kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер- класс "Технология развития критического мышления на уроках".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Построение уроков по технологии развития критического мышления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер- класс "Технология развития критического мышления на уроках".»

Мастер - класс «Технология развития критического мышления через чтение и письмо»


ЖупееваЕ.П.

МБОУ «Северо-Енисейская средняя общеобразовательная школа №1 им. Е.С.Белинского»

учитель русского языка и литературы

Цели:

  • развитие критического мышления в форме конкретных принципов и навыков;

  • знакомство с приемами работы на уроках по данной технологии;

  • формирование навыков построения уроков по развитию критического мышления.

Формы и методы работы:

  • беседа, упражнения, освоение и отработка конкретных навыков.

  • компьютерные презентации, наглядные и раздаточные материалы.

Предполагаемые результаты:

знания и навыки по развитию критического мышления ;

умение создавать проекты уроков по новой технологии;

умение использовать приемы развития критического мышления в своей педагогической практике.

Структура мастер-класса:

1. Введение и разминка.

Наше занятие будет посвящено знакомству с типичными приемами освоения такого понятия как ТРКМ. Эту технологию можно использовать на разных уроках, потому что технология развития критического мышления является универсальной. Мы построим наше занятие в форме урока в данной технологии.

Чтение стихотворения или эпиграфа.

2. Стадия вызова.

Для разминки давайте обсудим следующее: Что относится к критическому мышлению, а что нет. Форма работы – индивидуальная. Предлагаю систематизировать ваши представления о критическом мышлении в виде «кластера» (гроздь винограда). На отдельном листе, в центре которого пишется тема "Критическое мышление”. Далее в течение 5 минут записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.

3. Стадия осмысления.

Обменяйтесь листами в группе, сравните записи своих коллег. Доработайте кластеры. А теперь прочитайте следующий текст и промаркируйте его. Форма работы парная. Время 5 минут. Внесите необходимые исправления в составленный ранее кластер. Форма работы парная. Время 3 минуты.

Беседа по вопросам: - Что из прочитанного вам было знакомо? - Какая информация оказалась новой? - Что удивило? - Что хочется узнать подробней? Давайте составим "тонкие” и "толстые” вопросы и постараемся на них ответить. Примечание: "толстые” вопросы не имеют однозначного ответа, "тонкие” вопросы начинаются со слов "что, когда, где и т.д.” Применяя ТРКМ на уроках вы можете использовать следующие приемы. Пробежаться по ним (презентация)

4. Стадия рефлексии.

1. Рефлексия «Верно - неверно». Форма работы - индивидуальная. Давайте проанализируем, как была построена структура нашего занятия и вспомним, какие приемы мы сегодня использовали. Вопросы:

  • Верно ли что, урок в ТРКМ имеет стадии вызова, осмысления и рефлексии?

  • Верно ли что, данная технология предполагает только групповую форму работы?

  • Верно ли что, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить?

  • Верно ли что, «толстые» вопросы требуют более глубокого осмысления материала?

2. Рефлексия «Синквейн». Форма работы - групповая. Тема синквейна «Критическое мышление».


Что же такое критическое мышление?


По представлению американских авторов, думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов.

Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов.

Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: "А что, если...?”

Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами.

Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.

Критическое мышление самостоятельное: каждый формулирует СВОИ идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.

Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору фактов, идей, теорий. Но каждый новый факт подвергается критическому осмыслению.

Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Необходимо заменить традиционное накопительное образование на образование проблемно-постановочное.

Критическое мышление стремится к убедительной аргументации /утверждение – доказательства – вывод/.

Критически мыслящим человеком невозможно манипулировать.

Критическое мышление есть мышление социальное: использование парной и групповой работы, дебаты, дискуссии. Выработка качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, ответственности за свою точку зрения, умения слушать.

Традиционно успешность обучения измерялась лишь усвоением того, что преподано ученику. Сегодня мы не можем ограничивать себя методами, побуждающими ученика к механическому воспроизведению. Современная жизнь требует мышления высокого уровня, общения, способности адаптироваться в широком спектре общественных и интеллектуальных ситуаций.

Критическое мышление – это шаг к активным, творческим методам. Для развития критического мышления разработана педагогическая технология, которую можно представить в виде технологических этапов: I стадия – вызов, II стадия – осмысление, III стадия – рефлексия. Функции вызова:
- Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, побуждение интереса к теме)

- Информационная (вызов на "поверхность" имеющихся знаний по теме)

- Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Функции осмысления:
- Информационная (получение новой информации по теме)

- Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знаний). Функции рефлексии:
- Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

- Информационная (приобретение нового знания)

- Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

- Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Мастер- класс "Технология развития критического мышления на уроках".

Автор: Жупеева Елена Павловна

Дата: 01.11.2016

Номер свидетельства: 354012

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Мастер-класс "Технология  развития критического мышления через чтение и письмо  на первой ступени обучения" "
    ["seo_title"] => string(126) "mastier-klass-tiekhnologhiia-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo-na-piervoi-stupieni-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "150043"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420387501"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Мастер -класс "Технология развития критического мышления на уроках обществоведческого цикла""
    ["seo_title"] => string(80) "master_klass_tekhnologiia_razvitiia_kriticheskogo_myshleniia_na_urokakh_obshches"
    ["file_id"] => string(6) "520356"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1569002605"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Мастер-класс: применение технологии  "Развитие критического мышления" в образовательном процессе"
    ["seo_title"] => string(112) "mastier-klass-primienieniie-tiekhnologhii-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-v-obrazovatiel-nom-protsiessie-1"
    ["file_id"] => string(6) "301617"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456944706"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(287) "Мастер-класс «Применение форм, методов и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, позволяющих повысить качество обучения»."
    ["seo_title"] => string(181) "mastier-klass-primienieniie-form-mietodov-i-priiemov-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo-pozvoliaiushchikh-povysit-kachiestvo-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "304779"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457789480"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Мастер-класс по теме "Урок с применением технологии развития критического мышления" "
    ["seo_title"] => string(97) "mastier-klass-po-tiemie-urok-s-primienieniiem-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "106658"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403067340"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства