kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экономическая политика в XVIII в.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок активизирует внимание учащихся, развивает читательскую грамотность.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экономическая политика в XVIII в.»

Тема урока: «Экономическая политика в XVIII в.»

Тип урока комбинированный


Цели урока:

Обучающая – охарактеризовать положение России в период реформирования Петра I; показать изменения, произошедшие в экономике в результате реформ.

Развивающая – содействовать формированию у учащихся умения анализировать документы, делать выводы, ставить цели, выделять главное из материала урока; развивать умение высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Воспитывающая – способствовать воспитанию в учениках чувства патриотизма, уважительного отношения к прошлому своей страны; способствовать воспитанию внимания и толерантности.


Формирование УУД:

Личностные воспитание уважения к историческому наследию народов России; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки; формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений.

Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок; развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней.

Предметные развитие умений работать с учебником; овладение понятиями; анализ документов по экономической политике Петра I.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.


Ресурсы урока: учебник, рабочие тетради, карты, атласы


Основные события, изучаемые на уроке: Роль государства в экономике; Развитие промышленности. Мануфактуры; Развитие торговли, транспортных путей и налоговой системы; Развитие сельского хозяйства; Итоги экономического развития.


Основные понятия: Протекционизм, меркантилизм, мануфактура, подушная подать, приписные крестьяне, посессионные крестьяне, отходники, кумпанства, майорат.

.

Основные даты:

1714г.- указ о единонаследии - майорат

1722 г. – ремесленные цеха.

1724 г. – введен таможенный тариф, паспортная система, налоговая реформа.

1718-1724 гг. – введена подушная подать.

  1. Организационный момент

- приветствие, проверка готовности к уроку

  1. Проверка домашнего задания (5 -7 мин.)

Учитель: На прошлых уроках мы познакомились с личностью Петра I и некоторыми его преобразованиями, которые он проводил в период своего правления.

- О каких петровских реформах мы говорили на предыдущих уроках? (Реформы управления, церковные реформы)

- Какова роль и значение государственной реформы Петра I? (Эта реформа способствовала рационализации системы центрального управления)

- В чем заключалось значимость Табеля о рангах, принятый в 1722г.? (Давал возможность любому служащему человеку продвигаться по служебной лестнице вне зависимости от сословной принадлежности)

- Какова суть церковных реформ Петра? (Церковь перестала занимать особое место в управлении государством, стала одним из государственных учреждений, подчинённой светской власти)

-Какой орган государства стал заниматься церковными делами вместо упраздненного Патриаршества? (Правительствующий Синод. Руководил Синодом гражданский чиновник, а не духовное лицо (В1700 г.- Стефан Яворский))

- Каковы взгляды Феофана Прокоповича на верховенства светской и церковной власти? (В своих проповедях провозглашал верховенства светской власти над церковной)

- На какие течения распалось старообрядчество? В чем отличие их взглядов?(Поповщина и беспоповщина. Поповцы признавали необходимость духовенства, церковной иерархии и всех церковных таинств, беспоповцы- отрицали необходимость духовной иерархии и некоторых таинств, проповедовали самосожжение ради спасения души)

Учитель: Мы сегодня продолжим разговор о реформах Петра I.

Любые преобразования, проводимые в государстве, требуют огромных финансовых средств.

-Как вы думаете о каких преобразованиях Петра I пойдет речь сегодня на уроке?

- Какие изменения, по вашему мнению, были необходимы?

-Сегодня мы с вами подробно рассмотрим изменения в экономической сфере. Мне бы хотелось, чтобы к концу нашего урока мы с вами пришли к пониманию, с какой целью царь ввел изменения, и что из этого получилось. Должны сделать вывод каковы были положительные и отрицательные итоги этих реформ.

Для изучения сегодняшней темы мы разделимся на группы. Каждая группа получает задание на урок

1-я группа. Охарактеризует роль государства в экономике (с.40-42), заполняет следующий бланк. Приложение №1

Государство

Физические лица (Купцы-владельцы заводов, ремесленники)

1. __ % открылись на государственные средства.


2.Решало какие товары производить,



________________________________

3. Награждало __________________

____________________________ и подвергало_____________________

______________________________.

4.Главный магистрат должен_______


_______________________________ .


5.Поощряло добычу _____________

_______________________________

______________________________.

6. 1719г. издана «Берг – коллегия» _______________________________

_______________________________.


7. Привлекало иностранцев ________________________________

_______________________________,

готовило _________________________________



1. Освобождались от ___________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

______________________________


2.Мастера ремесленники объединялись в________________.


3.Конфискация имущества или телесное наказание за __________

_____________________________

______________________________

______________________________.


4. В горных школах учили _____________________________

______________________________

_____________________________ .













































Итоги реформ:

2-я группа. Выявляет положительные и отрицательные итоги развития промышленности.

3-я группа. Составляет рассказ от имени жителей петровской эпохи о развитии торговли, транспортных путей и налоговой системы.

4-я группа.Выявляет особенности развития сельского хозяйства при Петре Первом.

Учитель:

- Пока работают группы, давайте послушаем сообщение о деятельности Никиты Демидова.

Выступление учащегося:. Никита Демидов, основатель династии великих российских промышленников, сыгравших немалую роль в истории Алтая (родился 5 апреля 1656 года в Туле. Умер 28 ноября 1725г.). Отец его – Демид Григорьевич Антуфьев – происходил из государственных крестьян и приехал в Тулу из села Павшино, чтобы заняться кузнечным ремеслом.

Его сын пошел по стопам предка и в конце XVII века уже успешно торговал железом и был владельцем железоделательного завода. В то время он был своеобразным уникумом, так как немногие заводы той эпохи находились в руках иностранцев и государственной элиты.

Коренным образом жизнь Никиты Демидова изменилась после встречи с государем Петром I, вокруг которой существует немало легенд. По одной из версий, Никита стал известен царю Петру после того, как починил сподвижнику царя, барону Шафирову, его немецкий пистолет, а также изготовил его полную копию.

Другая версия сводится к тому, что Демидов оказался единственным тульским оружейником, который подрядился в 1696 году выполнить заказ на изготовление 300 ружей по западному образцу.

Так или иначе, но в итоге Петр I сделал Никиту Демидова поставщиком оружия для армии во время Северной войны со Швецией. При этом изготавливаемые промышленником ружья были дешевле и не отличались по качеству от западных образцов. За это государь пожаловал Демидову землю, участок для добычи угля и грамоту, позволяющую увеличить производство за счет привлечения к работам крепостных крестьян.

 начале XVIII века Демидову были переданы государственные Верхотурские железные заводы на Урале. Промышленник известен тем, что он, нарушая запреты, переманивал к себе мастеров с казенных заводов. Кроме того, он задействовал на производстве шведских пленных, знакомых с литейным делом, и укрывал беглых.

Из-за успехов, которые демонстрировал Демидов, сеть его заводов постоянно расширялась, и с 1716 по 1725 год промышленник построил еще пять новых предприятий. При этом, что очень важно, центр производства перемещался на Урал и далее в восточном направлении.

Умер Никита Демидов 28 ноября 1725 года. К тому времени он уже имел статус дворянина.

У промышленника было три сына – Акинфий, Григорий и Никита. Наиболее известным из них стал Акинфий Демидов, который в полном смысле стал основателем горнозаводской промышленности в Сибири. Именно при нем на Алтае начали разрабатываться рудники и строиться заводы, которые затем поступили в ведение государства.

Учитель: Вторая группа перечисляет отрасли промышленности, которые появились и развивались в петровскую эпоху. Находит их на карте. Называет особенности ремесленного производства. Называет положительные и отрицательные итоги развития промышленности. (стр.42-45)

Итоги работы учащихся второй группы: Мануфактуры делились на казенные, купеческие и вотчинные.

Итоги развития промышленности



Положительные

Отрицательные

1. XVII в. – 30 мануфактур; первая четверть XVIII в. – более 200 мануфактур.

2. Бурное развитие металлургической, горнодобывающей промышленности, кораблестроения. Россия вышла на третье место в мире по объему производству металла и стала страной экспортером

3.Россия полностью прекратила импорт оружия.

4.Достаточно высокая оплата труда на мануфактурах

5.Появились крупные ремесленные центры и специализация районов

1. Привлечение подневольного труда (приписные крестьяне (1703г.), посессионных крестьян(1721г.)

2. Тяжелые условия труда, высокая смертность.

3. Отсутствие конкуренции. Как следствие у крупных предпринимателей отсутствовало желание развивать свою отрасль промышленности, поэтому в России и была долгая стагнация



Третья группа: Развитие торговли, транспортных путей, налоговой системы.

Торговля: Развитие всероссийского рынка

Ярмарки: Макарьевская, Свенская, Ирбитская

Центры торговли: Москва, Астрахань, Великий Новгород, Петербург.

Реформы в области торговли:

1724 г. – Таможенный тариф.

Протекционизм

В сельском хозяйстве поощрялось:

-разведение овец и лошадей;

-лесоводство для строительства кораблей и сохранения плодородия земель.

В промышленности поощрялось:

- открытие мануфактур

- поиск железных ископаемых.

Россия превратилась из импортера в экспортера металлов.

Меркантелизм

1724 год – таможенные тарифы на ввоз товаров были увеличены, а на вывоз – снижены. Экспорт из России стал превышать импорт.

Камерализм

1718 год – введена подушная подать с каждого работающего мужчины.



Экспорт: продукты скотоводства — кожа, сало, щетина, со времён Петра за границу пошли продукты горного промысла, по преимуществу железо и медь. Особенным спросом пользовались лён и пенька; торговля хлебом была слабая по причине бездорожья и правительственных запретов отпускать хлеб за границу. Уже в 1726 году объем экспорта продукции из России в 2 раза превосходил объем импорта. Основные страны, с которыми Россия вела торговлю в те времена, Англия и Голландия.

Транспорт: Были построены Волго-Донского, Вышневолоцкого, Ладожского каналы:

  • Вышневолоцкий канал (1709 год). Этот канал соединял реку Тверцу (приток Волги) с рекой Мстой. Оттуда через Ильмень-озеро открывался путь в Балтийское море.

  • Ладожский Обводной канал (1718 год).  Шел в обход Ладожского озера. Этот обход был необходим, поскольку озеро было неспокойным и суда по нему передвигаться не могли.

Развитие финансов: проведение финансовой реформы 1700-1704 годов. Основное внимание в этой реформе уделялось чеканке новых монет, приравнивание количества серебра в рубле с серебром. Сам же вес российского рубля был приравнен к голландскому гульдену. В результате финансовых изменений был увеличен рост доходов в казну примерно в 3 раза. Это было большим подспорьем для развития государства, но сделало практически невозможным проживание в стране.

Налоговая реформа1724г.

В 1718 г. была проведена перепись всего мужского населения для составления списка налогоплательщиков («ревизские сказки», «ревизские души»). Вводилась подушная подать в виде прямого денежного налога, согласно которому помещичьи крестьяне платили 74 копейки в год, государственные крестьяне, посадские люди – 1 рубль 14 копеек в год. Произошло слияние в единое сословие крепостных крестьян, гулящих людей, а также холопов, которые тоже стали платить  подушную подать.



Выступление четвертой группы по теме «Развитие сельского хозяйства»

Рассмотрим какие изменения произошли в сельском хозяйстве России в период правления Петра.

1) Экономика России при Петре I в области сельского хозяйства развивалась по экстенсивному пути. Экстенсивный путь, в отличии от интенсивного, предполагал не улучшение условий труда, а расширение возможностей. Поэтому при Петре началось активное освоение новых пашенных земель. Наиболее быстро земли осваивались в Поволжье, на Урале, в Сибири. При этом Россия продолжала оставаться аграрной страной. Примерно 90% населения проживало в деревнях и занималась сельским хозяйством.

2) Ориентация экономики страны на армию и флот отразилась и на сельском хозяйстве России 17 века. В частности, именно из-за этой направленности развития страны пошло развитие овцеводства и коневодства. Овцы были нужны для снабжения флота, а кони для формирования кавалерии.

3) Именно в петровскую эпоху в сельском хозяйстве начали применяться новые орудия труда: коса и грабли. Эти инструменты закупались из-за границы и навязывали с местным хозяйством. С 1715 каком году Пётр I издал Указ по расширению посева табака и конопли.

Итоги: В результате была создана система сельского хозяйства, при котором Россия могла прокормить себя самостоятельно, а также впервые в истории начала продавать зерно за границу.

4) При Петре I происходит складывание единого класса феодалов – дворянства. Этому процессу содействовал «Указ о единонаследии» 1714 г. Согласно указу дворянские поместья уравнивались в правах с боярскими вотчинами. Дворянское и боярское сословия окончательно сливались в одно сословие – дворян. Они были обязаны получить образование и служить в армии, на флоте, на государственной службе. За это за ними сохранялось право частной собственности на землю, крепостных крестьян. Передавать земельное владение по наследству можно было только одному сыну. Часть дворян, лишенных земли, стала служить государству за жалование и становилась чиновниками.

5) В 1724 г. был установлен паспортный режим.

IV. Закрепление изученного материала

1.Как вы считаете, почему Россия отставала от ведущих европейских стран в начале XVIII века? (Малое число мануфактур, большое количество населения занималось сельским хозяйством, отсутствовала слаженная система торговли внутри страны)

2.Что, по-вашему, являлось главной целью экономической реформы Петра I? (Главной целью постоянно являлось получение как можно больше денежных и людских ресурсов для государственных нужд).

3.Какие итоги экономического развития России в первой четверти XVIII века вы считаете главными и почему? (Переход к новому оборудованию, важен потому, что позволяет облегчить труд и увеличить объем производства. Рост мануфактур, важен потому, что развиваются новые отрасли строительства флота, повышается оплата труда. Изменения во внешней торговле, что позволило сделать Петербург торговым центром).

- Перечислите особенности экономической политики Петра I. Какие преимущества давала проводимая Петром I политика протекционизма? Согласны ли вы с мнением историка С. Ф. Платонова об экономической политике Петра I?

- Докажите на примерах, что развитие рыночных отношений в России тормозилось

крепостнической системой. Используйте мнение историка А. Б. Каменского (см. учебник с.47).

Вывод: По своему масштабу и стремительности реформы Петра I не имели аналогов не только в российской, но и в европейской истории. Реформы Петра I – единственный пример успешных и в целом до конца доведенных реформ в России. Многие петровские преобразования сохранились вплоть до революции 1917 г.

Итогом экономической политики Петра I стал значительный скачок в развитии хозяйства, но главной причиной отставания России от ведущих стран Европы было крепостное право.



V. Домашнее задание § 6. Прочитать, основные понятия и даты записать в тетрадь и выучить

1.С помощью дополнительных источников информации проведите исследование и напишите краткое эссе на тему «Роль Петра I в создании российского флота»

(по желанию задание №2)

2) Составить кроссворд по теме: «Экономические реформы Петра 1».

VI. Рефлексия

Учитель предлагает учащимся обратиться к мнению историка А.Б.Каменского и опровергнуть или подтвердить слова автора. (учащиеся высказывают свои мнения и приводят аргументы) (стр.47)







Приложение №2


Итоги развития промышленности



Положительные

Отрицательные



















































Приложение №3

Третья группа: Развитие торговли, транспортных путей, налоговой системы.

Торговля:




Ярмарки:



Центры торговли:




Реформы в области торговли:














Экспорт:





Транспорт:




Развитие финансов:







Налоговая реформа1724г.













Приложение № 4 «Развитие сельского хозяйства»

1.Экстенсивное развитие






2. Указ 1721г.







3. Новые сельскохозяйственные культуры






4. 1724г. – введена паспортная система







5. 1714г. Указ о престолонаследии












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Экономическая политика в XVIII в.

Автор: Назимова Зулайхо Исмоиловна

Дата: 23.10.2023

Номер свидетельства: 638537

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Урок истории в 7 классе по теме «Внутренняя и   внешняя политика Бориса Годунова»"
    ["seo_title"] => string(87) "urok-istorii-v-7-klassie-po-tiemie-vnutrienniaia-i-vnieshniaia-politika-borisa-godunova"
    ["file_id"] => string(6) "261689"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449166905"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Календарно - тематическое планирование по история Казахстана (11 класс)"
    ["seo_title"] => string(75) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-istoriia-kazakhstana-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "230729"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442245353"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Урок рефлексии по теме "Российское государство в 60-90 гг. XVIII века" "
    ["seo_title"] => string(76) "urok-rieflieksii-po-tiemie-rossiiskoie-ghosudarstvo-v-60-90-ghgh-xviii-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "101959"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402469974"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока на тему "Внешняя политика Екатерины II""
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekturokanatiemuvnieshniaiapolitikaiekatierinyii"
    ["file_id"] => string(6) "313689"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459522672"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Казахстан в середине XVIII веке."
    ["seo_title"] => string(33) "kazakhstanvsieriediniexviiiviekie"
    ["file_id"] => string(6) "302650"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457267567"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства