kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогический совет «Профильное обучение: проблемы и перспективы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический совет «Профильное обучение: проблемы и перспективы»

Профильное обучение – это фактор и условие дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать возможности, потребности и способности учащихся, создавая условия для их обучения в соответствии с профессиональными интересами и намерениями на продолжение образования. Построение индивидуальной образовательной траектории осуществляется на основе реальных запросов и возможностей учащихся, которые должны сами определить направления обучения в конкретной предметной области.

 Переход на профильное обучение – сохранение и укрепление человеческого потенциала для устойчивого развития государства

Что должна содержать структура допрофильной подготовки?

Как организовать учебный процесс, чтобы учесть интересы, склонности и способности учащихся?

И – как строить учебный план в условиях перехода к профильной подготовке?

На эти и другие вопросы постараемся ответить на нашем педсовете «Профильное обучение: проблемы и перспективы».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет «Профильное обучение: проблемы и перспективы»»

Педагогический совет

«Профильное обучение: проблемы и перспективы»



Повестка дня:

1. Переход на профильное обучение – сохранение и укрепление человеческого потенциала для устойчивого развития государства.

Доклад заместителя директора по учебной работе

1.1. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся.

Сообщение педагога-психолога

1.2. Осознанно выбранный профиль – залог выбора оптимальной профессии.

Из опыта работы учителя математики, учителя допризывной подготовки

1.3. Инновационные подходы к профильному обучению на III ступени общего среднего образования.

Презентация работы учителей-предметников

1.4. Сетевое взаимодействие с УО – одно из условий повышения качества образования.

Сообщение классного руководителя

1.5. Роль классного руководителя в организации профильного обучения.

Сообщение классного руководителя

1.6. Обсуждение индивидуальных профориентационных маршрутов учащихся 9 классов, создание модели выпускника профильного класса.

Работа в группах.






Переход на профильное обучение – сохранение и укрепление человеческого потенциала для устойчивого развития государства

Что должна содержать структура допрофильной подготовки?

Как организовать учебный процесс, чтобы учесть интересы, склонности и способности учащихся?

И – как строить учебный план в условиях перехода к профильной подготовке?

На эти и другие вопросы постараемся ответить на нашем педсовете «Профильное обучение: проблемы и перспективы».

У профильного обучения в белорусских школах в последние годы складывается нелегкая судьба. Только в последнее десятилетие в стране несколько раз подходили к вопросам его введения.

В 2006 году в Беларуси был определен порядок перехода системы образования на профильное обучение, подготовлено нормативно-правовое обеспечение процесса. Успешно работали мультипрофили, планировалось, что в 2008 году система образования перейдет на массовое профильное обучение по четырем направлениям: естественнонаучному, социокультурному, гуманитарному и профессионально-технологическому. Однако все вышло с точностью до наоборот. Декретом Президента № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования» — профильное обучение было отменено в 2008 году, когда произошел экстренный переход с двенадцатилетнего на одиннадцатилетнее среднее образование. Тогда было решено, что изучать предмет углубленно ученик сможет на факультативах. Однако в 2013 году результаты мониторинга, который провело Министерство образования, показали, что этот вариант не эффективен и в 2013/2014 учебном году в учреждениях общего среднего образования были организовано изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне по четырем направлениям: физико-математическое, химико-биологическое, обществоведческое, филологическое.

Наше учреждение идет в ногу со временем, ежегодно предлагая учащимся изучение отдельных предметов на повышенном уровне,сохраняя при этом преемственность по параллелям, по годам. Вы видите спектр из 8 учебных предметов, которые изучались на повышенном уровне в нашей школе с 2010 года (на факультативных занятиях).

С 2013 года по физико-математическому и с 2015 года по филологическому направлениям.

В 2014-м главой государства было поддержано предложение правительства и Министерства образования о введении с этого учебного года профильного обучения и конкурсного отбора в 10-й класс по баллу свидетельства об общем базовом образовании.

Профильное обучение – это система организации образовательного процесса на основе дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющая наряду с получением учащимися качественного общего среднего образования обеспечить соответствующие условия для успешного профессионального самоопределения и полноценной социализации с учетом их способностей, склонностей и интересов.

Как подчеркнула заместитель Министра образования Раиса Сидоренко на государственном уровне профильное обучение будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественного образования и создаст необходимые условия для формирования и использования человеческого капитала в целях обеспечения устойчивого социально-экономического и духовного развития страны. Будет обеспечено рациональное распределение потоков выпускников II ступени общего среднего образования по каналам дальнейшего получения образования с учетом реальных потребностей рынка труда.

При введении профильного обучения в образовательном стандарте общего среднего образования заложено 2 уровня – базовый и повышенный.

Базовый уровень изучения учебного предмета – уровень освоения учащимися обязательного минимума содержания образования по учебному предмету, который обеспечивает развитие личности учащегося средствами учебного предмета; способствует формированию опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности, развитию общей культуры, мировоззрения, ценностно-смысловых установок, готовности и способности к саморазвитию, личностному и профессиональному самоопределению.

Повышенный уровень изучения учебного предмета – уровень усвоения учащимися содержания образования по учебному предмету, ориентированный на приобретение учащимися систематических знаний и способов действий и обеспечивающий развитие средствами учебного предмета предметных, метапредметных и личностных способностей (компетенций), необходимых для продолжения избранного направления образования, личностного саморазвития и профессионального самоопределения, а также для осознанного и эффективного решения образовательных и жизненных (социокультурных) задач.

Для обучающихся профильное обучение выступает средством удовлетворения потребностей в изучении на повышенном уровне отдельных учебных предметов.

1) готовность и заинтересованность всех участников образовательного процесса в организации профильного обучения на III ступени общего среднего образования;

2) наличие в учреждении образования необходимых кадровых, материально-технических и учебно-методических ресурсов:

3) рациональное сочетание возможностей учреждения общего среднего образования с запросами учащихся и их законных представителей, а также с финансовыми возможностями учреждения;

4) обеспечение внедрения данной инновации при соблюдении санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;

5) наличие эффективной системы сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, учреждениями высшего образования, иными учреждениями образования.

Научно-методическое обеспечение:

учебно-программная документация образовательной программы среднего образования (учебный план, учебные программы по учебным предметам, учебные программы факультативных занятий, в том числе для обобщения и систематизации знаний по учебным предметам);

учебные издания;

учебно-методические комплексы для проведения факультативных занятий;

учебно-методическая документация (календарно-тематическое планирование и (или) примерное тематическое планирование учебного материала по учебным предметам, изучаемым на повышенном уровне).

Для организации профильного обучения в нашем учреждении имеются необходимые условия:

– учащиеся с хорошими результатами учебной деятельности на II ступени образования и готовые к профильному обучению в 10 классах;

– кадровая укомплектованность учреждения: более 70% педагогов имеют высшую и первую квалификационную категории (36% - высшую, 34,7% - первую), опыт работы более 15-20 лет, в т.ч. на III ступениобразования, а также в мультипрофильных группах (2006-2008 года) и приобучении учебным предметам на повышенном уровне;

– учреждение имеет хорошую информационно-образовательную среду, ведётся работа по расширению программного обеспечения и возможностей использования информационно-образовательных ресурсов; 72 % педагогов имеют сертификаты пользователей ИКТ;

– достаточное количество имеющихся часовдля открытия профильных классов или профильных групп.

Введение профильного обучения направлено на повышение способности будущего выпускника к самостоятельному действию на рынке образовательных услуг, конструированию собственного образовательного маршрута.

В этом учебном году в учреждении сформированы два профильных 10-х класса по третьей моделис изучением наповышенном уровне следующих учебных предметов:

1) математика и английский язык – 8 учащихся;

2) русский язык и английский язык – 15 учащихся (1 учащийся выбыл за пределы Республики);

Учебный план составлен на каждый класс в соответствии с рекомендациями Министерства образования. Дополнительно индивидуальный образовательный маршрут поддерживается за счет введения факультативных занятий на профиль.

Школа не избирает профессию, а лишь предлагает профиль, по которому учащийся будет обучаться в 10 классе.

Анкетирование десятиклассниковпрофильных групп (приняло участие 20 учащихся из 22) показывает, что решение о выборе профильного класса было самостоятельным и правильным.

Итоги анкетирования десятиклассников профильных групп (приняло участие 20 учащихся из 22):

1. Ваше решение о выборе профильного класса было самостоятельным?

1) да - 16; 2) нет - 1; 3) совместно с родителями - 3

2. Как Вы оцениваете свои способности и возможности, связанные с профильным обучением?

1) отлично - 1; 2) хорошо - 14; 3) удовлетворительно - 5.

Сложившаяся в учреждении система изучения предметов на повышенном уровне положительно сказывается на качестве знаний учащихся. Средний балл и уровень обученности учащихся по предметам, изучаемым на повышенном уровне, ежегодно более высокий.

Учащиеся профильных групп считают, что профильное обучение поможет им при поступлении в учебные заведения и пригодится в профессиональном будущем.

3. Вы считаете, что обучение в профильном классе:

1) поможет при поступлении в учебные заведения и пригодится в профессиональном будущем - 14;

2) способствует социальному и профессиональному самоопределению, повышает Ваш культурный уровень - 4;

3) не соответствует Вашим ожиданиям - 2.

Задача учреждения состоит в том, чтобы помочь своим воспитанникам определить профиль, на котором будет выстраиваться их жизненная траектория. 12 учащихся считают свой выбор правильным.

4. Ваш выбор профильного обучения:

1) правильный, т.е. не сожалеете о выбранном профиле - 12;

2) нет смысла обучения в профильном классе, но продолжили бы обучение на данном профиле - 2;

3) перешли бы в обычный класс - 6.

Для современного 10-го класса, находящегося в условиях обновления содержания образования, важнейшей является проблема социально-психологической адаптации к новой ситуации обучения. К ней, в свою очередь, можно отнести такие проблемы, как адаптация в новом коллективе, адаптация к увеличившейся учебной нагрузке по определенному профилю, к новым требованиям учителей.

По результатам анкетирования 6 учащихся перешли бы в обычный класс, поэтому основная цель работы психолога в 10-м классе – способствовать социально-психологической адаптации учащихся 10 классов к новой ситуации обучения.

Остается также актуальной организация содержательного общения сверстников. В связи с этим наиболее предпочтительна организация совместной продуктивной деятельности. Значительной должна быть также доля самостоятельной работы учащихся.Особое внимание уделять исследовательским технологиям и практикам, так как их правильная организация способствует формированию мотивации старшеклассников на обучение и обеспечивает выбор дальнейшего жизненного пути.

Для обеспечения реализации профильного обучения существует достаточно программ, но пока недостаточно учебно-методических комплексов, учебников нового поколения, поэтому важно использовать возможности новых технологий.

Так как одна из особенностей профильного обучения, которое введено с 1 сентября этого года, – это его профессионально ориентированная направленность, поэтому необходимо усилить профориентационную работу классных руководителей с учащимися.В этом учебном году выделено 4 часа ОВР в 9 классах и 3 часа в 10 классах. В следующем учебном году следует рассмотреть вопрос увеличения количества часов ОВР в 10 классе.

Профильное обучение на старшей ступени - это шаг к индивидуализации и профессиональной ориентации образования, это возможность реализации индивидуальных образовательных маршрутов учащихся на III ступени общего среднего образования.

Наличие эффективной системы сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, учреждениями высшего образования, иными учреждениями образования – одно из условий организации профильного обучения. В нашем учреждении не достает именно такой системы, действует только договор об оказании услуг по обучению с УО «Военная академия Республики Беларусь».

Особое значение сегодня приобретает организация взаимодействия с учреждениями высшего образования, которые готовят педагогические кадры. Важно, чтобы через 5 лет в школу пришли молодые педагоги, готовые к реализации профильного обучения.

Выбор профиля обучения труден и для самих учащихся. Здесь большую роль должна сыграть педагогическая поддержка профессионального самоопределения учащихся, т.е.профориентационная работа, которая должна начинаться еще в начальной школе. Чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей ждет молодого человека и тем больше вероятность, что общество в будущем получит хорошего профессионала.

Профильному обучению должна предшествовать допрофильная подготовка – это две главные части одной системы - подготовки школьников к осознанному выбору своего профессионального пути.

Допрофильная подготовкаориентированана:

выявление интересов и склонностей, способностей учащихся;

оказание психолого-педагогической помощи учащимся в выборе профиля образования;

развитие широкого спектра познавательных интересов и познавательной активности;

формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования.

Основными структурными компонентами допрофильной подготовки являются:

– информирование;

– психолого-педагогическое сопровождение;

– факультативные занятия.

Допрофильная подготовка на II ступени общего среднего образования – неотъемлемый компонент системы профильного обучения, основное назначение которого состоит в формировании у учащихся интереса, мотивов, склонностей, способностей в разных областях познавательной и профессиональнойдеятельности, в осознанном выборе направления профильного обучения.

Основная цель допрофильной подготовки: формирование у детей способности делать осознанный выбор дальнейшего профиля образования.

Учащиеся, оканчивающие 9-й класс, должны быть готовы не только к профильному обучению, но и к дальнейшему жизненному, профессиональному и социальному самоопределению.

Основными составляющими допрофильной подготовки в учреждении являются:

- спланированные действия по информированию учащихся и их семей об образовательных возможностях территориально доступной им образовательной сети.

- организация факультативов, которые должны помочь учащимся реально оценить свои возможности и сориентировать их в дальнейшем выборе профиля обучения:

- создание образовательной сети, которая будет включать в себя самые разные типы образовательных учреждений: школы, учреждения дополнительного образования, профессионального обучения.

- специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки.

В этом учебном году допрофильная подготовка в 9-х классахосуществляется не в сети с другими учреждениями, а только в самом учреждении в виде факультативных занятий, на котором учебные предметы изучаются на повышенном уровне, факультативных занятий профессиональной направленности «Профессия моей мечты», «Психологические основы выбора военной профессии», психолого-педагогического сопровождения.

Анкетирование учащихся 9 классов по профессиональному самоопределению показало, что большинство учащихся определились с дальнейшим выбором, представляют область, с которой связана будущая профессия, предполагают факторы, которые могут помешать им осуществить профессиональные планы.25 человек планируют продолжить обучение в школе (изних 16 в профильном классе), 28 человек – в УССО, УПТО, лицее.

Настораживает то, что 26 учащихся еще не определились с выбором (8 учащихся 9а, 6 учащихся 9б, 7 учащихся 9в, 5 учащихся 9г классов).Это говорит о недостаточной допрофильнойподготовке, реализуемой в школе через факультативные занятия, информационную работу и профильную ориентацию, работу с родителями.

Необходимо спланировать работу педагогов, классного руководителя по педагогической поддержке этих учащихся,информационную работу с родителями, активизировать психолого педагогическое сопровождение, расширить спектр факультативов социокультурной направленности экономического профиля и др.

Ответ на вопрос «Если бы вам представился выбор профильного 10 класса, то какой профиль вы бы выбрали?» показывает, что предварительно учащиеся отдали предпочтение филологическому и естественно-математическому профилям:

  • естественно-математический профиль – 3 + 7;

  • биологический (химико-биологический) профиль – 2 + 6;

  • социально-экономический профиль – 4 + 3;

  • филологический профиль – 5 + 6;

  • информационно-технологический профиль – 2 + 3.

Уже сегодня можно предположить, в следующем учебном году в учреждении будем открывать профильные группы по изучению языков и математики на повышенном уровне.

В 2018 году Беларусь планируетприсоединиться к Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста (PISA)(2006 г.)

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР. Исследование PISA проводится трехлетними циклами.

Основной целью данного исследования PISA является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Ключевой вопрос исследования – «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

Поэтому основной целью школы является создание условий для организации эффективной системы допрофильной подготовки, способствующей самоопределению обучающихся относительно выбираемых ими профилей дальнейшего обучения и выбору способа получения дальнейшего образования.

Конечно, в профильном обучении есть проблемы, относящиеся и к содержанию образования, и к выбору учителем технологий обучения, их реализации на уроке и в образовательном процессе в целом, грамотной поддержки учащегося в выборе профиля, умению создавать ситуацию успеха для школьников.

Но на сегодняшний день реально профильная школа существует, она перспективна и имеет все предпосылки к дальнейшему развитию.

Необходимо выводить профильное обучение на системный уровень. И это должны делать все мы – руководство, учителя-предметники, классные руководители, педагоги-психологи, а не надеяться на то, что кто-то сверху это сделает.

Завтра работа по внедрению профильного обучения будет продолжена. Надеемся, что системный подход к профильному обучению даст большую возможность выбора учащимся, новые программы по базовым и профильным предметам скорректируют силы и время учащихся на изучение предметов, чем повысится мотивация учащихся к осознанному выбору будущей профессии.

Как сказала заместитель Министра образования Республики Беларусь, «главный тезис проведения всей кампании – постепенное и плавное введение профильного обучения».

Притча: Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках".

Давайте будем использовать все возможности, чтобы направить наших бабочекпо пути, который приведет их к вершинам профессионализма. Спасибо!

7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Педагогический совет «Профильное обучение: проблемы и перспективы»

Автор: Качанова Валентина Николаевна

Дата: 12.10.2017

Номер свидетельства: 432157

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Презентация к педагогическому совету «Профильное обучение: проблемы и перспективы»"
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_k_piedaghoghichieskomu_sovietu_profil_noie_obuchieniie_probliemy"
    ["file_id"] => string(6) "432158"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1507835184"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Программа "Одаренные дети" на 2014-2015 учебные года "
    ["seo_title"] => string(58) "proghramma-odariennyie-dieti-na-2014-2015-uchiebnyie-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "156649"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421469382"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства