kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Падение Западной Римской империи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект поможет учителю провести урок по заданной теме

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Падение Западной Римской империи"»

Конспект урока истории в 5 классе по учебнику Михайловского Ф.А. «Всеобщая история. История Древнего мира» издательства «Русское слово».

Тема: «Падение Западной Римской империи»

Цель: выяснить причины, события, привлёкшие к распаду Западной Римской империи

Результаты:

1)предметные:

- подвести к пониманию причин падения Западной Римской империи, формировать представление об основных событиях и личностях этого периода;

2)метапредметные:

- формирование познавательных УУД (умение анализировать, соотносить, обобщать, классифицировать, умение работать с исторической картой, текстом учебника)

- формирование коммуникативных УУД (умение работать в парах, группе, слушать друг друга, строить речевое высказывание)

- формирование личностных УУД (умение оценивать поступки исторических личностей)

- формирование регулятивных УУД (умение ставить перед собой цели и достигать их, соотносить свою работу с образцом и оценивать её,

3) личностные:

- способствовать формированию этического оценивания (адекватного оценивания других, себя)

Оборудование: листы самоконтроля, дидактические карточки для работы в паре и группах, ЭОР («Всеобщая история. История Древнего мира» - №1, «История Древнего мира» - м/м приложение к учебнику - №2),историческая карта.





Ход урока


Этапы урока


Деятельность учителя



Деятельность учащихся

1.Организация класса. Введение в тему.

Учитель читает отрывок из стихотворения Л. Гумилёва «Рим»:

Волчица с пастью кровавой

На белом, белом столбе,

Тебе, увенчанной славой,

По праву привет тебе.

С тобой младенцы, два брата,

К сосцам стремятся припасть.

Они не люди, волчата,

У них звериная пасть.

Не правда ль, ты их любила…

Учащиеся слушают и отвечают на вопросы:

- О каком городе идёт речь?

- О каком событии говорится в стихотворении?


2. Актуализация знаний учащихся.


























Учитель предлагает задания для повторения по теме «Рим».

А)найдите 4 лишний:

- Октавиан, Траян, Гракх, Нерон

- Корсика, Крит, Сицилия, Сардиния

Б)продолжите ряд:

- латины, умбры, апулы…

- Испания, Галлия, Македония…

в)назовите одним словом:

- славяне, германцы, парфяне – это…

- Лукулл, Красс, Помпей – это..

Г)восстановите текст:

- Крупнейшее восстание рабов началось в городе ______ в ______году до н.э. Предыводителем восставших был _____

Д) приведите в соответствие:

колоны

Народ, чей язык римляне не понимали

варвары

Правители сроком на 1 год

консулы

Рабы, которым давали землю


Древнейшие жители Рима


Е)разделите слова на 2 группы: термы, амфитеатр, диктатор, сенат, Пантеон

Ж)выберите верные утверждения:

- Республика в Риме установилась в 519 году до н.э.

- Знаменитые римские бани назывались термы.

- Последним римским императором был Диоклетиан.


Учащиеся выполняют задания в парах, озвучивают свой вариант ответа, соотносят его с правильным ответом на слайде презентации.

3.Формулировка темы и целей урока.

















4.Изучение нового материла.















5.Первичное закрепление изученного.



6. Итог по уроку.

Рефлексия. Оценивание работы учащихся на уроке (на основе листов успеха)


7. Домашнее задание.






















Учитель организует беседу по вопросам:

- Почему не можем оценить последнее утверждение?

- Подумайте, о каком государстве будет идти речь?

- Чтобы узнать ещё одно слово в теме, расшифруйте анаграмму – ЕДАНИПЕ.

Итак, тема урока – ПАДЕНИЕ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ.

а) Что означает слово «падение»? Как оно соотносится с империей?

б) Подумайте, на какие вопросы нужно ответить? (Для этого используйте слова – подсказки - почему? кто? когда? зачем? что?

в )Что будем делать на уроке для изучения темы?

Г) А ещё мы будем себя оценивать в ЛИСТЕ УСПЕХА (Приложение 1)


Учитель для прослушивания включает ЭОР № 1.


Учитель организует работу в группах по дидактическим карточкам (Приложение2)

Учитель дополняет рассказ учащихся сведениями о битве на Каталаунских полях в 451 году, о захвате Рима вандалами в 455 году, о распаде Римской империи в 476 году и о последнем императоре Ромуле (проводит связь с началом урока)






























































































Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

- Эти сведения не изучали на уроках.


- О Римской империи.


- Это слово ПАДЕНИЕ.









Читать, отвечать на вопросы, выполнять задания…





Учащиеся перед прослушиванием получают задание: какие беды обрушились на Рим?

После групповой работы учащиеся представляют результат: рассказ по одному из пунктов учебника. Оценивают себя после выступления в листе успеха. В ходе выступлений групп идёт работа по карте (места сражений, направления вторжений варваров, граница раздела империи, Западная и Восточная части империи).








Учащиеся выполняют задания по контурной карте и выполняют индивидуальное тестирование, оценивают свою работу.



Учащиеся формулируют предложения на основе темы и целей, поставленных в начале урока, на основе своего отношения к изученному.



Учитель организует работу по контурной карте (Приложение 3) и компьютерное тестирование по ЭОР № 2.



Учитель на слайд выводит текст:

- Сегодня на уроке я узнал, (почему, кто, когда, что…)

- Кто из людей вызывает ваше одобрение или порицание?




Учитель предлагает на выбор следующие задания:

-с.286, написать рассказ по картине

- с.287, вопрос 4

- составить 4 лишний или логическую цепочку

- с.288, документ

Урок заканчивается чтением стихотворения, которое звучал в начале урока:

Волчица с пастью кровавой

На белом, белом столбе,

Тебе, увенчанной славой,

По праву привет тебе.

С тобой младенцы, два брата,

К сосцам стремятся припасть.

Они не люди, волчата,

У них звериная пасть.

Не правда ль, ты их любила…

Рим – город цезарей дивных

Святых и великих пап.

Он крепок следом жестоких,

Косматых звериных лап















И город цезарей дивных,
Святых и великих пап,
Он крепок следом призывных,
Косматых звериных лап

Приложение 1


ЛИСТ УСПЕХА УЧЕНИКА 5А КЛАССА __________________________________________________________________________



отметка

оценка

«Что я знал про Рим?»




«Что я узнал про Рим?»




«Что я запомнил про Рим?»





Я себя оцениваю





Приложение 2

Карточка № 1.

1.Прочитайте пункт 2 (с.282-283) и выполните задания:

- Составьте предложение из слов: ПЛЕМЁН, ЭТО ПЕРЕДВИЖЕНИЕ, НАРОДОВ, ПЕРЕСЕЛЕНИЕ, ВЕЛИКОЕ.

- составьте план из предложенных пунктов, расположив их в соответствующем порядке:

  • Готы просят помощи у римлян.

  • Из Китая приближаются гунны.

  • Готы расселяются на Римской территории.

  • 378 год – битва готов и римлян под Адрианополем.

  • Гунны разгромили готов.





Карточка № 2

1.Прочитайте пункт 3 (с.283-285) и выполните задания:

- Расскажите о реформах Феодосия (закончите предложения)

  • Готов освободили…

  • Готы получили…

  • Готы остались…

  • Христианство объявлялось…

  • Закрылись…

  • Прекратились…

  • В 395 году разделил …

- Ответьте на вопрос: почему Феодосий получил прозвище «друг готов»?

Карточка № 3

1.Прочитайте пункт 4 (с285-286) и выполните задания:

- Кто это? Что это?

  • Стилихон

  • Аларих

  • Равенна

- Ответьте на вопросы:

Кто защищал в Западной Римской Империи границы?

В честь чего были устроены последний триумф и гладиаторские бои?

Какой новый план придумал Аларих после поражения?

Как вёл себя в римский император. Перечислите его качества.

Какое событие произошло в 410 году?

Приложение 3

1.Выполните задания по контурной карте

1.Обведите границы Римской империи в 4-м веке.

2.Обозначьте границу раздела империи . На границе напишите год раздела.

3.Закрасьте разными цветами территорию Западной Римской империи и Восточной Римской империи.

4. Обозначьте стрелками направления вторжения готов в империю.

5.Обозначьте первой буквой город Рим, надпишите около Рима год взятия его готами.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всемирная история

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Падение Западной Римской империи"

Автор: Радостева Людмила Анатольевна

Дата: 18.02.2020

Номер свидетельства: 540178

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект вводного урока "Путешествие в мир Средневековья" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-vvodnogho-uroka-putieshiestviie-v-mir-sriednieviekov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "137225"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417287583"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "конспект урока по всемирной истории "
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekt-uroka-po-vsiemirnoi-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "103963"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402653007"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект открытого урока по истории Древнего мира  «Природа и люди Древней Индии»(5 класс) "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-istorii-drievniegho-mira-priroda-i-liudi-drievniei-indii-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "128018"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415405440"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства