kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме: Походы Александра Македонского на Восток

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан с использованием компьютерных технологий и групповой работы. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: Походы Александра Македонского на Восток»

Открытый урок истории по теме Походы Александра Македонского на Восток»

Цели и задачи урока

Образовательные:

  • ознакомить учащихся с восточным походом греко-македонских войск;

  • расширить и обобщить  знания о выдающемся правителе и полководце Александре Македонском;

  • подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского.

Развивающие:

  • продолжить обучение работать с исторической картой, на основе текста учебника и документа составлять характеристику участников исторических событий и давать оценку их деятельности;

  • формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать его;

  • совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся.

Воспитательные:

  • продолжить формирование коммуникативной компетентности;

  • формировать интерес к исторической науке.



Оборудование: мультимедиопроектор,  карта “Завоевательные походы войск Александра Македонского на Восток”; эпизоды из фильма “Александр Македонский, карточки с заданиями для закрепления.

Ход урока:


  1. Орг. момент

Ребята! Сегодня у нас немного необычный урок. У нас много гостей. Но я думаю, что это нам не помешает активно работать на уроке и показать свои знания. Я всем желаю сегодня интересной работы и хороших оценок.

II. Актуализация знаний

(видеоролик и стихотворение)

Эта страна совсем не велика,

На карте даже не видна она.

Так долго тихо мирно развивалась

И от других почти ничем не отличалась.

Но время шло и укреплялась та страна

И стало место мало ей тогда.

Создали войско, собрались в поход.

Уверенные в том, что их победа ждет!


Скажите, что это за страна?(Македония)

- Давайте вспомним, что на известно об этой стране и ее людях?

(карточки с заданиями – 5 человек)




Индивидуальная карточка

  1. Македония находилась на _____________ Балканского полуострова. Македоняне переняли у греков их культуру и быт. В 4 веке до н.э. их царем стал _______________. Он создал боеспособную армию и начал завоевывать греческие города. Оратор _____________ призывал греков объединиться и дать отпор завоевателям. В ________ году до н.э. произошла битва у города _______.

Благодаря хитрости Филиппа и смелости Александра греки были разбиты. Филипп стал для греков ________________. Началась подготовка к войне против _____________.

ИЛИ

  1. Почему в 5 веке до н.э. греки смогли отстоять свою независимость в войне против персов а в 4 веке до н.э. покорились Македонии? Приведите не менее трех доказательств своего мнения.


Работа с классом.

  1. Где находится Македония? (показать по карте и рассказать о местоположении)

  2. Какие взаимоотношения были между Грецией и Македонией изначально?

  3. При каком правителе Македония начала усиливаться?

  4. Что предпринял Филипп для усиления страны?

(Задания на интерактивной доске)+ отметка в оценочном листе, который нужно подписать

Выберите, что относится к характеристике македонской армии:

- фаланга,

- осадные башни,

- метательные орудия,

- египетские колесницы,

- конница,

- боевые слоны(1,3,4,6)

5. Выберите причины поражения Греции:

- военное превосходство персов

- образование единого греческого государства

- междоусобные войны в Греции

- полководческое искусство Филиппа

- полководческое искусство Демосфена

- численное превосходство греков

- хитрость македонцев (1,3,5,7)

Поменяйтесь листочками и подведите итоги в оценочных листах


Как повел себя Филипп в отношении завоеванных греков? (объединение против персов и начало войны)

Удалось ли ему осуществить этот поход? (нет) Почему? (был убит)

Кто продолжил его дело? (Александр)

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке?

ТЕМА: Поход Александра Македонского на Восток.


III. Создание проблемной ситуации

Посмотрите внимательно на карту и скажите, какую по размеру территорию занимала Македония? ( не большую)

Следовательно, какую армию могла иметь Македония? (Малочисленную)

Итак: 1 факт – Армия Македонии была малочисленной(вывешивается на доску)


Скажите, что на карте обозначено коричневыми стрелками? ( походы македонцев)

Что можно сказать о результатах этих походов? (много завоевано земель) Чьи это земли? (персов)

Итак: 2 факт – Македония завоевала персидскую державу.(вывешивается на доску)


Посмотрите внимательно на эти два факта, сравните соотношение сил и результаты походов.

В чем противоречие?

Какой возникает вопрос?


ПРОБЛЕМА: Что позволило македонцам завоевать персов и создать великую державу? (на доску)


Чтобы объяснить причины побед македонцев, надо найти факты, которые помогут объяснить причины побед

Какие для этого мы должны рассмотреть вопросы?

  • Личность Македонского

  • Подготовка войска

  • Основные битвы и их итоги

  • Создание империи


У нас с вами получился план, по которому мы будем работать.


IV. Изучение нового материала


Когда погиб Филипп Александру было 20 лет. В таком молодом возрасте трудно управлять страной, да еще и возглавлять военные походы, но Александр с этим прекрасно справился.

Давайте послушаем сообщение о личности Александра и определим качества, которые помогли ему добиться великих побед.

СООБЩЕНИЕ о юности Македонского


Может это быть одним из фактов побед македонцев? (да)

ВЫВОД: 1. Неординарная личность Александра Македонского способствовала возвышению Македонии, но одной личности иногда бывает недостаточно для победы. Надо искать еще причины.


