kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Древняя Спарта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по ФГОС "Древняя Спарта"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Древняя Спарта"»

Открытый урок истории в 5 классе

Дата: 17.01.2025г.

Тема урока: Спарта: основные группы населения, общественное устройство

Тип урока: изучение нового материала

Цель: знакомство обучающихся с общественным и государственным устройством Спарты, спартанским образом жизни.

Задачи:

  • образовательные – определить географическое положение Спарты на территории Древней Греции; охарактеризовать население Спарты, раскрыть систему воспитания спартанцев; изучить систему управления Спартой;

  • развивающие – формировать практические умения работать самостоятельно в группах с дополнительным материалом; развивать умения систематизировать материал, делать выводы.

  • воспитательные –воспитывать культуру мышления и речи, интерес к предмету.

Планируемые результаты:


Предметные УУД:

сформированы знания о природе, занятиях и населении Спарты, получены знания о военизированном олигархическом государственном устройстве Спарты, особенностях воспитания, умений и навыков работы с историческим материалом.


Метапредметные УДД:

Коммуникативные: сформированы навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; охотно ведут диалог с собеседником с соблюдением норм и правил поведения, выслушивают собеседника, выражают свои взгляды с эмоциональной окраской;

Регулятивные: формулировать при поддержке учителя новые задачи в учебной и познавательной деятельности; планировать пути достижения образовательных целей; соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; 

Познавательные: овладеют базовыми понятиями, привлекают ранее изученный материал при решении познавательных задач, умеют находить и выделять необходимую информацию из различных источников; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; определяют основную и второстепенную информацию;


Личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к прошлому мировой истории; уважительно относиться к культурному наследию мира.



Оборудование:



ИКТ, авторская презентация, учебная доска, раздаточный материал, учебник, сигнальные карточки, рабочие листы



Методы, используемые на уроке: по степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный; иллюстративный; проблемный; частично-поисковый; исследовательский.

По внешним признакам деятельности учителя и учащихся: беседа, рассказ, инструктаж, демонстрация, упражнения, решение задач, работа с книгой.

Виды работы на уроке: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, в группах



Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу у вас урок истории. Меня зовут Ольга Петровна. Проверьте, пожалуйста, свои рабочие места, готовы ли вы к уроку.

На ваших партах лежат сигнальные карточки  красного и зеленого цветов.

Поднимите карточку красного цвета, если вы пришли на урок для открытия новых знаний.

Карточку зеленого цвета, если вы пришли на урок для повторения материала.

Две карточки, если и то и другое.

Приветствуют учителя.







Учащиеся выбирают сигнальную карточку

2. Актуализация знаний.

(слайд 1)Приём «Кроссенс» (приложение 1)

Работаем в парах, у вас на столах лежит карточка, вам нужно ответить на три вопроса:

- Какой стране относится иллюстративный ряд?

- Охарактеризуйте природные условия страны.

- Назовите занятия жителей по данным иллюстрациям.

- Делают вывод о природных условиях и занятиях Древней Греции.

Молодцы, вы хорошо справились с заданием и повторили материал для дальнейшего изучения Греции.


- Это всё относится к Греции

- Ответы обучающихся








3. Мотивация к изучению новой темы. Целеполагание.

- Ребята, скажите, кто-нибудь из вас уже слышал о Спарте?

- Что знаете о данном городе?

- Предположите, о чём сегодня пойдет речь на нашем уроке.

- Запишите число и тему урока в рабочих листах , фамилию, имя(приложение 2)

(слайд 2) «Спарта: основные группы населения, общественное устройство».

- Изучите рабочий лист.

- На какие вопросы ответим в течение урока?

- Обратите внимание, что при выполнение каждого задания в рабочих листах, вы должны себя оценить.

(слайд 3)Проблемный вопрос

Спарта - что это?

- Ответы обучающихся







Записывают число, тему урока в рабочих листах







Формулируют задачи урока



Отвечают на вопрос

4. Открытие новых знаний

  1. Географическое положение (слайд 4)

Для того чтобы назвать полуостров и область Спарты, определить его географическое положение на контурной карте в рабочих листах,

вам нужно просмотреть видеофрагмент «Древняя Спарта»

- давайте занесем эту информацию в рабочие листы на контурную карту, задание ВПР №5.

Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, подпишите название полуострова, область, на котором располагалась страна Спарта.


  1. Население Спарты

- Обратимся к историческому материалу (приложение 3), который характеризует общественный строй Спарты. 

- Обучающиеся получают задание самостоятельно работая в группах прочитать материал, ответить на вопросы.

(слайд 5) Вопросы

  1. группа – На какие категории делилось население Спарты?

  2. группа – Кто относился к спартанцам?

  3. группа - Кого называли периэками?

  4. группа - Кто такие илоты?

  5. группа – эксперты, следят за работой групп, делают выводы

На основе имеющихся данных, учащиеся составляют схему (кластер) в рабочих листах – категории населения Спарты, презентуют её на доске,.

Н аселение Спарты


Свободные Зависимые


Спартанцы Периэки Илоты



- Сравним результат на доске и ваших рабочих листах

ФИЗМИНУТКА

Положите правую руку себе на голову, погладьте и скажите: «Я молодец!»

Повернитесь лицом к соседу протяните в его сторону правую руку и скажите: «Ты молодец!

Улыбнитесь друг другу и скажите «Мы молодцы!»

- Присаживайтесь.

  1. Государственный строй Спарты.

- Кто же управлял Спартанским государством?

Работая с учебником с.164, пункт 3, прочитаем материал и восстановим схему в рабочих листах.

(слайд 6)

Герусия - Совет старейшин

2 царя – военачальники, командовавшие войском

Старейшины

самые достойные не моложе 60 лет

Народное собрание

Мужчины - спартанцы, не моложе 30 лет



Учащиеся должны сделать вывод, что государственный строй в Спарте был не демократическим, а олигархическим (от греческого слова "олигой" - немногие). Управление в этом полисе находилось в руках немногих. Олига́рхия. Такой строй называется олигархией – власть немногих (понятие записывается в рабочем листе).

  1. Спартанское воспитание

Слайд 7

1.Зачем спартанцам была нужна сильная армия?

2.Как воспитывали спартанцев?

Предлагаю вам ребята, послушать видеозапись и ответить на данные вопросы

- Приём игры «Что? Где? Когда?».

- Против вас играет ученица 5 класса Выборная Софья, прослушаем видеозапись и ответим на предложенные вопросы.


В Спарте существовал обычай. Если у спартанца рождался сын, родители несли его показать старейшинам. В случае, если младенец слабенький, как сказали бы тщедушный, приговор старейшин был суров: такой ребёнок не должен жить, его сбрасывали со скалы, а родителей утешали тем, что они ещё родят здоровых и крепких детей. Здоровых до 7 лет воспитывала мать. А с 8 лет спартанцев отдавали в школу, где их учили выносливости, быстроте, военному искусству. В школе дети спали на земле, должны были находить пропитание самостоятельно,  зимой и летом они ходили босиком, а единственной одеждой для них был плащ. Спартанцев учили совершать длительные походы без пищи и воды. Они должны были говорить кратко, ясно и только по необходимости, то есть – лаконично. В спартанцах воспитывали презрение к роскоши, привычку обходиться лишь самым необходимым. Что воспитывало в них мужество и доблесть.


- просмотр видеофрагмента «Древняя Спарта»

- работа с контурной картой, в рабочих листах выполняют задание ВПР №5


Спарта располагалась на полуострове Пелопоннес.

Лакония – область Спарты









- делятся на 5 групп,


Работают с историческим документом

представители группы выступают с ответом на вопрос












- Самостоятельная работа, составляют кластер


Каждая группа выносит свой ответ на доску















-Сравнивают, делают вывод



Выполняют физминутку









- Работают с учебником, комментированное чтение пункта, восстанавливают схему в рабочих листах



………………………

(Государственное устройство

Спарты называлось ?)

 

 

……………………….. ______________

(военачальники, (возраст не менее

Власть, которых 60 лет, избирали

передавалась по пожизненно)

н аследству)

 

 

……………………

( мужчины – спартанцы, достигшие 30 лет )













- Просмотр видеозаписи,

Отвечают на вопросы

  1. Закрепление изученного материала

В рабочих листах есть поле для игры «Крестики -нолики».

Слайд 8 Критерии оценивания

На слайде 9 предложений, если вы согласны, то ставите крестик, а если нет - нолик.

1.Спарта находилась в области Лакония.

2.Жителей захваченных территорий спартанцы превращали в илотов.

3.Спартанцы заботились об илотах, защищали их.

4. Главным занятием спартанцев было военное дело.

5.Во главе Спарты стоял император.

6.В Совет старейшин входили граждане не моложе 60 лет.

7.Народное собрание состояло из мужчин и женщин.

8.Власть царей передавалась по наследству.

9.Когда мальчикам исполнялось 7 лет, их отбирали у родителей и распределяли по отрядам.

Слайд 10

Х

Х

0

Х

0

Х

0

Х

Х

Самопроверка Поставьте себе оценку: 0-1 ош -5

2-3 ош. – 4

4-5 ош - 3

Более 5 ошибок - 2

- заполняют поле для игры «Крестики –нолики», если согласны , ставят крестик, а если нет - нолик.





















-самопроверка, выставление оценок по критериям (на слайде)

  1. Итог урока

Мы с вами говорили о жизни в одном из известнейших полисов Греции – Спарте. Вспомните проблемный вопрос урока: «Спарта – что это?»

- Как вы теперь ответите на этот вопрос?

– Какие вопросы ставили и нашли ли мы на них ответы?

Поднимите карточку красного цвета, если открыли новые знания

Карточку зеленого цвета, если повторили материал

Две карточки, если и то и другое.






Ответы обучающихся

Спарта- полис воинов!


Отвечают на вопросы




Учащиеся выбирают карточку, которая соответствует их настроению.  

7. Домашнее задание


Слайд 11

п.31, вопросы с.167.

* Составить рассказ на тему «Один день из жизни спартанского мальчика»

Записывают в дневники





























Пелопоннес

Лакония

.



Население

Спарты









Свободные







Зависимые















Спартанцы

Периэки

Илоты











  1. группа – На какие категории делилось население Спарты?

  2. группа – Кто относился к спартанцам?

  3. группа - Кого называли периэками?

  4. группа - Кто такие илоты?

  5. группа – эксперты, следят за работой групп, делают выводы









Страна____________________________


Природа




I вариант. Охарактеризуйте природные условия страны.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II вариант. Назовите занятия жителей по данным иллюстрациям.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________



Рабочий лист

Ф.И._____________________________

Дата:___________


Тема урока:__________________________________________________________________


  1. Географическое положение

- Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, в котором располагалась страна Спарта, подпишите название полуострова, области.


  1. Население Спарты








  1. Государственный строй Спарты

________________________________________

(Государственное устройство Спарты называлось ?)

__________________ ______________

(военачальники, (возраст не менее

власть, которых 60 лет, избирали

передавалась по пожизненно)

наследству)

____________________________

( мужчины – спартанцы, достигшие 30 лет )


Олигархия – это _____________________________________________________________________


  1. Игра «Крестики -нолики»

1.



2.

3.

4.



5.

6.

7.



8.

9 .

Оценка

Население Спарты



Вся земля Лаконии и Мессении была разделена на равные участки. Население Спарты делилось на две категории: свободные и зависимые. К свободному населению относились спартанцы и периэки. Спартанцы – это коренные жители Спарты.

Спартанцам не разрешалось заниматься ни сельским хозяйством, ни ремеслом, ни торговлей. Почти все время они проводили вместе в подготовке к войне, в походах и сражениях. Спартанцы никогда не расставались со своим оружием. Спарта напоминала военный лагерь, осажденный врагами. Этими врагами были, прежде всего, илоты.

Жителей небольших городков, разбросанных на некотором удалении от Спарты, вдоль границ, называли периэками. Это неполноправная часть населения Спарты, обладающая личной свободой, но лишенная политических прав. Периэки имели наделы земли. Они занимались также ремеслом и торговлей.

Спартанские семьи получили по земельному наделу без права его продать или подарить. На этих наделах жили и работали илоты (рабы спартанцев, которые занимались земледелием). Они относились к категории зависимого населения Спарты.

Переход из одной группы в другую был невозможен. За преступление или трусость воина могли казнить или изгнать из Спарты, но превратить его в илота было нельзя. Также, ни за какие заслуги илот или чужеземец (метек) не мог войти в группу воинов - спартанцев.  




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всеобщая история

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Древняя Спарта"

Автор: Науменко Юлия Александровна

Дата: 06.06.2025

Номер свидетельства: 671276

Похожие файлы

object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "древняя спарта "
    ["seo_title"] => string(17) "drievniaia-sparta"
    ["file_id"] => string(6) "165046"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422731657"
  }
}
object(ArrayObject)#897 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Урок по истории Древней Греции 5 класс "Древняя Спарта""
    ["seo_title"] => string(60) "urok-po-istorii-drievniei-grietsii-5-klass-drievniaia-sparta"
    ["file_id"] => string(6) "318939"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460703355"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Конспект урока "Древняя Спарта""
    ["seo_title"] => string(33) "konspiekt_uroka_drievniaia_sparta"
    ["file_id"] => string(6) "383572"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485329636"
  }
}
object(ArrayObject)#897 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) ""Древняя Спарта" презентация для урока истории"
    ["seo_title"] => string(52) "drievniaia-sparta-priezientatsiia-dlia-uroka-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "262535"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449351441"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Методическая разработка урока по теме "Древняя Спарта" "
    ["seo_title"] => string(61) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-drievniaia-sparta"
    ["file_id"] => string(6) "245055"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446049300"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства