Деловая игра: «Наш ответ стандартам».
Август, 2014
Ход игры.
Здравствуйте, коллеги! Не секрет, что у учителей есть серьезная позиция, которая заключается в том, что мы приходим на курсы, лекции: ну вот я пришел, ну вот учите меня, читайте лекции… И эту позицию мы часто переносим в класс: ты пришел, и я научу тебя хочешь ты этого или не хочешь. Поэтому я постараюсь не только помочь вам вспомнить теорию о новых стандартах, но и попробую поставить вас в ситуацию, когда вы сами задумаетесь: зачем это надо, как это надо и что надо.
Нам очень интересно узнать: почему новые стандарты образования вызвали широкую дискуссию не только в образовательной среде, но и в целом в общественности . Конечно, все мы понимаем , что от этого зависит наше будущее: будущей наших учеников, будущее наших детей, будущее нашей страны. С другой стороны, все мы понимаем, что это уже и наше настоящее. А, как правило, настоящее волнует нас ещё более.
Скажите, какие понятия и ассоциации возникают у вас, когда вы слышите новые федеральные государственные образовательные стандарты. Чтобы чувствовать себя более уверенными, давайте ответим на несколько вопросов викторины:
ВИКТОРИНА.
Вопросы для блиц-опроса:
Расшифруйте аббревиатуру ФГОС НОО и ФГОС OОО.
В каком году принят новый ФГОС НОО? (6 октября 2009 г.)
Какой подход лежит в основе Стандарта (системно-деятельностный подход).
Кто является разработчиком основных образовательных программ? (ОУ, педагоги)
Как называются «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия», которые формируются в условиях реализации основной образовательной программы (Универсальные учебные действия)
Перечислите виды УУД. (личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные).
Какие две системы оценок достижения планируемых результатов подразумевает ФГОС? (внешнюю оценку (оценка, осуществляемая внешними по отношению к школе службами); внутреннюю оценку (оценка, осуществляемая самой школой – обучающимися, педагогами, администрацией).
Как называется комплект документов ученика, представляющих совокупность сертифицированных индивидуальных учебных и внеучебных достижений (Портфолио ученика).
Из каких направлений может состоять внеурочная деятельность учащихся? (Внеурочная деятельностьсостоит из шести основных направлений: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность).
Сколько часов в неделю может отводиться на внеурочную деятельность? (5-10 часов)
Сколько должная длиться динамическая пауза между урочной и внеурочной деятельностью учащихся? (40 минут)
Назовите документ, обеспечивающий права ребенка на качественное и доступное образование в стране.(Закон об образовании)
ИТАК, ФГОС – выделяет группы понятий, которые более нас волнует в нынешней ситуации:
1.Первая группа понятий - это то что мы относим к учителю: какой должна стать личность учителя в новых условиях работы.
2.Вторая группа понятий – это то, что мы относим к ученику: каким должен стать наш ученик.
3.Третья группа. Нас волнует проблема новой функции родителей в образовательном процессе.
4.Четвертая группа. Нас волнует, как должна измениться наша урочная деятельность.
5.Пятая группа. Нас волнует проблема внеурочной деятельности в новых условиях.
2. Тест «Стандартный – нестандартный учитель».
Несомненно, работая в новых условиях, меняется роль каждого участника образовательного процесса. И от того какими качествами обладаю участники, зависит очень многое. В первую очередь - УСПЕХ
Вам предлагаются личностные и деловые качества, которые мы, руководители, встречаем у своих коллег. Отметьте знаком «плюс» те качества, которые вам нравятся, а знаком «минус» то, что вам в них не нравится:
Дисциплинированный.
Организованный.
Неровно успевающий.
Выбивающийся из общего темпа.
Эрудированный.
Странный в поведении, непонятный.
Умеющий поддерживать общее дело.
Стабильно успевающий.
Занятый своими делами.
Быстро, «на лету» схватывающий.
Не умеющий общаться, конфликтный.
Выскакивающий на уроке с непонятными замечаниями.
Приятный в общении.
Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
Ясно, понятно для вас выражающий свои мысли.
Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководству.
Каких знаков «плюс» у вас больше – на четных номерах или на нечетных? Если «четных плюсов» больше, я вас поздравляю: вы предпочитаете нестандартно мыслящих учителей.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Правильно гласит китайская народная мудрость: "Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”, т.е. скажи мне, я забуду; покажи мне и я запомню; дай мне действовать самому, и я научусь.
3.«Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС».
Вы получили карточки «Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС», где обозначен только предмет изменений (1-й столбик), а 2-й и 3-й получили в разрезанном виде и должны сопоставить с первым столбиком.
После происходит озвучивание деятельности учителя:
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений | Традиционная деятельность учителя | Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку | Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока | Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации | При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами |
Основные этапы урока | Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя | Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) |
Главная цель учителя на уроке | Успеть выполнить все, что запланировано | Организовать деятельность детей: • по поиску и обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д. |
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) | Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. | Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. |
Форма урока | Преимущественно фронтальная | Преимущественно групповая и/или индивидуальная |
Взаимодействие с родителями обучающихся | Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс | Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета |
Образовательная среда | Создается учителем. Выставки работ обучающихся | Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов |
Результаты обучения | Предметные результаты | Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные |
Нет портфолио обучающегося | Создание портфолио |
Основная оценка – оценка учителя | Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки |
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ | Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения |
Именно так и должна выглядеть деятельность ученика и учителя, работающих по ФГОС. Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, вечной и главной формой обучения остается урок. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова – методы, подходы, технологии и т.д.
4. «Колесо деятельности». Давайте оценим деятельность стандартного ученика 5 класса, где мы только планируем введение ФГОС. Перед вами ромашка и восемь лепестков (Приложение 1). На каждом лепестке вид деятельности ученика в школе (приобретение знаний, сотрудничество, коммуникация, работа с информацией, решение проблем, самооорганизация, самореализация, рефлексия). Теперь отметьте на каждом лучике, на сколько баллов (по десятибалльной школе) ученик занимается тем или иным видом деятельности, по вашему мнению. Соедините эти точки, и у вас получится круг. Это колесо деятельности ученика. Удобно ли ученику ехать на этом колесе.
Так вот, ФГОС помогает нам выровнять это колесо, т.к. научить не знаниям, а работе это основная цель нового стандарта, а также системно - деятельностного подхода в обучении. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Для нас принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и учащихся), основанная на сотрудничестве и взаимопонимании. Что же нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго поколения? Мы озвучим эти изменения с помощью следующего творческого задания.
5. Я вам предлагаю смоделировать при помощи иллюстраций модель одной из предложенных вам технологий и провести защиту своей работы.
А закончить мне бы хотелось прочитав вам притчу «О переменах».
Пришел Ученик к Учителю и начал жаловаться на свою тяжелую жизнь. Он попросил у Учителя совета, что делать, когда и то навалилось, и другое, и третье не пошло, и вообще — просто руки опускаются! Учитель поднялся и поставил перед собой четыре котелка с водой. В один он бросил деревянную чурку, в другой — морковку, в третий — яйцо, в четвертый — раздавленные зерна кофе. Через некоторое время он вынул всё это из воды.
– «Что изменилось?» — спросил Учитель.
– «Ничего...» — ответил Ученик.
Тогда Учитель поставил эти четыре котелка с водой на огонь. Когда вода закипела, он снова бросил в один — деревянную чурку, в другой — морковку, в третий — яйцо, в четвертый — раздавленные зерна кофе. Через некоторое время он вынул деревяшку, морковь, яйцо и налил в чашку ароматный кофе. Ученик, естественно, снова ничего не понял.
– «Что изменилось?» — опять спросил Учитель.
– «То, что должно было случиться. Морковка и яйцо сварились, деревяшка не изменилась, а зерна кофе растворились в кипятке», — ответил Ученик.
– «Это лишь поверхностный взгляд на вещи», — сказал Учитель.
— Посмотри внимательнее. Морковка разварилась в воде и из твердой стала мягкой, легко разрушающейся. Даже внешне она стала выглядеть по-другому. Деревяшка ничуть не изменилась. Яйцо, не изменившись внешне, внутри стало твердым, и ему уже стали не страшны удары, от которых раньше оно вытекало из своей скорлупы. Кофе окрасило воду, придало ей новый вкус и аромат».
«Вода — это наша жизнь. Огонь — это перемены и неблагоприятные обстоятельства. Морковка, дерево, яйцо и кофе — это типы людей. Они все в тяжелые моменты жизни меняются по-разному.
ЧЕЛОВЕК-МОРКОВЬ — таких большинство. Эти люди только в обычной жизни кажутся твердыми. В моменты жизненных передряг они становится мягкими и скользкими. Опускают руки, винят во всем либо других, либо «непреодолимые внешние обстоятельства». Чуть «придавило»… и они уже в панике, психологически раздавлены. Такие «морковки», как правило, легко становятся «жертвам моды», хотят, чтобы «всё было у них, как у людей», именно на них делают свои состояния удачливые торговцы, политики… и предсказатели.
ЧЕЛОВЕК-ДЕРЕВО — таких мало. Эти люди не меняются, остаются самими собой в любых жизненных ситуациях. Они, как правило, хладнокровны, внутренне спокойны и цельны. Именно «деревья» показывают всем, что тяжелые жизненные обстоятельства — всего лишь жизнь, и за черной полосой всегда наступает белая.
ЧЕЛОВЕК-ЯЙЦО — это те, кого жизненные невзгоды закаляют, делают крепче! Их очень-очень мало. Именно такие люди в обычной жизни незаметны, а в тяжелые времена они вдруг «твердеют» и упорно преодолевают «внешние обстоятельства».
«А КАК ЖЕ КОФЕ?» — воскликнул Ученик.
«О, это самое интересное! Зерна кофе под воздействием неблагоприятных жизненных обстоятельств растворяются в окружающей среде, превращая безвкусную воду во вкусный, ароматный и бодрящий напиток!» — ответил Учитель, с удовольствием прихлебывая ароматный кофе из чашки.
Есть особые люди. Их — единицы. Они не столько меняются под влиянием неблагоприятных обстоятельств, сколько трансформируют сами жизненные обстоятельства, превращая их в нечто прекрасное, извлекая пользу из каждой неблагоприятной ситуации и изменяя в лучшую сторону жизнь окружающих».
– Все мы разные, и у всех разное отношение к переменам. Мы хотим сказать только одно: перемены - это всегда к лучшему.
Я надеюсь, что реализация требований новых стандартов образования позволит учащимся быть готовыми к учебе и жизни в современном информационном обществе, педагогам – усовершенствовать свою деятельность, изменить свою роль в образовательном пространстве.
Главное! По каким бы стандартам ни учился ребенок, наша любовь и внимание необходимы ему, для того чтобы он был счастлив, успешен в учебе. Любите ребенка сегодня таким, какой он есть, помогайте ему, берегите его! Не отталкивайте нестандартно мыслящего учителя, будьте толерантны к окружающим и с новым годом вам уважаемые коллеги.
.