Данный урок выстроен в соответствии с возрастными особенностями учащихся среднего школьного возраста. Большинство учащихся 5 класса имеют хорошие прочные знания, им привиты общеучебные навыки. Проведенный урок – урок развития речи и он занимает определенное место в системе уроков по нравственной тематике. Исходя из этого, целью данного урока является формирование у учащихся представления о многообразии профессий и их взаимосвязи. В задачах урока были затронуты все образовательные аспекты: обучающий: обобщение знаний учащихся о разнообразном мире профессий, расширение представления о значении и содержании различных профессиональных деятельностях; показать важность труда в любой профессиональной деятельности; привитие навыков работы с грамматическими основами, умения работать с текстом; развивающий аспект: развитие интеллектуальных умений (сравнение, обобщение, классифицирование, формулирование вопросов, описывание, объяснение); развитие ассоциативного мышления; воспитывающий: помощь учащимся в осознании ценности совместной деятельности; формирование познавательного интереса к людям труда и их профессиям.
Для реализации поставленных задач в основу данного урока положены некоторые элементы образовательной технологии развития критического мышления, что является в свою очередь одним из способов превращения учения в личностно-ориентированное. На первом этапе урока – этапе
речевой разминки, актуализации знаний и создании мотивации учащиеся знакомятся с учителем задавая наводящие вопросы по данной теме, подбирают синонимы к слову «эрдм» - «профессия». Повторение темы «однокоренные слова» - своеобразная точка активизации учеников и мотивизации к изучению новой темы. Называя профессии родителей и подбирая к ним однокоренные слова учащиеся расширяют лексический запас, систематизируют знания по данной теме. Для меня было важно, чтобы каждый смог принять участие в работе.
Далее на втором этапе – осмысления учащиеся осуществляют контакт с новой информацией. Здесь я считаю было уместно дифференцированное задание (от простого до более сложного): поиск и перевод новых слов, перевод слов и предложений. Вопросы данные в этом задании служили акцентом на поиск дополнительной информации. Моя же задача состояла в отслеживании степени активности и внимательности учащихся. Активные учащиеся награждались медалью «переводчик - орчулач».
На уроке использованы следующие виды режима работы: индивидуальный (режим «Учитель-ученик»), коллективный (режим «Учитель-класс»). Несомненно, такие приемы как «подсказка», поиск ключевых слов, анализ методов художественного выражения и изобразительных средств, опора на личный опыт учащихся позволили сделать атмосферу урока более открытой, а результаты более значимыми для каждого. Хотела заметить, что на этап закрепления прошел в виде с использованием элементов калмыцкой игры в альчики. На уроке калмыцкого языка необходимость использования данной формы работы вполне обоснована и отвечают требованиям СанПин., а калмыцкая музыка под домбру явилась эмоциональным фоном. Таким образом, удалось избежать переутомления учащихся.
Что удалось на уроке?
Удалось:
- решить на необходимом уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;
- избежать перегрузки и переутомления учащихся;
- сохранить и развить продуктивную мотивацию учения и настроения учащихся