Методы преподавания c современной педагогической точки зрения
Методы преподавания c современной педагогической точки зрения
Цель: создание условий для достижения смысла и значения цели воспитания студентов через организацию исследования понятия в коллективной учебной деятельности.
Задачи: формирование понятия “цель воспитания подрастающего поколения”, ее разновидностей, выявление соотношения понятий “цель” и “задачи”. Развитие интеллектуальной сферы студентов, навыков аналитического и критического мышления, ценностных ориентаций. Совершенствовать умения модифицировать учебный материал, публично выступать. Создание условий для проявления активности, инициативности студентов, стремления к поисковой деятельности и взаимодействию в коллективе, формирование положительной Я-концепции и рефлексивной позиции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.
Техническое и профессиональное образование
Цель:
Модернизация системы ТиПО в соответствии с запросами общества и индустриально-инновационного развития экономики, интеграция в мировое образовательное пространство.
Для выполнения данной цели предусмотрены задачи:
Обновление структуры содержания ТиПО с учетом запросов индустриально-инновационного развития экономики;
Развитие инфраструктуры подготовки кадров для отраслей экономики;
Повышение престижа обучения в ТиПО.
1.2. Общие компетенции выпускников организации ТиПО
В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное(для цикла предметов) и предметное (для каждого учебного предмета), выстраиваются три уровня:
1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов;
3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
С учетом данных позиций определены следующие группы ключевых компетенций:
- Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами студента, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения студента в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория студента и программа его жизнедеятельности в целом.
- Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения студентом картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира
- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций студента в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам студент овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
- Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, телефон, факс, компьютер, принтер, модем и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
- Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. студент должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для студента каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
- Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Студент овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
1.3. Регламентирующие документы по социальному партнерству
Закон Республики Казахстан «Об образовании»
Статья 45-1.Социальное партнерство в области профессионального образования
Социальное партнерство в области профессионального образования ориентировано на повышение адекватности результатов деятельности системы образования, приближение уровня подготовки кадров к потребностям отраслей экономики и работодателей, укрепление связей обучения с производством, привлечение дополнительных источников финансирования.
Основные направления:
Участие работодателей в разработке ГОСО РК, типовых учебных планов и программ;
Организация профессиональных практик обучающихся и стажировок преподавателей специальных дисциплин;
Развитие взаимодействия сторон по вопросам подготовки специалистов и содействия их трудоустройству;
Привлечение к процессу обучения специалистов производства;
Участие в организации контроля качества профессионального образования и оценке профессиональной подготовленности выпускников;
Привлечение финансовых средств работодателей на развитие организаций образования.
1.4. Страны, в которых внедрена дуальная система обучения молодежи
РОССИЯ
В 2014 году в России началась подготовка к внедрению дуальной модели в систему среднего профессионального образования. Пилотные проекты реализуются в Калужской, Ульяновской и Ярославской областях, Пермском и Красноярском краях.
Регионы-участники отобраны по конкурсу, проведенному Агентством стратегических инициатив (АСИ). В некоторых из них уже определены колледжи, которые станут инновационными площадками. Например, в Ульяновской области этот статус получат техникум приборостроения, авиационный и технический колледжи. Выбраны они не случайно, а потому, что способствуют развитию основных направлений промышленности региона. По такому же принципу отбираются участники эксперимента и в других субъектах федерации. В Красноярском и Пермском краях это будут колледжи, осуществляющие подготовку кадров для машиностроительной отрасли, в Калужской области – для предприятий автомобильной промышленности, в Ярославской – для фармацевтической и двигателестроения.
Предполагается, что регионы-участники пилотного проекта получат административную и методическую помощь АСИ, Минобрнауки, Минпромторга и Минтруда РФ, консультационную помощь Всемирного банка и поддержку Российско-Германской внешнеторговой палаты.
Дуальная система образования предусматривает сочетание обучения с периодами производственной деятельности. Будущий специалист учится в двух учреждениях, где, по определению любителей метких фраз, догоняет двух зайцев, осваивая и теорию, и практику. С одной стороны, получает образование в профессиональной школе (она дает теоретические знания), а с другой – на обучающем предприятии, где вырабатываются необходимые для данного производства компетенции. Оба учреждения являются партнерами по отношению друг к другу. Очень важно, что молодые люди, сочетающие обучение с производственной деятельностью, остаются работать на обучающем предприятии.
ГЕРМАНИЯ
Общепризнанным лидером в деле организации дуального обучения считается Германия, где система профессионального образования отличается развитым институтом наставничества, практикоориентированнымобучением и активным участием бизнеса в подготовке кадров. Опыт этой страны служит образцом для всего Европейского Союза.
Дуальное обучение в ФРГ введено в строгие законодательные рамки и осуществляется с помощью торгово-промышленных и ремесленных палат. Из 3,6 млн. предприятий Германии в программе профессионального обучения задействованы 500 тыс., причем более половины характеризуются как мелкие и средние. Прежде всего это означает, что частный бизнес вкладывает солидные средства в подготовку специалистов нужного профиля. В одном из своих выступлений председатель правления Российско-Германской внешнеторговой палаты Михаэль Хармс отметил, что сумма инвестиций составляет более 23 млрд. евро ежегодно. Добавим: еще 3 млрд. выделяет для этого государство. Российские колледжи о таком золотом дожде даже не мечтают.
Примечательно, что прогноз потребностей в рабочей силе фирмы составляют заранее, и свой путь к профессии выпускник германской школы, желающий получить экономическое или техническое образование, начинает не с выбора учебного заведения, а с поиска предприятия, которое возьмет его на обучение. Если выпускник успешно проходит собеседование, предприятие заключает с ним договор на обучение. Основы профессии закладываются в специально созданных для этого центрах компетенций, теоретический курс осваивается в профессиональных школах, практические навыки – на предприятии.
Учебная программа формируется по заказу и при участии работодателей, которые, помимо этого, имеют возможность распределять объем учебного материала по дисциплинам в рамках одной специальности. На теоретическую и практическую части отводится примерно равное количество времени. В роли преподавателей выступают сотрудники компании. Конечно, не каждый из них является прирожденным педагогом, но, по отзывам обучающихся, только такие преподаватели могут рассказать о том, чего нет ни в одном даже самом умном учебнике, и показать, как и что надо делать. Главное, что требуется от педагогов-производственников, – результативность.
ШВЕЙЦАРИЯ
Профессиональное образование в Швейцарии: секрет успеха в дуальной системе.
Что общего у СержиоЭрмотти и Моники Вальзер? Оба являются исполнительными директорами всемирно известных швейцарских компаний: финансового гиганта UBS и компании Freitag – производителя культовых сумок и аксессуаров. Оба после окончания школы сделали одинаковый выбор в пользу профессионального образования, а не пошли сразу в ВУЗ. Многие другие швейцарские руководители и специалисты, выбрав точно такой же путь получения профессии, достигли на сегодняшний день карьерных высот. Так в чем же кроется успех швейцарского профессионального обучения, позволяющего этой стране обладать такими высококвалифицированными трудовыми ресурсами и занимать лидирующую позицию в мировой экономике?
Чем заняться после окончания школы? Этот вопрос задают себе каждый год тысячи выпускников школ. Многие из них продолжают свою учебу в гимназии или ВУЗе. Кто заинтересован как в практическом, так и в теоретическом получении знаний, останавливает свой выбор на профессиональном образовании. Получить его в Швейцарии можно по дуальной системе, суть которой состоит в совмещении практического обучения на предприятии и теоретического обучения в профессионально-техническом училище. Сочетание теории и практики гарантирует качество приобретенных знаний и их успешное применение в работе. "Ребята учатся работать головой и руками", - так характеризует преимущество дуального обучения Давид Креттенанд, в прошлом учащийся ПТУ, а сегодня генеральный директор собственной стартап-компании RedElecTechnologies. К такому выводу пришел не только он: ежегодно две трети всех выпускников швейцарских школ выбирают именно профессионально-техническое образование.
Государственный секретариат Швейцарии по образованию, науке и инновациям (SBFI) так объясняет причину успеха: "Дуальная система образования предоставляет прекрасные возможности для профессиональной самореализации, в первую же очередь она позволяет обеспечить всестороннюю подготовку будущих специалистов. Обучающиеся овладевают теоретическими знаниями и умениями и практическими навыками.
Урок «Методы преподавания c современной педагогической точки зрения»
Цель: создание условий для достижения смысла и значения цели воспитания студентов через организацию исследования понятия в коллективной учебной деятельности.
Задачи: формирование понятия “цель воспитания подрастающего поколения”, ее разновидностей, выявление соотношения понятий “цель” и “задачи”. Развитие интеллектуальной сферы студентов, навыков аналитического и критического мышления, ценностных ориентаций. Совершенствовать умения модифицировать учебный материал, публично выступать. Создание условий для проявления активности, инициативности студентов, стремления к поисковой деятельности и взаимодействию в коллективе, формирование положительной Я-концепции и рефлексивной позиции.
Тип урока: комбинированный.
Введение: Устойчивое развитие и обучение
Почему мы говорим об образовании при обсуждении устойчивого развития? Рассматривая устойчивое развитие, многие останавливаются на экологическом аспекте, оставляя экономику и общество в стороне. Однако важно помнить, что концепция устойчивого развития состоит из трех компонентов, которые представлены на следующей схеме.
Экономика
Общество
Окружающая среда
Образование является важнейшим фактором, который влияет на общество. Джон Дьюи, известный прогрессивный педагог, считал что образование является одним из основных методов социального прогресса и реформ. Если мы хотим изменить общество, мы должны начать с образования. Если мы хотим построить устойчиво-развитое общество, следует включить образование в концепцию устойчивого развития. Профессор Майкл Сколос, занимающийся вопросами образования для устойчивого развития представляет концепцию устойчивого развития в виде пирамиды, в основе которой лежит образование и которая выглядит следующим образом:
В современной образовательной системе существует концепция Образование для устойчивого развития, которая касается не только окружающей среды и экологии. Идея заключается в том, что содержание и формы образования должны измениться так, что устойчивое развитие станет единственной альтернативой для будущих поколений. Концепция Образования для устойчивого включает в себя междисциплинарный и комплексный подход, связь местных проблем с глобальным контекстом, и т.д. Однако эта статья будет посвящена чисто педагогическим проблемам, таким как развитие критического мышления и обучение решению проблем, использование разнообразных методов обучения.
Теории образования
Дискуссию о различных методах обучения следует начать с разговора о теориях образования. Понимание всего процесса образования, механизмов обучения и преподавания зависит от теории, положенной в основу.
Сегодня наиболее распространенный подход к теориям образования противопоставляет теорию трансформации конструктивистской теории, и на основе данных теорий определяет модели образования. Тем не менее, в настоящее время, как в западной так и в восточной педагогической науках многие преподаватели все еще считают, что основной способ обучения – это прямая передача знаний от преподавателя студенту. Именно поэтому лекции являются основной формой обучения, а письменные и устные экзамены – основной формой проверки и оценки знаний. Запоминание, а не понимание необходимо для достижения результата. Вознаграждения или наказания – основа мотивации студентов. Отправной точкой теории трансформации является понимание, что знания о мире являются статическими и фиксированными и должны быть приняты как нечто само собой разумеющееся. Таким образом, учитель передает знания и понятия, накопленные в течение столетий. Эта модель образования называется модель «передачи». Конструктивистская теория, широко пропагандируемая в западном образовании, исходит из положения о том, что знания активно конструируются человеческим разумом. Новые знания строится на основе уже имеющихся знаний и идей. Основная цель теории с точки зрения образования – это развитие у учащихся способности мыслить. Дэвид Перкинс различает два понятия: глубокое и поверхностное понимание. Он утверждает, что в результате поверхностного изучения возникают знания, которые могут быть легко забыты. В то время как "глубокое понимание связано с уже имеющимися знаниями. И мы не только накапливаем знания, но способны понимать и применять их по мере необходимости». Следовательно, под определением конструктивистской педагогики понимается "создание в классе условий, организация деятельности и использование методов, которые основаны на конструктивистской теории обучения, а также постановка целей, которые направлены на развитие студентов, их глубокое понимание предмета, а также на развитие мышления, которое необходимо для будущего обучения".
Аналогичные идеи представлены Джоном Биггсом и Кэтрин Тан в их книге "Преподавание для качественного обучения в университете: Что делают студенты". Кроме обсуждение вопросов о поверхностных и глубоких подходов к обучению, основное внимание Биггс и Тан уделяют образованию. Они считают, в сфере образования должны произойти изменения, которые бы поставили студента в центр этой сферы. Основной вопрос, которым следует задаваться при рассмотрении образования заключается не в том Что делает учитель/преподаватель?, а в том Что делает студент/учащийся? В соответствии с этим, авторы описывают не методы преподавания, а совместную деятельность обучающего и обучаемого. Феден и Фогель в книге «Методы преподавания» сравнивают две теории, подчеркивая процесс обучения
Traditional Behavioural Theory
Традиционная поведенческая теория
Contemporary Cognitive theory
Современная когнитивная теория
Обучение – это накопление информации и навыков
Обучение представляет собой целостный процесс, гораздо больше, чем накопление информации
Учитель может передать знания непосредственно учащимся
Обучающийся активно конструирует свои знания и понимание
Обучение проходит во время взаимодействия преподавателя и учащегося
Обучение является социальным процессом и предполагает сотрудничество
Особое внимание уделяется преподаванию
Особое внимание уделяется обеспечению обучения
Пол Рамсден предлагает следующую классификацию для описания роли преподавания в университетском образовании: 1) преподавание как передача информации, 2) преподавание как организация деятельности студентов, 3) преподавание как обеспечение обучения (изучения).
Типы преподавателей
Существуют различные типы преподавателей, их работа основана на разных теориях, они используют различные методы и стили т.д. Биггс и Тан определяют три уровня преподавателей в зависимости от направления их деятельности:
Уровень 1: «Что собой представляет студент»
В первую очередь преподаватель делает различие между студентами: есть хорошие и плохие. Важнейшая задача преподавателя - знать материал и донести его до студентов. Обязанность студентов - посещать лекции, внимательно слушать, делать записи, читать литературу т.д. Способности студентов являются основным фактором. Учебная программа представляет собой перечень предметов и тем, излагаемых преподавателями, а затем повторяемых студентами. Если студенты не учатся, это полностью их вина.
Уровень 2: «Что делает преподаватель»
Преподаватели этого уровня сосредоточены на том, что они делают. Эта точка зрения на преподавание по-прежнему основывается на передаче знаний. Преподаватель ответственен за то, чтобы донести знания до студентов. Задача преподавателя найти более эффективные способы м методы обучения. Обучение зависит от того, насколько хорош учитель. И если студенты не учатся, это полностью его вина.
Уровень 3: «Что делает студент»
Третий уровень представляет собой модель, которая ориентированна на студента. Поэтому главная задача преподавателя заключается в обеспечении и поддержке обучения/учения. Преподаватель в своей работе должен исходить из того, что делать студентам, чтобы добиться необходимого результата. Преподаватель должен задаваться вопросом, понимают ли студенты, и находить способы, способствующие повышению уровня понимания. Иными словами преподавание должно стимулировать обучение.
Взаимосвязь преподавания и обучение
Знания
Умения
Понимание
Решение задач
…
Преподавание
Обучение Обучение
Преподавание
Схема Взаимодействие преподавания и обучения
Принимая во внимание третий уровень, на котором преподавание должно обеспечивать и стимулировать обучение, можно сделать вывод о том, что эти два процесса тесно взаимосвязаны. Поэтому некоторые источники, а именно Биггс и Тан, рассматривают не методы преподавания и методы обучения отдельно, а вводят комплексное понятие -Teaching / Learning activities –которое обозначает совместную деятельность обучающего и обучаемого.
Основная идея схемы, представленной выше, заключается в том, что процесс преподавания должен принимать во внимание обучение.
Поверхностный и глубокий подход к обучению
После обсуждения подхода преподавателей к их деятельности, следует обратиться к студентам и их отношению к обучению. Можно выделить два основные подхода:
А. Поверхностный подход. Главная особенность этого подхода заключается в том, что желание студентов – это желание справиться с задачами курса, прилагая минимальные усилия. Запоминание и воспроизведение фактов зачастую выдается за понимание, которое, в сущности, так и не происходит. По словам Биггса и Тан, существуют некоторые факторы, которые стимулируют приминение студентами такого подхода:
• Желание получить зачет минимальными усилиями. Такое отношение может возникнуть, например, при изучении предмета, не имеющего отношение к основной программе обучения.
• Ненаучные приоритеты, превышающие научные.
• Недостаточное время; слишком большие нагрузки.
• Неправильное понимание требований курса или программы в целом.
• Циничное отношение к образованию.
• Неспособность понимать конкретное содержание на глубинном уровне
В своей книге Биггс и Тан утверждают: "Первый шаг для улучшения преподавания – это избежание факторов, которые стимулируют поверхностный подход к обучению". Целесообразно перечислить факторы, которые следует избегать:
• Избирательное преподавание (материал излагается частично, внутренняя структура темы или вопроса теряется)
• Контроль и оценка независимых фактов, а не комплекса знаний и умений (экзамены или тесты, направленные на воспроизведение материала)
• Преподавание, поощряющее цинизм (например, утверждение: "Я не люблю преподавания этого скучного раздела, но мы должны пройти эту тему")
• Обеспечение недостаточного времени для выполнения задания
• Ожидаемый результат занижен ("Это слишком трудно, вы все равно не справитесь")
B. Глубокий подход. Глубокий подход к обучению характеризуется желанием студента понять и решить задачу. При понимании и активном решении задач задействуются когнитивные процессы высокого уровня. Студенты заинтересованы и мотивированны. Когда студенты ощущают потребность в знании, они автоматически пытаются сосредоточиться на значениях, основные идеях, принципах и т.д. Следующие факторы стимулируют применение этого подхода:
• Намерение решать задачу с пониманием и надлежащим образом. Такое намерение может возникнуть из любопытства или от решимости преуспевать.
• Соответствующие базовые знания.
• Предпочтение и способности для работы на концептуальном уровне, а не на уровне деталей (Биггс и Тан .
Несомненно, следует обратить внимание на факторы, которые стимулируют глубокий подход студентов к обучению.
• Преподавание темы или вопроса с структурной позиции
• Преподавание для получения ответной реакции студентов, например, путем опроса, рассмотрения проблемы
• Преподавание, основанное на имеющихся у студентов знаниях
• Устранение заблуждений студентов
• Оценка всей структуры знаний, а не отдельных фактов
• Преподавание и оценка, которые поощряют позитивную рабочую атмосферу: студенты могут делать ошибки и учиться на них
• Преподавание, подчеркивающее глубину изучения, а не широту охвата учебного материала
• В целом, использование методов преподавания и оценки, направленых на достижение четко намеченных целей и результатов курса или программы (Биггс и Тан.
Чему мы учим и что оцениваем: уровень знаний
Таксономия Блума
В 1956 году Бенджамин Блум возглавлял группу психологов, которая разработала классификацию уровней интеллектуального поведения, которая играет важную роль в обучении с современной педагогической позиции. Блум обнаружил, что около 95% вопросов в тестах, с которыми сталкиваются студенты, построены так, что студенты задействуют наиболее низкий уровень интеллектуального поведения, а именно воспроизводят информацию. "Блум выделил шесть уровней в рамках когнитивного домена: от простого запоминания или узнавания фактов, как самого низкого уровня, к более сложным и абстрактным ментальным уровням, наивысший из которых классифицируется как оценка".
По словам Андерсона и Красвола знания подразделяются на три формы:
Факты: Фундаментальные знания, например, терминология, специфика
Понятия: Классификации и категории, принципы, законы, теории, модели
Навыки: Навыки и методы, связанные с конкретными дисциплинами; критерии применения методов
Биггс и Тан различают декларативные (описательные) и функциональные знания. Авторы определяют декларативные знания как знания о вещах. Это общие знания, которые можно проверить и воспроизвести. Это, собственно, те знания, которые можно почерпнуть в книгах или из лекций т.д. Основное в определении функциональных знаний то, что они используются в деятельности и основываются на понимании. Как утверждают Биггс и Тан, это знания, которые возникают в пределах опыта учащихся. Другими словами, это декларативные знания, применяемые на практике и в работе, т.е. решения проблем, проектирование строительства, планирования обучения или прведения операций.
Цели и виды деятельности в процессе обучения зависят от того, какого рода знаниями мы бы хотели снабдить студентов.
Цели или предполагаемые результаты обучения
Принимая во внимание, что преподавание и обучение являются двумя взаимосвязанными процессами, основной задачей преподавателя становится учебный процесс. В соответствии с вышеизложенными теориями о различных уровнях знаний, следует также обратить внимание на подход к постановке целей преподавания/обучения. В современной педагогической науке появляется новая концепция: результаты обучения. Биггс и Тан вводят термин Предполагаемые результаты обучения. Эта концепция призвана еще раз подчеркнуть, что главное - это не преподавание, а обучение (учение), т.е. действия выполняемые непосредственно студентами. Таким образом, результаты обучения формулируются в терминах, выражающих то, что студенты должны знать, понимать, применять и уметь делать по окончании определенного периода обучения. Результаты обучения формулируются после того, когда определяется уровень знаний, который следует достичь. Далее представлены глаголы, которые могут быть полезны при формулировке предполагаемых результатов обучения.
Уровень знаний: организовать, упорядочить, определить, повторить, назвать, поставить по порядку, запомнить, выявить, воспроизвести.
Уровень понимания: описать, обсудить, объяснить, выразить, определить, указать, отнести, признать, сделать обзор, выбрать, перевести.
Уровень применения: применить, выбрать, продемонстрировать, проиллюстрировать, интерпретировать, применить на практике, решить, использовать, написать.
Кроме того, в соответствии с Европейской системой перевода и накопления очков (European Credit Transfer and Accumulation System (ECTS), принятой большинством стран, участвующих в Болонском процессе, цели курса, включенные в официальный информационный документ, должны быть сформулированы как результаты обучения.
Пример: Общие цели высшего образования в Швеции в соответствии с циклами образования.
В соответствии с Болонским процессом высшее образование состоит из трех циклов: бакалаврат, магистратура и докторантура. Следующий текст приведен из Закона о высшем образовании Швеции, глава 1, раздел 8, от 1 января 2007 года:
"Раздел 8. Первый уровень образования должен опираться на знания, которые студенты приобретают в старших классах средней школы в соответствии с национальной или специально разработанной программой, или соответствующие данным знания. Первый уровень образования должен развивать у студентов способность делать самостоятельную и критическую оценку, способность самостоятельно воспринимать, формулировать и решать проблемы. А также обеспечить готовность справляться с изменения в трудовой жизни.
Раздел 9. Второй уровень образования должен основывываться на знаниях, которые студенты приобретают в ходе первого уровня образования, или соответствующих знаниях. Второй уровень образования должен включать углубление знаний, навыков и способностей, полученных на первом уровне. В дополнение к тому, что относится к первой ступени образования, второй уровень должен способствовать дальнейшему развитию способности студентов самостоятельно интегрировать и использовать знания, развитию способности студентов работать со сложными явлениями, проблемами и ситуациями, и развитию потенциала студентов для профессиональной или научно-исследовательской деятельности, которая требует независимости мышления.
«Хорошее преподавание» и как этого достичь
Начнем разговор о хорошем преподавании с качеств преподавателя или учителя: во-первых, как эти качества определяют сами преподаватели, и во-вторых, что думают студенты о хорошем преподавателе. Качества хорошего учителя/преподавателя определяются примерно так:
Помнениюстудентов:
- Энтузиазм
- Знания
- Педагогический подход
- Честность, обьективность
- Открытость для общения со студентами
- Уровень преподавания адаптированрый к уровню знаний студентов
- Разнообразие в преподавании
Помнениюучителей:
- Энтузиазм
- Знания
- Четкие цели
- Обратная связь
- Доброта
- Доступность
- Разнообразие в преподавании
-Честность, объективность
Теперь давайте более внимательно рассмотрим преподавание. Некоторые факторы являются неотъемлемой частью учебного процесса и делают обучение успешным. В дальнейшем мы рассмотрим следующие вопросы:
Социально-психологический климат
Мотивация
Рефлективное преподавание
Активация студентов
Социально-психологический климат
От англ. teaching/learning climate, было бы правильнее назвать данный фактор климат учебного процесса или подобно этому.
Во время формального и неформального взаимодействие с учащимися/студентами учитель/преподаватель создает атмосферу, которая определяет, как студенты чувствуют себя морально, а также относятся к обучению. Атмосфера или климат , безусловно, влияет на студентов. Так, Дуглас Мак Гергор, описал Теорию X и Теорию Y относительно климата в менеджменте. Биггс и Тан применили эту теорию к образованию. Согласно Теории X, студентам не следует доверять, они в принципе не хотят учиться, и будут пытаться обмануть при первой возможности. Студентам следует четко пояснять, что нужно делать и учить, посещаемость должна проверяться на каждой лекции, за ходом экзамена следует внимательно следить. Такой климат вызывает негативные чувства как у преподавателя, так и у студентов, и как следствие является причиной поверхностного обучения. Согласно теории Y студенты достигают наилучших результатов, когда они имеют свободу и возможность высказывать свои собственные суждения. Посещение лекций не является обязательным. Активно применяются такие формы, как домашние экзамены и оценка сверстников. Следствием создания климата согласно теории Y является глубокий подход студентов к обучению/изучению и хорошие результаты.
На практике климат в классе или аудитории тяготеет к одной из теорий, представленных здесь в чистом виде. Баланс доверия и риска должен лежать в основе подхода к климату учебного процесса!
Мотивация является важным аспектом как для студентов, так и для преподавателей. Нет студентов у которых нет мотивации: все студенты хотят достичь чего-либо. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать учащихся. По мнению авторов, неоднократно упомянутых в данной статье, два фактора влияют на то, что студенты или кто-либо п принципе заинтересованы в выполнении какой-либо работы или осуществдения какого-либо вида деятельности:
1. То, что учащиеся делают, является важным, т.е. имеет определенную ценность
2. Учащиеся должны верить в успех и достижение цели во время выполнения задачи. Это очевидное утверждение подтверждено научными теориями мотивации.
Вот стандартные примеры ошибок, которые допускаются преподавателями: "Этот раздел не является важной частью курса, но мы все равно должны пройти этот материал" или "Эта часть курса является довольно сложной, но студенты должны справиться. Образование не для тех, кто не понимает ". Комментируя результаты и оценки, преподаватель должен взвешивать и продумывать то, что он имеет в виду.
Сравните замечания преподавателя, данные студенту, который справился с заданием: "Ты хорошо разобрался в этой теме, не так ли?" и "Ну на этот раз тебе повезло". Студент, который не справился с заданием получил следующие комментарии: "Это было трудное задание, но если ты приложишь немного больше усилий, все получиться правильно " или " Как всегда, ты не сделал того, что требовалось для решения ". Давая негативную оценку, мы "убиваем" интерес и мотивацию. Так что ключ к мотивации заключается в том, чтобы не лишать студентов уверенности в себе, а показать, что учёба и научная деятельность являются значимыми и полезными. Другой важный аспект заключается в том, что учитель сам должен быть мотивированным, с тем чтобы передать это чувство студентам. Если преподаватель считает предмет скучным и преподает без энтузиазма данный вопроса, студенты никогда не заинтересуются, никогда не будут мотивированны изучать этот предмет или вопрос.
Рефлективное преподавание ( от англ. reflective – склонный к размышлению, анализу, рефлексии) – заключается в том, что преподаватель постоянно задумывается о том, как улучшить свою работу. Одними из основных характеристик, определяющих "хорошего учителя" по мнению студентов, являються объективность, знания и разнообразие методов преподавания. Преподаватель должен постоянно рефлексировать над своей деятельностью. При возникновении проблем со студентами, не следует винить только их: следует подумать над тем, что может быть причиной этих проблем. Преподавание - это индивидуальная работа, и каждый учитель должен вырабатывать собственные решения, принимая во внимание специфику предмета, уровень студентов и т.п. Результаты оценки, как правило, учитываются зам. директора по учебной работе и заведующим отделения и могут оказывать влияние на занятость преподавателя на данном отделении.
Активация
Современный преподаватель должен отказываться от так называемой "традиционной точки зрения" на свою работу, выражающуюся примерно следующей формулировкой: "Я вычитал все лекции, дал все необходимые инструкции студентам, они имеют книги, и это не мое дело, каким образом они будут готовы к экзамену". То, о чем мы говорим сейчас, это подход, ориентированный на студента, в котором отправной точкой является вопрос "Что делают студенты и как они учатся?", т. е. как проходит процесс учения. Ответственность преподавателя, следовательно, заключается в том, чтобы сделать этот процесс более эффективным, путем активизации обучения студентов.
Как активировать студентов? Частично мы ответили на этот вопрос: мотивировать, показать ценность и важность того, что они делают, поставить четкие цели т.д. Еще один ключевой фактор - это заставить их понять то, что они изучают и научит применять знания на практике.
"Скажи им, и они забудут,
Покажи им, и они будут помнить
Заставь их делать, и они поймут "
Поэтому задача преподавателя состоит в том, чтобы выбирать оптимальные методы для активизации студентов и для достижения целей курса.
Следующий перечень объединяет методы преподавания и виды учебной деятельности:
• Лекция
• Семинар
• Групповое обсуждение
• Работа в группе / команде
• Экскурсия
• Лабораторная работа
Некоторые методы по-прежнему определяются как новаторские. К этой группе могут быть отнесены следующие методы:
• Проектная работа
• Обучение на основе практических примеров (Case-based learning)
• Проблемно-ориентированное обучение
• Обучение сверстников
• Игры-симуляции
• Ролевая игра
• Дистанционное обучение
Нельзя утверждать, что некоторые методы лучше, чем другие, и что мы должны исключить, к примеру, все лекции и заменить их семинарами. В первую очередь преподаватель должен найти оптимальный набор методов, который будет соответствовать целям курса. И самое главное, всегда помнить, что активное обучения является более эффективным, чем пассивное.
Давайте рассмотрим более подробно эффективность некоторых методов.
Лекция
Иногда в современной педагогике лекции воспринимаются как устаревший метод, соответствующий модели прямой передачи знаний. Почему преподаватель должен читать лекции, если студенты могут прочитать необходимую литературу сами. Более того, процесс чтения соответствует психологическому темпу студентов, темп лекции соответствует темпу преподавателя. Тем не менее, в силу различных причин, лекция по-прежнему остается основной формой образования. Почему следует сохранять лекцию как форму обучения? Лекция необходима для введения в новый курс или раздел, для разъяснения ключевых концепций или презентации новых исследовательских данных. Кроме того, хорошо подготовленная лекция способна пробудить интерес студентов к вопросу или теме. Как мы можем улучшить лекции, сделать их более эффективными? Это можно сделать путем включения в лекцию элементов демонстрации, драматизации, а также чередования собственно лекции с небольшие письменные упражнения, групповыми или парными обсуждениями.
По данным исследования памяти, человек, как правило, запоминает лучше информацию, представленную в начале и конце презентации, прочитанного текста, увиденной программы и т.д. Вот почему в целях улучшения результатов усвоения учебного материала следует делать несколько перерывов в ходе лекции. Это может быть перерыв – перемена, когда студенты могут выйти из класса. Или же возможно прервать лекцию на несколько минут, используя один из предлагаемых методов активации (небольшие письменные упражнения, групповыe или парныe обсуждения).
Психологи утверждают, что для того, чтобы активировать студентов следует использовать более разнообразные методы. Согласно исследователями в данной области большинство людей воспринимают/запоминают/понимают
10% из того, что они читают 20% из того, что они слышат 30% из того, что они видят 50% из того, что они видят и слышат 70% из того, о чем они говорят с другими 80% из того, что они используют и применяют 95% из того, чему они учат других
Обучение сверстников
Согласно данным, приведенным выше, человек запоминает и понимает больше, когда объясняет материал кому- либо. Это веский аргумент в пользу использования метода обучения равными по статусу/обучения сверстников. Этот метод может применяться как в больших так и в малых группах. Задача подготовить учебный момент может быть индивидуальной или групповой. Такому методу может быть отведено отдельное занятие, давая студентам возможность выступить в роли преподавателей. Возможно также включать короткие выступления студентов во время регулярных занятий. Существуют некоторые правила проведения обучения равными по статусу:
- преподаватель должен предоставить информацию или указать источники, так как он несет ответственность за качество и достоверность учебного материала.
- преподаватель должен проверить содержание учебных моментов, подготовленных студентами, однако дать возможность студентам представить тему/проблему со своей точки зрения.
- после учебного момента, проведенного студентами, преподаватель должен дать свой отзыв, а также попросить других учащихся прокомментировать занятие.
Обучение на основе практических примеров ( Case-based learning)
Метод обучения на основе практических прмеров может быть представлен в двух вариантах. Первый, когда студенты изучают примеры/дела/проблемы, взятые из реальной действительности. Такие примеры/проблемы могут применяться для иллюстрации отдельной темы, или же могут быть отобраны для каждой темы, включенной в курс. Цель второго варианта использования обучения на основе прецедентов – научить студентов применить знания в реальные действительности. Иными словами, студентам дается возможная проблем/ дело, и они должны найти решение, путем применения полученных знаний. Обучение на основе практических примеров (кейсов) способствует выработке аналитических навыков и навыков решения проблем, а также позволяет учащимся применять новые знания и навыки на практике.
Групповая работа
В реальной жизни люди не работают сами по себе, и редко принимают решения самостоятельно. Именно поэтому работа в группах является важным и необходимым методом обучения. В групповой работе студентов конкретизируют уже известное содержание и продумывают выводы и решения. Они учатся распределять задачи, сотрудничать и принимать общие решения, а также нести общую ответственность за конечный результат. Групповая работа может использоваться в классе для решения задач и проблем, а также домашних заданий большего объема. Существует множество примеров организации работы в группе:
- во время лекции или семинара организовываются небольшие группы или пары в основном для краткого обсуждения
- члены группы получают индивидуальные задания, а затем собираются в целях решения основной задачи
- члены группы получают индивидуальные задачи (возможно противоречащие друг другу) и общие задания, в том числе дебаты. В результате группа должна прийти к общему заключению и доложить решение перед остальными членами группы или класса.
Существует также форма групповой работы - спонтанное сотрудничество. Преподаватель не имеет возможности влиять на содержание и форму такой работы. Однако эта форма широко используется, например, шведскими студентами. Они, как правило, работают в группах в течение курса и, особенно в экзаменационные периоды, с тем, чтобы помогать друг другу понять учебный материал, обмениваться информацией, обсуждать различные точки зрения.
Проблемно-ориентированное обучение
Проблемно-ориентированное обучение является одним из наиболее важных достижений в современной системе образования. Проблемно-ориентированное обучение основывается на предположении о том, что лица, которые заинтересованы решить проблему, будут искать информацию и другие прикладные знания, которые необходимые для решения этой проблемы. Однако проблемно-ориентированный подход не означает, что преподаватель просто ожидает решения проблем от студентов. Преподаватель должен следить за индивидуальным прогрессом каждой группы, помогать устранять заблуждения, а также увидеть правильное направление для решения проблемы.
Немаловажную роль в активизации процесса обучения играют такие методы, как игры и имитации. Игры одновременно обучают и вызывают интерес к обучению. Многие игры являются имитациями реальных ситуаций, например деловые игры, игры, имитирующие международные отношения. Описывая игры и имитации МакКинчи утверждает, что "главное преимущество игры или имитации заключается в том, что студенты являются активными участниками, а не пассивными наблюдателями. Студенты должны принимать решения, решать проблемы и реагировать на результаты своих решений." Одним из недостатков метода игр является их техническое обеспечение. Сложно найти игру, которая полностью подходила бы к предмету или вопросу. Процесс разработки собственной игры может быть довольно трудоемким.
Проектная работа является еще одним методом, который сближает обучение и реальную действительность. Проекты, как правило, основаны на реальных случаях, связанных с повседневной профессиональной деятельностью. Проект организуется и осуществляется группой студентов. Каждый студент получает определенную роль и функции, задачи по выполнению проекта распределяются между членами группы. Менеджмент или управления проектом является неотъемлемой частью: следование четкому структурному плану и срокам выполнения задач, распределение функций - все является важным для достижения результата.
Оценка
Оценка играет важную роль в образовательном процессе. Существуют две основные формы оценки определяюще - формирующая и итоговая. Первая форма необходима для поддержки обратной связи со студентами в ходе обучения. Преподаватели и студенты должны знать, каким образом проходит обучение, и иметь возможность корректировать процесс. Вторая форма используются для оценки результата обучения и выставления баллов в конце курса или программы.
В педагогических источниках уделяется много внимания формирующей оценке (обратной связи). Она является также одним из эффективных методов учебной деятельности, который помогает обнаружить ошибки в понимании студентов и исправить их. Такая оценка не влияет на результат в конце курса и поэтому не вызывает страха или тревоги у студентов.
Льюис Элтон определил, что оценка в целом имеет некоторые негативные последствия. . По его словам, студенты в основном концентрируются на тех на аспектах и вопросах, по которым они будут оцениваться. Иными словами, они учат то, о чем их спросят на экзамене. Поэтому чрезвычайно важно согласовать требования к экзамену с целями и содержанием курса, т.е. таким образом сформулировать контрольные или экзаменационные задания, чтобы они отражали цели, поставленные перед курсом. Важнейший аспект, о который преподаватель должен помнить, - это оценка различных уровней знания.
Подводя итог, необходимо сказать, что нет единого метода, который является совершенным и подходит во всех учебных ситуациях. Наоборот, более результативным является выбор подходящих методов и вариативность в ходе процесса обучения. Оптимальный метод должен быть подобран для каждой учебной ситуации. Изменяя взгляд на теорию, лежащую в основе обучения, преподаватель должен постоянно помнить, что обучение/учение (learning) – это основной процесс, а студент/учащийся -это центральная фигура в образовании. А основная функция учителя заключается не в передаче знаний, а создании условий для их формирования.
АНАЛИЗ УРОКА
Ф.И.О. учителяАбильмажин А.К__группа456 ______
Предмет Педагогика.
дата2.02 .2015г
Тема урока:Методы преподавания c современной педагогической точки зрения
Форма проведения урока:стандартный
Тип урока: комбинированный
Оборудование на уроке: Мел, Доска ,Плакаты, Макеты ,Интерактивная доска.
Дисциплина на уроке: рабочая
Активность группы:вся группа активна
Формы работы: разнообразные
Методы опроса: Методом тестирования.
Какие знания показали учащиеся: хорошие
Количество опрошенных учеников:достаточное
Выставление баллов на уроке:аргументированы учителем
Домашнее задание:объяснено
Межпредметные связи: Психология, История педагогики.
Как ведет урок учитель:спокойно, уверенно, тактично, компетентно.
Речь учителя:грамотная
Владение учителя методикой:владеет в совершенстве
Постановка целей на различных этапах:четко поставлены перед студентами
Подведение итогов этапов урока:в конце урока подведены результаты
Связь между этапами урока:все этапы взаимосвязаны.
2. Организация социального партнерства на примере Северо-Казахстанского профессионально-педагогического колледжа. Пути улучшения.
2.1. Взаимодействие с социальными партнерами в Северо-Казахстанском профессионально – педагогическом колледже.
Социальное партнерство (СП) в профессиональном учебном заведении – это особый тип взаимодействия образовательных заведений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленного на максимальное согласование и реализацию интересов всех сторон.
Педагогический коллектив решает задачи взаимодействия учебного заведения и предприятия на основе обновления содержания профессионального образования, а также определения перечня профессий, востребованных на рынке труда. Важной частью работы является аналитическое и прогностическое исследование рынка труда на отраслевом и профессиональном уровнях, что позволяет обеспечить эффективность различных программ профессионального обучения и трудоустройства выпускников. Для организации работы в этом направлении в нашем колледже создана творческая группа, которая занимается поиском информации о спросе на рынке труда специальностей, а также требования, предъявляемые к ним работодателями. Работа проводится в несколько этапов:
- разрабатываются программы технологических практик на предприятиях,
- разрабатываются анкеты для практикантов,
- анкетирование работодателей в период технологических практик,
- анализ анкет и обсуждение,
- разработка предложений по изменению учебных программ для подготовки специалистов,
- оказание преподавателям и мастерам производственного обучения методической помощи в организации учебных занятий для подготовки специалистов с учетом требований работодателей.
Примером развивающегося социального партнерства в области ПТО можно назвать организацию обучения безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости, в ходе которого складываются партнерские отношения между службами занятости, учебными заведениями, безработными и работодателями. Подготовка и переподготовка безработных проводится за счет местного бюджета. Методическая работа преподавателей и мастеров производственного обучения заключается в разработке комплектов учебной документации и средств обучения. Ведь задача заключается в подготовке специалистов в основном массовых профессий в установленные сроки. При переподготовке специалистов нужно изучать передовую современную технику и новые технологии производства.
Северо-Казахстанский профессионально-педагогический колледж ведет активную работу по развитию сотрудничества с социальными партнерами. Социальное партнерство является эффективным механизмом обновления содержания образования, профессиональной подготовки специалистов в учебных заведениях ТиПО в соответствии с потребностями работодателей. Социальное партнерство в СКППК осуществляется в различных формах и развивается по следующим направлениям:
1. совершенствование содержания и организации учебного процесса, контроля качества образования через привлечение социальных партнеров к сдаче квалификационных экзаменов и практической части НОК, трудоустройству выпускников;
2. участие социальных партнеров в практическом обучении студентов с предоставлением современной технологической базы;
3. заключение и реализацию договоров о подготовке специалистов.
В ходе социального партнерства мы предусматриваем:
1. заключение договоров по прохождению практики с руководителями школ, колледжей и предприятий города и области;
2. содержание обучения с учетом современного оборудования и новых производственных технологий;
3. внесение изменений в сроки практик в зависимости от местных условий и производственной необходимости, так например для специальности «Механизация сельскохозяйственного производства» сроки практик устанавливаются на основании ходатайств хозяйств, в которых студенты колледжа проходят практику с учетом периодов посевной и уборочной компаний. График учебного процесса для педагогических специальностей строится с учетом учебного процесса в школах и колледжах;
4. разработку дополнительных требований к выпускникам;
5. предоставление обучающимся возможности прохождения практики на предприятиях, оплачиваемых рабочих мест;
6. проведение курсов повышения квалификации по заказу социальных партнеров;
7. прохождение обязательной стажировки на предприятиях социальных партнеров мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин.
8. Привлечение социальных партнеров к сдаче квалификационных экзаменов, практической части НОК и трудоустройству выпускников.
Таким образом, сложившийся механизм взаимодействия колледжа с социальными партнерами способствует: во-первых, эффективной организации производственных практик; во-вторых, повышению интереса к выбранной профессии; в-третьих, трудоустройству наших выпускников.
В настоящее время стоит задача в укреплении и развитии соцпартнерства, так как подготовка высококвалифицированных специалистов, отвечающих требованиям работодателей, невозможна без развития и совершенствования данного направления работы.
2.2. Организация профессиональных практик
Профессиональные практики для студентов колледжа организуются и проводятся на основании графика учебного процесса. При отправке студентов на профессиональную практику с предприятиями заключается договор на проведение практик, в котором оговорены условия ее прохождения. При проведении практик студенты колледжа 100% обеспечиваются рабочими местами согласно их программам. Перед отправкой на практику студенты проходят инструктаж по технике безопасности и расписываются о его прохождении в журнале у руководителя практики. Далее каждый студент получает пакет документов для прохождения практики: договор с предприятием, направление на практику, план-график практики, дневник, характеристика на студента. По окончании практики студенты составляют отчет, с пакетом документов заверенных печатью предприятия.
При проведении профессиональных практик студентов специальности «Механизация сельскохозяйственного производства» основными социальными партнерами являются ООО «КЗ Ростсельмаш», ТОО «Донское», крестьянские и фермерские хозяйства области. Так в ООО «КЗ Ростсельмаш», прошли повышение квалификации мастера п/о и преподаватели специальных дисциплин за счет завода. Преподаватель специальных дисциплин Киреев А.И. принял участие в программе «Конструктивные особенности и правила эксплуатации комбайнов производства компании «КЗ Ростсельмаш» в г. Ростов -на -Дону бесплатно. В ТОО «Донское» студенты колледжа проходят профессиональную практику в количестве до 40 человек, причем она полностью оплачивается и проводится на современных сельскохозяйственных машинах и агрегатах.
Для специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» основными социальными партнерами являются «СТО Джип», «Камкор», «Ишим Лада» и др. База этих предприятий оснащена современным оборудованием для технического обслуживания, ремонта и диагностики автомобилей различных моделей.
Профессиональные практики студенты специальности «Организация дорожного движения» проходят в автотранспортных предприятиях и дорожной полиции.
Обучающиеся по специальности «Строительное производство» проходят практики на предприятиях ТОО «Ассени», ТОО «Основание». Благодаря проведению практик в стенах СКППК были построены и оснащены современным оборудование столярная мастерская и лаборатория по сухим методам строительства.
Для специальности «Сварочное производство» социальными партнерами являются ТОО «Завод быстровозводимых зданий и сооружений», ТОО «РемПлазма», ТОО «Единство», ТОО «ПЗТМ» база этих предприятий отвечает всем современным требованиям.
Для специальности «Электроснабжение» основными социальными партнерами являются следующие предприятия ТОО «СЕВКАЗЭНЕРГО», ТОО «Петропавловск электромонтаж», ТОО «ТЭЦ-2».
Для специализации «Технология» основными предприятиями для проведения профессиональных практик, кафе «Самовар», РГК «Туркестан», СШ №8 и др.
Для специальности «Защита в ЧС» основными социальными партнерами являются следующие предприятия, КГП на ПВХ «Областной центр скорой медицинской помощи» акимата СКО МЗ РК, ГУ «СП и АСР» ДЧС СКО, «Водно-спасательная станция» и пожарные части.
Для специальности «Физическая культура и спорт» базовыми являются городские школы СШ №43, №5, №6, №23, №8, №9. На их базе организуются пробные уроки и работа в детско –подростковых клубах.
Для специальности «Оборудование предприятий питания, торговли и мясной промышленности» базовыми предприятиями являются ТОО «Молочный союз», ТОО «Дейм Технолоджи», фирма «Леонтьев» и другие.
Студенты специальности «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество» проходят практику в городском доме культуры, драматическом театре им.Н. Погодина. В составе труппы театра студенты колледжа выезжали на гастроли в РФ (г. Екатеринбург).
Студенты специальности «Землеустройство» проходят практику в «Комитете земельных отношений СКО».
При проведении профессиональных практик возникают сложности с устройством студентов на практику, и не всегда удается предоставить оплачиваемые рабочие места особенно в школах.
В СК ППК также ведется подготовка специалистов по программе «Дорожная карта». Данная программа уже показала свою необходимость и эффективность, являясь одним из механизмов реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан.
Целью реформирования системы технического и профессионального образования является модернизация системы в соответствии с запросами общества и индустриально-инновационного развития экономики, ее интеграция в мировое образовательное пространство. Одним из приоритетных направлений деятельности нашего колледжа в рамках модернизации образования является инновационная деятельность-деятельность по созданию и освоению конкретных новшеств, затрагивающих весь учебно-воспитательный процесс. Большинство исследователей инновационных процессов в образовании понимают под инновационной деятельностью любое новое, нестандартное, необычное, что осваивается в конкретном образовательном учреждении. Основываясь на таком подходе, можно утверждать, наш педагогический коллектив в той или иной степени занимаются инновационной деятельностью.
В целом в научном обиходе инновационная деятельность обычно трактуется как многофункциональная деятельность всех субъектов, вовлеченных в процессе обновления своей организации.
Для определения сущностных характеристик инновационной деятельности хочется рассмотреть ее в параметрах творчества. Это вполне объяснимо, так как для педагогической науки традиционным является отожествление творческой и инновационной педагогической деятельности, то есть последняя, чаще всего, трактуется через аспект творческий, который служит двигателем инновации.
Инновационная деятельность часто рассматривается через аспект творческой деятельности педагога. При этом отмечается, что «творческой является всякая деятельность, создающая нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю развития не только самого творца, но и науки, искусства и т.д.».
Важнейшей чертой творческой деятельности является самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию. Он проявляется в том, что решая какую-либо новую для себя проблему, субъект способен использовать давно усвоенные знания и умения для поиска решения. Это не всегда легко сделать, особенно если эти ранее усвоенные знания лежат в другой научной области, по отношению к решаемой проблеме.
Если инновационная деятельность носит творческий характер, то творчество можно рассматривать как процесс разработки новшества, а нововведение - как централизованный управляемый процесс.
