kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по художественному труду и изобразительному искусству с методикой обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по художественному труду и основам ИЗО с методикой обучения

Тема: «Аппликация из бумаги. Виды и разновидности».

 Цель: Сформировать представление об аппликации, видами аппликаций, систематизирования знаний о приемах изготовления аппликаций.

Планируемый результат: продукт -  изготовление объемной аппликации из бумаги.

Задачи:

Образовательные

- дать понятие об аппликации, её видах, технологии выполнения и применении,

 Воспитательные:

- воспитание  навыков самостоятельной работы, аккуратности, ответственности за результаты своего труда.

Развивающие:

- развитие  эстетического  вкуса, самостоятельности  и умения работать в нужном темпе, способствовать развитию мыслительных операций (анализ и синтез), способствовать развитию студентов в соответствии с их способностями.

Тип урока: комбинированный.

Особенность урока: интеграция технологии, изобразительного искусства.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.

Методы: словесный, наглядный, практическая работа студентов.

Оборудование: цветная бумага, простой карандаш, ножницы,  ИКТ, презентация «Аппликации», технологические  карты, плакаты, опорные конспекты, образцы аппликаций.

Личностные УУД: Личностные универсальные учебные действия

- Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

 Познавательные УУД:

- систематизирование и расширение  представлений  о новых приёмах ручных  работ;

-соблюдение безопасных приемов труда,  

-соблюдение трудовой и технологической дисциплины,

- развитие конструктивного мышления,

- осознание ответственности за качество результатов труда,

- развитие композиционного мышления.

Регулятивные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации;

- умение осознанно строить речевое высказывание устно и письменно.

Коммуникативные УУД:

- допускать существование различных точек зрения;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по художественному труду и изобразительному искусству с методикой обучения»

Урок по художественному труду и основам ИЗО с методикой обучения

Тема: «Аппликация из бумаги. Виды и разновидности».

 Цель: Сформировать представление об аппликации, видами аппликаций, систематизирования знаний о приемах изготовления аппликаций.

Планируемый результат: продукт - изготовление объемной аппликации из бумаги.

Задачи:

Образовательные

- дать понятие об аппликации, её видах, технологии выполнения и применении,

 Воспитательные:

- воспитание навыков самостоятельной работы, аккуратности, ответственности за результаты своего труда.

Развивающие:

- развитие эстетического вкуса, самостоятельности и умения работать в нужном темпе, способствовать развитию мыслительных операций (анализ и синтез), способствовать развитию студентов в соответствии с их способностями.

Тип урока: комбинированный.

Особенность урока: интеграция технологии, изобразительного искусства.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.

Методы: словесный, наглядный, практическая работа студентов.

Оборудование: цветная бумага, простой карандаш, ножницы,  ИКТ, презентация «Аппликации», технологические карты, плакаты, опорные конспекты, образцы аппликаций.

Личностные УУД: Личностные универсальные учебные действия

- Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

 Познавательные УУД:

- систематизирование и расширение представлений о новых приёмах ручных работ;

-соблюдение безопасных приемов труда,

-соблюдение трудовой и технологической дисциплины,

- развитие конструктивного мышления,

- осознание ответственности за качество результатов труда,

- развитие композиционного мышления.

Регулятивные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации;

- умение осознанно строить речевое высказывание устно и письменно.

Коммуникативные УУД:

- допускать существование различных точек зрения;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.



1 этап: Организационный момент.

 Добрый день уважаемые студенты и преподаватели! Начнем наше занятие с необычного приветствия. Я предлагаю сейчас каждому студенту назвать свое имя и какое-нибудь свое хорошее качество, которое начинается с первой буквы вашего имени. Меня зовут Нина Лазаревна– я наблюдательная. 

Вы назвали все свои хорошие качества, давайте всё это проявим сегодня на уроке, чтобы наше занятие было плодотворным.

2 этап: Актуализация знаний.

Наше занятие я хочу начать с высказывания о творчестве знаменитого писателя Анто́на Па́вловича Че́хова

1 СЛАЙД

...Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют.

Анто́н Па́влович Че́хов

Как вы понимаете это высказывание?

И сегодня на занятие мы с вами будем наслаждаться творчеством , создадим декоративную композицию.

Прежде, чем мы перейдем к теме нашего занятия, вспомним предыдущую тему.

Вашему вниманию предлагается синквейн без первой строчки, где вы должны определить, о чем идет речь и дать полный развернутый ответ.

2 СЛАЙД

Синквейн

1.---------------------------------------------------

2.Печатная, письменная

3.Складывают, режут, рвут.

4.Делаем поделки

5.Китай

Вы догадались, о чем идет речь?

Давайте вспомним какие приспособления используются при работе с бумагой?

Вашему вниманию предлагается терминологический диктант, который предполагает запись не всего текста, а только отдельных слов, словосочетаний или предложений в соответствии с заданием. 

  1. ……-это приспособление, использующееся для нанесения на разные поверхности различных символов, таких как буквы, цифры и разнообразных изображений; также этим термином обозначают изображение, созданное с помощью данного приспособления. (трафарет)

  2. Шаблон – это……..(Пластина с вырезами, по контуру которых изготовляются чертежи или какие-н. изделия, лекало)

  3. Штамп — ………..(ручной инструмент), изготовленный из различных видов материалов, способный выполнять функцию фиксирования события в виде оттиска или переноса красителя на различные материалы:  бумага.


Фронтальный опрос.

Бумага - Материал, предназначенный для письма, печати, рисования и т.п. (обычно изготовляемый из древесной массы).

Виды бумаг:

1. Бумага для печати—наиболее массовый вид бумаг, предназначен­ных для печатания различными методами издательской и изобразительной про­дукции (газетная, типографская, офсетная, для глубокой печати, иллюстраци­онная, картографическая, обложечная, этикеточная и др.).

2. Декоративная — бумага, имеющая окрашенную гладкую, или крепированную поверхность, или поверхность, имитирующую бархат, мрамор, кожу, полотно; это – аэрографная, бархатная, крепированная, мраморная и другие виды бумаг, применяемые для отделки книжных переплетов, оформления книж­но-журнальной продукции.

3. Бумага для письма, машинописи, черчения и рисова­ния — писчая, писчая цветная, тетрадная, почтовая, машинописная, ротаторная, копировальная, чертежная, бумага ватман, бумажная калька, прозрачная чер­тежная бумага, рисовальная и др.

4. Упаковочная и оберточная бумага—бумага для упаковки продуктов на автоматах, упаковочная бумага для сахара, чая, фруктов, стек­лянной тары, текстильной продукции, мешочная бумага, бумага для спичечных коробок, светонепроницаемая бумага для кинофотоматериалов, жиронепроницаемая упаковочная бумага, оберточная, растительный пергамент, пергамин, под-пергамент и др.

5. Впитывающая бумага — впитывающая бумага для хроматографии, промокательная, фильтровальная различного назначения.

6. Бумага-основа — к ней относятся бумаги, используемые в качестве основы для производства многих видов бумаг, бумажных изделий и фибры пу­тем соответствующих обработок, пропиток и покрытий (бумага-основа, основа мелованной, термореактивной, копировальной, парафинированной, пергамента, фотобумаги, фотокальки, абразивной; основа для переводной фольги, облицовоч­ного материала, упаковочной для молочных продуктов, гигиенических салфеток, клееной ленты, склеенного картона и др. 

Свойства бумаги:

Основные печатные свойства бумаги:
- белизна;
- гладкость;
- упругоэластичность;
- пластичность;
- впитываемость;
- непрозрачность;
- незасоренность;
- нрочность поверхностного слоя;
- плоскостность.

Мы с вами вспомнили, что такое бумага, какие свойства и виды бумаг мы знаем. Бумага – это такой материал, который очень часто используется на занятиях по художественному труду в школах и в дошкольных учреждениях.

3 этап: Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности студентов.

Теперь мы переходим к теме нашего занятия, а определить тему занятия я предлагаю вам самостоятельно.

3. СЛАЙД

Среди данных букв найдите слово, которое определяет тему занятия:

КНАЯЧСТПРВХ

ЦИНДРИЪЫЬЯЮ

АППЛИКАЦИЯЩ

ЦУХЧВЮППВОЖ

ДРЫЖЗЕНЫИБЬЮ

Действительно речь сегодня пойдет об аппликации.

Давайте узнаем историю возникновения аппликации.

Послушаем небольшое сообщение, которое подготовила Инна.

4.СЛАЙД

 


Аппликацией из войлока древние кочевники украшали дорожные сумки, конскую сбрую. 



Жители Севера на своих юртах выполняли аппликацию из берёсты.   



Такие женские татарские сапоги украшали аппликацией из цветной кожи.



  
А это — нагрудный узор женского чувашского национального костюма: аппликация из ткани.

В недалеком прошлом в России была очень популярна аппликация, вырезанная из чёрной бумаги. 

Действительно аппликация зародилась очень давно, она появилась, как способ украшения одежды, обуви, утвари, в наше время аппликацию используют не только в оформительских целях, но и для изготовления наглядных пособий, сувениров, декоративных картин, стендов и т.д.





4 этап: Поисково-исследовательский.

Давайте самостоятельно определим, что такое аппликация?

Что собой представляет этот вид творчества – аппликация?

С какими словами у вас ассоциируется слово аппликация? (студенты говорят. преподаватель записывает на доске).

- А теперь мы с вами попробуем разобраться и сформулировать точное определение аппликации. На столе, у каждого есть листок с определением аппликации из разных источников. Давайте прочитаем их вслух. (Вызвать одну студентку для чтения определений и прикрепить листы с определениями на доску). Давайте посмотрим, правильно ли вы подобрали слова к определению аппликации

Посмотрим сколько слов, подобранные вами совпало в определение.

Аппликация:

1.это создание художественных изображений наклеиванием на некоторую поверхность (основу) кусочков какого-либо материала.

2. это один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.


А теперь давайте подробно рассмотрим эти определения. В чём они схожи?

И в первом, и во втором определении есть слова «изобразительная», «изображение». О чём это говорит? (Аппликация должна что-то изображать, нести в себе какое-либо содержание).

С этим видом деятельности вы познакомились еще в детстве и имеете общее представление о аппликации. Поэтому я предлагаю вам самостоятельно поработать по группам, с помощью опорного конспекта, составить ответы в виде схемы, кластера. Каждая группа будет работать по определенной теме.

Студентам раздается краткий опорный конспект об аппликации, студенты составляют краткий ответ: что такое аппликация?(на ватмане расписывают ответ в виде схемы)

1 подгруппа

Аппликация (от лат. «прикладывание») — интересный вид художественной деятельности — это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя (бархат, атлас, шелк)., высушенных листьев…

Классификация аппликации по содержанию.

По содержанию аппликацию разделяют так:

  • по форме

    1. объемная;

    2. плоская;

плоская – все детали аппликации полностью наклеиваются на фон

объемная – детали не полностью наклеиваются на фоне и за счет этого создается объемное изображение.

  • по цвету

    1. одноцветная;

    2. многоцветная;

    3. чёрно-белая

  • по тематике

    1. предметная;

    2. сюжетная;

    3. декоративная

 Аппликация может быть п р е д м е т н о й, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево и т.д.); с ю ж е т н о й, отображающей совокупность действий, событий («Салют Победы», «Наша Родина» и т.д.);   д е к о р а т и в н о й, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсит различные предметы.

Предметная аппликация представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения, передающие обобщенный, условный образ окружающих предметов (стилизованный). Изображаются предметы с отчётливой конфигурацией, простой формой, ясными пропорциями, локальной окраской. 

Декоративная аппликация.
Связана с понятием декоративности (изображения, отличающиеся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью) и представляет собой объединенные по законам ритма, симметрии элементы украшения, декоративные по цвету и по форме (геометрические, растительные т.д.) Важную роль здесь играет орнаментальная композиция. Орнамент характеризуется ритмичностью (повторение одинаковых или чередование разных элементов узора) и бывает бесконечным или замкнутым (ленточная или центрально-лучевая композиция). Еще одно направление декоративной аппликации - шрифтовая аппликация, т.е. оформление заголовков, текстов.

Сюжетная аппликация
Сюжет—это определенное событие, ситуация, явление, изоб­раженное в произведении. Как отбирать сюжеты для аппликации?
Темами для сюжетной аппликации могут служить изображения на открытках, в журналах, книгах. В таких работах в основном совершенствуется технология выполнения аппликации, но огра­ничены возможности развития творчества, фантазии.
Так же как и в других видах аппликации, в сюжетной самый разнообразный материал дают зарисовки с натуры. Накапливать их надо постоянно, чтобы в дальнейшем использовать при со­ставлении композиций.
Сюжетные аппликации могут быть несложными по содержа­нию, композиции и сложными, динамичными по действию, с большим количеством персонажей, предметов, деталей. 



2 подгруппа

Разновидности аппликации из бумаги

Обрывная аппликация.

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение.

Накладная аппликация.

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение.Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

Модульная аппликация (мозаика).

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

Симметричная аппликация.

Этот образ хорош для вырезания образов, имеющих симметричное строение, или для получения двух совершенно одинаковых изображений. «Заготовку»(квадрат или прямоугольник подходящего размера) складываем пополам, держим за сгиб и вырезаем лишь половину изображения.

Ленточная аппликация.

 Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

Силуэтная аппликация.

Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.

3 подгруппа



Аппликация тесно связана с сенсорным восприятием.

Развитию сенсорного восприятия способствует операции по обработки бумаги:

  1. сгибание;

  2. резание;

  3. разрывание и обрывание;

  4. наклеивание.

Алгоритм выполнения аппликации



.1. Выбор темы для аппликации

2. Выполнение эскиза. 
Первый этап
- поиск композиционного решения. 
Второй этап 
- поиск цветового решения.
3. Подбор цветной бумаги

4. Выполнение фона работы: 
Ведётся техниками свободного вырезания, обрывной аппликации, в сложных композициях можно пользоваться шаблонным методом (когда эскиз используется ещё и как шаблон).

5. Выполнение дальнего плана сюжета 
ведётся техникой свободного вырезания, техникой обрывной аппликации, шаблонным методом только сложные изображения.
6. Выполнение среднего плана сюжета 
8. Оформление работы в паспарту или рамку. 

Виды разметки на бумаге при аппликации:

на глаз
по трафарету
по шаблону 
на просвет
через копировальную бумагу
сгибанием

Инструменты и материалы

Ножницы по бумаге с длинной лезвия 8-10 см., ножницы маникюрные с прямыми кончиками, клей ПВА, кисти плоские щетинные №4 и №6, ткань для удаления лишнего клея, клеёнка квадрат ~ 35-50 см. для защиты стола от клея, карандаш чёрно-графитный НВ, ластик, бумага для эскизов, маркер чёрный, картон немелованный белый и цветной, бумага цветная немелованная 3-4 вида, бумага цветная для оригами, пинцет 10-15см., паспарту и рамки для оформления готовых аппликаций.  Могут понадобиться цветные карандаши для распределения цветов аппликации на эскизе.



При подготовке к аппликационным работам руководитель особое внимание обращает на подбор материалов и инструментов.

Бумага. Основной материал для выполнения аппликации — бумага. В наборах цветной бумаги, имеющихся в продаже, часто встречаются красный, синий, зеленый, желтый, черный цвета. Реже встречаются розовый, бордовый, салатовый, голубой, фиолетовый, коричневый, оранжевый и другие цвета. Надо учитывать, что в одних наборах цвета бывают яркие, сочные, насыщенные, в других — тусклые, мрачные, грязных оттенков. Поэтому понравившуюся цветную бумагу приобретают обычно с запасом в несколько разных пачек с возможно большим числом оттенков.

Для аппликаций используют также небольшие цветные кусочки от обложек старых журналов, тетрадей, плакатов.

Картон. Отличными качествами обладает тонкий, глянцевый картон — прессшпан, который легко сгибать, резать, клеить.

Клей. Большое значение при выполнении аппликаций имеет качество клея.

Ответ студентов(выходит один представитель из группы и отвечает)

Определите какая аппликация показана на слайде.

Показ слайда и ответ студентов.



 5 этап: Практическая работа.

Сегодня на занятие, мы с вами будем выполнять объемную аппликацию. Аппликацию из цветной бумаги. Так как вы будущие учителя самопознания, мы создадим коллективную работу на тему: доброты, красоты и любви, потому что ваши уроки направлены именно на эти составляющие духовного и нравственного развития.. Выполним панно « Букет». Потому что цветы – это символ верности, любви, внимания, памяти.

Работать будете в парах, создавая каждый определенный объемный цветок.

Вы будете выполнять каждый свой цветок из цветной бумаги по технологической карте, затем мы составим букет на плоскости, и сочиним небольшое стихотворение к нашей композиции.

Какие инструменты понадобятся для изготовления аппликации?

Для изготовления цветов нам понадобится: цветная бумага, картон, ножницы, клей, т.к. мы работаем с острыми предметами(ножницы), не забываем о технике безопасности. Проявим свое творчество и фантазию.

СЛАЙД

Алгоритм выполнения аппликации

  1. Выбрать фон картона для аппликации (подобрать подходящий оттенок, цвет картона, на который будет располагаться работа).

  2. Выполнить сборку объемного цветка в парах по технологической карте.

  3. Наклеить выполненные цветы на фон, создав композицию.

Прежде чем мы приступим к работе, я предлагаю посмотреть небольшое видео мастер-класс по изготовлению объемных цветов.

Посмотрите пожалуйста видео мастер-класс по изготовлению объемных цветов.

Просмотр видео.

Сегодня на наше занятия пришел человек, который является мастером творческих дел. Тажахметова Б.К. и она продемонстрирует мастер класс по изготовлению объемных цветов.

Приступаем к работе, я тоже приму участие в коллективной работе и выполню аппликацию вазы и липистков цветов.

А во время работы вам поможет музыка Пётра Ильи́ча Чайко́вского «Вальс цветов»

Формируем композицию.

Во время работы студенты пользуются технологическими картами, предложенными преподавателем. (У каждого на столе).

В ходе работы студентов преподаватель организует работу групп, следит за правильным выполнением этапов, контролирует и корректирует действия студентов, проводит фронтальный и индивидуальный инструктаж.

Когда студенты выполнили свою работу, формируют композицию на листе, приклеивая цветы, создавая общую композицию.

Показ коллективной работы. Давайте сочиним стихотворение к этой композиции, используя слова душа, цветы, любовь.

Красивые цветы согрели душу светом

Природной доброты, я Благодарю за это.

Красивые цветы, они - души очарованье,

В них – радость и печаль,

и любви дыханье.



6 этап: Рефлексивно-оценочный.

Итак, сегодня вы познакомились с одним из видом декоративно – прикладного творчества: аппликация из бумаги.

В завершении я предлагаю вам закончить предложение

- Сегодня на занятии я познакомилась….

- Сегодня на занятии я научилась……

7  этап: Информация о домашнем задании.

Обсуждение и запись домашнего задания.

 Выполнить плоскостную аппликацию на тему: «Новый Год»

 Уборка рабочих мест.

Спасибо за урок!








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Югай Нина Лазаревна

Дата: 18.01.2016

Номер свидетельства: 278860

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) "Методическая разработка по изобразительному искусству на тему: "Совершенствование методик преподавания изобразительного искусства". "
    ["seo_title"] => string(142) "mietodichieskaia-razrabotka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-na-tiemu-soviershienstvovaniie-mietodik-priepodavaniia-izobrazitiel-nogho-iskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "239925"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444906431"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Конспект занятия.Осень за окном. "
    ["seo_title"] => string(34) "konspiekt-zaniatiia-osien-za-oknom"
    ["file_id"] => string(6) "244270"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445892377"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Развитие "творческости" детей в ДОУ "
    ["seo_title"] => string(38) "razvitiie-tvorchieskosti-dietiei-v-dou"
    ["file_id"] => string(6) "135475"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416927463"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Проектирование и отделка изделий "
    ["seo_title"] => string(36) "proiektirovaniie-i-otdielka-izdielii"
    ["file_id"] => string(6) "104586"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402735050"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства