• Использование информационных и новых образовательных технологий в образовательном процессе
• Использование информационных и новых образовательных технологий в образовательном процессе
Сейчас период глобальных изменений в национальной политике образования в нашей стране. Это связано с принятием Государственного стандарта среднего профессионального образования и с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. И одна из целей педагога, поиск инновационных форм и методов обучения как способа повышения качества профессионального образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«• Использование информационных и новых образовательных технологий в образовательном процессе»
Использование информационных и новых образовательных технологий в образовательном процессе
Кочкина Л.Н.
Мы живем в столь интересное время, когда современное учебное заведение должно воспитывать готовность молодых людей к «инновационному поведению». Оно уже требует от студентов не анализа, а искусства понимания. И одна из целей педагога, поиск инновационных форм и методов обучения как способа повышения качества профессионального образования. Главное в нем не повторение, подражание, а новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать и самостоятельно решать их.
Сейчас период глобальных изменений в национальной политике образования в нашей стране. Это связано с принятием Государственного стандарта среднего профессионального образования и с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. В зависимости от действий учителя такая педагогика будет иметь большие перспективы.
Выбирая такую перспективу, можно начать с главного: ориентироваться на новые стандарты – это главная из задач, стоящая перед учителем. Еще одна немаловажная задача - повышение педагогического мастерства учителем, путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания.
Качество обучения на уроках определяется по нескольким показателям:
Личностно-ориентированный подход к обучающимся.
Рациональная организация учебного процесса обучающихся, как средство повышения качества знаний.
Формирование мотивации у обучающихся.
Деятельность учителя, направленная на повышение качества знаний.
Использование информационных и новых образовательных технологий в образовательном процессе.
Использование современных методов и приемов обучения.
Высокий уровень профессионализма учителя.
Словом то, что в первую очередь повысит качество образования и поможет дать готовые знания обучающимся.
На чем основана такая уверенность? Дело в том, что повышение качества образования осуществляться не за счёт дополнительной нагрузки на обучающихся, а путем совершенствование форм и методов обучения. Реальность такова, что отбор содержания образования, происходит через внедрение образовательных технологий, которые ориентированы не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучающихся. Это та реальность, которую можно воплотить в современном профессиональном учебном заведении.
На сегодня есть профессиональное понимание ситуации и расчет возможных путей реализации инновационных форм и методов обучения как способа повышения качества профессионального образования. У нас есть стратегия, прогноз и план. Мы не разрушаем старую систему образования, мы создаем новые механизмы инновационной деятельности, ищем творческие способы решения важных проблем, способствуем превращению творчества в норму.
Одним из способов повышения качества знаний обучающихся является организация учебного процесса. Тот факт, что к современному уроку предъявляются высокие требования, не случаен. Урок - это форма организации обучения, важная часть педагогического процесса. На самом деле любой урок обязательно должен органически вписываться в систему работы учителя. Каждый урок непременно должен отличаться целостностью и завершенностью, осуществлять конкретную часть общих задач обучения и давать реальные результаты. Современный урок - это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов. На современном уроке предполагается усвоение максимального объема знаний, творческая активность, широкий спектр практических навыков и умений. И одновременно современный урок - это показатель производительности труда учителя и учащихся.
Чрезвычайно интересно использовать на современном уроке информационные технологии, они развивают у обучающихся умения ориентироваться в разнообразной информации. Обучение на современном уроке происходит через открытие нового, самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности. На уроке могут проходить дискуссии, отстаиваться различные точки зрения, проходить поиск истины. Обучающийся сам проектирует предстоящую деятельность, занимается поиском новых путей решений и способом получения результата. Учитель в этой деятельности занимает опосредованное руководство, управляя проблемно-поисковой деятельностью, исследованием. Задача учителя использовать прогрессивные методики и технологии, искать новые формы и методы работы. Один из методов на современном уроке - это интерактивный метод. Он ориентирован на более широкое взаимодействие обучающегося не только с учителем, но и друг с другом, выполняя интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых обучающийся изучает материал. Этот метод позволяет сделать обучающегося активным участником учебного процесса, развивает его познавательную активность.
Несомненно, современные уроки - это нестандартные уроки. Основная черта нестандартного урока - формирование у обучающихся устойчивого интереса, где присутствуют элементы нового, происходит изменение привычных рамок. Нестандарность в том, что кроме программного, используется и внепрограммный расширенный материал, возможно в нетрадиционном месте или с использованием оригинального дизайна. Используется музыкальное оформление, видео, информационные компьютерные технологии, мультимедийное оборудование. Но для такого урока требуется серьезная предварительная подготовка. Очень важна на нестандартных уроках форма его подачи. Структура такого урока по ФГОС должна быть динамичной с использованием набора разнообразных операций, которые объединяются в целесообразную деятельность. Изначально на первый план выходит эмоциональная составляющая, т. е. подача материала должна быть запоминающейся и яркой с первых его минут. Такие уроки снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие. Но основа на уроке должна быть не развлекательность, а занимательность и увлеченность. Задания на таких уроках также нестандартные. Это и самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи при необычных условиях, когда ранее полученные знания они применяют в незнакомых условиях. Необходимо максимально вовлечь всех в активную деятельность на уроке, это дает множественность мнений, альтернативность, развиваются отношения взаимопонимания.
Новое, быстро развивающее направление ЦОР (ИКТ) - цифровые образовательные ресурсы важнейшая составляющая деятельности - это использование видео-уроков, видео презентаций современным учителем. ЦОР позволяет расширить возможность самостоятельной деятельности, обеспечивает доступ к электронным библиотекам, к различным справочным системам и другим информационным ресурсам, формирует навык познавательно-исследовательской деятельности.
Использование ЦОР позволяет проводить нетрадиционные уроки с высокой степенью дифференциации обучения, повысить эстетический и эмоциональный уровень, обеспечить наглядность и привлекательность.
В итоге нужно отметить, что дают такие нестандартные современные уроки обучающимся? Им интересно посещать такой предмет, легко воспринимать трудный материал, т.к. присутствует яркий наглядный и понятный материал. Появляется понимание анализа, легко сопоставляются события, действия, строятся свои личные предположения и догадки на основе полученных знаний.
А что дают такие уроки учителю? Первое, чего успешно добьется учитель повышение качества обучения за счёт живого интереса к его уроку. Для учителя, что немаловажно, расширяются рамки в использовании разнообразной наглядности: схемы, рисунки, фотографии, тесты, тексты, картины, музыка.
Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную его форму проведения. Но нестандартные уроки не могут повторяться каждый день, т. к. теряется обучающая функция урока. Поэтому учитель должен владеть арсеналом построения разных видов уроков и продолжать поиск инновационных форм и методов обучения как способа повышения качества профессионального образования.