10класс. Дата: Тема: «Семья: прошлое, настоящее, будущее».
Ценность: любовь.
Качества: чуткость, преданность, ответственность, заботливость.
Цель: углубление представлений учащихся о роли семьи в жизни человека, о важности постижения семейных корней.
Задачи:
- расширять знания о семейных ценностях;
- прививать навыки изучения истории семьи;
- воспитывать ответственное отношение к сохранению семейных ценностей.
Ресурсы: учебники, тетради, фломастеры, ватман.
Ход урока:
1.Актуализация.
а) позитивный настрой. Упражнение на дыхание.
- Сядьте поудобней, закройте глаза. На счёт 1,2,3,4 делайте вдох, на счёт 1,2,3,4,5,6 – выдох.
б) проверка домашнего задания.
- Обсудите в группах, как составить генеалогическое дерево. Нарисуйте, каким вы себе его представляете.
- Подумайте, где и как искать сведения о своих предках?
- Зачем человек ищет свои корни?
2.Вопросы к учащимся…….
1.Что для вас значит семья?
2. Почему так важно иметь семью?
3. Из кого может состоять семья?
4. Кто может быть главой семьи?
5. Из кого состоит ваш семейный круг?
6.Что значит здоровая семья?
7.Как вы понимаете пословицу
«Мой дом моя - крепость»?
3.Позитивное высказывание (цитата).
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
- Попробуйте объяснить каждую часть цитаты.
- Согласны ли вы с этими утверждениями? Поясните своё мнение.
- Что, на ваш взгляд, наиболее важно в семейных взаимоотношениях?
3.Рассказывание истории (беседа).
- Послушайте легенду: «В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Глава семьи взял бумагу и долго писал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово».
- Какое слово написал глава семьи? Обоснуйте свой ответ. (На листке было написано слово«понимание»)
- Есть ли понимание в вашей семье? В чём это выражается? Приведите примеры.
- Сколько лет вашей семье?
- Что вы знаете об истории создания вашей семьи? От кого?
- Что вы знаете о семьях ваших родителей? Говорите ли вы об этом?
- Что вы знаете о генеалогическом дереве?
Мозговой штурм:
упражнение «Имя существительное»
Учитель. Предлагаю продолжить самоанализ состояния своей семьи. Инструкция: за 1 минуту необходимо назвать как можно больше существительных, связанных с семьей.
Анализ: какие существительные названы в числе первых трех? Почему?
Мы сейчас определим, какие бывают семьи,
необходимо придумать прилагательные к слову «семья»
- «с»- счастливая, славная, спортивная, современная, симпатичная.
2. «е»- единая, единственная, единомыслящая.
3. «м»- маленькая, милая, музыкальная, многодетная, мечтательная
4. «я»- ясная, яркая. - ОПИЛОЧКА «БАГАЖ МУДРОСТИ»
Закончите афоризмы. Объясните их значение. - В гостях хорошо, /а дома лучше/.
Чувствуй себя как / дома/.
Мой дом – моя /крепость/.
Это интересно!
Афоризм «мой дом – моя крепость» («my house is mу castle») принадлежит английскому правоведу Эдуарду Коку (Coke; 1552–1634). Появился он в его комментариях к той части средневекового английского права, в которой говорится о неприкосновенности жилища.
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.
С глубокой древности дом для человека был не только строением, в котором он стремился отдохнуть от трудов, укрыться от губительного холода, нестерпимого зноя или от насилия. Дом давал возможность человеку на маленьком пространстве огромного мира реализовать свою свободу и создать тот мир, который соответствует его духовно-нравственным ценностям, потребностям и привычкам.
СЕГОДНЯ МЫ БУДЕМ СТРОИТЬ ДОМ СВОЕЙ СЕМЬИ.
Учащимся предлагается построить из кирпичей дом: любовь, милосердие, трудолюбие, вера, умение прощать, насилие, взаимопонимание, предательство, умение слушать и говорить, умение светиться, конфликты, нежность, эгоизм, измена, холод, одиночество, защита, уважение, семейные традиции, поддержка, преданность, забота, …
Анализ работы.
Вывод: Дом - МЕСТО, ГДЕ ЕГО ЛЮБЯТ И ЖДУТ, ПОНИМАЮТ И ПРИНИМАЮТ ТАКИМ, КАКОВ ОН ЕСТЬ, МЕСТО, ГДЕ ЧЕЛОВЕКУ ТЕПЛО И УЮТНО.
4.Творческая деятельность, групповая работа.
Эссе на тему: «Мои представления о семье».
Заслушиваются несколько эссе на тему: «Мои представления о семье».
- Сравните услышанные эссе. Подумайте, что у них общего?
- Для чего человеку семья?
5.Групповое пение.
Песня «Ты, да я, да мы с тобой» (сл. М.Пляцковский, муз. В.Иванов)
Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой,
Хорошо, когда на свете есть семья!
Если б жили все в одиночку,
То уже давно на кусочки
Развалилась бы, наверное, Земля.
Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой,
Землю обойдём, потом махнём на Марс,
Может, у оранжевой речки
Там уже грустят человечки.
Потому что слишком долго нету нас.
Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой,
Нас не разлучит ничто и никогда.
Даже если мы расстаёмся,
Семья ведь всё равно остаётся,
Остаётся с нами навсегда.
6.Домашнее задание.
- Закончить генеалогическое дерево, подготовить рассказ о семейной традиции.
7.Заключительная минута тишины.
Звучит спокойная музыка. Прошу ребят закрыть глаза, вспомнить, о чём мы говорили на уроке, сохранить в своём сердце всё доброе и хорошее.
Время вроде замкнутого круга,
Год мелькнул, как месяц, день, как час.
Почему-то выслушать друг друга
Не хватает времени у нас.
Может, стоит нам остановиться
Среди этой вечной кутерьмы?
Может, разглядеть поближе лица
Друг у друга всё ж успеем мы?