ФИЗМИНУТКА (верно –встали, не верно – сидим)

  1. Аристотель – учитель Александра +

  2. Греция расположена на севере от Македонии -

  3. Фаланга состояла из 15 рядов -

  4. Демосфен – оратор Греции +

  5. Македонскую конницу набирали из земледельцев и пастухов -

  6. Греция добровольно подчинилась Македонии -

  7. Битва у города Херонея произошла в 338 году до н.э. +

  8. Филипп объявил себя царем Греции -

  9. Александр участвовал в военных битвах вместе с отцом. +

  10. Царь Филипп погиб в битве у города Хронея-


А теперь мы с вами обратимся к военным событиям и составим таблицу, которая есть у вас на партах. (дата – событие – итог) Найдите и подпишите ее. Для работы нам понадобится карта в учебнике на странице 194,. По которой мы будем находить места военных событий.


Посмотрите на карту и скажите, куда в первую очередь отправился Александр? ( в Малую Азию)

Небольшое войско под предводительством юного царя перешло морской пролив ибыло готово к бою (ссылка видео).

Накануне сражения Александр велел солдатам плотно поужинать и не жалеть припасов, так как завтра предстоит угощаться припасами врага.

Персидское войско находилось в очень выгодной позиции, и даже опытный полководец Парменион сомневался в успехе, предлагая Александру начать сражение утром, когда македонская армия сумеет построиться быстрее и, соответственно, получит преимущество. На это Александр ответил: “Мне будет стыдно перед Геллеспонтом, если, спокойно преодолев этот широкий морской пролив, я испугаюсь какой-то речушки”.

Битва произошла Весной 334 г. до н. э.у реки Граник (карта)

Под градом стрел конница преодолела быстрое течение и обрывистый берег и вступила в бой. В схватке Александр был окружен врагами, и военачальник персов даже срубил гребень с его шлема. Казалось, что гибель Александра неизбежна, но… в этот момент подоспел друг царя – Клит и пронзил врага копьем.

Сражение закончилось победой македонян. Им был открыт путь к богатейшим городам Малой Азии. Жители греческих городов, расположенных здесь, встречали Александра как освободителя.

Персидский царь Дарий III не понимал, какая страшная угроза нависла над его царством. Он стал собирать войско, чтобы дать отпор македонцам.


Прочитайте в учебник пункт 2 и выпишите события в таблицу. Не забудте найти их на карте.


Дата

Событие

Итог

334 год до н.э.



333 год до н.э.



332 год до н.э.



332 год до н.э.



331 год до н.э.



226 год до н.э.




Давайте отметим на карте эти события (интерактивная доска)

Что помогло македонцам в этих победах?

- трусость Дария

- смелость и решительность македонцев

- жестокость в отношении тех, кто оказал сопротивление

- порядочность в отношении женщин


Как Александр отнесся к своим победам?

(они вскружили ему голову и он посчитал себя богом)

Он уверовал в свою божественность и могущество.


Достиг А. Македонский своей цели? (нет)

Почему? (не завоевал Персию)


Именно поэтому поход был продолжен в северном направлении.

Здесь, у селения Гавгамелы, в октябре 331 г. до н. э. и произошло еще одно сражение с персами. (карта)

Дарий ждал Александра на удобном для действий его боевых колесниц поле.

Есть сведения, что Парменион уговаривал царя напасть на врага ночью, рассчитывая, что внезапный удар приведет врага в смятение. “Я не краду побед, - отвечал Александр, - мне подобает воевать честно, без хитростей и уловок”.

Перед битвой при Гавгамелах Александр лег спать и уснул так крепко, что когда войска уже строились к бою, Парменион с трудом разбудил его. “Ты спишь так, как будто мы уже одержали победу”, - удивился Парменион.

“Если неприятель перед нами и его не нужно искать и ловить, значит, мы уже победили”, - весело ответил царь. ОТРЫВОК ФИЛЬМА

Несмотря на подходящую местность, а также на численное превосходство, Дарий был разбит.

В сражении Дарий проявил поразительную слабость духа: он обратился в бегство, когда возникла угроза его безопасности, в то время, когда можно было ещё сопротивляться и при некоторых условиях даже изменить ход событий в свою пользу. Вскоре Дарий был убит своими приближенными.

Города Персидской державы сдавались один за другим. (интнрактивная карта) В Вавилон Александр въехал победителем.

Далее настала очередь Персеполя. Именно там в древней столице Персии, в подвалах царского дворца хранились сокровища персидских царей, для вывоза которых Александру потребовалось 10 тысяч пар мулов и 5 тысяч верблюдов.

После этого Александра Македонского провозгласили «царем Азии»

Давайте прочитаем выдержки из документа и определим, что изменилось в личности Александра Македонского?

ЮСТИН «ПЕРЕРОЖДЕНИЕ АЛЕКСАНДРА» (отрывок)

«…» После этого Александр стал носить одежду персидских царей и диадему, что не было принято ранее у македонских царей…

Кроме того, он стал устраивать невероятно пышные трапезы, чтобы его образ жизни не казался слишком трезвым и скудным, стал с царской роскошью справлять пиры , совершенно забыв. Что такие нравы ведут не к укреплению мощи, а к потере ее.

В эту пору во всем лагере все стали возмущаться тем, что Александр оказался таким выродком, по сравнению со своим отцом Филиппом, что даже отрекся от своей Родины и перенял те самые персидские нравы, вследствие которых персы были побеждены. «…»

Вывод:Александр из выдающегося полководца, который создал огромную державу, превратился в деспотичного правителя, против которого росло недовольство. Это привело к заговорам и покушениям на жизнь Александра. Он начал расправляться с теми, кому еще недавно был обязан военными успехами и жизнью.

Это полководец Парменион (тайно убит) и его сын Филот (после пыток казнен). На пиру, в порыве гнева он убил своего друга Клита, который осмелился упрекнуть своего царя в том, что он возомнил себя богом, что победы над врагами, которые добыты кровью македонских воинов, он приписал себе одному. Тут же гнев царя угас, он пришел в ужас от содеянного, но жизнь другу, спасшего его от гибели в бою при Гранике, уже нельзя было вернуть.



И даже все это не останавливало Александра от желания завоевать весь мир.

После трех лет боев Александр с войском вторгся в долину реки Инд. Это произошло в 326 году до н.э.Перед ним стояло сильное войско царя Пора, вооруженное боевыми колесницами и слонами. Бой длился 8 часов. Македонская армия одержала победу, но потери были велики. На месте битвы Александр основал город Никею. (победа)

На этом силы войска иссякли. Заставить воинов идти дальше Александр не смог ни уговорами, ни угрозами. И объявил о возвращении домой.

Столицей своего огромного государства он сделал город Вавилон.

Александр помышлял о новом походе на Запад,, мечтая покорить Сицилию, Италию, но этим мечтам не суждено было сбыться.

В 323 году до н.э. в возрасте 33 лет он внезапно заболел малярией и умер.

Правил Александр 12 лет и 8 месяцев.

Так создавалась держава Александра Македонского.

Давайте проверим, что у вас получилось в таблице. Оцените себя в оценочном листе.


V. Подведение итогов урока.


ВОЗВРАЩЕНИЕ К ПРОБЛЕМЕ: Что позволило македонцам завоевать персов и создать великую державу? (на доске)

  1. Неординарная личность Александра Македонского

  2. Умелые действия хорошо подготовленного македонского войска

  3. Разобщенность и слабость персов

  4. Народы Востока сами подчинялись Александру


VI. первичное закрепление

Давайте проверим, кто сегодня был самый внимательный на уроке.

Перед вами кросворд Работаем прямо в листочке.











  1. Столица Македонской империи

  2. Город, который оборонялся полгода против македонцев

  3. Место, где состоялась первая встреча персов с войском Александра

  4. Место, где была уничтожена персидская армия

  5. Эта страна , завоевать которую Александру не удалось


Проверте свои ответы и оцените себя в своем листе. Посчитайте общее число баллов и переведите их в оценку.

19-20 баллов - «5»

15-18 баллов - «4»

10-14 баллов – «3»


VII. Рефлексия

Молодцы ребята. Мы сегодня хорошо поработали. Оценочные листы вы мне сдадите, и оценки я поставлю в журнал.

Ну а я хочу узнать ваше отношение к уроку. В листе самооценки есть итог урока. Прочитайте предложенные оценки и выделите ту, которая подходит для вас.


VIII. Домашнее задание Запишите в дневнике на среду параграф 42 задание на карточке.

Выучить события

  1. Рисунок или схема одной битвы на выбор

  2. Представьте что вы – люди 21 века – оказались рядом с Александром македонским. Какими его поступками вы бы гордились, а каких – стыдились?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всемирная история

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по теме: Походы Александра Македонского на Восток

Автор: Мордвинова Ирина Александровна

Дата: 10.12.2017

Номер свидетельства: 443308

Похожие файлы

object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Поход Александра Македонского на Восток. "
    ["seo_title"] => string(45) "pokhod-alieksandra-makiedonskogho-na-vostok-1"
    ["file_id"] => string(6) "193615"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427654971"
  }
}
object(ArrayObject)#907 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "конспект урока на тему "Поход Александра Македонского на Восток "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-na-tiemu-pokhod-alieksandra-makiedonskogho-na-vostok"
    ["file_id"] => string(6) "168476"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423238841"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ УРОКА ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ "
    ["seo_title"] => string(46) "priezientatsiia-dlia-uroka-istorii-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "141201"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418062587"
  }
}
object(ArrayObject)#907 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "разработка урока истории в 5 классе по теме "Поход Александра Македонского на Восток""
    ["seo_title"] => string(78) "razrabotkaurokaistoriiv5klassiepotiemiepokhodalieksandramakiedonskoghonavostok"
    ["file_id"] => string(6) "270245"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451044533"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Урок "Борьба саков за независимость" "
    ["seo_title"] => string(34) "urok-bor-ba-sakov-za-niezavisimost"
    ["file_id"] => string(6) "191438"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427303678"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства