МКОУ Речниковская СОШ
Коченёвского района
Новосибирской области
5 класс
Выполнила:
учитель истории и обществознания
МКОУ Речниковской СОШ
Кудрикова Екатерина Александровна
Методическая разработка урока
Урок истории в 5 классе на тему «Древняя Спарта»
Цель:ознакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты, сравнить его с Афинским государством, продолжить формирование умений правильно показывать на карте места изучаемых событий, анализировать ответы товарищей, составлять рассказ.
Задачи:
Образовательная: создать представление о условиях и географическом положении Спарты; особенности управления в Спарте; сравнить особенности Спарты и Афин.
Развивающая: формировать умения работы с исторической картой, с историческим документом, умение из текста выделять главное, уметь сравнивать и обобщать.
Воспитательная: формирование ценностных норм, уважительного отношения к другой культуре.
Тип урока: комбинированный
Формы урока: групповая, работа в парах, индивидуальная работа.
Методы:словесный, наглядный, практический
Приемы: поисковый, частично-поисковый, исследовательский; самостоятельная работа с карточками, учебником, письменная работа.
Технология: поисковая.
Место урока в программе предмета: В соответствии с тематическим планированием, урок из раздела «Древняя Греция», изучение нового материала.
Продолжительность урока: 45 мин.
Основные понятия: Лакония, Мессения, илоты.
Ход урока:
Организационный момент. Слайд №1
Учитель: Здравствуйте, ребята!Ребята, сегодня к нам в гости пришел один человек. Он хочет поведать нам свою историю. Давайте его встретим.
Входит грек : «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Феофан. Я прибыл к вам из далекой Греции. У нас проблема. Помогите, пожалуйста! Между собой поспорили Спарта и Афины. Спор идет между ними за то, какой город важней и лучше. Мы сами не можем решить этот вопрос и нам нужна ваша помощь. Мне сказали, что только вы можете нам помочь».
Учитель: Ну что, ребята, поможем? (ответы учащихся) Нам предстоит стать юными исследователями. Прежде чем стать юными исследователями, необходимо проверить свою смекалку и эрудицию. Ребята, давайте разделимся на команды (деление команды с помощью жеребьевки – волшебный ларец в котором лежат золотые яйца, а в яйце полоска из цветной бумаги, где синяя – это афиняне, а красная - спартанцы).
Учащиеся делятся на две команды: «афиняне» и «спартанцы», каждая команда выбирает капитана (или это можно сделать по жребию – пометка на полоске).
Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, нам необходимо собрать картинку, изображающую изученный нами город.Для этого необходимо ответить на вопросы и тогда нам откроется картинка
(см. приложение №1, картина города Афины закрыта карточками с номером вопроса. Учащиеся по степени сложности выбирают номер, учитель озвучивает вопрос – ученик отвечает. Таким образом начинает открываться картинка).
См. Слайд №2 (гиперссылка)
Учитель: Молодцы! Мы с вами прошли это испытание, проверили свои знания, и теперь можем стать юными исследователями. Поможем жителям Греции. (выставляются оценки за домашнее задание)
Переход к изучению новой темы.
Постановка учебной задачи и целей. (Учащиеся пытаются самостоятельно выявить и озвучить цель и задачи урока.Учитель контролирует и помогает).
См. Слайд №3
Учитель: И так, ребята, мы начали с вами изучать жизнь людей в греческих полисах. Мы увидели, какие преобразования происходили в Афинах. Одним из крупнейших полисов в Греции была и Спарта. Сегодня мы познакомимся с тем, как жили жители Спарты, как осуществлялось управление в Спарте в сравнении с Афинами. Сравним условия жизни жителей Спарты и Афин.
Изучение новой темы.
План:
Географическое положение Спарты.
Государственное устройство.
Образ жизни
Образование и воспитание.
Географическое положение Спарты.
Работа с картой «Путешествие по Греции».
См. Слайд №4
Учитель: Ребята, прежде чем мы с вами будем говорить об особенностях Спарты, давайте мы с вами на минутку станем путешественниками и совершим путешествие в Грецию. (учащиеся (по участнику от команд) по карте показывают города Спарта и Афины, и говорят об особенностях географического положения. За правильный и полный ответ команда получает фишку).
Государственное устройство.
