kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние взрослых на психическое развитие детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. В связи с особой воспитательной ролью семьи мне хотелось бы подробнее рассмотреть вопрос о влиянии взрослых на психическое развитие детей. Рассмотрение данного вопроса и будет являться целью моей исследовательской работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Влияние взрослых на психическое развитие детей»

Содержание


Введение………………………………………………………………..……3 Глава 1.Обзор психолого – педагогических вопросов по проблеме: «Влияние взрослых на психическое развитии детей» ………………………….4

§1.1. Раннее детство и его психологическая характеристика

§1.2. Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей

1.2.1 Классификация типов семейных

отношений…………………………………………………………………..11

1.2.2 Классификация стилей воспитания…………………………………14

Глава 2. Практическая часть.

§2.1 Методика измерения родительских установок и реакций..………..18

§2.2 Тест – опросник родительского отношения… … … … … … … …19

Заключение….………………………………………………………… …..21 Литература……………………………………………………………… ...22













Введение

Вопросу воспитания, ввиду его несомненной значительности, всегда уделялось и уделяется значительно внимания. Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его непосредственного рождения и кончая, порой, его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. Свои первые жизненные уроки человек получает в семье, именно в семье под влиянием сложившегося окружения начинает происходить и формирование его будущего характера.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания

обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В связи с особой воспитательной ролью семьи мне хотелось бы подробнее рассмотреть вопрос о влиянии взрослых на психическое развитие детей. Рассмотрение данного вопроса и будет являться целью моей курсовой работы.





Глава 1

Раннее детство и его психологическая характеристика.

Современная психология утверждает, что раннее детство – это возрастная ступень, которая имеет первостепенную важность для человека. Никогда в дальнейшем ему не удастся уже столько достичь, приобрести в своем психическом развитии, как в эти годы. Ребенок не только овладевает прямохождением, и он уверенно, ловко движется. Он не только усвоил речь, но оказывается способным применять в процессе общения сложную игру личных местоимений. Он не только умеет любить и бояться, но с силой, свойственной слабым, с гневом и капризами упорно проявляет свою личность, демонстрирует, на что способен.

Детям раннего возраста свойственна непосредственность, импульсивность поведения; они действуют под влиянием чувств и желаний, которые важны в данный момент.

Однако постепенно ребенок овладевает правилами поведения, учится подчинять свои желания необходимости, контролировать свои и чужие поступки. Особую роль в жизни преддошкольника играют чувства. У ребенка раннего возраста проявляется целая гамма чувств: любовь и привязанность к близким людям, смущение по отношению к незнакомым, огорчение при неудачи, страх и т.д.

Эмоциональное состояние ребенка на протяжении первых лет жизни очень неустойчиво. Малыш легко переходит от палача к смеху и наоборот, поэтому его легко успокоить. Поведение ребенка целиком зависит от внешних обстоятельств.

Дети хорошо понимают настроение близких им людей.

Развитие эмоциональной сферы ребенка, богатство и разнообразие возникающих у него чувств по отношению к окружающим людям является существенной предпосылкой для формирования личности.

К концу третьего года жизни развитие высшей нервной деятельности обеспечивает умение заняться предлагаемой взрослыми деятельностью.

Предметная деятельность становится ведущей в психическом развитии ребенка: в ней особую роль занимает деловое общение ребенка с взрослыми. Речь становится средством общения. Ориентиром поведения стали оценочные отношения взрослых.

Важнейшим новообразованием раннего детства является переход к обозначению себя личным местоимение – «я сам», появилось осознание себя как личности.

Именно появление речи на границе младенчества и раннего детства значительно расширяет возможности общения ребенка со взрослыми. Между ними возникают новые отношения, которые можно назвать отношениями сотрудничества. Ребенок начинает действовать с предметами вмести со взрослым. Приобретения, которые делает малыш на протяжении двух лет, поистине огромный. Главнейшие из них те, что определяют развитие его психики, - это овладение прямой походкой, развитие прямой деятельности, овладение речью. И помощь взрослых в приобретении этих наук является самой главной.

Психологи выделяют возраст от года до трех как время, когда в деятельности ребенка главенствующую роль играет так называемая предметная деятельность. Ребенок складывает пирамидки из колец, учится обращению с разнообразными сборно – разборными игрушками. На помощь ребенку всегда приходят взрослый. Он показывает малышу, как надо действовать, обращает внимание на ошибки, учит добиваться правильного результата. Рано или поздно ребенок действием овладевает, примечательно, что выполняться оно может разными способами и способы эти не равноценны.

Все зависит от того, какова помощь взрослого. Если малышу дали только образец действия, многократно разбирая и собирая пирамидку у него на глазах, скорее всего, он запомнит место, на которое попадает каждое кольцо при разборке; разбирая пирамидку сам он запоминает, куда он кладет кольца, и старается нанизать их снова точно также. Возможен и другой вариант – взрослые обращают внимание ребенка на ошибки и на их исправление. В этом случае наиболее вероятно, что он начнет действовать путем проб, замечая допущенные ошибки и исправляя их.

Но есть и третий способ: можно научить ребенка предварительно примеривать кольца, выбирать самое большое из них. Тогда малыш научится подбирать нужные кольца надевать их на стержень по порядку. Этот способ оказывается наиболее отвечающим цели, он позволят выполнять действия в самых разнообразных ситуациях. Дети же, обученные первыми двумя способами, не могут, например, собрать пирамидку, если вместо привычных пяти колец получит десять - двенадцать.

Помощь взрослых заключается в том, чтобы использовать самый эффективный способ, когда знакомит своего малыша с пирамидками. Матрешками, другим сборно – разборным материалом.

Примерно с 1 года 3 месяцев малыши начинают выполнять в игре не толь те действия, которые им показали взрослые, но и те, которые они наблюдают сами. Но помощь родителей, их интерес к игре, их указания остаются совершенно необходимыми.

С того времени как малышу дали карандаш и бумагу, он, подражая действиям взрослых, начинает манипулировать с ними. Проводя карандашом по бумаге, он замечает, что карандаш оставляет каракулю. Бывает, что при помощи и поддержки взрослого дети надолго задерживается на стадии узнавания каракулей, доводя свои рисунки до своеобразного совершенства, создавая очень сложные сочетание линий, каждый рас новые. Во избежание этого умные родители обращают внимание на то, как складываются у малыша именно графические образы предметов, помогают накапливать запас этих образов, показывая, как нарисовать дорожку или мячик, солнышко или елочку.

Умения, которые ребенок приобретает к трем годам, лягут в фундамент той деятельности, которая так широко развернется в дошкольном детстве.

Второй и третьи годы жизни являются особо чувствительным, сенситивным периодом усвоения речи малышом.

Развитие речи побуждается развитием, усложнением общения взрослого ребенком. Если ребенком общаются мало, ограничиваясь лишь уходом за ним, если нет богатой, разнообразной совместной деятельности малыша и взрослого (которая и требует все большего и большего речевого общения), то такой ребенок резко отстает и в речевом, и в общем развитии. С другой стороны, нехватка речевого общения может наблюдаться и тогда, когда родители проявляют чрезмерную заботливость, пытаясь предупредить каждое желание малыша, не дожидаясь, пока он скажет, что ему надо.

Если ребенок на втором году не говорит или говорит мало, значительно и невнятнее, чем его сверстники, это, естественно, беспокоит взрослых. Отставание в развитии речи может иметь причиной и промахи родителей. Один из них – с ребенком мало разговаривают. Другой – излишняя словоохотливость взрослого. Среди обилия непонятных, незнакомых слов ребенок не может уловить, что к чему относится. Невнятное произношение мешают ребенку отчетливо воспринимать и правильно воспроизводить звуки и слова. Поэтому с малышом надо говорить не спеша, размерено, четко произнося звуки, не загромождать речь словами, недоступными пониманию ребенка. Новые слова и выражения надо вводить так, чтобы ребенок мог понять их смысл. Надо с саго начала приучать детей к тому, чтобы со словам и выражениями, которые он употребляет, стояло конкретное содержание.

Благодаря достижению в психическом и моторном развитии (главным образом благодаря овладению ходьбой и ручными умениями) уже в начале второго года малыш начинает обнаруживать попытки проявить самостоятельность. В этих попытках находит выражение стремление ребенка к активному освоению мира, к проявлению усилий, к самоутверждению. Стремление к самостоятельности означает одновременно появление новой формы желаний, непосредственно не совпадающих с желанием взрослых, что находит свое выражение в настойчивом «Я хочу», «Я сам». В этот период возникают трудности в воспитании – проявляются эгоизм, капризы, упрямство, «обесценивание» требований взрослых.

Увы, парой многие родители готовы сделать за ребенка все – он долго возиться будит, а так можно выгадать несколько минут. Но выгода эта весьма сомнительного свойства. Ее оборотная сторона – трудновосполнимые издержки воспитания.

Если постоянно глушить стремление ребенка к самостоятельности, он может вырасти пассивным неспособным к каким-либо усилиям. Такой ребенок всегда будет ждать, когда за него все сделают взрослые. Поэтому важно не оставлять без внимания попытки ребенка самостоятельно выполнить то или иное действие.

Очень важный момент в развитие ребенка наступает тогда, когда он начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Малыш начинает иначе относится к взрослым. Он сравнивает себя с ними, стремится к самостоятельности, в противопоставление своих желаний требования взрослых. Так возникает кризис трех лет. У ребенка появляется стремление не подчиниться воле взрослого. Кризис возникает только тогда, когда взрослые, не замечая у ребенка тенденций к самостоятельному удовлетворению желаний, продолжают ограничивать его самостоятельность, сохраняют старый тип отношений, ограничивают активность ребенка, его свободу. Если же взрослые тактичны, замечают самостоятельность, упражняют ее у ребенка, то трудности либо не возникают, либо быстро преодолеваются.

Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, - это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А нужда в родительской любви - поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. Вполне естественно, что конкретные формы и проявления этого контакта широко варьируют, в зависимости от возраста и индивидуальности ребенка. Но полезно задуматься и над общими закономерностями психологического контакта между детьми и родителями в семье.

Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом.

Влияние родителей трудно переоценить, ибо личность начинается с семьи. Для психического развития ребенка жизненно необходимым является общение с родителями посредствам физических контактов, которые дают ему чувство психологической защищенности, эмоционального благополучия и снижают чувство тревожности.

Известно, что африканские дети, находящиеся постоянно при матери и сопровождающие ее везде – на работе, во время отдыха, развиваются в психическом отношение гораздо быстрее своих сверстников из цивилизованного общества, лежащих в кроватке, коляске, и таким образом лишенных длительных физических контактов с матерью. Отставание в развитии может проявиться у африканских детей позже, на третьем году жизни, когда вступают в полную силу неблагоприятные социально – экономические и культурные факторы, влиянию которых обычно подвержены семьи в развивающихся странах.

Чем чаще родители общаются с сыном или дочерью, и чем содержательнее это общение, тем успешнее продвигается ребенок в своем умственном развитии, в овладении мыслительными операциями, речью, вниманием, воображением.

Большое место в формировании личности занимает взаимодействие с родителями, и прежде всего духовное и эстетическое общение. В. А. Сухомлинский считал, что формальный, или казенно – официальный, стиль общения, отсутствие подлинно человеческого окружения в раннем детстве травмирует души детей, тормозит их умственное и нравственное развитие.

В уплотненном до предела бюджете времени родители должны выкраивать часы и минуты для общения с сыном или дочерью, для проведения совместных мероприятий. Благоприятную почву для контактов создает проведение отпуска, досуга, совместный труд в семье.

Развиваясь, ребенок не просто овладевает разнообразными действиями, не только учиться видеть мир, мыслить. Он еще и усваивает, что такое хорошо и что такое плохо, привыкает подчинять свои желания необходимости, впитывает в себя правила поведения, свойственные людям… Начинает складываться личность ребенка, его внутренний мир.



Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей


1.2.1 Классификация типов семейных отношений


Отношение родителей к детям не одинаково. В одних семьях оно холодное, в других – теплое и доброжелательное, в третьих – неумеренно восторженное.

При холодно – отчужденном отношении дети испытывают недостаток тепла, ласки, родительской нежности и любви. Такое отношение к детям может привести к проявлению враждебности, агрессии, немотивированной жестокости по отношению к родителям и к другим людям или к повышению уровня тревожности, к снижению самооценки и самоуважения.

У мальчиков, к которым отцы относятся холодно и отчужденно, наблюдается застенчивость, тревожность и податливость отрицательным влияниям извне. И напротив, эмоциональная близость с отцом сказывается на развитии мальчиков особенно благотворно.

При теплом, доброжелательном отношении к себе ребята видят в родителях близких друзей, у них появляется чувство психологической защищенности, ценности своего «Я».

Неумеренно восторженное отношение к детям, при котором ребенок ощущает чрезмерную родительскую любовь, формирует у него эгоизм, себялюбие, гипертрофированную самооценку, нетерпимость и сверхтребовательность к другим. Ребенок устает от избытка такой любви, и как следствие этого появляется эмоциональное перенапряжение, которое находит выражение в слезах, капризах, упрямстве, различных проступках, негативизме. В этой чрезмерной любви ребенок чувствует также опасность своей самостоятельности и независимости.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 наиболее общие тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, желают утвердить собственное превосходство на ощущении зависимости другого, более слабого существа, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: капризами, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, подавление, принуждение, а, в случае сопротивления ребенка порой еще и эмоциональное или физическое насилие над ним, издевательство, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирования его личности.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе.

Если малыш тянется к предмету, который привлек его внимание, заинтересовал (например, игрушка), и, наконец, достает этот предмет сам, без помощи взрослых – он радуется, испытывает удовлетворение от своих самостоятельных действий. Такие действия ребенка надо поощрять, это в еще большей степени укрепляет его тягу к самостоятельности. В случае опеки родители стараются оградить ребенка от трудностей. А результат таков: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, а порой и их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителями, учиться родительству. Причем такой вариант может встречаться как в бедных, неустроенных семьях (скажем, семья алкоголиков, где родители заинтересованы только в том, как в очередной раз раздобыть себе выпивки и им совершенно наплевать на детей), так и относительно устроенных, богатых и благополучных семьях (богатые родители достигли высоких результатов в своей профессиональной сфере, в карьере, и, желая прежде всего обеспечить будущее материальное благополучие своих детей, в раннего возраста приучают их к своей будущей (иногда выбранной самими родителями) профессиональной ориентации, которая сама по себе может включать долгие периоды разлуки с родителями, в течение которых ребенок оказывается предоставлен самому себе.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, где родители общаются с детьми на равных, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

1.2.2 Классификация стилей воспитания

Помимо эмоционального тона, окрашивающего отношение родителей к детям, для формирования личности имеет значение стиль руководства матери и отца. Принято различать авторитарный, демократический и либеральный стили, каждый из которых оказывает воздействие на формирование тех или иных качеств личности ребенка.

При авторитарном стиле руководства родители действуют при помощи приказа, нажима, жесткого контроля, лишают детей самостоятельности, ограничивают их инициативу. Родители ограничиваются деловыми краткими распоряжениями (без всяких разъяснений), ведут его четко и неприветливо, делают запреты без снисхождения, с угрозой, не принимая в расчет его чувства и эмоции, хвалят и ругают «под настроение» и тратят немало сил для поддержания дистанции между собой и ребенком. Авторитарные родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Часто дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки. Не случайно эти дети отличаются пассивностью, отсутствием инициативы, инфантильностью. Как ответная реакция, как своеобразный протест в их поведения может появится агрессивность, грубость, злобность.

Либеральный, попустительский стиль руководства отличается вседозволенностью, постоянными уступками, отсутствием всякого контроля. В своих воспитательных воздействиях родители ограничиваются просьбами, уговорами, пожеланиями, которые дети оставляют без внимания, заранее соглашаются со всеми действиями детей. Либеральный стиль ведет к неорганизованности, импульсивности, вседозволенности ребенка.

Оптимальным является демократический стиль руководства, при котором взаимоотношения между детьми и родителями складываются наиболее благоприятно. При данном стиле воспитание осуществляется твердо и последовательно, но гибко и рационально, с обязательным объяснением мотивов своих требований и поощрением их обсуждения; власть используется только в силу крайней необходимости, правила не являются догмами, а родитель – истиной в последней инстанции. Родители общаются с ребенком товарищеским тоном, корректно направляют его поведение, хвалят и порицают, дают советы и предложения, допускают дискуссии по поводу своих распоряжений и не увлекаются подчеркиванием своего «руководящего» положения, воздействуют на детей убеждениями, выступают в роли старших друзей и наставников. Демократичные родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным, не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает ребенка, он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. У таких детей отмечается уверенность в себе, самооценка, соответствующая действительности, чувство собственного достоинства, они скорее вступают в пору социальной зрелости. Они лучше подготовлены к жизни. Демократический стиль воспитания формирует такие важнейшие качества гармоничной личности, как инициатива, ответственность, самостоятельность и активность.

























Заключение

Таким образом, анализирую роль семьи в жизни человека, мы видим, что семья является тем социальным институтом, той ячейкой общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека, она становится тем первым домом, в котором человек вырастает и приобретает первые жизненные уроки, в котором он получает поддержку и помощь, в котором учится любви к миру и к людям и о котором у него сохраняются на всю жизнь самые добрые и светлые воспоминания, согревающие его сердце и укрепляющие светлую волю в самые трудные моменты жизни. Семья может расширить светлые качества человека и помочь ребенку победить и искоренить свои недостатки, и именно в этом заключается великая и светлая роль семьи.

С рождением ребенка родители принуждены, так сказать, овладевать второй специальностью, становиться людьми, сведущими и в педагогике, в психологии, и в физиологии детского развития, с тем, чтобы не слепо, путем проб и ошибок, идти к намеченной цели, а сознательно решать стоящие перед ними ответственные задачи воспитания всесторонне, гармонически развитой личности.

Родители, воспитывая своего ребенка, должны постараться правильно оценить возможности малыша и разумно использовать эти возможности в целях его всестороннего физического, умственного, нравственного и эстетического развития.

Прежде всего – надо любить ребенка!

Дети, постоянно, уверенно ощущающие любовь близких, растут бод знаком доверия к миру – они знают, что о них заботятся, что они защищены; защита эта и забота, скорее всего, помогают им развернуть свои лучшие силы и качества. Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Отсутствие родительской любви к своему чаду, бессердечие и эгоизм, в свою очередь, может стать источником вражды, ненависти, презрения и тяжелой судьбы как родителей, так и, возможно, их ребенка. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.

Любя малыша, создавая возможности для его развития, нужно верить в то, что он вырастит настоящим и дельным человеком.

























Литература

Кухарчук А. М., Широкова А.Б. Взрослый мир детства. .-Мн.:Нар. асвета, 1981. –128с. –(Родителям о детях).

Мир детства: Дошкольник/ Под ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. А. В. Запорожец.-2-е изд.,доп..-М.:Педагогика, 1987.-256 с.-(Б-ка для родителей)

Субботский Е. В. Как рождается личность–М., «Знание», 1978.

Тарасова Г. В. Ребенок от года до трех.–М.:Медицина, 1985 – 128с.

Уайт Б. Первые три года жизни: Пер. с англ.–М.: Педагогика, 1982. – 176с.




















Глава 2

2.1. Методика измерения родительских установок и реакций

Исходя из темы моей курсовой работы я использовала на практике методику измерения родительских установок и реакций.

Опросник включает 115 утверждений, касающихся семейной жизни и воспитания детей. В него заложены 23 шкалы. Опросник объединяет следующие шкалы:

1.Предоставление ребенку возможности высказаться.

2. Оберегание ребенка от трудностей.

3. Ограничение матери ролью хозяйки дома.

4. Подавление воли ребе6нка.

5. «Жертвенность» родителей.

6. Страх причинить вред ребенку.

7. Супружеские конфликты.

8. Строгость родителей.

9. Раздражительность родителей.

10. Зависимость ребенка от матери.

11. Поощрение зависимости ребенка от родителей.

12. Подавление агрессивности ребенка.

13. «Мученичество» родителей.

14. Равенство родителей и ребенка.

15. Поощрение активности ребенка.

16. Избегание общения с ребенком.

17. Невнимательность мужа к жене.

18. Подавление сексуальности ребенка.

19. Власть матери.

20. Навязчивость родителей,

21. Товарищеские отношения между родителями.

22.Ускорение развития ребенка.

23. Необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка

В результате проведения этого теста обнаружилось, что опрашиваемые мной взрослые состоят в товарищеских отношениях со своими детьми. В ходе опроса выяснилось, что практически все тестируемые родители предоставляют ребенку возможность высказаться. Небольшое число взрослых считают, что дети должны быть на равных с ними. 80% опрашиваемых боятся причинить вред ребенку.

В результате тестирования выяснилось, что некоторые родители стараясь глубоко вникнуть в жизнь своего ребенка, принимая активное участие в его воспитании, навязчивы. Эти взрослые поощряют зависимость детей от родителей. Тем самым в некоторых семьях прослеживается подавление воли ребенка.

40% семей характерны супружеские конфликты, невнимательность мужа к жене. В некоторых семьях основную инициативу в ведении домашними делами взяла на себя мать.

Положительно то, что практически все тестируемые родители поощряют активность ребенка и прилагают много усилий, чтобы ускорить развитие своих детей.

2.2.Тест – опросник родительского отношения

Для того, чтобы определить, как осуществляется воспитание ребенка в семье, я провела среди родителей тест «Измерение родительских установок и реакций» Е. Шефера. Этот опросник направлен на изучение особенностей родительского воспитания.

В ходе опроса выяснилось, что практически всем тестируемым родителям нравится ребенок таким, какой он есть. Родители стремятся проводить много времени вместе с ребенком, одобряют его интересы и планы. Родители уважают индивидуальность ребенка, симпатизируют ему. В результате тестирования я обнаружила, что многие взрослые заинтересованы в делах и планах детей, стараются во всем помочь детям, сочувствуют им. Родители высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка. Они поощряет инициативу и самостоятельность детей, стараются быть с ними на равных. Родители доверяют ребенку, стараются встать на его точку зрения в спорных вопросах.
























Приложение к практической части
















Приложение 1

2.1. Методика измерения родительских установок и реакций.

Текст опросника.

  1. Детям можно не соглашаться с мнением родителей, если они чувствуют, что их суждения более верные.

  2. Хорошая мать должна оберегать ребенка даже от незначительных жизненных трудностей.

  3. Для хорошей матери дом – это самое главное.

  4. Некоторые дети настолько плохи, что страх перед взрослыми может только послужить их благу.

  5. Дети должны знать, что родители ради них вынуждены отказываться от многого.

  6. Нужно крепко держать ребенка во время купания, потому что в какой-то момент он может выскользнуть.

  7. Люди, которые думают, что могут прожить в браке не ссорясь, не знают жизни.

  8. Со временем дети будут благодарны за строгое воспитание.

  9. Дети раздражают любую женщину, если она вынуждена быть с ними целый день.

  10. Гораздо лучше для ребенка, если он никогда не усомниться в правоте матери.э

  11. Большинству родителей следовало бы воспитывать в детях умение прислушиваться и принимать мнение родителей.

  12. Ребенок должен быть воспитан так, чтобы избегать драк в любых ситуациях.

  13. Самое ужасное для женщины в ведении домашнего хозяйства- это чувство, что она не успеет сделать все.

  14. Родителям следовало бы приспосабливаться к детям, вместо того, чтобы ждать, что дети приспособятся к ним.

  15. Поскольку ребенку в жизни предстоит много освоить, непростительно, чтобы он просто так тратил время.

  16. Если Вы позволите своим детям жаловаться, то они будут жаловаться чем дальше, тем больше.

  17. Матери лучше бы справлялись с детьми, если отцы были добрее.

  18. Маленькому ребенку не следует слышать разговоры о сексе.

  19. Если мать не сумеет создать дома хорошие домашние традиции, то и у детей, и у мужа будут лишние сложности.

  20. Матери следовало бы взять за правило знать все, что думает ее ребенок.

  21. Дети были бы более счастливы и лучше бы себя вели, если бы родители проявляли интерес к их делам.

  22. Большинство детей должны быть приучены к туалету к 15 месяцам.

  23. Нет ничего хуже для молодой матери, чем воспитывать своего первого ребенка без помощи.

  24. У детей следовало бы поощрять стремление высказаться, если они считают, что какие-то правила в семье не разумны.

  25. Матери следует делать все, что бы оградить ребенка от разочарований.

  26. Женщина, которая увлекается вечеринками, редко становятся хорошей матерью.

  27. Часто можно предотвратить плохой поступок ребенка, устранив возможную причину этого плохого поступка.

  28. Мать должна быть готова отдать свое счастье ради счастья своего ребенка.

  29. Все молодые матери боятся быть неловкими при уходе за ребенком.

  30. Бывают ситуации, когда женщина надо прямо и резко поговорить с мужем, чтобы укрепить свое положение.

  31. Строгая дисциплина развивает сильный характер.

  32. У матерей часто возникает чувство, что они больше ни минуты не могут выносить своего ребенка.

  33. Ребенка следует воспитывать так. Чтобы в случае конфликтов он обращался к родителям и учителям, а не дрался.

  34. Детей нужно научить считаться с родителями больше чем со всеми остальными взрослыми.

  35. Родители никогда не должны выглядеть в глазах ребенка в дурном свете.

  36. Женщина, отдающая ребенку все свое время, испытывает чувство, что у нее «подрезали крылья».

  37. Родителям следует заслужить уважение детей своими поступками.

  38. Дети, которые не прилагают усилий для достижения успеха, позже поймут, как много они упустили.

  39. Родители, которые поощряют ребенка к тому, чтобы он говорил о своих проблемах, не понимают, что иногда лучше оставить его одного.

  40. Мужья могли бы активнее выполнять свою часть работы по дому, если бы были менее эгоистичными.

  41. Очень важно не разрешать маленьким мальчикам и девочкам видеть друг друга полностью раздетыми.

  42. Для детей и для мужа лучше, когда мать в состоянии сама справиться с большинством трудностей.

  43. Ребенок никогда не должен иметь секретов от родителей.

  44. Если смеяться детским шуткам и шутить с детьми, это много облегчает в семье.

  45. Чем быстрее ребенок научится ходить, тем легче будет его обучать.

  46. Несправедливо, если женщина вынуждена нести одна все бремя воспитания ребенка.

  47. Ребенок имеет право на собственную точку зрения, и ему должно быть позволено ее высказывать.

  48. Ребенка нужно оградить от работы, которая была бы слишком утомительной и тяжелой для него.

  49. Женщина должна выбирать: либо она будет хорошей хозяйкой дома, либо будет общаться с соседями и приятелями.

  50. Умные родители рано дадут понять ребенку, кто в семье принимает решение.

  51. Мало женщин получают ту благодарность которую, заслуживают за то, что они сделали для своих детей.

  52. Мать все жизнь будет упрекать себя, если с ее ребенком произойдет несчастный случай.

  53. Даже если муж и жена любят друг друга, все равно они могут раздражать друг друга и ссориться.

  54. Дети, которых воспитывают в строгих правилах, вырастают очень хорошими людьми.

  55. Редкая мать может быть ласковой с ребенком весь день.

  56. Детям не следовало бы узнавать вне дома что-нибудь такое, что ставило бы под сомнение взгляды родителей.

  57. Ребенок рано начинает понимать, что нет больше мудрости, чем мудрость его родителей.

  58. Нельзя оправдать ребенка, который бьет другого.

  59. Большинство молодых матерей более всего тяготятся тем, что привязаны к дому.

  60. Несправедливо, что детей слишком часто принуждают к компромиссам.

  61. Родители должны воспитывать детей так, чтобы они поняли, что для того, чтобы достичь чего-либо, нужно заниматься делом, а не терять время даром.

  62. Родители должны сразу сделать так, чтобы дети не докучали им своими проблемами.

  63. Если мать не справляется с ребенком, то это потому, что отец не помогает ей по дому.

  64. Дети, которые интересуются сексуальными проблемами, став взрослыми, совершают сексуальные преступления.

  65. Планировать домашнее хозяйство должна мать, поскольку она одна знает, что делается в доме.

  66. Тревожные родители пытаются узнать все, о чем думает из ребенок.

  67. Родители, которые с интересом слушают рассказы детей об их вечеринках, влюбленностях, шутках, облегчают их взросление.

  68. Чем раньше родители ослабляют свои эмоциональные связи с ребенком тем легче ему будет решать его собственные проблемы.

  69. Умная женщина сделает все возможное, чтобы кто-нибудь был с ней рядом до и после рождения ребенка.

  70. Принимая какое-либо решение, родителям следует всерьез считаться с мнением своих детей.

  71. Родители должны сделать все возможное, чтобы их ребенок не попал в трудную ситуацию.

  72. Многие матери забывают, что место матери дома.

  73. Детям нужно, чтобы им помогли избавиться от их естественных наклонностей.

  74. Дети должны быть более внимательнее к своим матерям, так как матери переносят много раде них.

  75. Да большинство матерей боятся, что могут повредить младенцу, ухаживая за ним.

  76. В семье могут быть конфликты, которые мирно уладить невозможно.

  77. У большинства детей нужно требовать больше дисциплинированности, чем это обычно делают.

  78. Воспитание детей - разрушительная работа для нервов.

  79. Ребенку не следует спрашивать, о чем думают его родители.

  80. Родители заслуживают высочайшей оценки и уважения своих детей.

  81. Детей не надо поощрять драться и бороться, так как это, часто приводит к неприятностям и травмам.

  82. Одна из неприятных сторон в воспитании ребенка та, что у Вас нет достаточно свободного времени, чтобы делать то, что вам нравится.

  83. В определенных пределах родители должны обращаться с ребенком как с равным.

  84. Ребенок, с которым у родителей установлены неформальные отношения, чаще всего бывают счастливы.

  85. Если ребенок чем-то расстроен, то лучше не придавать этому серьезное значение, а оставить его одного.

  86. Если бы матери могли осуществить свое самое заветное желание, то скорее всего они попросили бы своих мужей быть с ними быть более чуткими.

  87. Секс одна из самых сложных проблем воспитания.

  88. Всей семье будет лучше, если всю ответственность заботу о ней возьмет на себя мать.

  89. Мать имеет право знать все, что происходит в жизни ее ребенка, потому что ребенок – часть ее.

  90. Ели родители иногда шутить с детьми, то дети более охотно примут их советы.

  91. Матери нужно приложить много усилий, чтобы приучить ребенка к туалету как можно раньше.

  92. Большинству женщин необходимо больше времени, чем им дают сейчас, для того, чтобы оставаться дома после рождения ребенка.

  93. Если у ребенка неприятности, лучше, чтобы он знал, что он не будет наказан, если расскажет об этом своим родителям.

  94. Детей нужно ограждать от непосильной работы, чтобы не лишать их уверенности в себе.

  95. Хорошей матери вполне достаточно общения внутри семьи.

  96. Иногда необходимо, чтобы родители сломили волю ребенка.

  97. Матери жертвуют почти всеми своими удовольствиями ради детей.

  98. Мать больше всего боится, как бы по ее вине с ребенком что – нибудь не случилось.

  99. Ссоры естественны, если в брак вступили два человека, каждый из которых имеет свое собственное мнение.

  100. При строгом воспитании дети более счастливы.

  101. Если ребенок эгоистичен и требователен, это, естественно, выводит мать из себя.

  102. Нет ничего хуже, чем критиковать мать при ребенке.

  103. В детях важнее всего воспитывать умение прислушиваться и принимать мнение родителей.

  104. Большинство родителей предпочитают спокойных детей.

  105. Для молодой матери обязанности по воспитанию ребенка в тягость, так как5 они не позволяют ей реализовать себя в других сферах жизни.

  106. Нет никаких оснований, чтобы родители жили так, как они хотят, а детям запрещали это делать.

  107. Чем раньше ребенок поймет, что попусту потраченное время есть потерянное время, тем лучше для него.

  108. Если Вы проявляете интерес к детским проблемам, то дети обычно сочиняют кучу историй, чтобы этот интерес поддержать.

  109. Мало кто из мужчин понимает, что их женам, воспитывающих детей, так хочется развлечься.

  110. С ребенком что-то неладное, если он задает много вопросов о сексе.

  111. Замужняя женщина знает, что она должна взять на себя инициативу в ведении семейных дел.

  112. Мать должна быть уверена, что она знает все сокровенные мысли ребенка.

  113. Если Вы, что-то делаете вместе с детьми, то они чувствуют себя ближе к Вам, и им легче будет общаться с Вами.

  114. Ребенка следует как можно раньше отлучить от груди и от бутылочки.

  115. Забота о маленьком ребенке доставляет столько хлопот, что нельзя ожидать, чтобы женщина справилась с этим одна.





Приложение 2

2.2.Тест – опросник родительского отношения

Шкала 1. «Принятие – отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобрять его интересы и планы. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособлен, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

Шкала 2. «Кооперация» социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство жадности за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

Шкала 3. «Симбиоз». Отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремиться к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так – родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, если ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

Шкала 4. «Авторитарная гиперсоциализация». Отражает формы и направление контроля за поведением ребенка. При высоком бале по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

Шкала 5. «Маленький неудачник». Отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ре6енка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родители видят ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли, чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его успешность и неумеленность. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

2.2.Тест – опросник родительского отношения

Текст опросника.

  1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

  2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

  3. Я уважаю своего ребенка.

  4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

  5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если его травмируют.

  6. Я испытываю к ребенку чувства расположения.

  7. Хорошие родители ограждаю ребенка от трудностей жизни.

  8. Мой ребенок часто неприятен мне.

  9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

  10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

  11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку .

  12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

  13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

  14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые кроме призрения, ничего не стоят.

  15. Для своего возраста мой ребенок немножко не зрелый.

  16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

  17. Мой ребенок впитывает все дурное как «губка».

  18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

  19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастит порядочный человек.

  20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

  21. Я принимаю участие в своем ребенке.

  22. Моему ребенку «липнет» все дурное.

  23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

  24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне хотелось бы.

  25. Я жалею своего ребенка.

  26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

  27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

  28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

  29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

  30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

  31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

  32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

  33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

  34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

  35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по своему по своему прав.

  36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

  37. Я всегда считаюсь с ребенком.

  38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

  39. Основная причина капризов моего ребенка – эгоизм, упрямство и лень.

  40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

  41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

  42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

  43. Я разделяю увлечение своего ребенка.

  44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

  45. Я понимаю огорчение своего ребенка.

  46. Мой ребенок часто раздражает меня.

  47. Воспитание ребенка – сплошная нервотрепка.

  48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

  49. Я не доверяю своему ребенку.

  50. За строгое воспитание дети благодарят потом.

  51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

  52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

  53. Я разделяю интерес своего ребенка.

  54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

  55. Мой ребенок вырастит не приспособленным к жизни.

  56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

  57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

  58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

  59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

  60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

  61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.





















МБУ ДО «Центр дополнительного образования «Одаренность»

Исследовательская работа

По теме: «Влияние взрослых на психическое развитие детей»

Выполнила: педагог дополнительного образования Юдина Елена Вячеславовна




Старый Оскол 2016


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Влияние взрослых на психическое развитие детей

Автор: Юдина Елена Вячеславовна

Дата: 16.03.2016

Номер свидетельства: 306567

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Статья «Познавательное  развитие детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(57) "statiapoznavatielnoierazvitiiedietieidoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "265632"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450004889"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) ""Влияние образа жизни родителей на психическое здоровье детей" "
    ["seo_title"] => string(72) "vliianiie-obraza-zhizni-roditieliei-na-psikhichieskoie-zdorov-ie-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "199497"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428587462"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Статья «Дидактическая игра как средство коррекции детей с задержкой психического развития»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_didaktichieskaia_ighra_kak_sriedstvo_korriektsii_dietiei_s_zadierzhkoi_p"
    ["file_id"] => string(6) "421094"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1496938301"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) ""Гармонизация психического состояния детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа""
    ["seo_title"] => string(80) "garmonizatsiia_psikhicheskogo_sostoianiia_detei_vospityvaiushchikhsia_v_uchrezhd"
    ["file_id"] => string(6) "579833"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1620199274"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "«Гармонизация психического состояния детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа»"
    ["seo_title"] => string(80) "garmonizatsiia_psikhicheskogo_sostoianiia_detei_vospityvaiushchikhsia_v_uchrez_1"
    ["file_id"] => string(6) "591052"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1636622362"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства