Класс. 5 класс
Учебник.Математика. Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др.
Учитель. Халиманова Наталья Михайловна
Предмет | Математика |
Класс | 5 |
УМК | Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др. |
Тип урока | Обобщение и закрепление изучаемого материала |
Технология построения урока | Наглядный, словесный, практический,проблемный методы, работа в группах |
Тема | Действия с натуральными числами |
Цель | Дидактическая: Систематизация и обобщение знаний и умений по теме. Задачи: Повторить и закрепить материал по теме «Натуральные числа. Действия с натуральными числами» Развивающая: Способствовать развитию творческого потенциала, повышению интереса к математике. Задачи: Развить умения системно мыслить; способствовать развитию творческой активности учащихся; обобщать изученный материал и делать вывод. Воспитательная: Воспитать ответственное отношение к выполняемому заданию. Задачи: Воспитать аккуратность и точность в расчетах; воспитать чувство товарищества и сотрудничества; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный | Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, садитесь. Начинаем урок. Как вы думаете, почему надо изучать математику Вы все правильно сказали. Слово «математика» греческое, и в переводе означает «знание, наука». Именно поэтому, если человек был сведущ в математике, то это всегда означало высшую степень учености. А умение правильно видеть и слышать – первый шаг к мудрости. Хочется, чтобы сегодня каждый из вас показал, насколько он сведущ в математике. Листы самооценки у вас на столах (приложение № 1). Инструкция по работе с карточками самооценки У каждого из вас на столе лежит карточка самооценивания. Подпишите ее. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу. Пожелаем друг другу успеха! | Приветствуют учителя. Высказывают свое мнение. |
Мотивация учебной деятельности | А начнем мы с устной разминки. Приготовьте, пожалуйста, «сигнальные карточки» Инструкция по работе с «Сигнальной карточкой» У каждого из вас на столе лежит «сигнальная карточка» - с одной стороны красного цвета, с другой – зеленого. Отвечая на вопросы утвердительно, т.е., оценивая высказывание как «верное» вы поднимаете карточку зеленым цветом, в случае не согласия с высказыванием – красным. Внимание! Приготовились отвечать на вопросы поднятием «сигнальной карточки» Устная разминка: Верно ли утверждение «28 сентября наступает после 27 сентября»? Верно ли, что «наибольшее двузначное натуральное число 90»? Верно ли, что «0 не является натуральным числом»? Верно ли, что «всегда можно найти сумму и разность натуральных чисел»? Верно ли, что «мы пользуемся непозиционной системой записи натуральных чисел»? Спасибо. Молодцы. Зафиксируйте свою самооценку на этом этапе. | Ученики поднимают соответствующие карточки Да Нет Да Нет Нет |
Постановка цели и задач урока | Ребята, последний вопрос нашей разминки вызвал у многих сомнения. Мы сегодня неоднократно будем обращать внимание на особенности записей многозначных натуральных чисел, в том числе, и при выполнении над ними арифметических действий. У кого есть предложения по формулировке темы урока. Согласна. Открываем тетради. Записываем число и тему урока; «Действия с натуральными числами». А какие цели и задачи нашего урока? А сейчас давайте разрешим возникшие сомнения и дадим слово ребятам, которые подготовили небольшие сообщения. | Высказывания учеников Запись в тетрадях Высказывания учеников |
Обогащение знаний | Слушаем первое сообщение «Система счисления в Древнем Египте» Слушаем сообщение о системе счисления в Древней Греции -Ребята, какова особенность представленных систем счисления? -Верно. Слушаем сообщение «Индийская система счисления» -Какой делаем вывод? Возвращаемся к 5 вопросу нашей разминки. - Молодцы. | Сообщения учеников Не позиционная Мы пользуемся позиционной записью чисел |
Закрепление и коррекция полученных ранее знаний | Учитель: Ребята, мы не случайно сегодня ведем разговор о системах счисления и записи чисел. Сейчас вы в этом убедитесь. Открываем учебники на с.44. Рассмотрите внимательно № 1 Как записываются числа при сложении и вычитании натуральных чисел? Как записать числа при умножении натуральных чисел, одно из которых круглое? - Выполните, пожалуйста, предложенные действия с натуральными числами. Выполняем действие и проговариваем, что делаем. Работаем по цепочке. Начинаем. 734 + 2586 – 1090 + 175 = 2405 3320 2230 408 ∙ 26 + 37 ∙ 150 = 16158 10608 5550 | Разряд под разрядом Ноль оставляем справа, под ним ничего не пишем. Выполняют предложенные действия с натуральными числами в тетрадях, проговаривая действие по цепочке |
Физкультминутка | Устали? Давайте отдохнем, расслабимся. Поиграем в игру «Видишь, бабочка летает» | Выполняют физминутку |
Закрепление и коррекция полученных ранее знаний | Отдохнули. Продолжаем работать. Расскажите, как найти неизвестные компоненты при сложении, вычитании, умножении и делении? Открываем задачник. 1гр.- № 39 (а),40 (а), 72 (а), 73 (а) 2гр.- №40 (б), 39 (б), 72 (б), 73 (б) 3гр.- №40 ( в), 39 (в), 72 (в), 73 (в) - Кто закончил проверьте решение. - А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте правильность решения по образцу на экране. - Не забываем делать пометки в листе самооценки. Кто не допустил ошибок при вычислениях – молодцы, а тем, у кого были допущены ошибки необходимо быть более внимательными! А сейчас поработаем в группах. Разбейтесь, пожалуйста, на группы. Каждой группе необходимо составить порядок действий при вычислениях значения числового выражения. -Не забываем делать пометки в листе самооценки. Открываем задачники стр 17 №115 Решаем по вариантам: 1 вариант - а),б), 2 вариант - пункт в), г) Работаем по цепочке, решаем свой вариант | Ответы учеников Решают номер в своих тетрадях самостоятельно Взаимопроверка Составляют порядок действий при вычислениях значения числового выражения. Один ученик из группы проговаривает правило Решение выражения по действиям (у доски и в тетрадях) |
| У вас на столах есть листы самооценки. На оборотной стороне начерчена координатная прямая и даны точки. Отметьте схематически на координатной прямой точки, взяв за единичный отрезок две клетки равный 50.(приложение № 2) - Отметили?. А теперь прочитайте слово, которое получится, если латинские буквы заменить на соответствующие им русские буквы. Верно. Вы все сегодня молодцы. | Отмечают точки на координатной прямой. М О Л О Д Е Ц!! |
Рефлексия | Подводим итоги урока. Не забываем делать пометки в листе самооценки. Закончить фразы Теперь я точно знаю… Я понял(а)… Я узнал(а)… Я научился(ась)… Мое мнение… Я почувствовал(а)… | Мы познакомились сегодня с древними системами счисления, закрепили навыки выполнения действий сложения и вычитания, умножения и деления многозначных натуральных чисел. |
Ф.И. ученика |
Этап урока, выполняемая задача | Самооценка выполнения задач |
"+" - справился с задачей без затруднений | "±" - справился с задачей, но возникали сложности | "_" - не справился с задачей. |
Оценка истинности высказываний Устная работа | | | |
Решение примеров | | | |
Задачник № 39, 40, 72, 73 | | | |
Правила о порядке действий в вычислениях | | | |
Задачник №115 | | | |
Работа с координатной прямой | | | |
Ф.И. ученика |
Этап урока, выполняемая задача | Самооценка выполнения задач |
"+" - справился с задачей без затруднений | "±" - справился с задачей, но возникали сложности | "_" - не справился с задачей. |
Оценка истинности высказываний Устная работа | | | |
Решение примеров | | | |
Задачник № 39, 40, 72, 73 | | | |
Правила о порядке действий в вычислениях | | | |
Задачник №115 | | | |
Работа с координатной прямой | | | |