kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Поход Александра Македонского на Восток

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Цели урока: познакомить учащихся с одним из самых могущественных полководцев древности, дать представление о его личности и завоевательных походах. Анализируя личность Александра Македонского (черты характера, устремления) научить выявлять причины, позволившие ему прославиться. Научить давать нравственную оценку поступкам Александра Македонского.

Тип и вид урока :  урок развития компетентностей

Учебное оборудование: презентация к теме урока, учебник истории древнего мира под ред.Вигасина А.А. и Годера Г.И., раздаточный материал (текст, тесты), лист ватмана, маркеры

Планируемые результаты: Формируемые универсальные учебные действия:

РУУД: определять цель, проблему в УД;

Выдвигать версии, планировать деятельность в учебной ситуации, оценивать способы достижения цели в учебной ситуации

ПУУД: поиск и нахождение достоверной информации в разных источниках (карты, текст учебника, раздаточный материал); анализировать (выделять главное); определять понятия;

Обобщать и делать выводы; выделять причины и следствия; представлять информацию в разных формах (таблица, кластер, синквейн,  мини-сочинение)

ЛУУД: оценивать свои и чужие поступки, оценивать события и поступки исторических личностей   с позиции гражданина и патриота России, своей малой родины

КУУД: умение работать в парах, группе; излагать свое мнение, аргументировать его; создавать письменные и устные тексты;

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему "Поход Александра Македонского на Восток »

Тема урока: Поход Александра Македонского на Восток

Цели урока: познакомить учащихся с одним из самых могущественных полководцев древности, дать представление о его личности и завоевательных походах. Анализируя личность Александра Македонского (черты характера, устремления) научить выявлять причины, позволившие ему прославиться. Научить давать нравственную оценку поступкам Александра Македонского.

Тип и вид урока : урок развития компетентностей

Учебное оборудование: презентация к теме урока, учебник истории древнего мира под ред.Вигасина А.А. и Годера Г.И., раздаточный материал (текст, тесты), лист ватмана, маркеры

Планируемые результаты: Формируемые универсальные учебные действия:

РУУД: определять цель, проблему в УД;

Выдвигать версии, планировать деятельность в учебной ситуации, оценивать способы достижения цели в учебной ситуации

ПУУД: поиск и нахождение достоверной информации в разных источниках (карты, текст учебника, раздаточный материал); анализировать (выделять главное); определять понятия;

Обобщать и делать выводы; выделять причины и следствия; представлять информацию в разных формах (таблица, кластер, синквейн, мини-сочинение)

ЛУУД: оценивать свои и чужие поступки, оценивать события и поступки исторических личностей с позиции гражданина и патриота России, своей малой родины

КУУД: умение работать в парах, группе; излагать свое мнение, аргументировать его; создавать письменные и устные тексты;









Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

(1 мин)

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

  1. Мотивация. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы


(3 мин)

-Дома вы читали о завоеваниях Александра Македонского. Давайте с вами посмотрим на карту с.204 учебника и на слайд № 1

- что вы можете сказать о территории, которую занимала Македония

Запись на доске:+ государство Македония небольшое-

- Значит, какую армию может иметь такое государство?

Записывает на доске: +армия македонцев малочисленная


-а что на карте обозначено черными стрелками?

- и что вы можете сказать по карте о результатах этих походов?




Записывает на доске: +А.М.завоевал полмира

-посмотрите на записи. Вас ничто не удивляет? В чем противоречие данных фактов?

- и какой вопрос возникает?




Итак, главный вопрос нашего урока: ПОЧЕМУ А.М. ЗАВОЕВАЛ ПОЛМИРА?

И ответ на этот вопрос мы будем с вами искать на нашем уроке. А тема нашего урока ...

Слушают учителя.

Смотрят карту в учебнике, на экран (слайд 1)



- небольшая, маленькая территория государства Македония


-тоже небольшую, малочисленную





-завоевательные походы А.М.


- завоевал Египет, Финикию, Персию и даже часть Индии. Почти полмира того времени завоевал А.М.


-Страна маленькая, армия тоже, а завоевано полмира.




-Как это получилось у А.М.

Как он смог завоевать полмира. Каким образом, за счет чего, почему?






Поход Александра Македонского на Восток

  1. Версии

(3 мин)

-Есть у вас какие-то предположения, почему это произошло?

Выслушивает версии, записывает ключевые слова на доске.

Затем предлагает группам выбрать понравившуюся версию и начать поиски доказательств своей версии.

Выдвигают версии. Затем каждая группа выбирает какую версию будет исследовать. Например,

=ЛИЧНОСТЬ А.М.( таблица или синквейн)

= лучшая БОЕСПОСОБНОСТЬ МАКЕДОНСКОЙ АРМИИ (сравнит.таблица )

= население завоеванных Александром М. поддерживало его , а Персидскую державу раздирали распри, покоренные народы устали от власти персов и мечтали освободиться от гнета Дария, т.е. СЛАБОСТЬ ПЕРСИДСКОЙ ДЕРЖАВЫ(письмо советника индийского раджи для своего повелителя о причинах побед А.М.)

= А.М.ничего не пришлось создавать с нуля, почва для завоевательных походов была подготовлена еще его отцом Филиппом. Александр только продолжил его дело(кластер)

=ПРИВЫЧКА МНОГИХ НАРОДОВ ВОСТОКА К ПОДЧИНЕНИЮ ЦАРЮ-ДЕСПОТУ

= трусость, слабость Дария III

=Другое...

  1. Планирование деятельности

(1 мин)

- чтобы объяснить причины побед А.М., что нам надо сделать?

- читать параграф учебника, раздаточный материал, найти факты, которые помогут объяснить причины этого

  1. Открытие нового знания

(7 мин)


Работают в группах. Читают, составляют по желанию кластер, таблицу,

  1. Выступления представителей групп

(10 мин)

Задает уточняющие вопросы, проводит беседу

Слушают, задают вопросы.

  1. Выражение решения проблемы

(2 мин)








Итак, мы проблему решили?

Подведем итоги. Благодаря чему Александр Македонский завоевал полмира?











А.М. завоевал полмира благодаря:

А) своим личным качествам

Б) хорошо подготовленному войску

В) разобщенности персидского войска

Г) население завоеванных земель сами добровольно подчинялись Александру (из двух зол меньшее)

Д) основа для завоевательных походов А.М. была заложена еще его отцом Филиппом


8. ФИЗМИНУТКА

(1 мин)


Чтобы сильным стать и ловким

Приступаем к тренировке (шаг на месте)

Круг почета пробежать (бег на месте)

Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)

Сделать вдох и сделать выдох

Вдох и выдох

Вдох и выдох

Будь атлет всегда готов








9. Первичное закрепление, усвоение и применение новых знаний

(7 мин)

Тест (6 вопросов) .+вопрос:

- Что вас привлекает в А.М.

А что вам не нравится в нем? Почему? Обоснуйте свой ответ.

-Ребята, а вы можете назвать мне имя еще одного великого завоевателя, жившего в 1 тысячелетии н.э. и имевшего отношение к нашей земле, где мы живем.

-скажите, а что общего между этими двумя личностями. Что вам в них нравится, а что нет


Ответы учащихся








- Это Чингисхан.


- жестокость, стремление к мировому господству, стремление обогащения, оставить свое имя в истории, т.е. прославиться любыми путями, пусть и за счет кровопролития и войн.

Но в то же время оставили след в истории, создали империи, дали толчок развитию человечества, оставили после себя цивилизации и государства, законы, культуру. Великие полководцы, на чьих именах учились и учатся современные военачальники, вызывают до сих пор восхищение людей своими подвигами, походами, крылатыми словами.


10. Рефлексия.

( 5 мин)

Если бы вы были художником, и вам предложили нарисовать портрет Александра Македонского, какие цвета вы использовали бы для этого?

Или

Ребята, а скажите, пожалуйста, зачем вам нужно знать об Александре Македонском? Как думаете, где и когда в будущем вам могут пригодиться знания о нем?

Ответы учащихся- ассоциации с цветами (черный, зеленый, синий, красный и т.д) Объясняют свои ассоциации.



Ответы учащихся.

11. Домашнее задание

(1 мин)

Сочинение от первого лица от имени участника походов А,М. (рядового воина, его ближайшего друга, советника, противника и т.п.)напиши письмо на родину или путевые заметки. Продумайте, какие эпизоды выберете для описания. Как будете относиться к военным действиям, к поступкам царя, к местному населению и почему?

Принимают задачу. Задают вопросы, если есть.



Оценочный лист

(от 0 до 3 баллов)

группы, фамилия, имя учащегося

В И Д Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И

Общее количество баллов (оценка)

12 - 9 баллов = "5"

8 -6 баллов = "4"

5 - 0 баллов = "3"

Индивидуальное выступление


(0-3 балла)


Участие в обсуждении


(0-3 балла)

Дополнения к основным ответам

(0-3 балла)

Решение теста

+6=3 балла

+5= 2 балла

+4=2 балла

+3=1 балл

+2=0 баллов

1







2







3







4







5







6.
















Приложение. (раздаточный материал)

Александр Македонский

Прочитайте данный текст, выделите положительные и отрицательные черты характера Александра Македонского. Свой ответ занесите в таблицу.

1. Когда друзья однажды спросили его, не хочет ли он принять участие в Олимпийских состязаниях, он ответил : "Охотно, если мне придется соревноваться с царями".

2. Каждый раз, когда приходило известие о новой победе македонян, одержанной Его отцом Филиппом, Александр с беспокойством говорил товарищам : "Боюсь, что отец совершит все сам и не оставит мне ни одного славного подвига"

3. Однажды Филиппу предложили купить коня, прозванного за сходство с головой быка Буцефалом. Конь оказался совершенно диким, поминутно вставал на дыбы, бил копытами и кусался. Никто не решался даже подойти к нему. Филипп отказался от покупки, но Александр крикнул : "Вы все трусы, раз отказываетесь от такого великолепного коня!". Он смело направился к коню (Александру тогда было 14 лет), схватил его за узду , погладил, успокаивая. Когда лошадь привыкла к мальчику, тот вскочил на нее верхом. Так был укрощен Буцефал, ставший затем верным товарищем македонского завоевателя во всех его походах. "Дитя мое,- ,сказал Филипп сыну, - ищи себе более подходящего царства, Македония для тебя слишком мала".

4. Александр получил прекрасное образование. Его учителем был великий ученый Аристотель. Он сумел привить способному мальчику не только интерес к военному делу и политике, но и увлечь его медициной и естественными науками. С детства Александр пристрастился к чтению. С поэмой Гомера "Илиада" македонский завоеватель не расставался никогда"

5.В городе Гордии Александру показали колесницу, на дышле которой был запутанный узел. При этом царь услышал такое предание: кто развяжет узел, станет владыкой Азии. Александр решил испытать судьбу, но узел не поддавался. Тогда он выхватил меч и одним ударом разрубил его.

6. Перед решающей битвой у Гавгамел, где решалась судьба Персидской державы, военачальники посоветовали Александру напасть на персов ночью. "Я не краду победу", - ответил Александр. И сражение началось при свете дня.

7. В дни побед Александра при Иссе, разгрома Тира,царь персов Дарий присылает Александру письмо, в котором предлагает половину своей державы и дочь в жены Александру. "Будь я Александром,- сказал опытный седой полководец Парменион, - я бы принял эти условия!" . На что Александр ответил: "Я поступил бы так же, если бы был Парменионом!"

Положительные черты характера и номер абзаца, доказывающий это

Отрицательные черты характера и номер абзаца, доказывающий это





















Приложение (раздаточный материал)

Сравни две армии - македонскую и персидскую.

(вставь пропущенные слова)

Военные силы греко-македонской армии включали в себя конницу и пехоту. Особенно сильной считалась македонская __________________. На вооружении македонян были также __________________ и ________________. В армии Александра Македонского служили знать, _________ и ____________, которые были заинтересованы в исходе сражений, так как за победу им полагалась богатая __________. В борьбе Македонии против персов македонян поддержали _________, которые ненавидели персов и были бы только рады отомстить им. 40-тысячная армия Александра была единой, организованной и управляемой.

Царь персов Дарий III собрал невиданную по размерам армию, состоящую из пехоты,__________,колесниц и _____________, которых привели индийцы. Однако в отличие от македонской армии в персидской не было ___________________. Армия персов состояла из ________________, которые в любой момент могли подвести, так как они не были заинтересованы в _______________военных побед. Наемники не хотели ____________________за персидского тирана, в бой командиры персов гнали своих ___________ударами плеток. Участь Дария была предрешена. Его царствованию пришел ___________.

Сравни армии

Критерии для сравнивания



Греко-македонская армия

Персидская армия

1. состав армий (порядок формирования ,кто входил )






2 . вооружение







3. численность















Приложение (раздаточный материал)

Мой повелитель!

Соседней державе Персии и ее царю ..............осталось жить считанные дни. Александр Македонский захватил почти всю .......... Мой повелитель, война с ним неизбежна. Воины его закалены в........., опытны, организованны. Особенно страшна для противника македонская ..................., биться с которой на равниной местности............. Воины почитают своего царя как бога, он пользуется среди них непререкаемым ............и любовью. За него они готовы умереть все как один.

Но есть, несколько но, мой господин.

1. Армия Александра устала,............ .Она воюет без перерыва вот уже.......лет, вдали от дома, ....................и близких. Они устали и измучены долгими .....................................

2. Нас может спасти наш климат.........., влажный, жаркий. Люди Александра, привыкшие жить .............., не перенесут долгого дыхания жары.

3. Наши боевые слоны. К ним не привыкли ...........противника. Они хрипят, встают на дыбы и не слушаются.......................

исходя из всего, могу покорнейше доложить вам, мой господин, что война с .........................будет недлительной и враг ......................

...................................................................................................................

На месте пропусков вставьте по своему усмотрению слова, словосочетания, предложения. Если требуется, продолжите мысль. Это примерный образец письма. Напишите его по своему усмотрению.











Вопросы для обсуждения

1. Представьте, что вы люди 21 века оказались рядом с А.М. Какими его поступками вы бы гордились, а каких - стыдились? Свой ответ объясните.

2. Почему держава А.М.оказалась непрочной

3. что вас привлекает в А.М., а что вам не нравится в нем.

4. Как по-вашему, если бы Александр М. в силу невероятных обстоятельств оказался в 21 веке, то кем бы он стал? (политиком, экономистом, писателем, секретным агентом)

5. Продолжите фразу "Он хотел завоевать весь мир..."

6. Если бы вы были художником, в каком цвете вы бы написали портрет А.Македонского и почему. Ассоциации с цветом.



черный - темный, нехороший, опасный, без будущего, смерть

красный - победа, кровь, сражения, битвы, власть, напор, натиск,

синий - благородство, власть, мужество, чистота помыслов, целеустремленность

желтый - наследник, золото, богатство, власть наследственная, корона, хитрость, мстительность, дипломатичность, гибкость

коричневый - половина красного и половина черного, и положительное и отрицательное, половинчатость, ни то, ни се.

зеленый - культура, цивилизация, след в истории, цвет рождения и созидания (города, например). много разрушил, но и построил тоже немало.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока на тему "Поход Александра Македонского на Восток

Автор: Дондокова Тамара Владимировна

Дата: 06.02.2015

Номер свидетельства: 168476

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока на тему "Путешествие европейцев в Центральную Азию, Индию и Китай" "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-na-tiemu-putieshiestviie-ievropieitsiev-v-tsientral-nuiu-aziiu-indiiu-i-kitai"
    ["file_id"] => string(6) "129468"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415714353"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства