Просмотр содержимого документа
«Педагогический такт как условие повышения педагогической культуры»
Педагогический такт, как условие повышения педагогической культуры
Сафиуллина О.П.
преподаватель МБОУ ДО ДШИ №2
г. Альметьевск
У каждой профессии есть что-то особенное, что отличает ее от других профессий. Такая отличительная черта профессии учителя – педагогический такт (его можно сравнить с медицинской этикой, слухом музыканта). Педагогический такт является неотъемлемой частью педагогической культуры, культуры межличностных отношений и вытекает из гуманности в профессиональной и педагогической деятельности. Педагогический такт определялся интуицией, тактом, добротой, -вежливостью, культурой педагогической коммуникации, творческим подходом к установлению контактов с учениками, естественным качеством учителя, его талантом и т. д.
Педагогический такт прежде всего проявляется в способности учителя к установлению деловых и эмоциональных контактов с учащимися с минимальными физическими и духовными усилиями. Человек всегда в каком-то эмоциональном состоянии: приподнятый и жизнерадостный; печальный и грустный; мрачный и подавленный. Это условие часто передается другим людям. Учитель должен прийти в школу с хорошим настроением, дружеской улыбкой, всегда помнить, что это во многом зависит от настроения коллег и учеников.
Педагогический такт регулирует образовательный процесс с гуманной, духовной и моральной стороны. Для тактичного человека, говорил Н.А. Добролюбов, характерно во всем действовать так, чтобы людям нести добро и радость, никому из них не сделать незаслуженной неприятности. А. С. Макаренко подчеркнул, что тактичный тонкий, осторожный, внимательный педагог, ни легкомысленным поступком, ни неуместным словом никому не навредит, а скорее позаботится о благосостоянии окружающих его людей. Такт особенно выражен, когда есть ситуации, когда вы можете оскорбить ребенка, повредить его гордость, причинить боль душе. Чувствительность и такт учителя особенно необходимы в отношении слабых, больных и раздражительных детей, которые испытали умственную и физическую травму, а также в отношении тех, кто искренне ошибается в оценке своих действий и поступков.
Таким образом, главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основан на моральных и психологических качествах учителя.
Характерной особенностью тактичного человека является бодрость, которая дает ученикам смелость, уверенность в своих способностях. Такой учитель в классе должен быть мастером улыбки, уметь контролировать свои эмоции, вдохновлять радость и тепло в душе ученика. «Учитель! Оставьте свое плохое настроение за порогом школы», - говорится в одном из правил классической педагогики. В детском коллективе всегда должен быть мажор, мажор любой ценой (Макаренко). Потеряв контроль над своим настроением, учитель теряет педагогический такт. Решение, принятое в состоянии эмоционального волнения, может навсегда повредить отношения между учителем и учениками. Он не сможет найти правильное слово в нужное время.
Очень важно отметить два аспекта в этом направлении:
- никогда оценка знаний учащихся не должна превращаться в оценку его личности, зависящих от жизни поведенческих факторов (знак должен восприниматься учащимися как оценка результатов их образовательной работы);
- учитель, который забывает педагогический такт, оскорбляет учеников не только своей оценкой, но и его оценочными суждениями (даже в случае неудовлетворительной оценки оценочные суждения должны быть такими, чтобы ученик воспринимал плохую оценку как временную неудачу, а не как свидетельство его личного потенциала).
Педагогический такт чаще всего характеризуется как чувство меры, чтобы избежать чрезмерной и снисходительности в воспитательной работе. Школа должна господствовать над серьёзностью, позволяя шутку, ласковую без притворства, порядок без педантизма. В педагогических действиях должна присутствовать золотая середина, определенная гармония в распределении строгости и привязанности, даже любовь требует дозировки, мер. Нарушение мера, нарушение и педагогического такта.
Необходимым условием адекватного формирования педагогического такта является правильная самооценка учителя, степень его уверенности в себе. Педагогический такт не терпит поспешности в оценках, суждениях, заключениях и решениях.
Таким образом, педагогический такт - это не индивидуальные штрихи поведения учителя, а стиль его работы, стиль общения с учениками, часть педагогического мастерства. Основными элементами педагогического такта являются: настойчивость и уважение к ученику, способность видеть и слышать ученика, сочувствовать ему, быть внимательным во всем.
Список литературы
Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. – М.: Просвещение, 1972. – 255 с.
Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. – М.: Академия, 2002. – 256 с.
Маркова А. К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 193 с.
Цыпин Г. М. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. Кн. 1. – М.: Советский композитор, 1988. – 384 с.
Шадриков В. Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. – М.: Наука, 1982. – 185 с.