Приветствие учащихся. Выявление отсутствующих. Проверка готовности к уроку.
– Сегодня на уроке мы изучим новую тему «Материки и острова».
II. Проверка домашнего задания (10 мин)
– Проверим ваши знания по предыдущей теме «Вещественный состав Земли, горные породы и минералы»:
Пересказ текста – Горные породы.
Что такое горные породы? (Горные породы – это плотные рыхлые массы, слагающие земную кору)
Пересказ текста – Полезные ископаемые.
Что такое месторождения? (Месторождения – скопления полезных ископаемых)
Приведите примеры пород вулканического происхождения (Гранит, бальзат, вулканический туф, обсидиан (вулканическое стекло) и др.)
Как формируются известняки (мел, ракушечник), каменный и бурый уголь? (За счет деятельности живых организмов. После гибели организмов их тела в раковинах опускались на дно, уплотнялись образуя месторождения мела, известняки, ракушечника.)
Охарактеризуйте мрамор (Мрамор – декоративный и поделочный камень. Он образуется под воздействием высокой температуры и давления других пород)
Покажите на карте крупные месторождения полезных ископаемых в Казахстане (Карагандинский угольный бассейн, Экибастузский бассейн, Тенгизское месторождение нефти, цветные металлы Алтая и др.)
– Теперь приступим к изучению нового материала.
III. Изучение нового материала (30 мин.)
– Запишите тему нашего урока «Материки и острова».
– Ребята, на каком материке расположена Республика Казахстан? (Евразия)
Омывают ли ее берега океаны? (Нет)
– Поверхность Земли неровная. Она состоит из приподнятых и опущенных участков. Совокупность всех неровностей земной поверхности образует ее рельеф.
Запись в тетрадь:
Рельеф – совокупность всех неровностей земной поверхности.
– Самые крупные формы рельефа Земли – выступы материков и океанические впадины. Строение их земной коры различно.
– Ученые считают, что сначала образовалась. Потом в результате внутренних процессов на Земле стали образовываться горные участки, осадочный и гранитный слои, образовались выступы материков.
Запись в тетрадь:
Материковая кора толще океанической.
– Дно океана по разнообразию рельефа не уступает суше. Глубоко под водой, как и на суше, есть равнины, впадины и горные хребты.
– В каком полушарии суши больше? (В северном)
Запись в тетрадь:
Площадь материков – 29%.
Работа учителя с картой:
– Республика Казахстан – одна из стран, наиболее удаленных от океанов. Она расположена в центре самого большого материка – Евразии.
Евразия – единственный материк, омываемый водами всех океанов.
– Кроме континентов в мировом океане расположены менее крупные участки суши – острова.
Работа учащихся с картой:
– Покажите на карте самые крупные острова.
Работа учителя с картой:
– Иногда острова располагаются группами, они называются архипелагом. Например, Гавайские острова, Канарские острова.
– В центральных и западных частях Тихого океана расположены многочисленные скопления островов, более 7 тыс. Это Океания.