В современной научной литературе прослеживается подход, рассматривающий инновационную, в том числе и творческую деятельность как деятельность активных субъектов инновационного процесса. try { var yaCounter1334867 = new Ya.Metrika(1334867);} catch(e) { }
Активными субъектами является преподаватели и мастера производственного обучения, которые разрабатывают и внедряют инновации в учебно-воспитательный процесс. Это разработка новых образовательных программ и курсов, использование новых образовательных технологий, разработка и внедрение инновационных проектов.
В 2013-2014 учебном году в колледже была разработана программа нового курса «Основы предпринимательской деятельности». Курс обучения рассчитан на 40 часов (из них 20 часов – лекции, 20 часов – практические занятия, экскурсии). Содержание программного материала направлено на формирование у обучающихся знаний, необходимых для создания собственного дела. Для реализации данной инновации была открыта бизнес-школа «Основы предпринимательской деятельности» на основе совместного пилотного проекта Палаты предпринимателей Северо-Казахстанской области. По завершению бизнес–школы ее выпускники защитили бизнес-проекты, лучшие из которых были отмечены именными сертификатами Палаты предпринимателей Республики Казахстан. Результатом такого нововведения явилось то, что два выпускника бизнес-школы открыли собственные объекты малого бизнеса. Таким образом, формируя научные знания, связанные с будущей профессией, был раскрыт потенциала участников педагогического процесса и предоставлена возможность для проявления творческих способностей. Так решается одна из задач современного образования. Ведь главной целью инноваций является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такой инновации состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.
Инновации в профессиональном образовании осуществляются и на основе известных нам образовательных технологий, которые позволяют правильно направить свои способности и возможности, они мотивируют потребность студентов в знаниях. Они позволяют развить активные формы обучения. Большие возможности здесь имеют информационно-коммуникационные технологии, опыт использования которых накоплен нашими педагогами. Преподаватели Абалкасова Г.Е. и Яварович М.В. разработали сайт по дисциплине «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта» для самостоятельного изучения студентами данной дисциплины. Данный сайт был представлен в Республиканском конкурсе «Лучшая онлайн-модель обучения технической профессии в учреждениях начального и профессионального образования», проведенном при спонсорской поддержке Фонда Первого Президента-Лидера Нации Н.А.Назарбаева 25 июля 2012 года и занял 2 место. Эффективность работы сайта отслеживается через интернет ресурсы. Мониторинг показывает, что сайт востребован студентами. Качество знаний студентов за 3 года повысился на 15%, об этом свидетельствуют результаты оценки уровня профессиональной подготовленности по данному предмету. На основе данного примера разработаны сайты и по другим дисциплинам.
Преподаватель черчения Носачевский Е.Ф. на своих уроках использует графический редактор КОМПАС-ГРАФИК. Студенты создают чертежи и текстовую техническую документацию на компьютере в векторном графическом редакторе, что позволяет им изготавливать чертежи точно и самостоятельно. Полученные навыки студенты используют при разработке курсовых и дипломных проектов. Данный опыт является инновационным подходом к организации учебного процесса, т.к. редактор не имел методического обеспечения применительно к предмету «Черчение» в учебном заведении.
В практической деятельности инновации связанны также с использованием новых образовательных технологий. В нашем колледже широко используется метод проектов. Разрабатываются и внедряются различные инновационные проекты. Проект «Развитие профессионального самосознания педагога через познание самого себя» был разработан с целью трансформации сознания педагога и создания социально-педагогической среды для решения задач воспитания будущих специалистов. Была разработана программа, которая состояла из четырех содержательных разделов. Первый раздел ориентирован на личность, второй – на успешность личности, третий – на общение в системах «педагог-педагог», «педагог-студент», четвертый раздел ориентирован на развитие профессионального самосознания. Для педагогов была организована «Школа познания» по данной программе. 25 педагогов колледжа прошли обучение в данной школе и были получены следующие результаты:
педагоги научились мотивировать студентов; создавать позитивный,
эмоциональный фон обучения; легко и свободно общаться с ними;
у педагогов повысился уровень удовлетворения собой, улучшилось самочувствие, повысилась энергетика.
педагоги обучились алгоритмам позитивной жизнедеятельности, что способствовало утверждению оптимистического взгляда на мир и чувства уверенности при внедрении инноваций.
Проект был представлен на областном конкурсе инновационных проектов и занял второе место.
С целью создания и развития здоровьесберегающей среды в местном сообществе и сохранения и укрепления физического здоровья населения был разработан и осуществлен проект «Колледж как центр физкультурно-оздоровительной работы в местном сообществе». В ходе реализации проекта была разработана системы мероприятий и созданы условия для удовлетворения потребности жителей поселка и студентов колледжа в занятиях физической культурой и спортом. Проект в ходе реализации дал следующие результаты:
- более 35% студентов колледжа регулярно занимаются физической культурой и спортом.
- за 2013-2014 учебный год к систематическим занятиям физическими упражнениями привлечено более 50 жителей поселка Борки, по сравнению с прошлым годом прирост составил 23%;
- количество правонарушений среди молодежи снизилось на 7%.
Таким образом, реализация проекта дала положительные результаты. И реализация проекта продолжается.
Непременными свойствами инноваций в профессиональном образовании являются новизна, востребованность и конечный результат. Чтобы добиться успехов надо знать, как это сделать, и уметь применять нововведения на практике. В данной деятельности необходимо не просто стараться изо всех сил, а именно достигать, Пока не будет необходимого результата, можно считать, что управление учебно-воспитательным процессом находится на низком уровне, или оно вообще течет по течению. Цели должны быть выбраны и поставлены верно, в противном случае вся деятельность не будет иметь успеха. Цели в профессиональном образовании появляются не сами по себе, они должны быть сформулированы и поставлены руководителем образовательных учреждений и его командой.
Независимо от вида образовательного учреждения главными общими целями будут являться:
выживание – учебное заведение может выжить, пройдя через “естественный отбор” в условиях конкуренции и найдя свое место в системе рыночных отношений;
прибыль – является одновременно источником роста и процветания учреждения, способом увеличения доходов сотрудников, возможностью модернизации материально-технической базы профессионального образования.
перспектива – несмотря на прибыль, учебное заведение не должно забывать о перспективе своего развития, обновлении оборудования, машинно-тракторного парка.
При постановке целей, мы ставим такие требования, которые будут способствовать инновационной деятельности:
Гибкость целей, своевременное реагирование на всевозможные изменения на рынке труда;
Реалистичность, т. е. выполняемость поставленных целей;
Контроль выполнения целей, поставленных ранее, перед тем как ставить перед собой новые цели
Таким образом, инновационная деятельность в профессиональном образовании повышает эффективность обучения и воспитания личности и направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов, которые получают теоретические знания и профессиональные навыки. А в целом способствуют повышению качества знаний. Инновации в деятельности системы профессионального образования – это совокупность новых знаний, подходов и технологий для получения результата в виде услуг образования.
Литература
Философия: Энциклопедический словарь. Под ред.А.А.Ивина.-М.:Гардар- ки, 2004.
Носачевский Е.Ф. Применение чертежно-графического редактора КОМПАС-ГРАФИК в преподавании черчения// ж. Профессионал Казахстана, №12/2011, с.21-23
Лучшая онлайн-модель обучения технической профессии в учреждениях начального и среднего профессионального образования.Сборник методических материалов.-Петропавловск, 2012