Просмотр содержимого документа
«Использование инновационных технологий в УВП»
Педсовет «Использование инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе».
Январь 2017г
Подготовила Худякова С.Ю.
Цель: Способствовать формированию мотивации педагогов на использование инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Задачи: Дать определение воспитательным технологиям.
Познакомиться с опытом применения инновационных технологий в УВП школы.
Участники: администрация, преподаватели школы.
Подготовительная работа: формирование инициативных групп. Подготовка групп по представлению различных технологий.
План педсовета:
Вступительное слово зам дир по ВР
Выступления групп
Решение педсовета.
Вступительное слово заместителя директора по воспитательной работе.
Прежде всего, я хотела бы объяснить, почему я выбрала эту тему педсовета. Мы давно изучаем различные технологии, применяем их в своей работе. Думаю, настало время, чтобы проанализировать эффективность применения этих технологий и еще раз вспомнить основные инновационные технологии, которые мы применяем. Конечно, сейчас появляется столько новых технологий, что, я думаю, многих мы даже не знаем. Поэтому сегодня мы вспомним те, которые применяет большинство педагогов нашей школы.
Сначала немного истории. Педагогическая технология как новое направление в педагогике зародилась более 50 лет назад в США. В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование и возможность анализа путём поэтапного воспроизведения.
Педагогический процесс на основе педагогических технологий должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.
Педагогические технологии – это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.
Внедрение технологического подхода в практику образования обнаружило тенденцию более быстрого развития технологии обучения по сравнению с технологией воспитания. Видимо, это связано с тем, что технология обучения в меньшей степени зависит от субъективных факторов (например: законы физики, состав вещества или правописание безударных гласных в корне слова не зависят от воли и отношения к ним ученика). Процессы создания и осуществления воспитательных технологий значительно сложнее, так как в основе их всегда лежат отношения между воспитателем и учащимися и они требуют от педагога умения вести за собой школьников, чтобы те сами выбрали отношение к делу, которое предлагает педагог.
Поэтому в педагогической литературе можно встретить мнения против тезиса о технологизации воспитания – утверждение о несовместимости такого тонкого личностного, творческого процесса, как воспитание, с техникой, стандартом, автоматизацией с одной стороны. И с другой стороны стремление ученых, педагогов снабдить учителя – воспитателя скажем так, «орудиями труда» и рекомендациями по их использованию.
Исходя из этого, а также из общей характеристики педагогических технологий можно дать следующее определение:
Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:
Диагностирование
Целеполагание
Проектирование
Конструирование
Организационно – деятельностный компонент
Контрольно – управленческий компонент
Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностичной целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. От него зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно – ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько связаны между собой цели и содержание деятельности.
Содержанием воспитательных технологий являются:
Научно обоснованные социализированные требования
Передача социального опыта
Анализ сложившейся ситуации
Социализированная оценка ученика
Организация творческого дела
Создание ситуации успеха
Так же, как и для технологии обучения, характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.
Рассмотрим пример самой распространенной по применению воспитательной технологии – технологии организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой).
Общая воспитательная цель любого группового дела – формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.
Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить следующим образом:
Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов)
То есть, эта технологическая цепочка может быть использована не только в воспитательном процессе. Поэтому, я хотела бы, чтобы группы, которые сейчас будут выступать, затронули не только воспитательный, но так же и учебный процесс. Тем более, что разграничить обучение от воспитания сложно. Вы знаете, что на уроке, какую бы обучающую работу вы не делали, она так же будет и воспитательной.
Я предлагаю начать с личностно-ориентированной технологии.
Выступление группы.
Затем выступают группы ЗОЖ, ИКТ.
Это самые наиболее часто используемые технологии. А сейчас я предлагаю послушать индивидуальные выступления по следующим технологиям: игровая (Силантьева Е.А.), проектная (Кондыбаева Ж.К.), портфолио (Худякова С.Ю.)
Технология портфолио. В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология «Портфолио», которую можно рассматривать как одну из форм личностно-ориентированного КТД и как часть программы профильного обучения, хотя возможности его намного шире. Интересным представляется использование технологии «Портфолио» в рамках воспитательной системы класса. В этом случае портфолио позволяет судить не только об учебных, но и об творческих и коммуникативных достижениях ученика. Причем в этом случае акцент перемещается с оценки на самооценку. Этим объясняется актуальность данной работы в классе.
Использование портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны. Портфолио повышает социальную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Ребенок максимально подробно и всесторонне представляет свои достижения в портфолио, чтобы анализ позволил ему определять цели и ставить адекватные задачи по своему развитию. Это становится возможным благодаря тому, что в качестве источника анализа рассматривается не только успехи в учебе, но и трудовой опыт, внеурочная деятельность, то есть собственно жизнь. (Показать пример портфолио учащихся).
Конечно, это далеко не все технологии, которые мы сегодня вспомнили. Можно назвать еще технологию педагогики сотрудничества; технология рефлексивного самовоспитания; технология коллективного творческого воспитания; разноуровневого обучения; модульная; критического мышления; развивающего обучения и т.д.
Закончить педсовет я хотела бы притчей.
Однажды к старцу пришел его послушник и спросил:
-Отче, объясни мне, почему я, имея такие же глаза, как у тебя, часто не замечаю того, что замечаешь ты.
Старец показал послушнику старинную рукопись на незнакомом послушнику языке. Развернул ее и спросил:
- Что ты видишь?
Послушник, не желая выдавать свое незнание, ответил:
- Я вижу многовековую мудрость этой рукописи.
Тогда старец сказал:
- На самом деле, перед тобой записка греческого купца. А знаю и вижу я это потому, что однажды, не побоявшись признаться себе в том, что ничего не знаю, просто выучил этот язык.
Может быть, и нам, не бояться признаваться себе в том, что мы что-то не знаем, и заполнять это незнание знаниями.
Решение педсовета:
Признать целесообразность применения инновационных технологий в УВП и продолжить работу по совершенствованию работы с ними.
Рекомендовать преподавателям использовать следующие технологии: ЛОО, ИКТ, ЗОЖ, игровая, проектная, портфолио,