Лидерский коучинг - путь к новым знаниям.
«Коучинг – эффективный способ объединить воедино разных людей. Лидерский коучинг способствует установлению стратегического сотрудничества. Для того, чтобы быть эффективными, эти взаимоотношения должны быть добровольными и исключать иерархическое принуждение».
В КГУ «Средняя школа имени Кирова» с. Дмитриевка Бородулихинского района, ВКО был проведён коучинг-занятие на тему: «Использование групповой работы на уроках, как способ создания коллаборативной среды обучения»
Цель такова: использование групповой работы на уроке, повышение мотивации обучения учащихся. Для создания позитивного настроя и установления благоприятного психологического климата на основе сотрудничества и доверительных отношений я провела прием «Букет нашего настроения». Предлагала выбрать понравившийся цветок, написать пожелание и, зачитав, составить букет наших пожеланий.
Затем я разделила коллег на 4 группы, им надо было выбрать карточки записью и по цепочке произнести фразу «Я - учитель» с разными интонациями: с радостью, задумчиво, с удовольствием, с гордостью. В каждой группе работали молодые учителя и учителя с большим стажем работы, это необходимо для продуктивного сотрудничества. Мною был использован прием критического мышления «Вызов», для того, чтобы коллеги определили тему коучинга, использовала видеоролик «командная работа». Данный прием понравился коллегам, они посчитали целесообразным использовать его на первом этапе своих уроков. Каждая группа разработала правила работы в группы и эти правила были приняты путем голосования. Прием «Каждый учит каждого» по методу Джиксо не всем понравился, так как нужно было передвигаться от одного стола к другом. Были такие и такие, кому этот метод понравился, потому что он помог передать друг другу в группе объём имеющейся информации о групповой работе в классе.
Далее был просмотр презентации о групповой работе в классе, каждая группа высказала свое мнение о положительных и отрицательных моментах организации групповой работы при помощи приёма ПИМ. Следующим этапом работы был прием критического мышления: составление постера, то есть, создание ассоциаций к понятию групповая работа в классе, а затем презентация своей работы. От каждой группы выступили представители: Журина А.Н., Манакова С.Н., Зеленкина О.В. Учителя рассказали о том, как они понимают работу в группах, что нужно учесть, применяя групповую работу на уроках.
План
Они символично изобразили групповую работу в виде рисунков: земного шара, по которому идут дети, взявшись за руки, букета цветов и солнца с яркими лучами. Каждая из групп изобразила групповую работу по-своему, но в каждом из рисунков нашли отражение основные принципы групповой работы.
В конце занятия была проведена рефлексия «Где я?», я предложила участникам подвести итоги коучинг - занятия путем прикрепления стикера на цветок лепестка. На лепестках были написаны следующие слова: ожидание, наслаждение, просветление, неопределенность, недоумение, радость.
Данное мероприятие прошло удачно, подняло настроение всем участникам коучинг – занятия, это было видно на рефлексии: учителя прикрепили свои стикеры на лепестки цветка с названиями радость и просветление. Каждый из присутствующих осознал для себя сущность и принципы групповой работы, и необходимость использования ее на своих уроках.
План коучинг-занятия.
Дата: 12.09.14
Коучинг №1
Тема коучинга:
Использование групповой работы на уроках, как способ создания коллаборативной среды обучения.
Общие цели:
Повышение мотивации обучения через использование групповых форм работ, расширении представления о сотрудничестве и взаимодействии через обучение в группе.
Результаты обучения:
Участники коучинг занятия будут иметь представление о групповой работе, будут знать, как формировать группы и организовывать деятельность внутри нее.
Ключевые идеи:
Групповая работа, взаимодействия, коллаборативное обучение.
План занятия:
№
Время
Деятельность коуча
Деятельность учителей
Ресурсы
1
2мин
Эмоционально-психологический настрой
Прием «Букет нашего настроения». «Здравствуйте, я рад Вас видеть! Вы сегодня так классно выглядите!» Все устали, но нам нужно поработать. Давайте подарим друг другу букет. Предлагаю выбрать понравившийся цветок, написать пожелание и составить букет наших пожеланий (звучит музыка, пишут и приклеивают, зачитывают).
Ваза. Разноцветные цветочки
2
5мин
Деление на группы: коуч предлагает участникам коучинг- занятия выбрать карточки записью и по цепочке произнести фразу «Я –учитель» с разными интонациями - с радостью, задумчиво, с удовольствием, с гордостью.
карточки с названием чувств (радость, задумчивость, удовольствие, гордость)
3
5 мин
Просмотр видеоролика
Видео «Командная работа»
4
5мин
Принятие правил работы в группе во время коучинг - занятия после совместного обсуждения каждого пункта правила принимаются путем голосования
Каждая группа разрабатывает правила группы
Листы А4
5
15мин
Метод «Джиксо» направляет и координирует работу, составить три толстых вопроса по своей теме
Изучают текст по группа
1гр. Как сформировать группу учащихся?
2гр. Как распределить роли учащихся?
3гр. Виды групповой работы
4гр. Критерии оценки
тексты
6
10мин
Просмотр презентации организация групповой работы
Обмен мнениями
презентация
7
10мин
Таблица ПМИ
Участники составляют таблицу и записывают положительные и отрицательные стороны групповой работы
Маркеры, лист А4
8
7 мин
Составление постера
Коуч дает участникам написать как вы понимаете «Групповая работа»
составляют постер понятию групповая работа, затем по очереди презентуют о представлении работы в группах
Флипчаты, маркеры, цветная бумага, клей, стикеры, ножницы
9
2мин
рефлексия «Где я?» коуч предлагает участникам подвести итоги коучинг занятия – путем прикрепления стикера на цветок лепестка.
Прикрепляют стикеры на лепестки цветка
Лепестках написаны следующие слова:
ожидание, наслаждение
просветление, неопределенность, недоумение, радость
Примечание:
Последующая работа:
Посетить уроки, провести индивидуальный коучинг по итогам посещения урока