Предмет: Народное творчество Ленинградской области
Класс: 5
Тема: Масленичные обряды.
Цели урока:
Обучающая: знакомство со старинными традициями русского народного календарного года, в частности проводы Зимы - Масленица, с образцами фольклора, связанными с этим праздником.
Развивающая: развивать умение исполнять народные песни в свойственной им манере, участие в обрядовых действиях. Развитие творческих способностей детей. Активизация художественной фантазии и воображения.
Воспитательная: пробуждение интереса к русскому фольклору и обрядам, уважения к народным обычаям, приобщение к старинным календарным традициям.
Ход урока:
I.Организационный момент: Здравствуйте, добры молодцы, здравствуйте, красны девицы! Давайте сядем рядком и поговорим ладком!
Слайд 1. ( Сообщается тема урока)
II.Основная часть
Слайд 2.
Учитель: Вы уже знаете, что по представлениям наших предков все, что окружало человека, было одухотворено и наделено жизненной силой. Называя небо - батюшкой. А землю – матушкой, крестьянин поклонялся солнцу и луне, почитал огонь и камни, воду и растения. Для установления живых связей с Природой наши предки совершали специальные коллективные действия – обряды. Годовой круг – это круг Жизни Природы:
Весна – детство и юность года
Лето – молодость, пора рассвета
Осень – время собирания плодов, подведения итогов
Зима – завершение Круга Жизни, старость и смерть
И не случайно календарь в народе называли – «Месяцеслов». Части года – сезоны, месяцы, недели имели собственные имена. Собственное имя имели много недель в году – пестрая, всеядная сырная, зеленая…
А мы сегодня с вами поговорим о неделе, которая называется в народе – масляная. По календарю предков – это была последняя неделя, последнего четвертого времени года.
Учитель: Какого времени года ? ( Зимы, последняя неделя)
С давних времен Масленица считалась самым веселым праздником. Он длился неделю, последнюю неделю перед великим постом. Во время, которого, запрещалось есть мясо и другую «скоромную» пищу, петь песни и веселиться.
Учитель: А как вы думаете, почему этот праздник длился 7 дней? Что символизирует число семь в традиционной народной культуре?
Учитель: Это число полноты и совершенства. Семерка - символ духовного роста, отмирание старого, прощание со всем ненужным.
Учитель: Семь дней обрядовой недели имели собственные названия:
Давайте мы с вами мысленно попытаемся прожить эти 7 дней и узнать о традициях, которые чтили русские люди и передавали их поколения в поколение.
Слайд 3
Понедельник: «Встреча».
Широкая Масленица – Сырная неделя!
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!
Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.
В первый день масленичной недели делали куклу – Масленицу, которую величали специальными обрядовыми приговорами:
Дорогая наша гостья Масленица
Авдотьюшка Изотьевна
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, триаршинная,
Лента алая двуполтинная,
Платок беленький новомодненький
Шуба синяя, ластки красные,
Лапти частые, головастые!
Это не просто текст, Это текст в котором кроятся символические благопожелания.
Учитель: как вы понимаете значение слова – благопожелания? ( благо – это добро, достаток и т.п.)
Дуня белая – пожелание прибавления Света ( прибавление светового дня)
Дуня румяная – прибавление Тепла ( красного солнышка)
Коса длинная, триаршинная – пожелание высоких хлебов ( колос= косе)
Лента алая двуполтинная – пожелание влюбленности, «парности»
Платок беленький –пожелание светлого покровительства
Шуба синяя – пожелание «синих вод»
Ластки красные – пожелание прилета птиц
Лапти частые, головастые - Пожелание разумного пути.
Народ двигался по деревне с куклой, на восток, пели величальные песни.
Слайд 4:
Песня: « Мы Весну – красну встречаем…»
Слайд 5-7:
Вторник: «Заигрыши».
"ЗАИГРЫШ" беспечный – ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них – награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!
Обрядовым смыслом этого дня было ускорение движения: Солнце должно было скорее катиться из Зимы в Весну. Именно поэтому в этот день скатывали с высокого склона « горящее « колесо в замерзшую реку. Катались на тройках по полю, с гор на санках, катались на лыжах и коньках. Посреди замерзшей реки устраивали карусель – кружало.
Слайд 8:
Тут СРЕДА подходит – "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники – всё им удаётся.
Пироги и блинчики – всё на стол мечи!
Среда: называлась «Лакомка». В этот день во всех домах пекли блины, угощались сами и угощали гостей. Круглый . горячий и румяный блин символизировал красное солнышко. Блинных начинок должно быть 12, по числу месяцев в году. Обильно угощаясь на Масленицу, наши верили, что весь год проведут в довольстве. Заводили обязательно блинные хороводы.
Слайд 9.
Песня - Хоровод «Блины»
Слайд 10.
А в ЧЕТВЕРГ – раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек – суженых своих.
Четверг назывался « широким». В этот день устраивались «кулачные бои», добрые молодцы сходились « стенка на стенку».
Слайд 11.
В масленицу, на замерзшей реке, сходились мужчины окрестных деревень и шли биться стенка на стенку. Правила на всей Руси были почти одинаковы: сходились стенка на стенку (каждая могла иметь 2, 3 и более рядов); бить в лицо, ниже пояса и упавших запрещалось. Выигрывала та стенка, которая прорывала другую. Кулачный стеношный бой был своеобразной подготовкой воинов.
Слайд 12.
ПЯТНИЦА настала – "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"...
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.
В пятницу зятья ехали к теще на блины.
Учитель : Давайте с вами вспомним, кого мы называем Зять и теща?
Зять – муж дочери или сестры.
Теща - мать жены
Песня «Теща для зятя блины пекла»
На столе у тещи зятя ждала стопка блинов и всевозможные начинки. Верхний блин был сухой. Следовал обрядовый диалог.
Зять: блин то сухой?
Теща: Подмаслить надо! Вот так появилось в народе присловье – « Не подмажешь, не поедешь»
Зять должен был положить на верхний блин деньги, после чего начиналось обрядовое застолье.
Слайд 13.
Близится СУББОТА – "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ
В субботу устраивали «Золовкины посиделки» Собиралась молодежь, самыми любимыми были « поцелуйные игры»
Слайд 14. Игра:
Учитель: Целовались в щечку и обязательно три раза. Как вы думаете, почему поцелуй был троекратный? Троекратный поцелуй на Руси был обычным способом выражения приязни гостю. Гостевой поцелуй — поцелуй особый, наполненный большим смыслом, поскольку гость в Древней Руси — это посланец судьбы, могущий как улучшить, так и ухудшить жизнь хозяев. Обычно, таким поцелуем также награждали близких, родных, хороших друзей после длительного расставания или просто всех знакомых в великие праздники. 3 - Это совершенное волшебное число, за которым стоит ряд русских традиций – трижды постучать по дереву…три девицы, молодца…
Слайд 15.
В воскресенье – Его называли прощенным
ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".
Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...
Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать!
Вся деревня собиралась на пригорке, Обязательными были молодецкие забавы – лазанье по столбу и бой мешками или подушками и зажигала костер.
Слайд 16 -17.
Финальный аккорд масленичных гуляний это сожжение чучела. На чучело привязывали ленточки, тряпочки, как символ всего плохого, что случилось зимой. Костер обычно разжигали из разных ненужных вещей — это символизировало проводы старого и встречу нового, встречу весны. К костру подходили старухи и угощали блинами; через костер прыгали; вокруг водили хороводы, плясали. Разжигание костров могло объединяться с катаниями: сооружали ворота, оборачивали их соломой и зажигали, через них проезжали на лошадях.
Перед тем, как «мысленно» зажечь наше Чучело, давайте вспомним все плохое что произошло с нами или нашими близкими и пусть оно останется в прошлом. ( завязывают ленточки, тряпочки)
Масленице пели прощальные песни.
Слайд 18
Песня « Прощай масленица»
III. Заключительная часть:
Слайд 19.
Учитель: Мы сегодня на уроке познакомились с тем, как наши предки провожали Зиму и встречали Весну. А чтобы эти традиции не забывались, домашним заданием у вас будет: вспомнить то, о чем мы сегодня поговорили на уроке и ответить на вопросы в нашей рабочей тетради. ( задание прилагается). До свидания. До новых встреч.
4