Тема: «Семья: прошлое, настоящее, будущее».
Ценность: любовь.
Качества: чуткость, преданность, ответственность, заботливость.
Цель: углубление представлений учащихся о роли семьи в жизни человека, о важности постижения семейных корней.
Задачи:
- расширять знания о семейных ценностях;
- прививать навыки изучения истории семьи;
- воспитывать ответственное отношение к сохранению семейных ценностей.
Ресурсы: учебники, тетради, фломастеры, ватман.
Ход урока:
1.Актуализация.
а) позитивный настрой. Упражнение на дыхание.
- Сядьте поудобней, закройте глаза. На счёт 1,2,3,4 делайте вдох, на счёт 1,2,3,4,5,6 – выдох.
б) проверка домашнего задания.
Заслушиваются несколько эссе на тему: «Мои представления о семье».
- Сравните услышанные эссе. Подумайте, что у них общего?
- Для чего человеку семья?
2.Позитивное высказывание (цитата).
«Семья – компас для младенца, стартовая площадка для младших, место приземления для старших и полигон взаимоотношений для каждого». В.Г.Кротов.
- Попробуйте объяснить каждую часть цитаты.
- Согласны ли вы с этими утверждениями? Поясните своё мнение.
- Что, на ваш взгляд, наиболее важно в семейных взаимоотношениях?
3.Рассказывание истории (беседа).
- Послушайте легенду: «В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Глава семьи взял бумагу и долго писал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово».
- Какое слово написал глава семьи? Обоснуйте свой ответ. (На листке было написано слово «понимание»)
- Есть ли понимание в вашей семье? В чём это выражается? Приведите примеры.
- Сколько лет вашей семье?
- Что вы знаете об истории создания вашей семьи? От кого?
- Что вы знаете о семьях ваших родителей? Говорите ли вы об этом?
- Что вы знаете о генеалогическом дереве?
4.Творческая деятельность, групповая работа.
- Обсудите в группах, как составить генеалогическое дерево. Нарисуйте, каким вы себе его представляете.
- Подумайте, где и как искать сведения о своих предках?
- Зачем человек ищет свои корни?
5.Групповое пение.
Песня «Ты, да я, да мы с тобой» (сл. М.Пляцковский, муз. В.Иванов)
Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой,
Хорошо, когда на свете есть семья!
Если б жили все в одиночку,
То уже давно на кусочки
Развалилась бы, наверное, Земля.
Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой,
Землю обойдём, потом махнём на Марс,
Может, у оранжевой речки
Там уже грустят человечки.
Потому что слишком долго нету нас.
Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой,
Нас не разлучит ничто и никогда.
Даже если мы расстаёмся,
Семья ведь всё равно остаётся,
Остаётся с нами навсегда.
6.Домашнее задание.
- Закончить генеалогическое дерево, подготовить рассказ о семейной традиции.
7.Заключительная минута тишины.
Звучит спокойная музыка. Прошу ребят закрыть глаза, вспомнить, о чём мы говорили на уроке, сохранить в своём сердце всё доброе и хорошее.
Время вроде замкнутого круга,
Год мелькнул, как месяц, день, как час.
Почему-то выслушать друг друга
Не хватает времени у нас.
Может, стоит нам остановиться
Среди этой вечной кутерьмы?
Может, разглядеть поближе лица
Друг у друга всё ж успеем мы?