, регламентирующая деятельность Совета по профилактике:
- приказ о составе Совета;
- план работы;
- протоколы заседаний.
7.План работы и протоколы заседаний МО классных руководителей.
8.Нормативно-правовая база по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних:
- локальные акты ОУ, регламентирующие профилактическую работу (Положение о Совете профилактики, Положение о шефах – наставниках, Положение об учете неблагополучных семей);
- должностные инструкции заместителя директора по воспитательной работе, психолога, социального педагога, классного руководителя .
Перечень документов ОУ по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних
9.Информационно-аналитическая информация (статистические данные, отчеты, справки, протоколы совещаний).
10. Журнал занятости на каникулах и в летний период подростков, состоящих на учете.
11. Журнал контроля посещаемости учащимися учебных занятий.
12. Документация классного руководителя по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних:
- социальный паспорт класса;
- план воспитательной работы на учебный год ( включает организацию профилактической работы, индивидуальную работу с учащимися «группы риска», работу классного родительского комитета, тематику родительских собраний);
- список органов самоуправления класса и поручения учащихся;
- карты индивидуальной работы с учащимися и неблагополучными семьями, состоящими на учете.
13. Рекомендации, анкеты, памятки в помощь классному руководителю по профилактике правонарушений и работе с неблагополучными семьями.
Понятие "беспризорные" и "безнадзорные" дети.
Безнадзорные дети проживают в своей семье, но контроль за их поведением, обучением, развитием и воспитанием со стороны родителей и школы практически отсутствует. К этой категории можно отнести всех, так называемых, "проблемных" детей.
Беспризорность - крайнее проявление безнадзорности. Беспризорные полностью прервали отношения со своей семьей, ушли из дома. Это дети без определенного места жительства и (или) места пребывания. Они проживают на улицах и вокзалах, зачастую становятся объектами внимания криминальных структур, занимаются попрошайничеством и проституцией. Данные за последние 5 лет показывают, что количество беспризорных детей по всей стране составляет от 100 до 130 тысяч ежегодно, или 1/10 от общего числа безнадзорных детей.
Причины безнадзорности детей:
- неблагополучная семья (пьянство, ссоры, драки, приобщение подростка к спиртному, наркотикам);
- слабо организованная профилактическая деятельность социальных учреждений и служб по месту жительства.
Профилактика безнадзорности, беспризорности
Профилактика безнадзорности, беспризорности, правонарушений среди несовершеннолетних рассматривается как система социальных, правовых и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий распространения преступности среди несовершеннолетних.
Большой социально-педагогический потенциал в профилактике принадлежит школе, социальным учреждениям, службам по месту жительства и семье.