Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Греки и критяне"»
Конспект урока «Греки и критяне»
(история, 5 класс).
УМК: УМК по всеобщей истории А. А. Вигасина.
Класс: 5.
Тема: «Греки и критяне»
Цель: дать представление о местоположении и природных условиях Древней Греции, ее населении и основных занятиях жителей, о древнейшем периоде греческой истории; формировать умения читать карту, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, подвести учащихся к пониманию роли Древней Греции в мировой культуре.
Формируемые умения:
Познавательные умения:
выделять существенную информацию из текстов разных видов;
составлять таблицы для обобщения информации о природных условиях Древней Греции;
через самостоятельную исследовательскую работу с мифами Древней Греции ответить на предложенные вопросы;
высказывать аргументированное суждение о значении мифов Древней Греции для мировой культуры.
Регулятивные умения:
выполнять учебное задание в соответствии с правилом;
выполнять самопроверку и взаимопроверку заданий и вносить корректировку.
Коммуникативные умения:
уметь работать в группе, сотрудничать, договариваться, контролировать свои действия и учиться анализировать деятельность в группе;
адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.
слушать и слышать друг друга.
Предметные умения:
работать с исторической картой, анализировать ее данные;
устанавливать связь между занятиями жителей Крита и природно-географическими условиями страны;
получить представление о мифах как об специфическом историческом источнике для изучения прошлого.
-Я поздоровалась с вами, что в переводе означает: Здравствуйте, дети, прекрасные и совершенные! (усаживает учащихся). Как вы думаете, на каком языке прозвучало приветствие? Чтобы узнать наверняка, давайте мы с вами ответим на вопросы по теме «Древний Восток». В рабочих листах (у каждой группы) вы выполняете задание, после выполнения проверяем. Теперь давайте проверим.
Вопросы к кроссворду:
1. Одна из крупных рек Индии, вдоль которой располагались джунгли.
2. Как называли жрецов в Древней Индии
3. Как была названа письменность в Китае?
4. укажите имя китайского правителя, который в 221 году до нашей эры объединил весь Китай.
5. Это страна, которая знаменита своими изобретениями, такими как: шелк, компас, бумагу.
5. Это страна, в которой действовала кастовая система и возник буддизм.
Какое слово объединяет этот кроссворд? Верно! Это Греция. С сегодняшнего урока вы начинаете знакомство с новой страной – Древней Грецией. Записываем тему урока.
Как вы думаете, с чего лучше начать путешествие в Древнюю Грецию?
Какую цель мы поставим перед собой на этот урок?
Что надо узнать о новой стране в первую очередь?
(Учитель показывает презентацию.)
План урока
1. Древнейшая Греция.
2. Миф о Тесее и Минотавре. На Древнем Крите.
3. Гибель Критского царства.
- Ребята, сегодня нам предстоит узнать, почему на Крите возникла такая богатая на исторические события цивилизация? Что сказочного в мифе о Тесее и Минотавре? Что могло соответствовать исторической действительности?
- Чтобы проверять, как хорошо вы работаете, я предлагаю вам оценивать свою работу на листах самооценки. Оценивать мы будем каждое задание в зависимости от уровня, на котором вы работали. Если вы думаете, что работали на высоком уровне, вам необходимо будет выделить желтый квадратик, а потом просигнализировать мне, какие у вас результаты: поднять соответствующую карточку. Если вы считаете, что выполнили задание на среднем уровне – зеленый, на низком – красный. Работать с листами самооценки мы будем на протяжении урока, а сейчас можете их отложить.
3. Работа с документом
- Чтобы разобраться в материале, мы с вами будем заполнять рабочий лист. Рассмотрите его внимательно. На каждом этапе работы необходимо будет заполнять пропуски в рабочем листе. Какую информацию вам нужно будет найти?
- Возьмите задание №1 из конверта, прочитайте его и обобщите информацию в виде таблицы.
«Море. Греция со всех сторон, кроме северной, окружена морем. С запада омывается Ионическим морем с востока – Эгейским. В жизни древних греков море играло огромную роль. Во многих местах побережья, особенно восточного, море глубоко вдается в сушу, образуя заливы и удобные бухты. Еще детьми греки учились плавать, грести, ставить парус, бороться с волнами. Греки были морским народом. Они строили корабли , похожие на большие деревянные лодки и имевшие мачту с парусом.
Горы. Греция – горная страна. Горные хребты пересекают ее вдоль и поперек. Самая высокая гора Греции – Олимп расположена на северо-востоке страны. Греки никогда не поднимались на вершину Олимпа, т. к. верили, что там расположены дворцы богов. В горах Греции было очень много полезных ископаемых: руды- железной, медной, серебряной; большие запасы хорошей глины и разнообразные породы строительного камня. Каменистые склоны гор голы и покрыты кустарниками и низкорослыми деревьями с искривленными стволами. Такой лес не годился для построек. Кора и листья кустарников служили пищей для коз и овец. Хвойный лес рос только на севере страны и представлял огромную ценность для населения страны.
Почва. В Греции мало плодородных земель, почвы каменистые и скудные, поэтому полей и пастбищ не хватало
Реки. В Греции нет полноводных рек, подобных Нилу и Евфрату Тигру. Когда в марте в горах тают снега, реки переполняются водой, бурлят. Подойдешь близко к горной реке- не услышишь собственного голоса. Опасно переправляться через нее и совсем невозможно плыть по ней на лодке. Но уже в марте реки мелеют. А в июле стоит сильная жара – выгорает трава и склоны гор приобретают желтоватый оттенок ищешь горную реку, но где же она? Лишь маленький ручеек по дну русла».
«Природа Древней Греции»
Море
Горы
Почва
Реки
- Давайте оценим свою работу. Возьмите листы самооценки и отметьте, насколько хорошо вы поработали. Поднимите карточку того цвета, который вы выбрали?
- Почему … ты считаешь, что у тебя получилось поработать с учебником на высоком уровне? Почему ты .... считаешь, что у тебя не получилось выполнить задание на высоком уровне?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Руки вверх мы поднимаем,
Виноград мы собираем,
Все корзины соберём (разводим руки в сторону)
И на рынок повезём (топаем ногами).
По пути нарвём оливок (крутим кистями рук),
Нынче будет славный рынок (шагаем на месте),
Заработаем монеты(шагаем на месте),
Будем сыты и одеты (шагаем на месте).
Хлеба купим целый воз(поднимаем руки),
Поместился бы в обоз! (прыгаем)
4. Работа с картой.
Предлагаю вам приступить к следующем заданию. Для этого необходимо ознакомиться со вторым заданием из конверта. Также, на краю парты у вас представлена контурная карта и атлас.
Отметить на карте Эгейское и Ионическое моря.
Отметить на карте Балканский полуостров и полуостров Малая Азия.
Отметить на карте Северную, Среднюю и Южную Грецию.
Отметить на карте остров Крит и остров Фера.
Отметить на карте города: Афины, Микены , Спарта.
- Поднимите руку, у кого получилось найти нужную информацию. Возникли ли трудности и в чем они заключались? 1 группа – у вас …. 2 … 3… 4 …. Можете повториться.
-Заполните лист самооценки.
5. Работа с видеоматериалом.
-Самое первое государство в Европе образовалось на острове Крит тогда, когда в долине Инда возникли древнейшие города.
Крит — остров в восточной части Средиземного моря, протянувшийся с запада на восток более чем на 200 км. Большую часть острова занимают горы. В северной части горы плавно переходят в равнину, а берег имеет много заливов и бухт, удобных для захода и стоянки кораблей. Жизнь критян зависела от моря: полей, пригодных для сельского хозяйства, было мало. Средства к существованию давали рыбная ловля и морская торговля. Могущество Крита было основано на силе его флота. Города на острове не были окружены стенами - ими были корабли. На Крите существовала так называемая минойская цивилизация. Ее название происходит от имени легендарного царя Миноса, который, согласно преданию, был первым и самым могучим правителем Крита. Государи жили в огромных благоустроенных дворцах, самый знаменитый из которых найден археологами в городе Кноссе. Греки привозили с Крита разнообразную посуду и утварь из золота, серебра, бронзы, стекла и слоновой кости.
-Следующую информацию о Древней Греции мы получим благодаря мифу «О Тесее и Минотавре». Хотелось бы отметить, что миф – это повествование, которое передает представление людей о мире, о богах и героях. Давайте обратимся к мультфильму, который расскажет нам о трагическом происхождении названия Эгейского моря.
- Сейчас вам предстоит вписать в рабочий лист информацию, которую вы получите из мультфильма по мифу «О Тесее и Минотавре».
Задание №3. Определите название сооружения, которое было построено Дедалом на Крите.
- Какую информацию вы получили после просмотра мультфильма? Давайте сверим результаты вашей работы.Поднимите руку, у кого получилось найти нужную информацию. Возникли ли трудности и в чем они заключались? 1 группа – у вас …. 2 … 3… 4 …. Можете повториться.
-Заполните лист самооценки.
6. Работа с учебником.
- Познакомьтесь с материалом на стр.120. Почему погибло Критское царство?
-Заполните лист самооценки.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия - Давайте подведем небольшой итог нашей работы. Подумайте, что правдивого в мифе о Тесее и Минотавре? Верно, название острова и царь Минос.
Вам предлагаются несколько утверждений по пройденной теме. Среди них есть верные и неверные. Если вы согласны с утверждением, поднимаете зеленую карточку, если нет-красную.
Климат в Греции холодный (нет).
В Греции жаркое и засушливое лето (да).
Греция – горная страна (да).
В Греции много плодородных земель (нет).
В Греции нет полноводных рек, подобных Нилу и Евфрату Тигру(да)
С запада Греция омывается Ионическим морем, а с востока – Эгейским (да).
-Нарисуйте смайлик внизу на рабочем листе, с каким настроением вы уходите с урока. Сдайте рабочие листы.
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Нарисовать рисунок-афишу по мифу «О Тесее и Минотавре». Составить синквейн «Крит».