Просмотр содержимого документа
«Мастер -класс "Технология развития критического мышления на уроках обществоведческого цикла"»
«Правильно обучать юношество – это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит – раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки, подобно тому как из почек деревьев вырастают листья, плоды, а на следующий год из каждой почки вырастет целая ветка со своими листьями, цветами, плодами»
Я.А.Коменский
1) Формирование нового стиля мышления
2) Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность
3) Развитие аналитического, критического мышления.
4) Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации
5) Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
1– я стадия
2– я стадия
Вызов:
3– я стадия
– актуализация имеющихся знаний;
– пробуждение интереса к получению новой информации;
– постановка учеником собственных целей обучения.
Реализация смысла:
– получение новой информации;
– учащиеся соотносят старые знания с новыми.
Рефлексия:
– размышление, рождение нового знания;
– постановка учеником новых целей обучения.
Стадия
Деятельность учителя
Вызов
Деятельность учащихся
Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.
Возможные методы и приемы
Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию до получения нового материала, задает вопросы.
Составление списка «известной информации»:
рассказ-предположение по ключевым словам;
систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;
верные и неверные утверждения;
перепутанные логические цепочки и т. д.
Стадия
Деятельность учителя
Осмысление содержания
Деятельность учащихся
Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».
Возможные методы и приемы
Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.
Методы активного чтения:
маркировка (инсерт);
ведение записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
поиск ответов на вопросы, поставленные в первой части урока.
Стадия
Деятельность учителя
Рефлексия
Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе полученной информации.
Деятельность учащихся
Возможные методы и приемы
Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания.
Заполнение кластеров, таблиц.
Установление причинно-следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы. Организация круглых столов, дискуссий. Написание творческих работ. Исследования по отдельным вопросам темы.
Провести анализ текста
Красный цвет – эмоциональное восприятие текста, непосредственная читательская реакция;
Белый цвет – изложение фактов, описание статистики;
Черный цвет – негативная, критическая реакция определяющая деятельность человека;
Желтый цвет – обращается внимание на положительную деятельность человека;
Синий цвет – аналитический, найти информацию, показывающую значимость человеческого разума;
Зеленый цвет – найти информацию об изобретательской, творческой деятельности человека.
Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными.
Говорите часто учащимся «Не знаю», чтобы они думали сами, были внимательными, не переспрашивали несколько раз.
Не забывайте о том, что учитель не передает знания, а создает условия для их развития!
Важно нормальное, человеческое отношение к ученикам, важна обстановка, в которой они живут.
Ошибка — находка для учителя! Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой.
Эмоциональный отклик лучше вежливого равнодушия, даже пусть нарушение школьной дисциплины.
Не отвечайте за учеников, даже если «поджимает» время.
На каждом уроке организуйте проблему и поиск путей решения.
Больше всего дети утомляются в бездействии.
Почаще ставьте себя на место ребенка.
Учитель должен ориентироваться на глаза своих детей, а не на планы уроков.
Не забывайте, что на уроке продолжается жизнь ребенка!