Тема: «Великий сын степи.
Педагог: Т.И. Малетина, учитель самопознания,
Д.А. Алимбаева, учитель казахского языка и литературы.
Школа: КГУ«СОШ№23» г.Караганда
Текст урока
Ценность: ненасилие.
Качества: тактичное поведение, непричинение вреда мыслью, словом, делом.
Класс: 7
Интегрированный урок: самопознание, казахский язык и литература.
Наглядность: интерактивная доска, презентация, видеофильм, карточки с цитатами.
Форма урока: индивидуальная, парная, групповая.
Цель: способствовать расширению представлений учащихся о ценности ненасилия на материале творческого наследия Абая.
Задачи:
- раскрытие значимости личности Абая Кунанбаева, композитора и поэта;
- обогащение словарного запаса учащихся новыми понятиями, развитие умения связно выражать свои мысли;
- воспитание стремления проявлять тактичное поведение в жизни.
1. Организационный момент.
Сообщение темы, цели урока.
Позитивный настрой. «Концентрация на Свете»
Учитель: Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.
Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.
Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.
Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.
Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя... Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.
2. Проверка домашнего задания.
Учащимся было предложено познакомиться с биографией, творчеством Абая. Нацелить учащихся во время выступления использовать дополнение к сказанному без повторов.
Ученики рассказывают о том, что они узнали на казахском или русском языке (по выбору учеников).
Учитель Д.А. помогает составлять предложения.
Обобщение ответов учащихся. Рассматриваем слайд. Великому Абаю в этом году исполняется 170 лет со дня рождения.
3. Позитивное высказывание (цитата).
(Слайд)
Предлагаем цитату урока:
«Мен жазбаймын ?ле?ді ермек ?шін,
Жо?-барды, ертегіні термек ?шін.
К?кірегі сезімді, тілі орамды,
Жаздым ?лгі жастар?а бермек ?шін» Абай («?ара с?з»)
Ученикам нужно сделать перевод текста, пользуясь словарями. Учитель помогает, отмечает удачные переводы учеников. Знакомимся с текстом на русском языке.
«Не для игры я стал стихи писать,
Не для того, чтоб сказки собирать.
Пишу, чтоб дать уроки молодым,
Что могут свои чувства изъяснять». Абай («Книга слов»).
Вопросы:
- о чем нам хотел сказать поэт?
-как вы понимаете смысл этой мудрости?
Способ работы: в паре.
Предложить ученикам прочитать четверостишие выразительно.
4. Подарок учителя. «Помним имя твое».
(Показ видео)
Показать ученикам места в Казахстане, г. Москве, связанные с именем Абая. Помочь учащимся понять, что люди помнят великого поэта, мыслителя, музыканта.
Поэт не устаёт нам напоминать о том, что величайшей ценностью мира является человек и он должен быть прекрасен и гармонически совершенен. Прекрасными должны быть его душа, разум, тело и чувства. Человек призван направлять свои мысли и поступки только к добру, только к высоким деяниям.
5. Творческая деятельность. Групповая работа.
Организовать работу 5 групп. Определение в группу по цвету фишки.
Задание. Написать эссе на тему: «Читая Абая», в котором рассказать о том, что мы узнали о себе, используя высказывания философа:
(Слайд)
- «Проверяй все сердцем».
- «Достоинство человека определяется тем, каким путем он идет к цели, а не тем, достигнет ли он ее».
- «Воля, ты сильна, но пускай и тобой руководит сердце…»
- « Кричащий в гневе – смешон, молчащий в гневе – страшен».
- «Плохой друг, как тень: в солнечный день беги – не убежишь, в пасмурный день ищи – не сыщешь ».
Выступление спикера группы. Обобщение ответов учащихся.
Сегодня на уроке мы вспомнили Абая, его произведения. Мы увидели, что люди сохраняют память о нем. Он нам дорог. Его стихи, философские рассуждения помогают нам в жизни. Читая Абая, зачаровываешься изобильной щедростью художника, ему доступно всё. Поэзия Абая певуча и таинственна.
6. Групповое пение. «Желсіз т?нде жары? ай ».
Познакомимся с песней, стихи и музыка написаны Абаем.
В стихах он описывает красоту летней ночи, мелодия передает тишину и покой души.
Исполнение песни на родном языке поэта.
(Слайд)
Желсіз т?нде жары? ай,
С?улесі суда дірілдеп.
Ауылды? жаны тере? сай,
Тасы?ан ?зен к?рілдеп.
?алы? а?аш жапыра?ы
Сыбырласып ?зді-?зі.
К?рінбей жерді? топыра?ы,
??лпыр?ан жасыл жер ж?зі.
Тихой ночью при луне
Луч в воде лежит слегка.
За аулом в тишине
По камням гремит река.
Листья дремлющих лесов
Меж собою говорят.
Темной зелени покров
Землю всю одел до пят.
Похвалить ребят за исполнение песни.
7. Домашнее задание.
Эссе перевести на казахский язык. На уроке казахского языка мы будем слушать переводы. На уроке самопознания мы заслушаем эссе на русском языке.
8. Заключительная минута тишины.
-Сядьте удобнее, закройте глаза, вспомните, о чем мы говорили на уроке. Сохраните все это в своем сердце.
Мы послушаем мелодию, которая написана современным автором музыки Асылбеком Енсеповым. Стихи и мелодия Абая вдохновили его на создание своей версии.
Сегодня на уроке мы вспомнили Абая, его произведения. Мы увидели, что люди сохраняют память о нем. Он нам дорог. Его стихи, философские рассуждения помогают нам в жизни. Читая Абая, очаровываешься изобильной щедростью художника, ему доступно всё. Поэзия Абая певуча и таинственна. Наше пожелание вам: когда вам будет трудно, послушайте музыку или почитайте стихи Абая. И вы найдете ответ, чтобы не причинить вред ни словом, ни мыслью, ни делом.
«Желсіз т?нде жары? ай» «Тихой ночью при луне».
Спасибо за сотрудничество!