Просмотр содержимого документа
«Мастер- класс "Технология развития критического мышления на уроках".»
Мастер - класс «Технология развития критического мышления через чтение и письмо»
ЖупееваЕ.П.
МБОУ «Северо-Енисейская средняя общеобразовательная школа №1 им. Е.С.Белинского»
учитель русского языка и литературы
Цели:
развитие критического мышления в форме конкретных принципов и навыков;
знакомство с приемами работы на уроках по данной технологии;
формирование навыков построения уроков по развитию критического мышления.
Формы и методы работы:
беседа, упражнения, освоение и отработка конкретных навыков.
компьютерные презентации, наглядные и раздаточные материалы.
Предполагаемые результаты:
знания и навыки по развитию критического мышления ;
умение создавать проекты уроков по новой технологии;
умение использовать приемы развития критического мышления в своей педагогической практике.
Структура мастер-класса:
1. Введение и разминка.
Наше занятие будет посвящено знакомству с типичными приемами освоения такого понятия как ТРКМ. Эту технологию можно использовать на разных уроках, потому что технология развития критического мышления является универсальной. Мы построим наше занятие в форме урока в данной технологии.
Чтение стихотворения или эпиграфа.
2. Стадия вызова.
Для разминки давайте обсудим следующее: Что относится к критическому мышлению, а что нет. Форма работы – индивидуальная. Предлагаю систематизировать ваши представления о критическом мышлении в виде «кластера» (гроздь винограда). На отдельном листе, в центре которого пишется тема "Критическое мышление”. Далее в течение 5 минут записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.
3. Стадия осмысления.
Обменяйтесь листами в группе, сравните записи своих коллег. Доработайте кластеры. А теперь прочитайте следующий текст и промаркируйте его. Форма работы парная. Время 5 минут. Внесите необходимые исправления в составленный ранее кластер. Форма работы парная. Время 3 минуты.
Беседа по вопросам: - Что из прочитанного вам было знакомо? - Какая информация оказалась новой? - Что удивило? - Что хочется узнать подробней? Давайте составим "тонкие” и "толстые” вопросы и постараемся на них ответить. Примечание: "толстые” вопросы не имеют однозначного ответа, "тонкие” вопросы начинаются со слов "что, когда, где и т.д.” Применяя ТРКМ на уроках вы можете использовать следующие приемы. Пробежаться по ним (презентация)
4. Стадия рефлексии.
1. Рефлексия «Верно - неверно». Форма работы - индивидуальная. Давайте проанализируем, как была построена структура нашего занятия и вспомним, какие приемы мы сегодня использовали. Вопросы:
Верно ли что, урок в ТРКМ имеет стадии вызова, осмысления и рефлексии?
Верно ли что, данная технология предполагает только групповую форму работы?
Верно ли что, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить?
Верно ли что, «толстые» вопросы требуют более глубокого осмысления материала?
2. Рефлексия «Синквейн». Форма работы - групповая. Тема синквейна «Критическое мышление».
Что же такое критическое мышление?
По представлению американских авторов, думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов.
Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов.
Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: "А что, если...?”
Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами.
Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.
Критическое мышление самостоятельное: каждый формулирует СВОИ идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.
Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору фактов, идей, теорий. Но каждый новый факт подвергается критическому осмыслению.
Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Необходимо заменить традиционное накопительное образование на образование проблемно-постановочное.
Критически мыслящим человеком невозможно манипулировать.
Критическое мышление есть мышление социальное: использование парной и групповой работы, дебаты, дискуссии. Выработка качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, ответственности за свою точку зрения, умения слушать.
Традиционно успешность обучения измерялась лишь усвоением того, что преподано ученику. Сегодня мы не можем ограничивать себя методами, побуждающими ученика к механическому воспроизведению. Современная жизнь требует мышления высокого уровня, общения, способности адаптироваться в широком спектре общественных и интеллектуальных ситуаций.
Критическое мышление – это шаг к активным, творческим методам. Для развития критического мышления разработана педагогическая технология, которую можно представить в виде технологических этапов: I стадия – вызов, II стадия – осмысление, III стадия – рефлексия. Функции вызова: - Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, побуждение интереса к теме)
- Информационная (вызов на "поверхность" имеющихся знаний по теме)
- Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
Функции осмысления: - Информационная (получение новой информации по теме)
- Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знаний). Функции рефлексии: - Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
- Информационная (приобретение нового знания)
- Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)
- Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).