kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад "Роль родного языка в будущей жизни ученика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на Муниципальном уровне учителей родного языка и литературы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Роль родного языка в будущей жизни ученика"»

МБОУ Муниципальное образовательное учреждение

«Пайгармская средняя общеобразовательная школа»

Рузаевского муниципального района

Республики Мордовия





Доклад:



«Роль родного языка в будущей жизни ученика»

 

 

 

                                         

                                                        

                                                           

 





Подготовила: учитель родного языка

и литературы

Ломаткина Т.М.



Язык – бесценный дар, которым наделен человек. В нем одухотворяется весь народ и вся его история. Вот почему у любого народа в школе обучению родному языку отводится значительное время. Через материнский язык закладывается тот фундамент, который я назвала бы детством родного языка, его изучение прививает «культурность» (т.е. умение говорить и писать). Посредство родного слова от каждого детского сердца протягиваются нити к тому великому и вечному, имя которому – народ; к тайнам его языка, его культуре, славе его многочисленных поколений. Он соединяет человеческие души, историю современности, жизнь предков с нашей жизнью. Через родное слово ребенок становится сыном своего народа. Вот почему воспитывать и творить детство родного языка -  дело весьма ответственное. Не зря К.Д. Ушинский придавал родному языку воспитательное и познавательное значение. Вспомним в связи с этим его вдохновенные слова о родном языке: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу родной груди родного слова. Оно объяснит ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих людей, с обществом, среди которых он живет, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ… Этот удивительный педагог – родной язык – не только учит многому, но учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегченному методу»

Сегодня мало остается людей сомневающихся по поводу необходимости изучать родной язык, как язык матери. Ребенок должен знать свой национальный язык, это закон жизни и природы..

Перед семьей и школой ставятся такие сложные задачи, которые должны сформировать у учащихся целостное и глубокое понимание того, что:

  • Республика Мордовия представляет собой многонациональное государство, в котором все народы проживают в мире и добром согласии;

  • любовь к своему народу, к своему родному языку невозможна без уважения национальных культур других народов;

  • полное приобщение к национальной культуре невозможно без знания родного языка.

        Современный подход к обучению родного языка состоит в том, что в идеале мы учим не столько общению, сколько воспитываем личность, гармоничную, и, как того требует жизнь, социально-адаптированную. Воспитание личности требует, чтобы мы говорили с детьми на родном языке так, и на такие темы, когда они не могут оставаться равнодушными к происходящему на уроке. Этого можно добиться более успешно с привлечением таких дидактических материалов, как хорошие тесты, произведения живописи, музыки. Они помогают ребятам выражать свое мнение по теме разговора, формировать свои мысли, сформированная мысль - это и есть настоящая речь.

        Для того, чтоб ребенок успешно учился, нужен не только определенный запас знаний и умений. Гораздо важнее желание и умение учиться. А для этого в свою очередь необходимо развивать у ученика такие качества, как память, внимание, умение анализировать.

Основная цель обучения родному языку состоит в формировании у учащихся речевых умений в различных видах речевой деятельности. Речевые навыки и умения достигаются путем определенной системы упражнений.

Игровые упражнения являются наиболее эффективным средством активизации формирования   у  учащихся речевых умений, навыков и в целом речи. Я стараюсь знать, какая игра и для какого класса подходит больше. Тщательная проработка игр в распределении их по темам поможет мне сделать весь процесс обучения более интересным и более эффективным.

Каждый педагог должен определять основные направления воспитательной работы с детьми на основе их социальных, культурных традиций. Важно научить ученика понимать и ценить не только собственную национальную культуру, но и своеобразие других культур, воспитывать в духе уважения ко всем народам .

     Поэтому   большую роль в сохранении родного языка приобщении детей к культурному наследию, духовным ценностям народа, населяющих Мордовию, играют уроки родного языка, на которых изучаются традиции, обычаи, обряды того или иного народа.  Я   всегда стараюсь прививать к ученикам уважение и любовь не только к своему языку, но языкам других народов.

      С раннего детства мы слушали сказки, рассказы, предания наших бабушек и дедушек, в которых ярко воссоздается красота родного края .

   Бабушки исполняли нам песни, рассказывали сказки, учили нас жизни своими пословицами, поговорками, объяснили приметы, которые несут не только познавательный, но и эстетический потенциал. Но ситуация сегодня изменилась. Современные условия почти полностью вытеснили из жизни детей школу бабушек и дедушек, которая играла огромную роль в воспитании, любви к родному языку, истории, традициям. И сегодня, уже ни у кого не вызывает сомнения та огромная роль, которую играет урок родного языка в развитии личности ученика.

        Я не давно ,пятый год, занимаюсь преподаванием родного языка, учу, знакомлю учеников с его красотой и поэтичностью. Мои искреннее желание превратить уроки мокшанского языка в уроки душевной радости, отдыха для наших детей.

 При обучению мокшанскому языку и мордовской литературе я ставлю перед собой такие цели:

1. Привитие интереса детей к изучению мокшанского языка.

2. Развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к мокшанскому языку, сохранение чистоты мокшанского языка как явления культуры.

3. Увеличение словарного запаса учащегося.

4. Соблюдение основных орфоэпических, лексических, стилистических норм мокшанского языка.

      При обучении детей родному языку, мы учителя, встречаемся с трудностями такого характера. Не секрет,   что многие родители, мордовской национальности общаются со своими детьми только на русском языке. Хотя между собой они говорят на своём родном языке. Это ведёт к тому, что дети рано или поздно (даже если оно знали родной язык) совсем перестают говорить на нём , полностью переходя на русский. (Пример Диана) В последние годы эта ситуация исправляется. Дети русской и других национальностей желают изучать языки коренных народов Мордовии, познакомиться с их богатым культурным, литературным наследием.

         Поэтому с первых лет работы в школе я стала искать, придумывать игры: дидактические, ролевые, настенные и настольные, индивидуальные и коллективные. Большое значение уделяю краеведческому материалу. Провожу серии уроков-путешествий, посвященных Республике Мордовия, нашему району, родному селу. На этих уроках дети узнают многое о своей родине, о знаменитых людях - наших земляках. У них впервые, может быть,

возникает чувство гордости, сопричастности к тому, чем живут взрослые .

     В работе с родителями стараюсь опираться на детей, как на своих сообщников: прошу их рассказывать о том, что они узнают на уроке- пересказать сказку, легенду,   спеть песню, рассказать стихотворение.

Нередко родители узнают что-то о своём народе от своих детей.

Много времени уделяю работе с тестами. Детям очень нравиться. Веду большую индивидуальную работу с детьми ,затем выбираю участника олимпиад.

К индивидуальным видам внеклассной работы, используемых в 5-6 классах, относятся: заучивание наизусть стихотворений, работа над ролью (при подготовке инсценировок к утреннику), подбор языкового материала (эта работа выполняется преимущественно в письменной форме), чтение детских книг, сказок на мокшанском языке и некоторые другие. Все эти виды индивидуальной работы являются по существу подготовительным этапом к проведению групповых занятий ( экскурсии в библиотеку, на природу, викторины и др.)

Массовых (утренники мокшанского языка, праздники сказки, детской книги или поэзии, выставки детских книг, лучших тетрадей, детских рисунков, конкурсы на лучшую тетрадь, письменную работу или на лучшего чтеца, олимпиады, дни мокшанского языка) и другие виды внеклассных мероприятий.

Игры-упражнения, шарады, интересные вопросы являются своеобразной формой грамматических упражнений тренировочного характера и помогают учащимся глубже осознать текущий материал и убедиться в практической пользе грамматики. В занимательной форме можно и повторять пройденный материал, и закреплять текущий материал, и знакомить с еще не изученными грамматическими темами.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия (самостоятельное составление кроссвордов, шарад, интересных задач). Такие занятия не только расширяют и углубляют знания, но и прививает любовь к внеклассной работе, воспитывает языковое чутье, развивает смекалку и сообразительность, творческие способности и творческое мышление.

Подобно олимпиадам, творческий характер носят также различные конкурсы. Это могут быть конкурсы на самый грамотный диктант (для каждого класса дается свой текст несколько повышенной трудности), лучшую стенную газету, лучшее чтение стихов, лучшую тетрадь по мокшанскомуязыку (учитывается грамотность и опрятность) и т.д.

В целях привлечения интереса к языку как можно большего числа учащихся широкое распространение получили такие ее виды, как День мокшанского языка или Неделя (Декада) мокшанского языка.

Провела конкурс рисунков «Край мой, Мордовия моя!». Учащиеся с 5- 11классы приняли активное участие в конкурсе чтецов «Любимый край, мордовская сторонка».

К другим, не мене важным и интересным видам работы я отношу, это работа с журналом «Якстерь тяштеня». В 2013 году с учениками 5 класс при изучении темы Знакомство журналом «Якстерь тяштеня», решили написать письмо и со своими рисунками отправили. Через некоторое время напечатали рисунки, всем было интересно и приятно .мы и сейчас стараемся посылать свои работы.

Приняли участие в Межрегиональном конкурсе сочинений «Национальный герой моего народа», ученик 11 класса Куркин Денис стал победителем. В этом учебном году победитель на муниципальном олимпиаде Ломаткина Диана. Призер Гунина Анастасия. Каждый год у меня есть призеры на олимпиаде.

Огромный интерес вызвали у учащихся подготовка и проведение внеклассных мероприятий: “1000 киза Россиять мархта», « 1000 лет – это вечности миг во Вселенной», «Край мой, Мордовия моя» и т.д. Проведению этих мероприятий предшествовала огромная подготовительная работа. Дети учили стихи, песни ,подготовили танец и сценки. К подготовке и проведению внеклассных мероприятий стараюсь привлечь как можно больше заинтересованных, влюбленных в идею людей: учителей- предметников, библиотекаря, обучающихся и родителей.

Важно следить, чтобы между уроками и внеклассными занятиями с точки зрения содержания материала была определённая преемственность. Большую пользу приносит обучающимся такая организация внеклассной работы, когда классные занятия по характеру изучаемого материала несколько опережают внеклассные. Я привлекала к участию каждого ученика класса, находя для него нужную роль, никто из моих учеников не оставался в стороне.

Чем активнее проявляются и развиваются в воспитательном процессе творческие способности ребенка, тем активнее и успешнее будет его жизненная позиция в дальнейшем. А мы, учителя, работающие над развитием творческих способностей обучающихся на уроках и во внеклассной работе, должны помнить:

- Надо быть терпеливыми. Не ждите «быстрых» результатов, они обязательно будут, но не торопите события.

- Необходимо помнить о доброжелательности. Оценивание детских работ – дело очень деликатное.

- Нужно всегда помнить о равноправии. Каждый ребенок имеет право на творческое самовыражение, поэтому нельзя делить детей на талантливых и «остальных».

- И самое главное – творите сами! Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.




 

 

 

 

 

 






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад "Роль родного языка в будущей жизни ученика"

Автор: Ломаткина Татьяна Максимовна

Дата: 18.09.2020

Номер свидетельства: 557807

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Доклад на тему «Развитие связной речи на уроках русского языка в 5 – 6 классах» "
    ["seo_title"] => string(84) "doklad-na-tiemu-razvitiie-sviaznoi-riechi-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "116455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412495281"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Доклад на тему:  «Об организации обучения иностранному языку на начальном этапе в условиях модернизации содержания образования»"
    ["seo_title"] => string(124) "dokladnatiemuoborghanizatsiiobuchieniiainostrannomuiazykunanachalnometapievusloviiakhmodiernizatsiisodierzhaniiaobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "300253"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456680257"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "доклад"Формирование  гражданской активности и социальной  ответственности учащихся " "
    ["seo_title"] => string(92) "doklad-formirovaniie-ghrazhdanskoi-aktivnosti-i-sotsial-noi-otvietstviennosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "109936"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405258491"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства