К вопросу управления качеством образовательного процесса.
К вопросу управления качеством образовательного процесса.
Научное осмысление категории качества впервые было осуществлено в теории социального управления в связи со сферой производства, где оно рассматривалось как техническое и социально-экономическое явление. Отталкиваясь от философской интерпретации качества как совокупности существенных свойств (признаков) предмета (явления), отличающих его от других, и привнеся в него аксиологический элемент – ценностное отношение к продукту самого потребителя, в свое время ученые определили качество как его соответствие неким нормам, стандартам, как степень удовлетворения установленных и предполагаемых ожиданий потребителя. Категория «качество» прочно вошла и в область образования, а также в арсенал педагогических понятий с обобщенной смысловой нагрузкой как совокупность определенных свойств, характеризующих сущность объекта и отличие его от других. Понятие качества образования многоаспектно. С точки зрения социализации выпускников – это соответствие уровня приобретенных знаний, умений, навыков, компетенций и личностных качеств требованиям общества, государства
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«К вопросу управления качеством образовательного процесса.»
Мазур Н. А., учитель математики
МОУ СОШ № 3 г. Вольска
К вопросу управления качеством образовательного процесса
Научное осмысление категории качества впервые было осуществлено в теории социального управления в связи со сферой производства, где оно рассматривалось как техническое и социально-экономическое явление. Отталкиваясь от философской интерпретации качества как совокупности существенных свойств (признаков) предмета (явления), отличающих его от других, и привнеся в него аксиологический элемент – ценностное отношение к продукту самого потребителя, в свое время ученые определили качество как его соответствие неким нормам, стандартам, как степень удовлетворения установленных и предполагаемых ожиданий потребителя. Категория «качество» прочно вошла и в область образования, а также в арсенал педагогических понятий с обобщенной смысловой нагрузкой как совокупность определенных свойств, характеризующих сущность объекта и отличие его от других. Понятие качества образования многоаспектно. С точки зрения социализации выпускников – это соответствие уровня приобретенных знаний, умений, навыков, компетенций и личностных качеств требованиям общества, государства. С содержательной точки зрения – это соответствие государственным образовательным стандартам, ожиданиям потребителей образовательных услуг, в качестве которых выступают сами обучающиеся, их родители, системы профессионального образования, будущие работодатели, общество. С точки зрения процессного подхода под качеством образования понимается такая совокупность его характеристик, которая обусловливает его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств.
На наш взгляд, наиболее точным в концептуальном отношении является определение качества образовательной деятельности как сбалансированного соответствия совокупности характеристик компетенций, определяющих эффективность средне-профессиональных учебных заведениях в современных условиях и отражающих способность субъекта образовательной деятельности осуществлять профессиональную деятельность. Это комплекс характеристик профессионального сознания, отражающий способность специалиста осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с экономическими требованиями, на определённом уровне профессионального успеха, с пониманием социальной ответственности за результаты профессиональной деятельности. Потребителями результатов образовательной деятельности выступают сами студенты, предприятия-работодатели, общество и государство.
Управление качеством в среднем профессиональном учебном заведении затрагивает все составляющие его структуры: целевую, функциональную, технологическую, организационную, информационную, нормативную и критериальную. В условиях СПО управление качеством образования может идти по двум «контурам»: управление качеством образовательно-воспитательного процесса и управление его развитием. Общая цель управления качеством в среднем профессиональном учебном заведении - достижение более высокого качества преподавательского состава, учебных планов и программ, качества преподавания, обучающих методик, педагогического контроля. Для этого необходимо иметь надежные и информативные показатели качества, механизмы экспертного оценивания, систему мониторинга качества, оценочные шкалы и эталоны.
В процессе управления качеством образования большую роль играет самооценка. Она является одним из наиболее популярных и эффективных методов совершенствования деятельности организаций в различных отраслях экономики. К ее преимуществам можно отнести относительную простоту, возможность проведения ее собственными силами, нацеленность на определение приоритетных направлений для улучшения работы.
В настоящее время четко не определены критерии эффективности управления качеством образовательной деятельности, что значительно осложняет ее оценку в условиях постоянной модернизации системы образования. Основные тенденции в системе обеспечения качества образовательной деятельности сводятся к решению следующих принципов: разработка единых критериев и стандартов в системе обеспечения качества образовательной деятельности; разработка единой системы менеджмента качества на основе международных стандартов серии ИСО 9000:2000; внедрение Системы Менеджмента Качества в образовательный процесс.