познакомить учащихся со средневековыми сословиями, основными видами крестьянских повинностей;
обобщить уже полученные знания по вопросу «Нет земли без сеньора».
формировать умения ориентироваться в окружающем мире, умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации;
развивать умение логически мыслить, анализировать, решать проблемные задачи;
закрепление навыков выполнения тестовых заданий, умение правильно использовать терминологию;
воспитывать интерес к предмету.
Принцип единства мира через понимание идентичности исторического развития Европы и России.
Этап урока | Действия учителя | Деятельность учеников | Слайд№ |
Организационный момент | Добрый день! | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку | |
Актуализация знаний | Задание №1. Кого здесь мы видим? Почему вы так считаете? Задание №2 Что они делают? Назовите тему урока. | Средневековые крестьяне Отвечают. Проговаривают тему урока: «Вечные труженики» | 1 2 |
Создание проблемной ситуации | Задание №3 Вопросы по рис. Кто это? Куда он отправляется? Кого здесь видите? Чем он занимается? Кого здесь нет? Какая связь между крестьянами, рыцарями и священниками? | Слушают. Отвечают на вопрос. Рыцарь. На войну Священник. Служит Богу. Крестьян. Учащиеся отвечают (учебник, стр.87) «Каждое сословие необходимо двум другим, ни одна не может обойтись без остальных | 3 |
Формулирование проблемы | Какой возникает вопрос (проблема)? | По-разному формулируют вопрос: Какова роль крестьян в государстве? Какие отношения были между крестьянами и феодалами, духовенством? Какие были повинности у крестьян? Проблема: « Без крестьянского труда не смогли отправиться в поход рыцари, служить Богу священники (учебник стр.87) | |
Поиск решения проблемы | Что мы уже знаем по этой проблеме? Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы? | Вспоминают изученный ранее материал, которые связаны с формулировкой проблемы: тема «Земля и власть»; Феодальная лестница; Церковная иерархия (Решают тесты) Узнать про жизнь средневековых крестьян | 4 5 6 |
«Открытие нового знания» | Мы должны узнать, что такое сословие, община, натуральное хозяйство. Какие повинности были у крестьян. Что значит «нет земли без сеньора» Кто и как решал судьбу крестьян. Почему нас интересует средневековая история. Задание №4. Найдите в учебнике стр.87 определение «сословия» | Работают по учебнику, отвечают: Сословие – большие группы людей в обществе. | 7 8 |
Первичное закрепление | Работа с текстом учебника. стр. 87 Выписать определение «сословие» | Читают. Записывают. | |
«Открытие нового знания» | Задание №5 Почему в Европе говорили: «Нет земли без сеньора?» Назовите причины такой зависимости? | По учебнику стр.88 называют «Крестьяне были несвободными людьми, они не могли распоряжаться ни собой, ни землей» Работают по учебнику стр.88 | 9 10 |
Закрепление | Работа с текстом учебника. стр. 88. Выписать «Главная причина зависимости крестьян» | Читают. Записывают. «Покровительство сеньора сулило надежную защиту от опасностей» | |
«Открытие нового знания» Закрепление | Задание №6 Назовите, какие повинности были у крестьян? Работа с текстом учебника. стр. 88 Выписать определение | Читают. Записывают. «Барщина- работа на земле феодала» «Оброк- сдача феодалу продуктов и изделий» «Десятина- десятая часть доходов в пользу Церкви» | 11 – -15 |
«Открытие нового знания» Закрепление | Задание №7 Что значит, вместе легче Почему легче жить? | Работают с текстом учебника, стр.89-90, записывают: «Вместе легче жить» Регулировала порядок использования надельной земли. Распределяла повинности между крестьянами. Решала все вопросы жизни в деревне. Помогала вдовам и сиротам. | 16 |
«Открытие нового знания» Закрепление | Задание №8 Узнать, что такое натуральное хозяйство Почему в средние века слабо была развита торговля? | Работают с текстом учебника, стр.91, записывают: «Натуральное хозяйство – это производство для собственного потребления, а не для продажи»» | 17 |
«Открытие нового знания» Закрепление | Задание №9 Крестьянские радости и печали Как церковь относилась к праздникам? Что такое черные дни в деревне? | Работают с текстом учебника, стр.92, записывают: праздники, неурожай, войны | 18 |
Включение нового знания в систему знаний и закрепление. Итог урока | Итак! Кто такие «Вечные труженики?» Как думаете, проблема урока решена? | Отвечают на вопрос. Высказывают своё мнение. «Это крестьяне» «Весь мир держится на плечах крестьянина» | 19 |
Рефлексия деятельности. | Какое отношение к уроку? | Отвечают. Высказывают своё мнение.(в качестве оценки использовать три цвета светофора: зеленый- усвоил, желтый- обратить внимание на…, красный- еще раз внимательно изучить материал) | |
Домашнее задание | Параграф 11, читать, ответить на вопросы стр.93, придумать рассказ стр.92 | Записывают д.з в дневники | 20 |
| | | |