Просмотр содержимого документа
«Парламент.ю общество и я»
Автор:
Шарипова Расина Ринатовна,
учитель истории
МБОУ «Ахметьевская ООШ»
Алькеевского МР РТ
Парламентский урок
Тема. «Парламент, общество и я»
Цель: Расширить и закрепить знания учащихся по вопросам места и роли парламента в демократическом обществе;
Задачи:
образовательные: способствовать становлению правовой культуры учеников; актуализировать знания учащихся по теме ;
Развивающие: формировать навыки, умения работы в группах, развитие кругозора и культуры речи
воспитывающие: способствовать формированию патриотических и гражданских качеств учащихся;
Оборудование: мультимедийная презентация;
План урока.
1. Приветствие. Вступительное слово учителя
2. Прослушивание Гимна России и Гимна Республики Татарстан.
3. Выступление учащегося об истории развития представительных органов власти в России.
4. Работа в группах.( 2 команды)
5. Выступления депутатов совета сельского поселения.
6. Подведение итогов .
7. Итог урока. Рефлексия. Заключение.
Ход урока.
1.Организационный момент.
1. Вступительное слово учителя:
С каждым годом молодые люди в нашей стране всё активней участвуют в политической жизни общества. При этом необходимо помнить, что нельзя воспитать чувство ответственности за своё государство и за свою собственную судьбу, не давая возможности молодёжи активно влиять на политическую систему, быть непосредственно причастными к процессу принятия решений, формированию органов власти.
В нашей школе, как и по всей России, традиционным стало проведение парламентского урока. Впервые в России парламентский урок прошел в 2006 году, а в нашей республике проект заработал в 2009 году. В разные годы парламентский урок посвящался разным темам, в этом году это «Парламент, общество и я». Эти уроки особенно важны сегодня, когда в стране и мире сложилась непростая экономическая и политическая ситуация.
2..(Звучат Гимны Российской Федерации и Республики Татарстан)
Сегодня на нашем уроке присутствуют депутаты совета Чувашско-Бродского сельского поселения Гайнутдинова Венера Сайдутдиновна и Зайдуллин Рафаэль Нурахметович.
(приложение 1)
3. Выступление учащегося об истории развития представительных органов власти в РФ.
(приложение 2)
Учитель. Высшая законодательная (представительная) государственная власть в России принадлежит органу, который в соответствии европейской политической традиции называется парламентом.
Парламент (от французского parler — говорить) — общенациональное представительное учреждение, состоящее из одной или двух палат, сформированное на основе выборов, назначения или наследования и осуществляющее законодательные функции. А система организации и функционирования верховной государственной власти в демократических государствах, где чётко действует принцип разделения властей, называют парламентаризмом.
Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — представительный и законодательный постоянно действующий орган РФ
Государственная Дума — нижняя палата
Совет Федерации — верхняя палата
Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на пять лет.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
Государственная Дума:
1) даёт согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
2) решает вопрос о доверии Правительству РФ;
3) объявляет амнистию;
4) выдвигает обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности;
5) принимает федеральные законы;
6) принимает постановления.
Совет Федерации:
1) утверждает изменения границ между субъектами РФ и указы Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения;
2) назначает выборы Президента РФ;
3) принимает решение об отрешении Президента РФ от должности;
4) рассматривает и одобряет законы.
Председатель Государственной Думы Вячеслав Викторович Володин
Председатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко
4. Работа в группах
Вопросы командам (за правильный ответ один балл)
- Где принимаются федеральные законы?
- Как рождаются законы?
- На каком правовом документе основано отношения между людьми в нашей стране?(Конституция)
- Нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам (указам, постановлениям и др.). Основной источник права в современном обществе. (Закон)
- Высший представительный и законодательный орган государствах, где установлено разделение властей. (Парламент)
- Федеральное собрание состоит из двух палат. Какие?(Государственной Думы и Совета Федерации.)
-Назовите три ветви власти? ( Законодательная, исполнительная, суд)
- Как называется парламент Республики Татарстан? (Государственный Совет).
- Кто возглавляет Государственный Совет Республики Татарстан? (Мухаметшин Фарид Хайруллович)
-Назовите республику, которая находилась на территории русских княжеств в XII – XIII веках. ( Новгородская)
- Кому принадлежала верховная власть в Новгородской земле? (Вече, в его состав входили самые знатные бояре, 400-500 человек).
- Что делали с неугодным князем в Новгороде? (Изгоняли)
- Первый президент Российской Федерации? (Б.Н.Ельцин)
- Кто выбрал в 1613 году главой Российского государства Михаила Романова? (Земский собор)
- Полная независимость государства в его внешних и внутренних делах? (Суверенитет)
- Форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. (Демократия)
- Лицо, избранное членом представительного органа власти. (Депутат)
- С какого возраста гражданин обладает активным избирательным правом? (18 лет)
- В каком году в Российской Федерации был введен институт Президента? (1991 год)
- В каком возрасте вы можете стать кандидатом на пост Президента Российской Федерации? ( 35 лет)
- Дайте определение понятию «государства». ( Форма организации общества, основной институт политической системы)
- Президент Российской Федерации издает ... (указы)
(компетентное жюри считает баллы команд)
5. Выступления депутатов
6. Подведения итогов
Федеральные законы принимаются Государственной Думой (нижняя палата Парламента РФ) большинством голосов от общего числа депутатов. Принятые законы передаются на рассмотрение Совету Федерации (верхняя палата РФ). Если за федеральный закон проголосовало более половины числа членов Совета Федерации, он считается одобренным. Принятый закон в течение пяти дней направляется Президенту России для подписания и обнародования.
Благополучие государства, успешность его развития возможны лишь там, где устанавливается власть закона. Ещё в древности мыслители говорили: «Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными», «Суров закон, но это закон». Законов создано огромное количество, задача общества сегодня – добиться такого положения, чтобы правомерное поведение стало внутренней потребностью как можно большего числа людей, чтобы нормы права соблюдались добровольно, сознательно, в силу укоренившейся потребности соблюдать общий порядок и уважать права других лиц.
.
5. Рефлексия.
Подошёл к концу Парламентский урок. Уверена, что мы нашли ответы на все вопросы.
Хотелось бы поблагодарить за участие на уроке и интересные рассказы наших гостей.
Жюри подводит итоги викторины, подсчитывает общие баллы и награждает победителей
Приложение 1.
Общение на уроке было живое, интересное, полезное. Депутаты отвечали на многочисленные вопросы учащихся.
Приложение 2.
Ученица 9 класса Махмибуллина Разиля выступила с сообщением «История развития представительных органов власти в России» (с демонстрацией слайдов)
(
Использованные ресурсы:
1.Конституция Российской Федерации
2.Возникновение и развитие представительных органов власти в России // Ориентир.-2013.-№ 4.