Учитель: Молодцы! Вы показали, что настоящие путешественники и в карте хорошо разбираетесь. Но не забывайте, что нам предстоит решить спор городов. А для этого необходимо сначала познакомиться с особенностями Спарты и сравнить с Афинами. Давайте будем с вами заполнять табличку, которая нам потом поможет определить, какой же город более развит и может претендовать на то, чтобы стать лидером (колонки по городу Афины изначально заполнены на прошлом уроке). Итак, ребята, сейчас мы с вами рассмотрим, каково же было государственное устройство Спарты. Сейчас меня очень внимательно слушайте и приготовьтесь ответить на вопрос: «Какое было управление в Спарте?» Я вам поведаю одну тайну…
Рассказ учителя о государственном устройстве Спарты: «Предки спартанцев пришли севера Балканского полуострова и обосновались в Южной Греции. В долине реки Еврот в области Лакония несколько соседних поселений объединились и стали называться Спартой. Постепенно спартанцы покорили всю Лаконию, а жителей заставили работать на себя и назвали их илоты. Затем спартанцы покорили, расположенную рядом, плодородную Мессению. Крепостных стен Спарта не имела. Надежной защитой были сами спартанцы. Спарта напоминала военный лагерь. За соблюдением всех правил следил Совет старейшин, обладавший огромной властью. В него входили самые достойные не моложе 60 лет. Они в заседаниях участвовали пожизненно. В Спарте было Народное собрание, состоящее из мужчин, которые выбирали старейшин, ведали объявлением войны, заключали мир. Войском командовали два предводителя, их называли царями. Власть царей передавалась по наследству, но была не велика. Цари входили в Совет старейшин, выполняя его волю. «Какое было управление в Спарте?»
См. Слайд №5
Учащиеся отвечают (чья команда первая поднимет флажок, та отвечает первая, а вторая команда поправляет и дополняет) и заполняют в таблицу.
Образжизни.
Учитель: Хорошо, ребята! Продолжим с вами знакомство со Спартой. Сейчас наша с вами задача выяснить образ жизни спартанцев и сравнить с афинским образом жизни, продолжая заполнять таблицу. Вашему вниманию представлены картинки. Вы должны внимательно посмотреть их и догадаться чем занимались жители Спарты. (каждой команде раздаются карточки (можно сделать как слайд – шоу), учащиеся изучают их и затем анализируют. Учащиеся высказывают свои предположения).
См. Слайд №6
Учитель: Молодцы, ребята! Вы прямо как настоящие исследователи. Уже такую работу проделали. Но нам с вами еще предстоит выяснить о том, какое воспитание и образование было у спартанцев. Но прежде чем это мы с вами сделаем, нам необходимо отдохнуть и набраться сил. Давайте сделаем физминутку.
Учащиеся выполняют физминутку «Хомка, хомка, хомячок!»
Образование и воспитание.
Учитель: Ну, что! Набрались сил? Давайте продолжим. Ребята, пока вы занимались физминуткой, я получила письма от жителей Спарты, от таких же ребят, как и вы. В них рассказывается о воспитании спартанцев. Ваша задача изучить эти письма и постараться ответить на вопрос: «Как воспитывали и обучали спартанцев?»
(учащиеся изучают содержимое писем и отвечают на вопрос. Одна команда о воспитании, а другая о обучении. Все обсуждаем и фиксируем в таблицу).
см. Слайд №7, 8
Делаем выводы по теме. Закрепление полученных знаний.
Учитель: Ну, что, ребята! Мы с вами многого добились и можем сказать, что мы настоящие исследователи. По-моему мы с вами все решили и узнали. Так уважаемый Феофан? Наверно, пора урок заканчивать? Или мы что-то забыли?
В этот момент грек Феофан напоминает ребятам, что они не решили главного вопроса, а именно спор Афин и Спарты. Феофан: «Конечно, забыли. А как же просьба, с которой я пришел к вам?»
Учитель: Ребята, а какая просьба? (ответ учащихся) Правильно, ребята, нам надо решить спор. Сейчас каждая команда совещается по вопросу, чей город заслуживает стать главным (для этого пригодится , заполненная таблица). Затем выходят капитаны команд и защищают город, который представляют, доказывая. («афиняне»- Афины, «спартанцы» - Спарту).
См. Слайд №9
По итогам дебатов делаем вывод, что каждый город чем то важен и каждый город имеет свои особенности. В VI в. До н.э. Спарта стала одним из могущественных полисов.
Домашнее задание.
Из параграфа 31 выяснить и записать в тетрадь «Как в Спарте называли рабов? И почему в отличии от Афин, спартанцы жестоко относились к рабам?» (вопрос раздается на карточке)
См. Слайд №10
Подведение итогов.
Феофан: Ребята, спасибо вам большое, что вы откликнулись на мою просьбу. Вы мне очень помогли. Я отправлюсь домой и все расскажу своим соотечественникам. А вас я хочу всех по благодарить. (вручает медаль «Юный исследователь» всем учащимся). (учащиеся его благодарят и Феофан уходит).
Учитель: Вы все молодцы! Но я хотела бы, чтобы вы выбрали из своих команд самый активных ребят, тех,которые много и правильно отвечали, помогали своим товарищам.
(Учащиеся выбирают таких учеников.Затем учитель поощряет, выбранных учеников грамотой за активность и хорошие знания).
Выставление оценок за урок. Урок окончен.
См. Слайд №11
Приложение №1
Как называлась область в состав, которой входило Афинское государство?
Что такое полис? Является ли город Афины полисом?
Что такое демос? Что такое демократия?
Кто такой Солон?
Почему Солоном были недовольны: и знать, и демос?
Почему Солон был вынужден покинуть Афины?
Чем занимались афиняне?
Почему мы говорим, что земледельцы Аттики потеряли земли и свободу?