Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Падение Западной Римской империи"»
Конспект урока истории в 5 классе по учебнику Михайловского Ф.А. «Всеобщая история. История Древнего мира» издательства «Русское слово».
Тема: «Падение Западной Римской империи»
Цель: выяснить причины, события, привлёкшие к распаду Западной Римской империи
Результаты:
1)предметные:
- подвести к пониманию причин падения Западной Римской империи, формировать представление об основных событиях и личностях этого периода;
2)метапредметные:
- формирование познавательных УУД (умение анализировать, соотносить, обобщать, классифицировать, умение работать с исторической картой, текстом учебника)
- формирование коммуникативных УУД (умение работать в парах, группе, слушать друг друга, строить речевое высказывание)
- формирование личностных УУД (умение оценивать поступки исторических личностей)
- формирование регулятивных УУД (умение ставить перед собой цели и достигать их, соотносить свою работу с образцом и оценивать её,
Оборудование: листы самоконтроля, дидактические карточки для работы в паре и группах, ЭОР («Всеобщая история. История Древнего мира» - №1, «История Древнего мира» - м/м приложение к учебнику - №2),историческая карта.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Организация класса. Введение в тему.
Учитель читает отрывок из стихотворения Л. Гумилёва «Рим»:
Волчица с пастью кровавой
На белом, белом столбе,
Тебе, увенчанной славой,
По праву привет тебе.
С тобой младенцы, два брата,
К сосцам стремятся припасть.
Они не люди, волчата,
У них звериная пасть.
Не правда ль, ты их любила…
Учащиеся слушают и отвечают на вопросы:
- О каком городе идёт речь?
- О каком событии говорится в стихотворении?
2. Актуализация знаний учащихся.
Учитель предлагает задания для повторения по теме «Рим».
А)найдите 4 лишний:
- Октавиан, Траян, Гракх, Нерон
- Корсика, Крит, Сицилия, Сардиния
Б)продолжите ряд:
- латины, умбры, апулы…
- Испания, Галлия, Македония…
в)назовите одним словом:
- славяне, германцы, парфяне – это…
- Лукулл, Красс, Помпей – это..
Г)восстановите текст:
- Крупнейшее восстание рабов началось в городе ______ в ______году до н.э. Предыводителем восставших был _____
Д) приведите в соответствие:
колоны
Народ, чей язык римляне не понимали
варвары
Правители сроком на 1 год
консулы
Рабы, которым давали землю
Древнейшие жители Рима
Е)разделите слова на 2 группы: термы, амфитеатр, диктатор, сенат, Пантеон
Ж)выберите верные утверждения:
- Республика в Риме установилась в 519 году до н.э.
- Знаменитые римские бани назывались термы.
- Последним римским императором был Диоклетиан.
Учащиеся выполняют задания в парах, озвучивают свой вариант ответа, соотносят его с правильным ответом на слайде презентации.
3.Формулировка темы и целей урока.
4.Изучение нового материла.
5.Первичное закрепление изученного.
6. Итог по уроку.
Рефлексия. Оценивание работы учащихся на уроке (на основе листов успеха)
7. Домашнее задание.
Учитель организует беседу по вопросам:
- Почему не можем оценить последнее утверждение?
- Подумайте, о каком государстве будет идти речь?
- Чтобы узнать ещё одно слово в теме, расшифруйте анаграмму – ЕДАНИПЕ.
Итак, тема урока – ПАДЕНИЕ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ.
а) Что означает слово «падение»? Как оно соотносится с империей?
б) Подумайте, на какие вопросы нужно ответить? (Для этого используйте слова – подсказки - почему? кто? когда? зачем? что?
в )Что будем делать на уроке для изучения темы?
Г) А ещё мы будем себя оценивать в ЛИСТЕ УСПЕХА (Приложение 1)
Учитель для прослушивания включает ЭОР № 1.
Учитель организует работу в группах по дидактическим карточкам (Приложение2)
Учитель дополняет рассказ учащихся сведениями о битве на Каталаунских полях в 451 году, о захвате Рима вандалами в 455 году, о распаде Римской империи в 476 году и о последнем императоре Ромуле (проводит связь с началом урока)
Учащиеся отвечают на вопросы учителя:
- Эти сведения не изучали на уроках.
- О Римской империи.
- Это слово ПАДЕНИЕ.
Читать, отвечать на вопросы, выполнять задания…
Учащиеся перед прослушиванием получают задание: какие беды обрушились на Рим?
После групповой работы учащиеся представляют результат: рассказ по одному из пунктов учебника. Оценивают себя после выступления в листе успеха. В ходе выступлений групп идёт работа по карте (места сражений, направления вторжений варваров, граница раздела империи, Западная и Восточная части империи).
Учащиеся выполняют задания по контурной карте и выполняют индивидуальное тестирование, оценивают свою работу.
Учащиеся формулируют предложения на основе темы и целей, поставленных в начале урока, на основе своего отношения к изученному.
Учитель организует работу по контурной карте (Приложение 3) и компьютерное тестирование по ЭОР № 2.
Учитель на слайд выводит текст:
- Сегодня на уроке я узнал, (почему, кто, когда, что…)
- Кто из людей вызывает ваше одобрение или порицание?
Учитель предлагает на выбор следующие задания:
-с.286, написать рассказ по картине
- с.287, вопрос 4
- составить 4 лишний или логическую цепочку
- с.288, документ
Урок заканчивается чтением стихотворения, которое звучал в начале урока:
Волчица с пастью кровавой
На белом, белом столбе,
Тебе, увенчанной славой,
По праву привет тебе.
С тобой младенцы, два брата,
К сосцам стремятся припасть.
Они не люди, волчата,
У них звериная пасть.
Не правда ль, ты их любила…
Рим – город цезарей дивных
Святых и великих пап.
Он крепок следом жестоких,
Косматых звериных лап
И город цезарей дивных, Святых и великих пап, Он крепок следом призывных, Косматых звериных лап
Приложение 1
ЛИСТ УСПЕХА УЧЕНИКА 5А КЛАССА __________________________________________________________________________
отметка
оценка
«Что я знал про Рим?»
«Что я узнал про Рим?»
«Что я запомнил про Рим?»
Я себя оцениваю
Приложение 2
Карточка № 1.
1.Прочитайте пункт 2 (с.282-283) и выполните задания:
- Составьте предложение из слов: ПЛЕМЁН, ЭТО ПЕРЕДВИЖЕНИЕ, НАРОДОВ, ПЕРЕСЕЛЕНИЕ, ВЕЛИКОЕ.
- составьте план из предложенных пунктов, расположив их в соответствующем порядке:
Готы просят помощи у римлян.
Из Китая приближаются гунны.
Готы расселяются на Римской территории.
378 год – битва готов и римлян под Адрианополем.
Гунны разгромили готов.
Карточка № 2
1.Прочитайте пункт 3 (с.283-285) и выполните задания:
- Расскажите о реформах Феодосия (закончите предложения)
Готов освободили…
Готы получили…
Готы остались…
Христианство объявлялось…
Закрылись…
Прекратились…
В 395 году разделил …
- Ответьте на вопрос: почему Феодосий получил прозвище «друг готов»?
Карточка № 3
1.Прочитайте пункт 4 (с285-286) и выполните задания:
- Кто это? Что это?
Стилихон
Аларих
Равенна
- Ответьте на вопросы:
Кто защищал в Западной Римской Империи границы?
В честь чего были устроены последний триумф и гладиаторские бои?
Какой новый план придумал Аларих после поражения?
Как вёл себя в римский император. Перечислите его качества.
Какое событие произошло в 410 году?
Приложение 3
1.Выполните задания по контурной карте
1.Обведите границы Римской империи в 4-м веке.
2.Обозначьте границу раздела империи . На границе напишите год раздела.
3.Закрасьте разными цветами территорию Западной Римской империи и Восточной Римской империи.
4. Обозначьте стрелками направления вторжения готов в империю.
5.Обозначьте первой буквой город Рим, надпишите около Рима год взятия его готами.