kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по самопознанию "Моя семья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по самопозанию для учащихся 11 класса. Представленный урок – очередной в разделе «Моя семья» и содержит сведения по теме семья. На уроке учащимся для работы потребуются знания из раздела, навыки закрепления, работы с компьютером и т. п. 

Методы обучения:

1) поисковый (при формулировании темы урока);

2) моделирование (на практической работе);

3) блочно-модульный.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, фронтальная.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по самопознанию "Моя семья" »

ГУ «школа - гимназия № 18 отдела образования акимата города Костаная»















Тема: моя семья

Класс: 11





Учитель самопознания: Кравченко Тамара Шайсултановна















қ. Қостанай, 2014-2015 ж

г. Костанай, 2014-2015 г




Урок самопознания в 11 классе.

Тема урока: «Моя семья».

Цели урока:

  1. Формирование понятия «семья», «дружная семья».

  2. Расширение представлений детей о любви и согласии в семье.

  3. Воспитание уважения к себе, своей семье; бережное и чуткое отношение к своим близким и родным.

  4. Выявление особенностей взаимоотношений между детьми и родителями.

  5. Определение роли семьи в формировании личности ученика.

Методы: беседа, объяснение, игра.

Оборудование: фотографии членов семьи, родословное дерево, сердечки, звукоозапись, интерактивная доска.

Оформление доски: высказывания.

«Семья – очень важное, очень ответственное дело человека. Семья

приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья,

в особенности в жизни общества, является, прежде всего, большим

делом, имеющим государственное значение»

Антон Семенович Макаренко

«Семья — это кристалл общества».
В. Гюго

«Семья — один из шедевров природы».
Джордж Сантаяна

«Любовь — благо, быть любимым — счастье. Любить — значит жить жизнью того, кого любишь. Любовь — творит жизнь».
Лев Николаевич Толстой

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле.

Здесь – моя тихая гавань,

Крепость моя и сад,

Ты, мой любимый, рядом,

Радуга и звездопад.

Всё здесь наше с тобою:

Дети, дом и друзья.

Каждая вещь шепчет собою:

Мы счастливы, мы – семья!



"Семья - основа жизни всей.

И будущее связано, конечно, с ней.

Ни лицемерие, ни ложь

Не смогут счастью помешать.

Когда в семье любовь и мир,

Россия будет процветать!

Пусть счастлив будет по-своему каждый.

Но каждый когда-то поймёт,

И ясно вдруг станет однажды:

Человек своё счастье лишь в семье обретёт".

Ход урока:

Круг радости:

— Добрый день ребята! Положите руки друг другу на плечи покачайтесь из стороны в сторону.

Дети выполняют действия под музыку.

— Вы почувствовали, что всех вас поддерживает плечо рядом стоящий друг или подруга?

— Ребята, так же происходит в семье: все любят друг друга и поддерживают своих близких и родных.

— Давайте скажем вместе, дружно:

Все мы в классе, как родня!
Вместе дружная семья
Очень любим вместе быть,
«С добрым утром!» — говорить!

Учитель: чтобы ребенок стал полноценным человеком – культурной, высоконравственной, творческой и социально зрелой личностью, необходим союз учителей и родителей. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняется ошибками семейного воспитания. Поскольку всегда есть выбор в самоопределении жизненной позиции учеником, значит, школа и учителя должны помочь в этом самоопределении, где главная роль отводится семье. Мною был использован целостный подход активизации работы учеников, таким образом были использованы: 1. Словесные методы 2. Наглядные и практические методы 3. Репродуктивные и проблемно-поисковые 4. Методы самостоятельной работы 5. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

Вопрос 1: Я в моей родительской семье. Зачем семья нужна человеку?

«Какая огромная тема – Простая семейная жизнь.

Заложена с детства система – И ты на нее положись». (В.П. Шабалин)


ПОДУМАЙ:

  1. Слово «семья» произносит с детства каждый. А что такое семья?

  2. Так ли уж нужна человеку семья? Ведь говорят же иногда окружающие «Свобода – дороже». А для Вас?

  3. Разрешите противоречие из песни ансамбля «Наутилус Помпилиус»:

«Наша семья – это странное нечто,

Которое вечно стоит за спиной.

Я просто хочу быть свободным,

И точка.

Но это означает расстаться с семьей».

  1. Для каждого из Вас в современной ситуации есть две проблемы:

  1. Я в моей родительской семье.

  2. Я и моя будущая жизнь. Я и мой выбор жизненного пути.

