Просмотр содержимого документа
«Взаимосвязь форм, методов и средств обучения»
ВЗАИМОСВЯЗЬ ФОРМ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Эффективность использования средств зависит от способов сочетания их с содержанием и методами обучения. Связь средств и методов неоднозначна: средства чаще всего могут использоваться с различными методами, и наоборот, для использования одного метода можно подобрать несколько адекватных средств. Это обусловлено тем, что одни и те же методы и средства часто используются для достижения различных: целей: объяснения, закрепления, формирования и т. д., а также созданием общих средств обучения: ТСО, ИСО, унифицированных (единообразных) стендов для демонстрации экспериментов и лабораторных практикумов.
Методы и средства должны соответствовать цели, содержанию и закономерностям обучения. Обучение - коммуникативно-деятельностный процесс, в котором коммуникация (общение) сочетается с учебной деятельностью (работой) учителей и учащихся. Коммуникация - это процесс кодирования (в терминах речи учителя), передачи (написания и произнесения) и приема (понимания и начального запоминания) учебной информации. Коммуникация - форма обмена информацией. Общение - межличностный процесс обмена содержанием информации, в котором проявляется активность учителя и учащихся. В общении происходит обмен знаниями, духовными ценностями, установками, побуждениями. Общение влияет на эмоциональную, волевую и интеллектуальную сферы личности, оно может поднять или испортить настроение, возбудить или успокоить, воодушевить или вызвать уныние. В общении проявляется духовная культура человека, уровень его развития, воспитания и образования. Учебная работа есть процесс решения задач, проблем, вопросов, выполнения тренировочных и контрольных упражнений. К средствам учебной работы относятся оборудование учебного кабинета, лаборатории, средства организаций и управления, информационные средства обучения.
В общении и в совместной с учителем учебной работе учащиеся усваивают культурные формы поведения, употребление средств и методов рассуждения, овладевают различными языковыми средствами, знаками и их значениями, которые могут быть общеупотребительными, привычными, но могут быть созданы для целей урока.
Цели и содержание в коммуникативно-деятельностном процессе во многом предопределяют характер взаимосвязи средств и методов обучения. Содержание всегда должно быть адекватно цели. В зависимости от цели - обреза результата - можно выделить пять основных видов взаимосвязи средств и методов, определяющих обучение в целом и характеристики результатов как продукта познавательной деятельности.
Кроме познавательной деятельности в обучении не менее существенную роль играет общение. Содержание (тема урока) является общим элементом познавательной деятельности и общения. Однако методы и средства деятельности и общения существенно различаются. В деятельности используются в основном методы и средства решения задач: алгоритмы, схемы, методы изображения и расчета. В общении применяются методы коммуникации: беседа, объяснение, наглядность.
Речь как средство общения является компонентом взаимосвязи преподавания и учения. Она используется в обучении и воспитании в следующих функциях: коммуникации, понимания, номинативной (наименования предметов), когнитивной (познавательной), развития речи и мышления. В речи учителя существуют следующие аспекты: информационный, логический, воодушевляющий, убеждающий, призывающий к действию и развлекающий (уставших) учащихся. В речи могут присутствовать один или несколько этих аспектов, которые становятся ее характеристиками. Каждая характеристика проявляется в речи с помощью соответствующих методов и средств, входящих в арсенал педагогического профессионализма учителя.
В общении учитель выражает себя всего целиком: свою душу, интеллект, эмоции, волю, характер, темперамент, филологические способности, отношение к учащимся и к учебному предмету. Учащиеся улавливают в речи учителя прежде всего отношения и эмоции. На любовь они отвечают любовью, на равнодушие - равнодушием и т.д. Учитель, который любит и умеет эмоционально и содержательно говорить, побуждает учащихся личным примером к овладению речевыми средствами общения.
Речь учителя вызывает ответную реакцию учащихся, в которой также можно выделить интеллектуальную, эмоциональную и волевую составляющие. Эмоциональное воздействие речи учителя на учащихся существует объективно, но учитель, зная закономерности этого явления, может направить его в желательном русле. Эмоции учащегося взаимодействуют с эмоциями учителя, возбуждаются им. Речь учителя активизирует познавательные установки, мотивы и интересы учащихся. Положительные эмоции возникают у учащихся, когда учитель проводит границу между добром и злом, пробуждая чувства справедливости, великодушия, гуманизма, сострадания слабым, подчеркивает свое уважение к аудитории и к каждому учащемуся.
Одно из основных условий стимуляции и поддержания познавательного интереса учащихся - глубокое знание учителем содержания изучаемого предмета. Чем лучше учитель знает предмет, том интереснее и яснее он его излагает. Поверхностное знание приводит к изложению общих мест, объяснение становится путаным, а примеры - примитивными и скучными. Другое условие развития интереса - использование взаимосвязи содержания, средств и методов для стимулирования мотивации. Общеизвестные истины следует связывать с новыми фактами и современными проблемами, а существенно новую информацию излагать с опорой на жизненный опыт и усвоенные знания. Стимулирует интерес также уподобление (аналогия) и противопоставление (контрастирование), благодаря которым учитель сравнивает, устанавливает сходство и различие явлений и предметов.
Важным средством стимуляции интереса является изложение темы в ее развитии, выделение логики и борьбы противоречий. Речь учителя в этом случае состоит из связанных между собой предложений, причем выделяется логика этой связи, так что перед учащимися разворачивается последовательная цепь поступательного развития мысли. Если при этом учитель на каждом этапе развития выделяет возможные альтернативы, то возбуждается любознательность - двигатель умственной активности. В развитии каждого явления присутствуют противоречия, выливающиеся в конфликты, порождающие борьбу и различные драматические события. Красочное описание борьбы мнений и концепций, драматизация речи учителя также возбуждают познавательный интерес.
Воздействие на интеллект достигается путем использования логических доводов. Обоснованность, убедительность увлекают учащихся логикой доказательства, понятностью изложения, использованием индукции и дедукции, суждений, примеров, статистических данных, компетентных мнений и цитированием авторитетов.
Средства обучения могут быть введены в учебный процесс двумя способами. В первом случае учитель использует их на уроке "в готовом виде", как они объективно существуют в культуре и изложены в учебнике. Во втором случае он конструирует их в совместной деятельности с учащимися на уроке в процессе решения теоретической задачи в общем виде и затем разрабатывает алгоритм применения и конкретизации.
В настоящее время в практике обучении широко распространены три подхода к разработке, конструированию и использованию средств обучения. Согласно первому, средства не влияют на качество знаний учащихся, поэтому их использование не обязательно, достаточно ясного объяснения, доски и мела. Все остальные средства создают известный комфорт, без которого можно и обойтись, чтобы не баловать детей. В этой позиции явно недооценивается роль практической деятельности учащихся, игнорируется явление интериоризации и преувеличивается значение механического заучивания. Главной признается умственная деятельность по образцу, а речь рассматриваете в основном как средство выражения мыслей. Этот подход следует считать морально устаревшим.
Второй подход абсолютизирует роль средств обучения, которые рассматриваются как главные, единственно обеспечивающие достижение цели, а все остальные компоненты (образы, методы, организация) должны соответствовать и обуславливаться спецификой средств обучения. Преувеличение роли средств обучения можно рассматривать и как негативную реакцию учителей-новаторов на первый подход. Учителя, исповедующие эту позицию, как правило уделяют большое внимание оборудованию учебного кабинета, постоянно разрабатывают и изготовляют новые средства вместе с учащимися. Они справедливо считаются учителями-новаторами, обеспечивают высокое качество знаний и имеют заслуженный авторитет у учащихся и их родителей.
Третья позиция состоит в том, что средства обучения рассматриваются прежде всего в системе деятельности учителя и учащихся. Они выполняют определенные функции и обеспечивают (вместе с другими компонентами) определенное качество знаний и умственное развитие учащихся. Разработка и использование новых средств обучения неизбежно ведет за собой изменение состава действий и операций, и если новые действия более эффективны, то улучшается качество знаний и повышается уровень умственного развития учащихся.
Учителя-новаторы часто изготавливают новые средства обучения совместно с учащимися, причем все единодушно отмечают, что при этом качество знаний учащихся существенно улучшается. Этот вывод теоретически следует из известной дидактической закономерности о том, что качество знаний зависит от использованных в учебной работе средств учения (орудий познавательной деятельности). Новые средства учения и связанные с ними изменения в содержании и организации познавательной деятельности улучшают понимание, запоминание и применение знаний. В процессе изготовления и использования новых средств учения происходит умственное развитие учащихся, ибо осуществляется взаимодействие новых средств с учебной информацией как специальная цель обучения.