kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Великие сыны казахской степи

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Великие сыны казахской степи   Сочинение

                     Великие сыны казахской степи  

                                                                 Cын мой,подрастешь и ты,

                                                Взлетишь на крыльях мечты.

        Выше облаков, возможно, взойдешь ты,

                                                                 Да сбудутся твои чудесные  сны.

                Эти великие строки написаны великим казахским поэтом Дулатом. Они оказались пророческими сегодня для казахского народа, достигшего огромных успехов в развитии культуры и науки. Сегодня Казахстан- страна вы-дающихся писателей и поэтов, композиторов и художников, гениальных ученых.

Но было время, когда моя страна являлась лишь колониальным отростком лишенным возможности реализовать свои культурные и научные возможности в силу колониальной политики тогдашней России, направлен-ной на подавление, раздробление покоренных народов, на то, чтобы держать их в темноте и невежестве.

И как высокий тревожный  звук домбры неожиданно зазвучал на просторах Семиречья голос Абая, в стихах которого тревога за судьбу и будущее своего народа.

 Время-пряди тумана вдоль гребней гор  

 Ты с надеждой глядишь в туманный простор,                                                                              

 Ты следишь за потоком безликих дней,

 Вечной сменою их утомляя взор.

    Абай Кунанбаев-выдающийся поэт, мыслитель, просветитель-демократ,родоначальник казахской реалистической литературы.   

                  Выходец из богатого и знатного рода биев и аристократов тобыкты, еще в отрочестве Абай стремился освоить высокие образцы ораторского искусства, обычаи и правила,по которым жил народ,примеры честного судейства сложных и спорных вопросов между людьми  и племе-нами. Человек, который  в наибольшей  мере повлиял  на ранее тяготение  Абая к искусству слова и знаниям, была его бабушка Зере. Во  все времена искусство слова, ораторские качества очень высоко ценились, среди кочев-ников.Большой знаток народной словесной сокровищницы, она сумела при-вить своему внуку стремление  и любовь к знаниям, стала его воспитателем и великим учителем. Зере была большой мастерицей устного рассказа, умела рассказывать красочно и интересно, с наслаждением раскрывала перед ним все богатство устного творчества, лелея и будоража воображение Абая.

                   Второе дорогое имя, связанное с жизнью великого поэта,- его родная мать Улжан, добрая и мудрая женщина. Она много внимания уделяла Абаю. Когда бабушка уставала, Абай обращался к матери. Улжан помнила много стихов,знала наизусть старинные поэмы и айтысы акынов. Именно  благодаря  бабушке и матери у Абая рано проснулся интерес к творчеству, поэзии. Во многом  под их влиянием Абай встал на нелегкий путь борца за человеческое счастье.

      Абай создает стихотворения, глубоко волнующие его мысли его мыслящих современников. Поэзия Абая-это огромный шаг казахской литературы к реалистическому изображению жизни. В его поэзии нашли отражение разнообразные картины народной жизни, бескрайние просторы степей, жизнь и быт казахского аула, летние кочевья, подготовка к зиме, соколиная охота. Здесь и внутренний мир людей разных поколений, разные характеры. Абай любил свой народ, ему было дорого все, чем он жил,  чему стремился.

                    О чем бы  не писал Абай, он  неизменно проявлял себя как поэт- мыслитель, философ, как гуманист-просветитель, как человек, любящий и верящий в свой народ. Он напряженно размышлял о настоящем и будущем, о месте молодежи в обществе, мыслящей и сознательной, если она пойдет путем труда и знаний:

Сам хозяин ты судьбы своей,

Труд-отрада, лень-жестокий бич.

Мало толку в пышности речей,

Если смысла знанья не постичь.

                   В последние десятилетия жизни Абай обращается к прозе. Он создает «Слова назидания». Всего их сорок пять. Это своеобразные лирико-публицистические, социально-философские, общественно-политические, морально-этические этюды о многочисленных явлениях действительности, жизни людей, общества природы. « Слова назидания» раскрывают взгляды мыслителя на наиболее актуальные проблемы.

       Разнообразная по тематике проза Абая имеет много параллелей с его поэзией. Как и стихи, « Слова » Абая содержат  критику феодально-патриархального общества, мысли о судьбе народа, о достоинствах человека, о роли труда и разума в формировании  личности, о значении образования и культуры для  развития общества.                                  

                  На ряду с таким великим поэтом стоит и Шокан Уалиханов. Многогранный  молодой человек добившийся не малых высот тоже воспитывался у своей бабушки Айганым. Для впечатлительного, одаренного  от природы мальчика  она была неисчерпаемым источником знаний и народной мудрости. Он до конца своих дней будет помнить ее рассказы о традициях народа и  знаменательных событиях из ее жизни.

                  Шокан Уалиханов является примером не только в казахской литературе. Он, также учась в кадетском корпусе проявляет способности в изучении географии, истории, искусства. Осваивая каждую из этих наук,

становится профессионалом  в каждой из них. Он много и вдумчиво читает. Многие замечали его незаурядные способности и стремление к поставленной цели, среди них был и Потанин, говоривший: « Мечта уносила Уалиханова в загадочную даль, в экскиргизские  страны, к подошвам Тянь- Шаня, в Тибет…Он еще на школьной  скамье готовился к роли путешественника, перечитывал Палласа, Рычкова, Левшина, Вельминова-Зернова и массу других книг. Шокану было только 14-15 лет, когда преподаватели  корпуса на него смотрели  как на будущего исследователя и, может быть, ученого». 

                 Не смотря на происхождение из знатного рода Шокан Уалиханов остро чувствовал  желания и стремления народа и поэтому решительно выступал против царских колониальных, а также местных властей, чинивших произвол и беззаконие в казахской степи. За тот короткий период жизни отведенный ему он вносит огромный вклад в развитие Казахстана. Идеи  Уалиханова о необходимости  просвещения, образования, науки для развития народа, его активная  деятельность в  этом направлении были прогрессивными и имели благотворное  влияние  для нашей страны. Он также изучает не только Казахстан, но и соседние страны, о которых у него остались наилучшие воспоминания. Шокан Уалиханов   был одним из тех,кто не побоялся ступить на таинственную землю Кашгарии. В дневниках Уалиханова много красочных описаний селений, городов, встреч  с жителями незнакомых местностей. Как писатель, молодой  Ш.Уалиханов фиксировал все, что увидел в многодневных, многомесячных  путешествиях. В дневниках  немало эпитетов, сравнений: « увидели снежные верхи Алашовских гор. Дальняя синева этих гор пестрела высоко, соединяясь с облаками. Местами верхи выходили из-за туч, восходящее солнце разливало на них багрово блестящий свет. Картина удивительная,  высокий утесистый  лог. Научный подвиг  Уалиханова в свое время стал центром внимания ученого мира Росси, да  и не только ее. Труды Уалиханова об этом крае печатались и в Лондоне, и в Берлине.

 Уалиханов известен как неутомимый собиратель и вдумчивый исследователь фольклорных произведений и письменной поэзии казахского народа. В трудах «Предания  Большой киргиз-кайсацкой орды», «Историчес-кие предания о батырах  XVIII века», «Древности», «Язык», «Самородная словесность» Уалиханов приводит и исследует множество  народных поэм, сказок, легенд, преданий казахского народа. « Народ  наш имеет богатую и не лишенную поэтических достоинств замечательную литературу»,- писал Ш.Ш

Уалиханов. 

Ш.Ш. Уалиханова волновал вопрос о пути, по которому должно пойти дальнейшее историческое развитие казахского общества. Путь экономического, политического и культурного прогресса казахского народа он видел в просвещении, в образовании. « Для нормального роста и развития народа,- писал он,-необходимы прежде всего свобода и знания». Вся его дея-тельность носит просветительский характер.

Таково было широкое признание русской и мировой обществен-ностью научной деятельности первого казахского ученого Ш.Уалиханова. Любовь к родной земле, глубокая связь с народом  делали Уалиханова великим казахским провидцем, позволяли ему заглянуть далеко вперед. Вся его деятельность пропитана страстным желанием просветить родной народ, приобщить его к сознательному определению  своей судьбы, развитию национальной культуры в содружестве с передовой  русской культурой. Уалихановские традиции были поддержаны всем ходом общественного развития.

Уалиханов был передовым деятелем своего времени, замечатель-ным патриотом, ученым, просветителем, отдавшим себя служению своему народу.

Сегодня  Казахстан- великое состоявшееся государство на  азиатском континенте. И не потому, что недры его полны богатств. Сегодня Казахстан- это страна какой хотели видеть свой народ  верные сыны его Абай Кунанбаев и Шокан Уалиханов

Хотя Абай не смог указать, как, каким путем народ может взять  в руки свою судьбу, но он верил в его будущее, в благодетельные, грядущие перемены. « Кто не испытывал зла?-писал Абай.- Теряет надежду лишь безвольный. Ведь истина, что в мире нет ничего постоянного,значит, и зло не вечно. Разве после суровой, многоснежной зимы не приходит весна-цвету-щая, многоводная, прекрасная?» Одно из «Слов» он заканчивает мыслью: « И думаю, что, может быть, и хорошо жить так, устремляя взор надежды  на будущее».  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Великие сыны казахской степи»

Сочинение

Великие сыны казахской степи

Cын мой ,подрастешь и ты,

Взлетишь на крыльях мечты.

Выше облаков, возможно, взойдешь ты,

Да сбудутся твои чудесные сны.

Эти великие строки написаны великим казахским поэтом Дулатом. Они оказались пророческими сегодня для казахского народа, достигшего огромных успехов в развитии культуры и науки. Сегодня Казахстан- страна вы-дающихся писателей и поэтов, композиторов и художников, гениальных ученых.

Но было время, когда моя страна являлась лишь колониальным отростком лишенным возможности реализовать свои культурные и научные возможности в силу колониальной политики тогдашней России, направлен-ной на подавление, раздробление покоренных народов, на то, чтобы держать их в темноте и невежестве.

И как высокий тревожный звук домбры неожиданно зазвучал на просторах Семиречья голос Абая, в стихах которого тревога за судьбу и будущее своего народа.

Время-пряди тумана вдоль гребней гор

Ты с надеждой глядишь в туманный простор,

Ты следишь за потоком безликих дней,

Вечной сменою их утомляя взор.

Абай Кунанбаев-выдающийся поэт, мыслитель, просветитель-демократ ,родоначальник казахской реалистической литературы.

Выходец из богатого и знатного рода биев и аристократов тобыкты, еще в отрочестве Абай стремился освоить высокие образцы ораторского искусства, обычаи и правила ,по которым жил народ ,примеры честного судейства сложных и спорных вопросов между людьми и племе-нами . Человек, который в наибольшей мере повлиял на ранее тяготение Абая к искусству слова и знаниям, была его бабушка Зере. Во все времена искусство слова , ораторские качества очень высоко ценились, среди кочев-ников .Большой знаток народной словесной сокровищницы, она сумела при-вить своему внуку стремление и любовь к знаниям , стала его воспитателем и великим учителем. Зере была большой мастерицей устного рассказа, умела рассказывать красочно и интересно, с наслаждением раскрывала перед ним все богатство устного творчества, лелея и будоража воображение Абая.


Второе дорогое имя, связанное с жизнью великого поэта ,- его родная мать Улжан, добрая и мудрая женщина. Она много внимания уделяла Абаю. Когда бабушка уставала, Абай обращался к матери . Улжан помнила много стихов ,знала наизусть старинные поэмы и айтысы акынов. Именно благодаря бабушке и матери у Абая рано проснулся интерес к творчеству, поэзии. Во многом под их влиянием Абай встал на нелегкий путь борца за человеческое счастье.

Абай создает стихотворения, глубоко волнующие его мысли его мыслящих современников. Поэзия Абая-это огромный шаг казахской литературы к реалистическому изображению жизни. В его поэзии нашли отражение разнообразные картины народной жизни, бескрайние просторы степей, жизнь и быт казахского аула, летние кочевья, подготовка к зиме, соколиная охота. Здесь и внутренний мир людей разных поколений, разные характеры. Абай любил свой народ , ему было дорого все, чем он жил, чему стремился.

О чем бы не писал Абай, он неизменно проявлял себя как поэт- мыслитель, философ, как гуманист-просветитель, как человек , любящий и верящий в свой народ. Он напряженно размышлял о настоящем и будущем, о месте молодежи в обществе , мыслящей и сознательной, если она пойдет путем труда и знаний:

Сам хозяин ты судьбы своей,

Труд-отрада, лень-жестокий бич.

Мало толку в пышности речей,

Если смысла знанья не постичь.

В последние десятилетия жизни Абай обращается к прозе. Он создает «Слова назидания». Всего их сорок пять. Это своеобразные лирико-публицистические, социально-философские, общественно-политические, морально-этические этюды о многочисленных явлениях действительности, жизни людей, общества природы. « Слова назидания» раскрывают взгляды мыслителя на наиболее актуальные проблемы.

Разнообразная по тематике проза Абая имеет много параллелей с его поэзией. Как и стихи , « Слова » Абая содержат критику феодально-патриархального общества, мысли о судьбе народа , о достоинствах человека, о роли труда и разума в формировании личности , о значении образования и культуры для развития общества.

На ряду с таким великим поэтом стоит и Шокан Уалиханов. Многогранный молодой человек добившийся не малых высот тоже воспитывался у своей бабушки Айганым. Для впечатлительного, одаренного от природы мальчика она была неисчерпаемым источником знаний и народной мудрости. Он до конца своих дней будет помнить ее рассказы о традициях народа и знаменательных событиях из ее жизни.

Шокан Уалиханов является примером не только в казахской литературе. Он, также учась в кадетском корпусе проявляет способности в изучении географии, истории, искусства. Осваивая каждую из этих наук,

становится профессионалом в каждой из них. Он много и вдумчиво читает. Многие замечали его незаурядные способности и стремление к поставленной цели , среди них был и Потанин, говоривший: « Мечта уносила Уалиханова в загадочную даль, в экскиргизские страны, к подошвам Тянь- Шаня, в Тибет…Он еще на школьной скамье готовился к роли путешественника, перечитывал Палласа, Рычкова, Левшина, Вельминова-Зернова и массу других книг. Шокану было только 14-15 лет , когда преподаватели корпуса на него смотрели как на будущего исследователя и, может быть, ученого».

Не смотря на происхождение из знатного рода Шокан Уалиханов остро чувствовал желания и стремления народа и поэтому решительно выступал против царских колониальных, а также местных властей, чинивших произвол и беззаконие в казахской степи. За тот короткий период жизни отведенный ему он вносит огромный вклад в развитие Казахстана. Идеи Уалиханова о необходимости просвещения, образования , науки для развития народа, его активная деятельность в этом направлении были прогрессивными и имели благотворное влияние для нашей страны. Он также изучает не только Казахстан, но и соседние страны, о которых у него остались наилучшие воспоминания. Шокан Уалиханов был одним из тех,кто не побоялся ступить на таинственную землю Кашгарии. В дневниках Уалиханова много красочных описаний селений , городов, встреч с жителями незнакомых местностей. Как писатель, молодой Ш.Уалиханов фиксировал все , что увидел в многодневных, многомесячных путешествиях. В дневниках немало эпитетов , сравнений: « увидели снежные верхи Алашовских гор. Дальняя синева этих гор пестрела высоко, соединяясь с облаками. Местами верхи выходили из-за туч, восходящее солнце разливало на них багрово блестящий свет. Картина удивительная, высокий утесистый лог. Научный подвиг Уалиханова в свое время стал центром внимания ученого мира Росси, да и не только ее. Труды Уалиханова об этом крае печатались и в Лондоне, и в Берлине.

Уалиханов известен как неутомимый собиратель и вдумчивый исследователь фольклорных произведений и письменной поэзии казахского народа. В трудах «Предания Большой киргиз-кайсацкой орды», «Историчес-кие предания о батырах XVIII века», «Древности», «Язык», «Самородная словесность» Уалиханов приводит и исследует множество народных поэм, сказок, легенд, преданий казахского народа. « Народ наш имеет богатую и не лишенную поэтических достоинств замечательную литературу»,- писал Ш.Ш

Уалиханов.

Ш.Ш. Уалиханова волновал вопрос о пути, по которому должно пойти дальнейшее историческое развитие казахского общества. Путь экономического , политического и культурного прогресса казахского народа он видел в просвещении, в образовании. « Для нормального роста и развития народа,- писал он,-необходимы прежде всего свобода и знания». Вся его дея-тельность носит просветительский характер.

Таково было широкое признание русской и мировой обществен-ностью научной деятельности первого казахского ученого Ш.Уалиханова. Любовь к родной земле, глубокая связь с народом делали Уалиханова великим казахским провидцем, позволяли ему заглянуть далеко вперед. Вся его деятельность пропитана страстным желанием просветить родной народ, приобщить его к сознательному определению своей судьбы, развитию национальной культуры в содружестве с передовой русской культурой. Уалихановские традиции были поддержаны всем ходом общественного развития.

Уалиханов был передовым деятелем своего времени, замечатель-ным патриотом, ученым, просветителем, отдавшим себя служению своему народу.

Сегодня Казахстан- великое состоявшееся государство на азиатском континенте . И не потому , что недры его полны богатств. Сегодня Казахстан- это страна какой хотели видеть свой народ верные сыны его Абай Кунанбаев и Шокан Уалиханов

Хотя Абай не смог указать, как, каким путем народ может взять в руки свою судьбу, но он верил в его будущее, в благодетельные, грядущие перемены. « Кто не испытывал зла?-писал Абай.- Теряет надежду лишь безвольный. Ведь истина, что в мире нет ничего постоянного ,значит, и зло не вечно. Разве после суровой, многоснежной зимы не приходит весна-цвету-щая , многоводная, прекрасная?» Одно из «Слов» он заканчивает мыслью: « И думаю, что, может быть, и хорошо жить так, устремляя взор надежды на будущее».


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Великие сыны казахской степи

Автор: Садихова Мейрамгуль Сериковна

Дата: 16.03.2016

Номер свидетельства: 306434

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Классный час на тему "".Великие сыны казахской степи, посвященное 550-летию Казахского ханства "
    ["seo_title"] => string(107) "klassnyi-chas-na-tiemu-vielikiie-syny-kazakhskoi-stiepi-posviashchiennoie-550-lietiiu-kazakhskogho-khanstva"
    ["file_id"] => string(6) "217161"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1433257742"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Классный час «Великие сыны казахской степи», посвященный 550-летию  Казахского ханства."
    ["seo_title"] => string(87) "klassnyichasvielikiiesynykazakhskoistiepiposviashchiennyi550lietiiukazakhskoghokhanstva"
    ["file_id"] => string(6) "279876"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453298352"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Интегрированный урок: самопознание,казахский язык и литература.Тема: "Великий сын степи" "
    ["seo_title"] => string(93) "intieghrirovannyi-urok-samopoznaniie-kazakhskii-iazyk-i-litieratura-tiema-vielikii-syn-stiepi"
    ["file_id"] => string(6) "167367"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423069636"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) ""Великий сын степи" "
    ["seo_title"] => string(19) "vielikii-syn-stiepi"
    ["file_id"] => string(6) "174051"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424084490"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Тема:"Великий сын степи" "
    ["seo_title"] => string(25) "tiema-vielikii-syn-stiepi"
    ["file_id"] => string(6) "174190"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424098808"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства