Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение:
Дубенцовская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю
Директор школы
______________
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
ст. Дубенцовская 2013 г
Пояснительная записка
Актуальность.
Профилактика правонарушений и преступлений становится наиболее актуальной, т.к. появилась немало подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. Все это ведет к росту правонарушений среди подростков.
Каковы основные причины беспризорности и правонарушений обучающихся образовательного учреждения?
Среди основных причин беспризорности и правонарушений обучающихся можно выделить следующие факторы:
неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм родителей, лишение их родительских прав, отказ родителей заниматься воспитанием своих детей, эмоциональное отвержение, бесконтрольность);
недоразвитие эмоционально-волевой сферы обучающихся, которое влечет за собой неадаптивные формы поведения (агрессия, капризность, гнев, раздражение и др.);
неблагоприятные взаимоотношения со сверстниками и учителями.
Эти факторы предопределяют неадекватные и неадаптивные формы поведения обучающихся. Девиантное поведение, то есть противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, проявляется в конфликтности, агрессивности, склонности к бродяжничеству, ранней алкоголизации. Обучающиеся из неблагополучных семей, имея незрелую социальную позицию, часто становятся на путь совершения правонарушений или сами становятся жертвами преступлений.
Как правило, дети с таким поведением попадают в поле зрения правоохранительных органов и требуют особого внимания со стороны образовательных учреждений. Поэтому свои усилия наше образовательное учреждение направляет на профилактику асоциального поведения и негативных явлений среди учащихся, на то, чтобы ребенку не пришлось остаться один на один с улицей.
Анализ правонарушений, беседы с подростками, анкетирование показывает, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время.
Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно.
Предметом особого внимания в школе является формирование системы дополнительного образования учащихся.
Чтобы воспитать человека целеустремленного, убежденного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого, необходимо хорошо продумать систему работы во внеурочное время.
С этой целью нами была составлена Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – Программа).
Сроки реализации программы - 2013-2016 г
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Цель программы
- формирование единого социально-педагогического пространства в сфере профилактики правонарушений, безнадзорности, наркомании обучающихся.
Задачи программы:
Обеспечение сохранения здоровья, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
Создание условий по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних:
изыскание наиболее приемлемых условий для жизнедеятельности учащегося;
анализ факторов социальной дезадаптации детей и подростков;
систематизация антинаркотической, антиалкогольной пропаганды среди учащихся;
формирование здорового образа жизни;
оздоровление системы межличностных отношений подростка, восстановление его социального статуса в коллективе сверстников;
организация изучения психических состояний подростка, особенностей его личностного развития и поведения;
установление и снятие психотравматических ситуаций среди ближайшего окружения детей и подростков;
привитие навыков общения со взрослыми и сверстниками на основе общепринятых норм;
привлечение обучающихся к общественно-полезной деятельности;
включение детей и подростков в коллективные творческие виды деятельности;
содействие профессиональной ориентации и получению специальности;
оказание юридической консультации и правовой помощи несовершеннолетним по защите их прав и законных интересов;
Изучение возможностей взаимодействия педагогического коллектива с общественными и государственными организациями по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.
В реализации программы принимают участие:
Оценка эффективности Программы заключается в количественном сравнение данных, полученных до и после конкретного вида работы, мониторинге за определенный отрезок времени. Результаты реализации Программы ежегодно отслеживаются по Таблице 1. Мониторинг эффективности реализации программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
Мониторинг реализации воспитательной программы «Профилактика правонарушений»
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. |
Период реализации программы | Общее количество учащихся, склонных к правонаруше ниям | Количество детей, состоящих на учете в КДН | Кол-во детей, состоящих на школьном учете | Количество детей, длительно не посещающих школу | Охват кружково- досуговой деятельностью (%) в целом | Охват кружково- досуговой деятельностью детей «гр. риска» | УБВ (уровень благополучия взаимоотношений) (социометрия) | Кол-во семей на школьном учете | Данные о продолжении учебы, трудоустройстве выпускников, склонных к правонарушениям |
2013-2014 г | | | | | | | | | |
2014-2015г. | | | | | | | | | |
2015-2016г. | | | | | | | | | |
В графе 1 фиксируются периоды реализации Программы.
В графе 2 указывается общее количество учащихся, склонных к правонарушениям.
В графах 3-4 указывается количество детей, состоящих на профилактическом учете по школе и в КДН (комиссии по делам несовершеннолетних).
Количество семей, состоящих на профилактическом учете по месту жительства, фиксируется в 5 графе.
В графе 6 “Случаи длительного непосещения учащимися школы” фиксируется количество обучающихся, длительно не посещающих школу.
В графах 7-8 “Охват кружково-досуговой деятельностью” отмечается количество детей, посещающих кружки, спортивные секции, направленные на лечебно-оздоровительный отдых в летние лагеря.
Изучение социометрического статуса в 5-9классах проводится методом социометрии . Определяется уровень социального статуса в процентном отношении от общего числа обучающихся в 5-9-х классах. (I. Предпочитаемые - 6-7 выборов. I I. Принятые - 3-5выборов. I I I. Непринятые - 1-2 выбора. IV. Изолированные - не получившие ни одного выбора.).
Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) указывается в 9 графе . Он определяется путем соотнесения числа членов группы, находящихся в благоприятных категориях (I - I I) с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях.
Высокий показатель при I + I I I I I + IV.
Средний показатель при I + I I = I I I + IV (при незначительном расхождении).
Низкий показатель при I + I I
В графе 10 фиксируются данные о продолжении учебы, трудоустройстве выпускников, склонных к правонарушениям.
Работа по программе проводится с использованием следующих методов: консультации, наблюдение, групповые и индивидуальные развивающие занятия, тренинги, лекции, беседы, анкетирование, тестирование, мониторинг.
Использование узконаправленных методик: Социометрия.
Основные направления
работы по созданию условий по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
сохранение здоровья учащихся:
профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в учебной деятельности;
предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при проведении воспитательной работы;
проведение профилактической работы с родителями (лицами, их заменяющими);
организация взаимодействия с органами и учреждениями, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Ожидаемые результаты:
Активизация деятельности школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Снижение количества несовершеннолетних детей, склонных к правонарушениям, безнадзорности, наркомании и других форм негативного социального поведения.
Снижение количества обучающихся, не посещающих школу по неуважительным причинам.
Максимальный охват несовершеннолетних досуговой деятельностью.
Мероприятия по профилактике
безнадзорности и правонарушений школьников
N п/п | Мероприятия | Исполнители | Срок исполнения |
1 | 2 | 3 | 4 |
1.1. | Выявление семьи и детей группы социального риска | Педагог- психолог, классные руководители | В течение года (запросы не реже одного раза в месяц) |
1.2. | Выявление детей, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством и другой противоправной деятельностью | Педагог- психолог, классные руководители | В течение года (запросы не реже одного раза в месяц) |
1.3 | Выявление учащихся, длительное время не посещающих образовательные учреждения, принятие мер по возвращению их в школу | Зам. дир по ВР, классные руководители | По факту пропуска занятий |
1.4 | Классные часы по предупреждению правонарушений | Классные руководители | Один раз в четверть |
1.5 | Всех трудных детей включить в работу кружков и секций в школе и вне ее, исходя из интересов возможностей детей, целей и задач учебно-воспитательной работы с ними. | Зам. дир по ВР, Классные руководители | Постоянно |
1.6 | Для развития общего кругозора приглашать для бесед специалистов здравоохранения, правоохранительных органов. | В течении года | Зам. дир по ВР |
1.7 | Индивидуальные встречи с родителями учащихся, состоящих на учете ВШУ, КпДН | по мере необходимости | Зам. дир по ВР
|
1.8 | Посещение на дому семей, находящихся в СОП | 1 раз в месяц | Классные руководители |
Список литературы: