Здоровье учащихся и педагоговЗдоровье учащихся и педагоговЗдоровье учащихся и педагоговЗдоровье учащихся и педагоговЗдоровье учащихся и педагоговЗдоровье учащихся и педагоговЗдоровье учащихся и педагоговЗдоровье учащихся и педагоговЗдоровье учащихся и педагоговЗдоровье учащихся и педагоговЗдоровье учащихся и педагоговЗдоровье учащихся и педагоговЗдоровье учащихся и педагоговЗдоровье учащихся и педагоговЗдоровье учащихся и педагоговЗдоровье учащихся и педагоговЗдоровье учащихся и педагоговЗдоровье учащихся и педагоговЗдоровье учащихся и педагоговЗдоровье учащихся и педагоговЗдоровье учащихся и педагоговЗдоровье учащихся и педагоговЗдоровье учащихся и педагоговЗдоровье учащихся и педагоговЗдоровье учащихся и педагоговЗдоровье учащихся и педагоговЗдоровье учащихся и педагоговЗдоровье учащихся и педагоговЗдоровье учащихся и педагогов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Здоровье учащихся и педагогов »
Карпенко М.Т.
КГУ «Пионерский детский дом для детей-сирот»
с. Пионерское, Осакаровского р-на Карагандинской области
ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ
К системе образования в настоящее время предъявлен новый социальный заказ: охрана здоровья обучающихся, воспитание здоровых граждан общества.
Однако, к настоящему времени сложилось противоречие между всё более возрастающими потребностями общества в физическом и интеллектуально здоровом подрастающем поколении и реальной моделью учебно-воспитательного процесса.
В современных условиях кроме традиционного влияния светового, воздушно-теплового режимов, подбора учебной мебели дополнительно сформировались новые факторы риска ухудшения здоровья школьников:
интенсификация обучения, в том числе с ТСО;
переход на новые формы и методы обучения;
учебный стресс;
снижение двигательной активности и еще более выраженная гипокинезия школьников;
несоответствие гигиеническим требованиям учебных изданий;
социальные условия, в том числе увеличение числа неполных семей, семей с низким душевым доходом;
нездоровые формы проведения детьми свободного времени;
недостаточная информированность учителей о ЗОЖ.
Установлено, что среди факторов, влияющих на состояния здоровья детей, от 6 до 15% в начальной школе и от 20 до 26 к концу обучения приходятся на условия внутришкольной среды.
В настоящее время ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой, так как осложняется процесс обучения, снижается качество знаний, замедляется психическое и физическое развитие детей, происходят отклонения в их социальном поведении.
Образование направлено на достижение триединой цели: обучение воспитание и развитие.
1. При подготовке урока, чтобы он стал здоровьесберегающим, учитель многое должен учесть. Важны такие факторы, как правильная организация урока, распределение интенсивности умственной деятельности, знание особенностей восприятия детьми различных видов информации, учет пиков и спадов работоспособности.
Не секрет, что учитель прилагает определенные усилия, чтобы на уроке соблюдалась необходимая дисциплина. От учителя при этом требуется выдержка, самообладание, владение различными педагогическими приемами и коммуникативными техниками. При этом учителю необходимо учитывать возрастные и темпераментные особенности учащихся. Урок не должен приводить к сильному и выраженному утомлению ни учащихся, ни учителя. Для предотвращения утомления опытный учитель применяет творческий характер обучения. Ведь обучение без творческого заряда – неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья.
К психолого-педагогическим технологиям здоровьесбережения относятся:
создание благоприятного психологического климата на уроке: нужно строить урок так, чтобы всем детям было комфортно, при этом ребята меньше утомляются;
на уроке должна быть доброжелательная обстановка, чтобы каждый ребенок желал высказаться, чтобы ребёнок не чувствовал дискомфорта;
рациональная организация урока, как основной формы обучения с оптимальным сочетанием различных методов, приемов и средств обучения, ведущих кратчайшим путем к достижению целей урока, совершенствование типологии и структуры урока, повышение познавательной активности учащихся на уроке.
Не менее важен эмоциональный климат урока. О том, что «хороший смех дарит здоровье», сказано не мало. Учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Постоянная серьезность – признак психологического нездоровья учителя. Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит, с позиции здоровьесбережения, не меньше физкультминутки.
Для учителя особенно важны культура речи, чёткость формулировок, последовательность и ясность изложения мысли. Учитель должен обращать внимание на то, как он держится в классе, как эмоциональное состояние отражается на речи. Пример учителя – образец для учащихся, причем, во многом на подсознательном уровне.
2. В основополагающих документах школы прописаны обязанности сотрудников школы и учащихся. Напомню, в обязанности сотрудников школы входит: не применять к учащимся физического и психологического насилия; не заставлять учащихся выполнять тяжелые работы, которые могут нанести вред здоровью детей.
В обязанности же учащихся входит соблюдение и сохранение чистоты во всех помещениях школы и на её территории; сменная обувь, соответствующий статусу учащегося школьный вид.
К сожалению, в обществе с особым азартом муссируются единичные факты нарушения обязанностей учителями, и совсем не говорится о причинах падении норм поведения в ученической среде, или виновный один – учитель. Вызывающий внешний вид, яркий макияж, плевки на полу школы, грубость и мат в ответ на замечание или за глаза, курение в туалете и на территории школы, приход в школу в состоянии алкогольного опьянения, неуправляемая психика после употребления насвая — эти примеры имеют место быть и в благополучных школах. Как реагировать на все эти проявления? Ответ неоднозначный! «Один из рычагов воздействия — не оставаться равнодушными, будь это урок, перемена или ты просто проходишь мимо, говорить, обсуждать эти неприятные темы, а не скрывать факты и виновных», — считаю я. Только сообща с родителями, подростками, мы, школьные учителя, медики, психологи и социологи, можем добиться улучшения тревожной ситуации.
Зрение — самый мощный источник наших знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребенка и глаза учителя заслуживают бережного отношения. Для классного руководителя проблема усадить всех близоруких детей за первую парту. Их больше, чем посадочных мест! А ведь причиной близорукости является перегрузка органа зрения, ослабление организма ребенка в результате перенесенного заболевания, низкий наклон к тетради или книге. Правильная осанка должна формироваться с первого дня в школе. С возрастом тяжело исправить искривление позвоночника, неправильную манеру сидеть за стулом.
Каждый из нас знаком с комплексами упражнений для улучшения мозгового кровообращения, снятия утомления с плечевого пояса, зрительного напряжения. А вот используем ли мы их в своей работе? Могу поделиться с коллегами своими находками.
Здоровьесберегающие технологии — это многие из знакомых нам приемов и методов работы, технологий, подходов плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что образование осуществляется по здоровьесберегающим технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решаются задачи сохранения здоровья как учащихся, так и педагогов. Желаю всем нам физического, интеллектуального и психологического здоровья.