Презентация к педагогическому совету «Профильное обучение: проблемы и перспективы»
Презентация к педагогическому совету «Профильное обучение: проблемы и перспективы»
Презентация к педагогическому совету «Профильное обучение: проблемы и перспективы»
Профильное обучение – это фактор и условие дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать возможности, потребности и способности учащихся, создавая условия для их обучения в соответствии с профессиональными интересами и намерениями на продолжение образования. Построение индивидуальной образовательной траектории осуществляется на основе реальных запросов и возможностей учащихся, которые должны сами определить направления обучения в конкретной предметной области.
Переход на профильное обучение – сохранение и укрепление человеческого потенциала для устойчивого развития государства
Что должна содержать структура допрофильной подготовки?
Как организовать учебный процесс, чтобы учесть интересы, склонности и способности учащихся?
И – как строить учебный план в условиях перехода к профильной подготовке?
На эти и другие вопросы постараемся ответить на нашем педсовете «Профильное обучение: проблемы и перспективы».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1.3. Инновационные подходы к профильному обучению на III ступени общего среднего образования.
1.4. Сетевое взаимодействие с УО – одно из условий повышения качества образования.
1.5. Роль классного руководителя в организации профильного обучения.
1.6. Обсуждение индивидуальных профориентационных маршрутов учащихся 9 классов, создание модели выпускника профильного класса.
2. О выполнении плана мероприятий по реализации Программы развития Государственного учреждения образования «Средняя школа №16 г.Борисова» на 2011-2015 годы.
Проблема самоопределения есть,
прежде всего,
проблема определения своего образа жизни.
С.Л. Рубинштейн.
Изучение учебных предметовна повышенном уровне на факультативных занятиях
учебный предмет
2010/2011
русский язык
10, 11
английский язык
2011/2012
4, 5, 8, 10, 11
2012/2013
10, 11
математика
физика
2013/2014
10, 11
8, 9, 10, 11
5, 6, 7, 11
2014/2015
6, 7
10, 11
7, 9, 10, 11
биология
11
2015/2016
7, 8, 11
химия
10, 11
10, 11
8, 10, 11
7, 10
10, 11
8, 11
8, 9
физическая культура и здоровье
10
8, 9, 10, 11
10
9, 10
9, 11
9
10, 11
8
допризывная подготовка
11
10, 11
7, 9
9, 10, 11
10
8, 10
10, 11
10, 11
9, 11
10
11
10
Изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне по направлениям
Направление (учебный предмет)
2013/2014
физико-математическое направление (математика + физика)
10
2014/2015
математика + английский язык
2015/2016
10, 11
филологическое направление (русский язык + английский язык)
11
10
10
Профильное обучение– это система организации образовательного процесса на основе дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющая наряду с получением учащимися качественного общего среднего образования обеспечить соответствующие условия для успешного профессионального самоопределения и полноценной социализации с учетом их способностей, склонностей и интересов
Базовый уровень изучения учебного предмета – уровень освоения учащимися обязательного минимума содержания образования по учебному предмету, который обеспечивает развитие личности учащегося средствами учебного предмета; способствует формированию опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности, развитию общей культуры, мировоззрения, ценностно-смысловых установок, готовности и способности к саморазвитию, личностному и профессиональному самоопределению
Повышенный уровень изучения учебного предмета – уровень усвоения учащимися содержания образования по учебному предмету, ориентированный на приобретение учащимися систематических знаний и способов действий и обеспечивающий развитие средствами учебного предмета предметных, метапредметных и личностных способностей (компетенций), необходимых для продолжения избранного направления образования, личностного саморазвития и профессионального самоопределения, а также для осознанного и эффективного решения образовательных и жизненных (социокультурных) задач
Требования к организации профильного обучения:
1) готовность и заинтересованность всех участников образовательного процесса в организации профильного обучения на III ступени общего среднего образования;
2) наличие в учреждении образования необходимых кадровых, материально-технических и учебно-методических ресурсов:
3) рациональное сочетание возможностей учреждения общего среднего образования с запросами учащихся и их законных представителей, а также с финансовыми возможностями учреждения;
4) обеспечение внедрения данной инновации при соблюдении санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;
5) наличие эффективной системы сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, учреждениями высшего образования, иными учреждениями образования .
Требования к организации профильного обучения:
Научно-методическое обеспечение:
- учебно-программная документация образовательной программы среднего образования (учебный план, учебные программы по учебным предметам, учебные программы факультативных занятий, в том числе для обобщения и систематизации знаний по учебным предметам);
- учебные издания;
- учебно-методические комплексы для проведения факультативных занятий;
- учебно-методическая документация (календарно-тематическое планирование и (или) примерное тематическое планирование учебного материала по учебным предметам, изучаемым на повышенном уровне).
Формированиепрофильных 10-х классовв 2015/2016 учебном году
Изучение на повышенном уровне следующих учебных предметов:
10 «А» класс:
математика и английский язык – 8 учащихся
10 «Б» класс:
русский язык и английский язык – 15 учащихся
Модель образовательной траектории профильного обучения наIIIступени общего среднего образования в 2015/2016 учебном году
Профильное обучение
Изучение учебных предметов на повышенном уровне на факультативных занятиях
Изучение учебных предметов на повышенном уровне на учебных занятиях
Психолого-педагогическое сопровождение
Сотрудничество с УО «Военная академия Республики Беларусь»
Культура речи
Математика
Обобщающий факультативный курс по математике
Английский язык
Русский язык
Итоги анкетирования десятиклассниковпрофильных групп
1. Ваше решение о выборе профильного класса было самостоятельным?
Итоги анкетирования десятиклассниковпрофильных групп
2. Как Вы оцениваете свои способности и возможности, связанные с профильным обучением?
Итоги анкетирования десятиклассниковпрофильных групп
3. Вы считаете, что обучение в профильном классе:
Итоги анкетирования десятиклассниковпрофильных групп
4. Ваш выбор профильного обучения:
Основные задачи системы профильного обучения
Дать учащимся глубокие и прочные знания по профильным предметам, то есть именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы.
Выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготовить их к решению задач различного уровня сложности.
Сориентировать учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности.
Развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности.
Сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими УВО.
Профильное обучение ставит старшеклассника в ситуацию выбора не профессии, а образовательного маршрута.
С одной стороны, возможность такого выбора стимулирует положительную мотивацию учения, с другой – требует от школьников принятия ответственных , прежде всего перед самим собой, решений .
Допрофильная подготовкана II ступени общего среднего образования -
–неотъемлемый компонент системы профильного обучения, основное назначение которого состоит в формировании у учащихся интереса, мотивов, склонностей, способностей в разных областях познавательной и профессиональной деятельности, в осознанном выборе направления профильного обучения.
Цель допрофильной подготовки – осознанный выбор профессии и профиля обучения
Допрофильная подготовка
–выявление интересов и склонностей, способностей учащихся;
–оказание психолого-педагогической помощи учащимся в выборе профиля образования;
–развитие широкого спектра познавательных интересов и познавательной активности;
–формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования.
Основные структурные компоненты допрофильной подготовки
–информирование
–психолого-педагогическое сопровождение
–факультативные занятия
Модель образовательной траектории профильного обученияв 2015/2016 учебном году
Допрофильная подготовка
Изучение учебных предметов на повышенном уровне на факультативных занятиях
Проведение факультативных занятий профессиональной направленности
Коммуникативная грамматика
Профессия моей мечты
Психолого-педагогическое сопровождение
Психологические основы выбора военной профессии
Обобщающий факультативный курс по математике
Итоги анкетированияучащихся 9 классов
Как вы собираетесь продолжить свое образование после окончания 9-го класса?
Итоги анкетированияучащихся 9 классов
Если бы вам представился выбор профильного 10 класса, то какой профиль вы бы выбрали?
Международная программапо оценке образовательных достижений учащихся PISA)(2006 г.)
Основная цель - оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста.
Исследование PISA проводится трехлетними циклами.
ИсследованиеPISAосуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР
Главный тезиспроведения всей кампании – постепенное и плавное введение профильного обученияР.Сидоренко,заместитель Министра образованияРеспублики Беларусь
Преимуществапрофильного обучения
- Обучение выбору профиля и построению собственной карьеры.
- Получение помощи в выборе своей программы: «Куда пойти учиться».
- Удовлетворение потребностей и интересов ребёнка.
- Подготовка к поступлению в УВО.
- Овладение профильными предметами на уровне, достаточном для продолжения образования по данному профилю.
- Престижность обучения в данном классе.
- Формирование потребности обучающихся в самообразовании.
Если есть в жизни человекачто-то судьбоносное,так это выбор профессииН.Чернышевский