Казалось бы эти вопросы разные! Но связь между ними – прямая. Не так ли?

ПРОВЕРЬ СЕБЯ:

Семья – это малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях, объединенная общностью быта и ведения хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей.

Работа над пословицей. Народная мудрость гласит: «Отбасы тату болса, байлықтың да керегі жоқ». Не нужен клад, когда в семье лад.

Как вы её понимаете?

  1. Поговорим. Вопросы классу.

Работа над понятием «семья».

А) Как вы понимаете слово «семья»?

Б) Где ваши семьи любят собираться вместе?

В) Какие слова любите говорить друг другу?

Г) Как вы думаете, в вашем доме живет любовь? Почему?

(ответы учащихся)

Рассказ о своей семье.



Вывод: Это те близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестрёнка или братик…, которые всё время находятся с нами, живут в одной квартире, заботятся друг о друге, оказывают внимание каждому члену семьи.

  1. Игра «Мозговой штурм»

Иногда нам приходится слышать такое выражение «дружная семья». Сейчас я вам расскажу одну историю, вы внимательно слушайте, для того чтобы ответить на вопрос: — Почему данную семью называют дружной?

В давние времена жила удивительно дружная семья. Семья огромная — 100 человек. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что всё это правда, то спросил главу семьи: «Как вам удаётся жить никогда не ссорясь, не обижая друг друга?».

Тогда глава семьи взял бумагу, написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было написано 100 раз одно и то же слово — «понимание».

— Почему эту семью назвали дружной? (появляется изображение большого сердечка)

— А как, по-вашему мнению, какую семью называют дружной? (ответы детей). Большое сердце — это наша дружная семья и состоит она из маленьких сердец, в которых должны царить:

(дети берут сердечки и прикрепляют вокруг большого сердца).

  1. Работа над пословицей.

Народная мудрость гласит:

Отбасы тату болса, байлықтың да керегі жоқ.
Не нужен клад, когда в семье лад.


  1. Рассказ о своей семье.

— Испокон веку в каждой семье существуют свои традиции, ритуалы, совместные праздники, а также «законы» воспитания детей. Каждый из вас, если хочет, может рассказать о традициях и законах своей семьи. Все вместе мы можем их обсудить и решить, что является положительным, а что отрицательным.

На карточках каждой группе (семье) предлагаются главные составляющие законов семьи: единство требований, значение похвалы, трудовое участие, разделение благ. Каждая группа (семья) предлагает свой свод семейных законов. После завершения задания — обсуждение.

Например:

  • Единство требований

  • Трудовое участие

  • Значение похвалы

  • Разделение благ

  • Уважение к старшим

Информацию о своей семье представляют :Дунюшкина В. (презентация),Елисеева Я. (презентация), Белохвостикова Н. (презентация),Иргибаева А. (презентация).

Вопрос 2. Индивид – личность – индивидуальность


«Никакой человек в мире не родится готовым, но всякая его жизнь есть не что иное как беспрерывно движущееся развитие, беспрестанное формирование». (В.Г. Белинский)

ПОДУМАЙ:

  1. В чем различия и сходство между понятиями: личность, индивид, индивидуальность?

  2. Какие признаки можно назвать, если давать характеристику личности?

  3. Приведите примеры личностей. Покажите их индивидуальность.

  4. Как и когда рождается личность в человеке: вместе с рождением его? Позже – но когда? Семья играет роль?

  5. А как умирает индивид и личность? Одновременно? Индивид умер, а личность живет? Личность умерла, а индивид живет?

  6. Всякого ли человека можно считать личностью?

  7. Личность должна развиваться? А как? Кто должен делать, чтобы личность развивалась?

  8. Что определяет в большей степени интенсивность развития личности: наследственность, среда, воспитание, семья, школа?

  9. Что человек хочет?

  10. Что человек может?


ИЗ МУДРЫХ МЫСЛЕЙ:

«Хотеть и сметь – дано нам от рожденья! А мне твердят: «Как смеешь ты хотеть?!» Но я хочу? И нет во мне смиренья. Ведь для меня не сметь – одно, что смерть! Свободы родники – слова «хочу» и «смею». Они – ключи души! Их душат – я болею». (Алексей Бруднов)


ПРОВЕРЬ СЕБЯ:

  1. Личность – человек, обладающий сознанием, способный к познанию, общению и труду, к управлению своим поведением, деятельностью и психическим развитием.

  2. Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности.


Упражнение «Продолжи предложение»

Если б сейчас к нам на урок пришли самые близкие вам люди, то, подумайте, чтобы вы могли им сказать, а помогут нам в этом предложения, но они не закончены. Ваша задача: прочитать и закончить предложение.

— Я хочу, чтобы мои мама и папа были…
— Я люблю, когда бабушка…
— Мои мама и папа для меня самые…
— Я люблю своих родителей за то, что…
— Я доверяю своим родителям…
— Я люблю своего дедушку за то, что…
— Я хочу своим родителям пожелать…
— Свою семью я считаю…
— Моя мамочка для меня самая…

Пожелание родителей своим детям. Пожелание Чернышевой Галины Николаевны своей дочери Надежде (звукоозапись).

Вопрос 3. Роль семьи в самоопределении выпускника.

Эссе Кайратовой Ф.


Личность начинается тогда, когда человек начинает осознавать свое Я, оценивать свою жизнь, окружающие явления и события, строить планы относительно своей будущей жизни.

Истинные причины недостатков человека и его неудач сосредоточены не в тех обстоятельствах, которые его окружают, а в нем самом. И главная задача – собственное самосовершенствование

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ДЛЯ ДИСПУТА.


Что влияет на самоопределение? Что оказывает влияние на формирование вашей цели в жизни?


Мне очень нравятся слова Гете «Умный человек – это не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя». Познать самого себя, понять, зачем ты пришел в этот мир, выбрать ту единственную дорогу, которая предназначена тебе и при этом, не ошибиться, по моему мнению, можно только тогда, когда у тебя есть хорошая семья, твои близкие и родные, которые всегда готовы прийти на помощь.

У Н. Белоусова есть такие стихи:

Своих родителей

Себе мы лепим сами:

Как поведем себя,

Так и они

Общаться будут с нами.

С самого раннего детства я не могу ощутить себя одинокой. Сколько я помню себя, а и там, где не помню, но смотрю на видео, со мной всегда рядом – мама, папа, старшая сестра, брат, бабушка. Я всегда знала и знаю, что меня любят такой, какая я есть. Мне кажется, что именно это позволяет мне не бояться: не бояться выходить к доске и получить за это оценку ниже «отлично», не бояться сказать, то, что я думаю, не бояться иметь собственное мнение, пускай даже отличное от мнения всего класса, не боюсь общаться.

Для меня общение – это познание, так как другой человек – собеседник отличается от меня, значит, я могу что-то узнать для себя новое. Общение со сверстниками дает возможность увидеть свои и чужие недостатки и положительные черты, утвердить себя в мире. И в 13, и в 14, и в 15 лет каждый из нас стремится утвердить себя в мире, хочет, чтобы окружающие его уважали, на худой конец, хоть замечали. Но умного – замечают. Доброго – тоже замечают. Хорошо одетого – тоже замечают. Даже пьяного подростка замечают. А вот способ утвердить себя и стать заметным мы выбираем сами!

Большую роль лично для меня играют те принципы, которые формируются именно в семье, в том числе и у меня.

Мне очень нравиться цитата Р. Оуэна «В человеке при появлении его на свет нет ни положительного зла, ни положительного добра, а есть только возможность и способность к тому и другому, развиваемые в нем в зависимости от среды, в которой он живет, и воспитания, которое получает в семье и обществе».

У нас всегда есть выбор. Ну, например, Очень часто среди своих сверстников можно услышать и свободные выражения, и нецензурную брань. И тогда передо мной стоит выбор – сделать замечание, поправить сказанное выражение, или не общаться больше. Другими словами, остаться на том уровне, на котором общаются сверстники, а значит для них культура речи – это на самом деле пережиток прошлого, либо же выйти из этого круга общения.

Но сразу вспоминаю слова Б. Слуцкого «Быть человеком из толпы, таким как вся толпа, и видеть, как ее столпы мир ставят на попа? А может выйти из рядов и так, из ряду вон, не шум огромных городов, а звезд услышать звон?»

Я не хочу быть «человеком из толпы» и не боюсь быть индивидуальностью, не похожей на тех, кто не может отвечать моим жизненным принципам, потому что меня всегда поддерживает моя семья, моя мама.

«Прятаться, таиться в трудный час не буду,

Умирать от страха каждый раз не буду.

Сдаваться, не борясь не буду!

Унижаться, жить склонив чело, не буду!

Примиряться с вами, грязь и зло не буду!

Выйду в путь далекий,

Честный и нелегкий,

Беды одолею, долг – не позабуду. (Р. Тагор)

А если сказать о цели, которую я ставлю перед собой?! Цель всегда находится рядом со смыслом своей жизни. В чем ее смысл? Лучше. Чем С. Островский, не скажешь:

В жизни по-разному можно жить.

В горе можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженного солнца достать

И подарить его людям.

Игра «мозговой штурм».


Иногда нам приходится слышать такое выражение «дружная семья».— Почему семью назвают дружной? (появляется изображение большого сердечка)

— А как, по-вашему мнению, какую семью называют дружной? (ответы детей). Большое сердце — это наша дружная семья и состоит она из маленьких сердец, в которых должны царить:

(дети берут сердечки и прикрепляют вокруг большого сердца).


Моя семья является примером дружной семьи.

О своей семье рассказывает Илиева Асем.

   Наша семья очень дружная, потому что все в ней живут одной жизнью, одними заботами и радостями. Если в семье радость – это радость всех. Если у кого-нибудь что-то не ладится, все спешат на помощь. Все вопросы в нашей семье решаются сообща.

Я одинаково люблю и папу, и маму, и сестрёнку, и бабушку, и дедушку. Каждый мне близок  и дорог по-своему. Но кто и что может заменить самое родное и близкое сердцу – маму! С ней я часто советуюсь. Она всегда поймет меня и, если необходимо, поможет. С мамой я делюсь самым сокровенными мечтами и никогда ничего не скрываю от нее.

Свободное время наша семья чаще всего проводит дома. В выходные дни мы смотрим кино, работаем в саду или ездим в лес.

Мама и папа очень внимательны к моей учёбе. Каждый день они спрашивают о моих успехах и, если мне что-нибудь неясно, помогают. Но почти всегда я справляюсь сама. В свободное время я стараюсь, как можно больше помочь родителям.

Пожелание учителя: я хотела бы пожелать всем нам здоровья. Пусть будет мир, согласие, доверие, любовь, счастье, взаимопонимание в каждой семье. Давайте завершим наш урок песней «Мы желаем счастья вам». Если вы находитесь здесь, в этом классе, значит, у вас есть семья. Полная или не полная, обеспеченная или не очень, в отдельной квартире или нет- это все на втором плане. Главное – что она у вас есть. Цените и берегите её. Это ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни, которая может, с одной стороны, защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой – приспособить к жизни в обществе. Ребята, как вы теперь понимаете, что такое семья? (ответы учащихся)

Да, действительно, семья- это прежде всего родные и близкие нам люди , которые любят нас маленькими и большими, хорошими и плохими, радостными и грустными.

Круг «От сердца к сердцу»

Как хорошо, что есть семья!
И у тебя, и у меня!
У птиц, и рыбок, и зверей!
У взрослых есть, и у детей!

Рефлексия. Давайте сравним, с каким настроением вы пришли на урок и с каким уходите. (ответы учащихся)

Используемый модуль на уроке:

1.Использование ИКТ в преподавании.

2.Обучение талантливых и одаренных детей.

3.Обучение критическому мышлению.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Разработка урока по самопознанию "Моя семья"

Автор: Кравченко Тамара Шайсултановна

Дата: 03.12.2014

Номер свидетельства: 138615

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Разработка урока по самопознанию"
    ["seo_title"] => string(30) "razrabotkaurokaposamopoznaniiu"
    ["file_id"] => string(6) "277543"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452932904"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "разработка урока "Мир семьи" "
    ["seo_title"] => string(27) "razrabotka-uroka-mir-siem-i"
    ["file_id"] => string(6) "155148"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421247302"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Открытый урок по самопознанию в 4 классе по теме Традиции семьи"
    ["seo_title"] => string(69) "otkrytyi_urok_po_samopoznaniiu_v_4_klassie_po_tiemie_traditsii_siem_i"
    ["file_id"] => string(6) "465122"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1522926703"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Открытый урок по самопознанию в 4 классе по теме "Щедрость и великодушие""
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_po_samopoznaniiu_v_4_klassie_po_tiemie_shchiedrost_i_vielikodushii"
    ["file_id"] => string(6) "465458"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1523191514"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Разработка поурочного плана по самопознанию в 1 классе по теме "Мой дом""
    ["seo_title"] => string(76) "razrabotka_pourochnogho_plana_po_samopoznaniiu_v_1_klassie_po_tiemie_moi_dom"
    ["file_id"] => string(6) "469285"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1526148291"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства