Педагогический совет «Профильное обучение: проблемы и перспективы»
Педагогический совет «Профильное обучение: проблемы и перспективы»
Педагогический совет «Профильное обучение: проблемы и перспективы»
Профильное обучение – это фактор и условие дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать возможности, потребности и способности учащихся, создавая условия для их обучения в соответствии с профессиональными интересами и намерениями на продолжение образования. Построение индивидуальной образовательной траектории осуществляется на основе реальных запросов и возможностей учащихся, которые должны сами определить направления обучения в конкретной предметной области.
Переход на профильное обучение – сохранение и укрепление человеческого потенциала для устойчивого развития государства
Что должна содержать структура допрофильной подготовки?
Как организовать учебный процесс, чтобы учесть интересы, склонности и способности учащихся?
И – как строить учебный план в условиях перехода к профильной подготовке?
На эти и другие вопросы постараемся ответить на нашем педсовете «Профильное обучение: проблемы и перспективы».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Из опыта работы учителя математики, учителя допризывной подготовки
1.3. Инновационные подходы к профильному обучению на III ступени общего среднего образования.
Презентация работы учителей-предметников
1.4. Сетевое взаимодействие с УО – одно из условий повышения качества образования.
Сообщение классного руководителя
1.5. Роль классного руководителя в организации профильного обучения.
Сообщение классного руководителя
1.6. Обсуждение индивидуальных профориентационных маршрутов учащихся 9 классов, создание модели выпускника профильного класса.
Работа в группах.
Переход на профильное обучение – сохранение и укрепление человеческого потенциала для устойчивого развития государства
Что должна содержать структура допрофильной подготовки?
Как организовать учебный процесс, чтобы учесть интересы, склонности и способности учащихся?
И – как строить учебный план в условиях перехода к профильной подготовке?
На эти и другие вопросы постараемся ответить на нашем педсовете «Профильное обучение: проблемы и перспективы».
У профильного обучения в белорусских школах в последние годы складывается нелегкая судьба. Только в последнее десятилетие в стране несколько раз подходили к вопросам его введения.
В 2006 году в Беларуси был определен порядок перехода системы образования на профильное обучение, подготовлено нормативно-правовое обеспечение процесса. Успешно работали мультипрофили, планировалось, что в 2008 году система образования перейдет на массовое профильное обучение по четырем направлениям: естественнонаучному, социокультурному, гуманитарному и профессионально-технологическому. Однако все вышло с точностью до наоборот. Декретом Президента № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования» — профильное обучение было отменено в 2008 году, когда произошел экстренный переход с двенадцатилетнего на одиннадцатилетнее среднее образование. Тогда было решено, что изучать предмет углубленно ученик сможет на факультативах. Однако в 2013 году результаты мониторинга, который провело Министерство образования, показали, что этот вариант не эффективен и в 2013/2014 учебном году в учреждениях общего среднего образования были организовано изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне по четырем направлениям: физико-математическое, химико-биологическое, обществоведческое, филологическое.
Наше учреждение идет в ногу со временем, ежегодно предлагая учащимся изучение отдельных предметов на повышенном уровне,сохраняя при этом преемственность по параллелям, по годам. Вы видите спектр из 8 учебных предметов, которые изучались на повышенном уровне в нашей школе с 2010 года (на факультативных занятиях).
С 2013 года по физико-математическому и с 2015 года по филологическому направлениям.
В 2014-м главой государства было поддержано предложение правительства и Министерства образования о введении с этого учебного года профильного обучения и конкурсного отбора в 10-й класс по баллу свидетельства об общем базовом образовании.
Профильное обучение – это система организации образовательного процесса на основе дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющая наряду с получением учащимися качественного общего среднего образования обеспечить соответствующие условия для успешного профессионального самоопределения и полноценной социализации с учетом их способностей, склонностей и интересов.
Как подчеркнула заместитель Министра образования Раиса Сидоренко на государственном уровне профильное обучение будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественного образования и создаст необходимые условия для формирования и использования человеческого капитала в целях обеспечения устойчивого социально-экономического и духовного развития страны. Будет обеспечено рациональное распределение потоков выпускников II ступени общего среднего образования по каналам дальнейшего получения образования с учетом реальных потребностей рынка труда.
При введении профильного обучения в образовательном стандарте общего среднего образования заложено 2 уровня – базовый и повышенный.
Базовый уровень изучения учебного предмета – уровень освоения учащимися обязательного минимума содержания образования по учебному предмету, который обеспечивает развитие личности учащегося средствами учебного предмета; способствует формированию опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности, развитию общей культуры, мировоззрения, ценностно-смысловых установок, готовности и способности к саморазвитию, личностному и профессиональному самоопределению.
Повышенный уровень изучения учебного предмета – уровень усвоения учащимися содержания образования по учебному предмету, ориентированный на приобретение учащимися систематических знаний и способов действий и обеспечивающий развитие средствами учебного предмета предметных, метапредметных и личностных способностей (компетенций), необходимых для продолжения избранного направления образования, личностного саморазвития и профессионального самоопределения, а также для осознанного и эффективного решения образовательных и жизненных (социокультурных) задач.
Для обучающихся профильное обучение выступает средством удовлетворения потребностей в изучении на повышенном уровне отдельных учебных предметов.
1) готовность и заинтересованность всех участников образовательного процесса в организации профильного обучения на III ступени общего среднего образования;
2) наличие в учреждении образования необходимых кадровых, материально-технических и учебно-методических ресурсов:
3) рациональное сочетание возможностей учреждения общего среднего образования с запросами учащихся и их законных представителей, а также с финансовыми возможностями учреждения;
4) обеспечение внедрения данной инновации при соблюдении санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;
5) наличие эффективной системы сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, учреждениями высшего образования, иными учреждениями образования.
Научно-методическое обеспечение:
учебно-программная документация образовательной программы среднего образования (учебный план, учебные программы по учебным предметам, учебные программы факультативных занятий, в том числе для обобщения и систематизации знаний по учебным предметам);
учебные издания;
учебно-методические комплексы для проведения факультативных занятий;
учебно-методическая документация (календарно-тематическое планирование и (или) примерное тематическое планирование учебного материала по учебным предметам, изучаемым на повышенном уровне).
Для организации профильного обучения в нашем учреждении имеются необходимые условия:
– учащиеся с хорошими результатами учебной деятельности на II ступени образования и готовые к профильному обучению в 10 классах;
– кадровая укомплектованность учреждения: более 70% педагогов имеют высшую и первую квалификационную категории (36% - высшую, 34,7% - первую), опыт работы более 15-20 лет, в т.ч. на III ступениобразования, а также в мультипрофильных группах (2006-2008 года) и приобучении учебным предметам на повышенном уровне;
– учреждение имеет хорошую информационно-образовательную среду, ведётся работа по расширению программного обеспечения и возможностей использования информационно-образовательных ресурсов; 72 % педагогов имеют сертификаты пользователей ИКТ;
– достаточное количество имеющихся часовдля открытия профильных классов или профильных групп.
Введение профильного обучения направлено на повышение способности будущего выпускника к самостоятельному действию на рынке образовательных услуг, конструированию собственного образовательного маршрута.
В этом учебном году в учреждении сформированы два профильных 10-х класса по третьей моделис изучением наповышенном уровне следующих учебных предметов:
1) математика и английский язык – 8 учащихся;
2) русский язык и английский язык – 15 учащихся (1 учащийся выбыл за пределы Республики);
Учебный план составлен на каждый класс в соответствии с рекомендациями Министерства образования. Дополнительно индивидуальный образовательный маршрут поддерживается за счет введения факультативных занятий на профиль.
Школа не избирает профессию, а лишь предлагает профиль, по которому учащийся будет обучаться в 10 классе.
Анкетирование десятиклассниковпрофильных групп (приняло участие 20 учащихся из 22) показывает, что решение о выборе профильного класса было самостоятельным и правильным.
Итоги анкетирования десятиклассников профильных групп (приняло участие 20 учащихся из 22):
1. Ваше решение о выборе профильного класса было самостоятельным?
1) да - 16; 2) нет - 1; 3) совместно с родителями - 3
2. Как Вы оцениваете свои способности и возможности, связанные с профильным обучением?
Сложившаяся в учреждении система изучения предметов на повышенном уровне положительно сказывается на качестве знаний учащихся. Средний балл и уровень обученности учащихся по предметам, изучаемым на повышенном уровне, ежегодно более высокий.
Учащиеся профильных групп считают, что профильное обучение поможет им при поступлении в учебные заведения и пригодится в профессиональном будущем.
3. Вы считаете, что обучение в профильном классе:
1) поможет при поступлении в учебные заведения и пригодится в профессиональном будущем - 14;
2) способствует социальному и профессиональному самоопределению, повышает Ваш культурный уровень - 4;
3) не соответствует Вашим ожиданиям - 2.
Задача учреждения состоит в том, чтобы помочь своим воспитанникам определить профиль, на котором будет выстраиваться их жизненная траектория. 12 учащихся считают свой выбор правильным.
4. Ваш выбор профильного обучения:
1) правильный, т.е. не сожалеете о выбранном профиле - 12;
2) нет смысла обучения в профильном классе, но продолжили бы обучение на данном профиле - 2;
3) перешли бы в обычный класс - 6.
Для современного 10-го класса, находящегося в условиях обновления содержания образования, важнейшей является проблема социально-психологической адаптации к новой ситуации обучения. К ней, в свою очередь, можно отнести такие проблемы, как адаптация в новом коллективе, адаптация к увеличившейся учебной нагрузке по определенному профилю, к новым требованиям учителей.
По результатам анкетирования 6 учащихся перешли бы в обычный класс, поэтому основная цель работы психолога в 10-м классе – способствовать социально-психологической адаптации учащихся 10 классов к новой ситуации обучения.
Остается также актуальной организация содержательного общения сверстников. В связи с этим наиболее предпочтительна организация совместной продуктивной деятельности. Значительной должна быть также доля самостоятельной работы учащихся.Особое внимание уделять исследовательским технологиям и практикам, так как их правильная организация способствует формированию мотивации старшеклассников на обучение и обеспечивает выбор дальнейшего жизненного пути.
Для обеспечения реализации профильного обучения существует достаточно программ, но пока недостаточно учебно-методических комплексов, учебников нового поколения, поэтому важно использовать возможности новых технологий.
Так как одна из особенностей профильного обучения, которое введено с 1 сентября этого года, – это его профессионально ориентированная направленность, поэтому необходимо усилить профориентационную работу классных руководителей с учащимися.В этом учебном году выделено 4 часа ОВР в 9 классах и 3 часа в 10 классах. В следующем учебном году следует рассмотреть вопрос увеличения количества часов ОВР в 10 классе.
Профильное обучение на старшей ступени - это шаг к индивидуализации и профессиональной ориентации образования, это возможность реализации индивидуальных образовательных маршрутов учащихся на III ступени общего среднего образования.
Наличие эффективной системы сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, учреждениями высшего образования, иными учреждениями образования – одно из условий организации профильного обучения. В нашем учреждении не достает именно такой системы, действует только договор об оказании услуг по обучению с УО «Военная академия Республики Беларусь».
Особое значение сегодня приобретает организация взаимодействия с учреждениями высшего образования, которые готовят педагогические кадры. Важно, чтобы через 5 лет в школу пришли молодые педагоги, готовые к реализации профильного обучения.
Выбор профиля обучения труден и для самих учащихся. Здесь большую роль должна сыграть педагогическая поддержка профессионального самоопределения учащихся, т.е.профориентационная работа, которая должна начинаться еще в начальной школе. Чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей ждет молодого человека и тем больше вероятность, что общество в будущем получит хорошего профессионала.
Профильному обучению должна предшествовать допрофильная подготовка – это две главные части одной системы - подготовки школьников к осознанному выбору своего профессионального пути.
Допрофильная подготовкаориентированана:
– выявление интересов и склонностей, способностей учащихся;
– оказание психолого-педагогической помощи учащимся в выборе профиля образования;
– развитие широкого спектра познавательных интересов и познавательной активности;
– формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования.
Основными структурными компонентами допрофильной подготовки являются:
– информирование;
– психолого-педагогическое сопровождение;
– факультативные занятия.
Допрофильная подготовка на II ступени общего среднего образования – неотъемлемый компонент системы профильного обучения, основное назначение которого состоит в формировании у учащихся интереса, мотивов, склонностей, способностей в разных областях познавательной и профессиональнойдеятельности, в осознанном выборе направления профильного обучения.
Основная цель допрофильной подготовки: формирование у детей способности делать осознанный выбор дальнейшего профиля образования.
Учащиеся, оканчивающие 9-й класс, должны быть готовы не только к профильному обучению, но и к дальнейшему жизненному, профессиональному и социальному самоопределению.
Основными составляющими допрофильной подготовки в учреждении являются:
- спланированные действия по информированию учащихся и их семей об образовательных возможностях территориально доступной им образовательной сети.
- организация факультативов, которые должны помочь учащимся реально оценить свои возможности и сориентировать их в дальнейшем выборе профиля обучения:
- создание образовательной сети, которая будет включать в себя самые разные типы образовательных учреждений: школы, учреждения дополнительного образования, профессионального обучения.
- специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки.
В этом учебном году допрофильная подготовка в 9-х классахосуществляется не в сети с другими учреждениями, а только в самом учреждении в виде факультативных занятий, на котором учебные предметы изучаются на повышенном уровне, факультативных занятий профессиональной направленности «Профессия моей мечты», «Психологические основы выбора военной профессии», психолого-педагогического сопровождения.
Анкетирование учащихся 9 классов по профессиональному самоопределению показало, что большинство учащихся определились с дальнейшим выбором, представляют область, с которой связана будущая профессия, предполагают факторы, которые могут помешать им осуществить профессиональные планы.25 человек планируют продолжить обучение в школе (изних 16 в профильном классе), 28 человек – в УССО, УПТО, лицее.
Настораживает то, что 26 учащихся еще не определились с выбором (8 учащихся 9а, 6 учащихся 9б, 7 учащихся 9в, 5 учащихся 9г классов).Это говорит о недостаточной допрофильнойподготовке, реализуемой в школе через факультативные занятия, информационную работу и профильную ориентацию, работу с родителями.
Необходимо спланировать работу педагогов, классного руководителя по педагогической поддержке этих учащихся,информационную работу с родителями, активизировать психолого педагогическое сопровождение, расширить спектр факультативов социокультурной направленности экономического профиля и др.
Ответ на вопрос «Если бы вам представился выбор профильного 10 класса, то какой профиль вы бы выбрали?» показывает, что предварительно учащиеся отдали предпочтение филологическому и естественно-математическому профилям:
Уже сегодня можно предположить, в следующем учебном году в учреждении будем открывать профильные группы по изучению языков и математики на повышенном уровне.
В 2018 году Беларусь планируетприсоединиться к Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста (PISA)(2006 г.)
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР. Исследование PISA проводится трехлетними циклами.
Основной целью данного исследования PISA является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Ключевой вопрос исследования – «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.
Поэтому основной целью школы является создание условий для организации эффективной системы допрофильной подготовки, способствующей самоопределению обучающихся относительно выбираемых ими профилей дальнейшего обучения и выбору способа получения дальнейшего образования.
Конечно, в профильном обучении есть проблемы, относящиеся и к содержанию образования, и к выбору учителем технологий обучения, их реализации на уроке и в образовательном процессе в целом, грамотной поддержки учащегося в выборе профиля, умению создавать ситуацию успеха для школьников.
Но на сегодняшний день реально профильная школа существует, она перспективна и имеет все предпосылки к дальнейшему развитию.
Необходимо выводить профильное обучение на системный уровень. И это должны делать все мы – руководство, учителя-предметники, классные руководители, педагоги-психологи, а не надеяться на то, что кто-то сверху это сделает.
Завтра работа по внедрению профильного обучения будет продолжена. Надеемся, что системный подход к профильному обучению даст большую возможность выбора учащимся, новые программы по базовым и профильным предметам скорректируют силы и время учащихся на изучение предметов, чем повысится мотивация учащихся к осознанному выбору будущей профессии.
Как сказала заместитель Министра образования Республики Беларусь, «главный тезис проведения всей кампании – постепенное и плавное введение профильного обучения».
Притча: Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках".
Давайте будем использовать все возможности, чтобы направить наших бабочекпо пути, который приведет их к вершинам профессионализма. Спасибо!