kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогический такт как условие повышения педагогической культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал, направленный на повышение педагогического такта

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический такт как условие повышения педагогической культуры»

Педагогический такт, как условие повышения педагогической культуры

Сафиуллина О.П.

преподаватель МБОУ ДО ДШИ №2

г. Альметьевск

У каждой профессии есть что-то особенное, что отличает ее от других профессий. Такая отличительная черта профессии учителя – педагогический такт (его можно сравнить с медицинской этикой, слухом музыканта). Педагогический такт является неотъемлемой частью педагогической культуры, культуры межличностных отношений и вытекает из гуманности в профессиональной и педагогической деятельности. Педагогический такт определялся интуицией, тактом, добротой, -вежливостью, культурой педагогической коммуникации, творческим подходом к установлению контактов с учениками, естественным качеством учителя, его талантом и т. д.

Педагогический такт прежде всего проявляется в способности учителя к установлению деловых и эмоциональных контактов с учащимися с минимальными физическими и духовными усилиями. Человек всегда в каком-то эмоциональном состоянии: приподнятый и жизнерадостный; печальный и грустный; мрачный и подавленный. Это условие часто передается другим людям. Учитель должен прийти в школу с хорошим настроением, дружеской улыбкой, всегда помнить, что это во многом зависит от настроения коллег и учеников.

Педагогический такт регулирует образовательный процесс с гуманной, духовной и моральной стороны. Для тактичного человека, говорил Н.А. Добролюбов, характерно во всем действовать так, чтобы людям нести добро и радость, никому из них не сделать незаслуженной неприятности. А. С. Макаренко подчеркнул, что тактичный тонкий, осторожный, внимательный педагог, ни легкомысленным поступком, ни неуместным словом никому не навредит, а скорее позаботится о благосостоянии окружающих его людей. Такт особенно выражен, когда есть ситуации, когда вы можете оскорбить ребенка, повредить его гордость, причинить боль душе. Чувствительность и такт учителя особенно необходимы в отношении слабых, больных и раздражительных детей, которые испытали умственную и физическую травму, а также в отношении тех, кто искренне ошибается в оценке своих действий и поступков.

Таким образом, главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основан на моральных и психологических качествах учителя.

Характерной особенностью тактичного человека является бодрость, которая дает ученикам смелость, уверенность в своих способностях. Такой учитель в классе должен быть мастером улыбки, уметь контролировать свои эмоции, вдохновлять радость и тепло в душе ученика. «Учитель! Оставьте свое плохое настроение за порогом школы», - говорится в одном из правил классической педагогики. В детском коллективе всегда должен быть мажор, мажор любой ценой (Макаренко). Потеряв контроль над своим настроением, учитель теряет педагогический такт. Решение, принятое в состоянии эмоционального волнения, может навсегда повредить отношения между учителем и учениками. Он не сможет найти правильное слово в нужное время.

Очень важно отметить два аспекта в этом направлении:

- никогда оценка знаний учащихся не должна превращаться в оценку его личности, зависящих от жизни поведенческих факторов (знак должен восприниматься учащимися как оценка результатов их образовательной работы);

- учитель, который забывает педагогический такт, оскорбляет учеников не только своей оценкой, но и его оценочными суждениями (даже в случае неудовлетворительной оценки оценочные суждения должны быть такими, чтобы ученик воспринимал плохую оценку как временную неудачу, а не как свидетельство его личного потенциала).

Педагогический такт чаще всего характеризуется как чувство меры, чтобы избежать чрезмерной и снисходительности в воспитательной работе. Школа должна господствовать над серьёзностью, позволяя шутку, ласковую без притворства, порядок без педантизма. В педагогических действиях должна присутствовать золотая середина, определенная гармония в распределении строгости и привязанности, даже любовь требует дозировки, мер. Нарушение мера, нарушение и педагогического такта.

Необходимым условием адекватного формирования педагогического такта является правильная самооценка учителя, степень его уверенности в себе. Педагогический такт не терпит поспешности в оценках, суждениях, заключениях и решениях.

Таким образом, педагогический такт - это не индивидуальные штрихи поведения учителя, а стиль его работы, стиль общения с учениками, часть педагогического мастерства. Основными элементами педагогического такта являются: настойчивость и уважение к ученику, способность видеть и слышать ученика, сочувствовать ему, быть внимательным во всем.

Список литературы

  1. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. – М.: Просвещение, 1972. – 255 с.

  2. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. – М.: Академия, 2002. – 256 с.

  3. Маркова А. К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 193 с.

  4. Цыпин Г. М. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. Кн. 1. – М.: Советский композитор, 1988. – 384 с.

  5. Шадриков В. Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. – М.: Наука, 1982. – 185 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Педагогический такт как условие повышения педагогической культуры

Автор: Сафиуллина Ольга Петровна

Дата: 21.05.2023

Номер свидетельства: 632002

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Способности преподавателя и способы педагогической деятельности."
    ["seo_title"] => string(68) "sposobnostipriepodavatieliaisposobypiedaghoghichieskoidieiatielnosti"
    ["file_id"] => string(6) "307296"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458305434"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Из опыта работы «Воспитание - как процесс целенаправленного формирования и развития личности» "
    ["seo_title"] => string(100) "iz-opyta-raboty-vospitaniie-kak-protsiess-tsielienapravliennogho-formirovaniia-i-razvitiia-lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "169699"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423459050"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "
    ["seo_title"] => string(78) "vospitaniie-dietiei-v-usloviiakh-pieriekhoda-na-fgos-doshkol-nogo-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "180885"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425273826"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "«Воспитание - как процесс целенаправленного  формирования и развития личности» "
    ["seo_title"] => string(84) "vospitaniie-kak-protsiess-tsielienapravliennogho-formirovaniia-i-razvitiia-lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "191242"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427286965"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Доклад  на тему:  «Деятельность  учителя на уроках  математики» "
    ["seo_title"] => string(64) "doklad-na-tiemu-dieiatiel-nost-uchitielia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "125098"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414912809"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства