kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вербальные и невербальные элементы педагогической техники

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал будет полезен для ознакомления всем работникам педагогических организации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вербальные и невербальные элементы педагогической техники»

Вербальные невербальные элементы педагогической техники

  1. Понятие о технике речи и ее значение в работе специалистов в области коррекционной педагогике

Понятие «педагогическая техника речи» неразрывно связано с понятием коммуникативного восприятия учителями. Под коммуникативным поведением учителя подразумевается не только процесс его речи и информирования, но и создание эмоционально-психологической среды для общения учителя и ученика, организация речи, влияющей на отношения и стиль работы между ними.

Процесс успешного осознание школьниками учебного материала в значительной степени зависит от совершенства речи учителя. к техническим показателей выразительной речи относятся: дыхание, голос, дикция (произношение), интонация (тонн), темп.

Итак, техника речи - это совокупность элементарных приемов фонационные дыхания, речевого голоса и дикции, доведенных до степени автоматизированных навыков, позволяет учителю с максимальной эффективностью осуществлять речевое воздействие.

Это навыки, умение реализовать язык в конкретной речевой ситуации так, чтобы она производила на слушателей эвристическое (интеллектуальное), эмоционально-эстетическое, побудительное впечатление.

Развитое речевое дыхание, поставленный голос, совершенная дикция придают слову педагога яркую интонационную выразительность, позволяет передавать в речи тончайшие оттенки (нюансы) мыслей и чувств.

Для формирования речевых навыков необходимо понимание сущности языка и речи как средства общения, знание особенностей восприятия устной речи, а также построения речевого аппарата, средств его развития.

Сегодня в педагогике существует разработанная система упражнений по технике речи, которая, опираясь, главным образом, на опыт театральной педагогики, выглядит как комплекс навыков в речевом дыхании, голосообразовании и дикции, позволяет учителю донести до учащихся все богатство содержания своего слова.

Д ля развития и совершенствования техники речи необходимо знать строение речевого аппарата и возможные способы его развития, поможет учителю искусно использовать возможности своего дыхания, голоса, дикции в педагогической работ.
















Зачем нужна техника речи?

Усвоение, приобретение и передача информации;

Планирование собственной работы и работы учеников,

Согласовывать решения,

Уметь строить свое устное высказывание,

Понимать и адекватно реагировать на чужую речь,

Убедительно отстаивать собственную позицию, соблюдая речевые и этико-психологические правила поведения,

Итак, культура речи является одним из основных профессиональных качеств дефектолога. Настоящему профессионалу необходимо развивать и совершенствовать все перечисленные коммуникативные качества речи, и на их основе овладевать речевым мастерством как высшим проявлением речевой культуры.

В связи со всем выше сказанным хотелось бы вспомнить крупнейшего древнегреческого теоретика и учителя красноречия Горгия, который говорил, что различные слова влияют на душевное здоровье (сейчас мы бы сказали – психическое состояние) человека так же, как разные снадобья действуют на его физическую оболочку. Слова могут и вдохновить, дать жизнь новым устремлениям, но могут и навредить, и даже уничтожить личность.

Вне всякого сомнения, можно заключить, что культура речи и речевое мастерство, как высшая форма её проявления, оказываются не просто профессиональным качеством, но и мощным инструментарием деятельности специалиста в области дефектологии.

Речь учителя - дефектолога призвана обеспечить:

а) продуктивное общение, взаимодействие между педагогом и его воспитанниками;

б) положительное воздействие учителя на сознание, чувства учеников с различными отклонениями в развитии с целью формирования, коррекции их убеждений, мотивов деятельности;

в) полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения;

г) рациональную организацию учебной и практической деятельности учащихся.

2. Профессиональные требования к голосу педагога: сила звука, выносливость, адаптивность и помехоустойчивость голоса; полетность, гибкость и подвижность голоса; диапазон как объем голоса; тембральная окраска звука; суггестивность как способность голоса к внушению; интонационная выразительность

Для выполнения своих профессиональных обязанностей учителю необходимо, чтобы его слыша­ли и воспринимали наилучшим образом. Преподавате­лю необходимо обладать хорошим передаточным при­бором, своеобразным орудием труда — выносливым, сильным, выразительным и благозвучным голосом. Нельзя переоценить роль голоса в профессиональной деятельности учителя. От хорошо поставленного голо­са, от ясной и правильной речи в значительной мере зависит успех передачи содержания, направленного не только к разуму, но и к чувству слушателей.

К профессиональному голосу педагога предъявля­ются следующие требования:

1) голос должен обладать достаточной выносливостью, учителю необходимо уметь без ущерба для голо­сового аппарата справляться с ежедневной интенсив­ной голосовой нагрузкой в течение нескольких часов на протяжении нескольких десятилетий;

2) голос педагога должен быть достаточно силь­ным, звучным, должен быть «полетным», чтобы был слышен на последних партах;

3) голос должен быть широким по диапазону, педа­гог должен уметь повышать и понижать тон и силу го­лоса и тем самым достигать эмоциональной вырази­тельности речи;

4) речь и голос должны быть благозвучными, мело­дичными, с приятным тембром;

5) речь должна быть разборчивой и ясной.

Мы выделяем ряд параметров, которые в совокупности составляют специфическую характеристику профессионального голоса педагога. Среди них — следующие:

1) потенциально высокий уровень громкости (голосовой «запас прочности», позволяющий учителю в любой ситуации быть услышанным);

2) большой динамический диапазон (возможность придавать голосу множество градаций громкости, переходов от максимальной звучности к минимальной в соответствии с решаемой задачей);

3) широкий высотный диапазон (значитель ные повышения и понижения голоса, то есть частоты колебаний голосовых связок, обеспечивающих разнообразную мелодику речи);

4) большой тембральный диапазон, разнообразие тембров (изменения звуковой окраски голоса, позволяющие «раскрашивать» отдельные слова или целые высказывания в те или иные тона, придавая им большую выразительность);

5) благозвучность (чистота и ясность тембра);

6) полетность (хорошая слышимость при наименьших усилиях говорящего, когда голос легко «долетает» до слушателей в любой части аудитории);

7) помехоустойчивость (способность голоса противостоять внешним звуковым помехам, быть услышанным на фоне посторонних шумов);

8) суггестивность (способность голоса воздействовать на эмоции и поведение учеников независимо от словесно-понятийного содержания речи);

9) устойчивость (потенциальная стабильность высоты, громкости и тембра);

10) гибкость, подвижность (способность голоса быстро и непринужденно варьировать высоту, громкость и тембр);

11) адаптивность (способность голоса обеспечивать хорошую слышимость, разборчивость и комфортное восприятие речи в любых акустических условиях),

12) выносливость (высокая работоспособность голоса, позволяющая выдерживать длительную речевую нагрузку).

Гибкость голоса, т. е. подвижность, связана с умением выбирать такие его характеристики, которые отвечают конкретным условиям общения. Это и изменение высоты голоса в пределах имеющегося диапазона, т. е. объема голоса между предельно доступными каждому самым низким и самым высоким звуками; и адаптивность, т. е. приспособляемость голоса к акустическим условиям, в которых приходится говорить; и помехоустойчивость, т. е. умение преодолевать голосом звуковые помехи (посторонние шумы, разговоры и пр.).

Полетность – одно из необходимейших качеств голоса учителя, которое обеспечивает нормальную слышимость на определенном расстоянии в аудитории. Предварительное условие, обеспечивающее полетность голоса, – психологическая установка преподавателя на общение, чтобы его голос «шел» в аудиторию.

Полетность зависит от того, насколько правильно учитель оценил особенности акустики данной аудитории, смог «отдать» звук, обеспечить его посыл. Немалую роль в обеспечении полетности играет и четкость артикуляции. Нечеткая работа органов речи не позволяет сформироваться полноценному, хорошему звуку.

Полетность голоса также обеспечивается силой звука, которая тем больше, чем энергичнее выдох (хотя даже звук небольшой силы может иметь хорошую полетность при соблюдении остальных требований).

Силу звука иногда смешивают с громкостью и за счет ее пытаются достичь требуемой полетности голоса, или варьирование громкости зачастую является единственным проявлением гибкости голоса.

Громкостью (повышенной звучностью) голоса следует пользоваться очень осторожно. К.С. Станиславский говорил о том, что, когда требуется подлинная сила речи, следует забыть о громкости. Преподаватель выбирает в аудитории среднюю силу голоса и никогда не прибегает к повышенной звучности.

Поставленные воспитательные и дидактические цели достигаются учителем с помощью такого качества голоса, как суггестивность, т. е. способность голосом воздействовать на слушателя, внушать ему свои эмоции даже безотносительно к содержанию речи. Суггестивность голоса зависит от тембра, а тренируется в процессе отработки выразительной стороны речи, в первую очередь различных интонаций.

Наконец, преподавательский голос должен обладать известной выносливостью, т. е. способностью выдерживать длительную нагрузку. Выносливость обеспечивается правильным речевым дыханием, четкостью артикуляции, качеством резонирования и соблюдением ряда определенных требований, важнейшим из которых надо признать гигиену голосовых связок. Если предстоит длительное говорение, следует в самом начале выбрать такую силу голоса, которая не приводит к перенапряжению голосовых связок.

Для того чтобы разговор вызывал постоянный интерес у ребят, необходимо использовать ряд несложных приемов: интонационно выделять наиболее важные слова и фразы и, наоборот, менять интонацию, излагая менее существенный текст; полезно менять тембр голоса и темп речи (так, важно делать паузы до и после важных фраз, мыслей).

Темп речи: убыстрение или замедление передает эмоциональное состояние говорящего, иногда коннотации. Средняя скорость нейтральной русской речи - 120 слов в минуту, речь учителя - 75 слов в минуту.

Тембр голоса: передает эмоциональные состояния говорящих. Разновидности тембров: робкий, дрожащий голос - страх или растерянность; жесткий, напористый, командный голос; проникновенный, суггестивный и пр. Имитация тембра: подражание гортанному голосу, женскому голосу и пр.

Интонации смысловые, отражающие синтаксические отношения: завершенность повествовательного предложения, интонация прерванной речи и пр., вопросительная интонация. Логическое ударение - интонационное выделение важных слов. Интонации выделительные, перечислительные. Интонационное разграничение темы и ремы в предложении. Интонационное различение в тексте при различении голосов персонажей.

Интонации психологические, эмоциональные (нередко передают дополнительный смысл): грустная - радостная, интонация скуки или возбуждения, мажорная - минорная, патетическая - ироническая, восторженная или интонация обиды, передающая грубость или ласку, нежность; интонация поучительная, покровительственная; интонация удовлетворения или неудовольствия, беспечности или озабоченности; смеха или слез и др. В русском языке насчитывается более 50 подобных пар.

Если смысловые интонации легко могут быть определены и поставлены, то психологические спонтанны, их трудно сдержать и еще труднее имитировать: кому не приходилось наблюдать и ложную радость, и фальшивую патетику! Здесь не обойтись без мастерства актерской игры.

Паузы; нулевая фонация: смысловые паузы связаны с некоторыми интонациями, например в конце предложения; психологические паузы передают растерянность или гнев говорящего, а иногда привлекают внимание слушающего к тому, что будет сказано; паузы, передающие речевые затруднения, например поиск нужного слова.

При этом необходимо помнить: для того чтобы разговор оказался плодотворным, надо сначала расположить к себе ребенка. Это можно сделать только в том случае, если сам педагог расположен к нему и, кроме того, явно показывает ему свое расположение.

Давайте выделим ряд параметров, которые в совокупности составляют специфическую характеристику профессионального голоса педагога:


потенциально высокий уровень громкости (голосовой «запас прочности», позволяющий педагогу в любой ситуации быть услышанным);

большой динамический диапазон (возможность придавать голосу множество градаций громкости, переходов от максимальной звучности к минимальной в соответствии с решаемой задачей);

широкий высотный диапазон (значительные повышения и понижения голоса, то есть частоты колебаний голосовых связок, обеспечивающих разнообразную мелодику речи);

большой тембральный диапазон, разнообразие тембров (изменения звуковой окраски голоса, позволяющие «раскрашивать» отдельные слова или целые высказывания в те или иные тона, придавая им большую выразительность);

благозвучность (чистота и ясность тембра);

полётность (хорошая слышимость при наименьших усилиях говорящего, когда голос легко «долетает» до слушателей в любой части аудитории);

помехоустойчивость (способность голоса противостоять внешним звуковым помехам, быть услышанным на фоне посторонних шумов);

суггестивность (способность голоса воздействовать на эмоции и поведение воспитанников независимо от словесно-понятийного содержания речи);

устойчивость (потенциальная стабильность высоты, громкости и тембра);

гибкость, подвижность (способность голоса быстро и непринужденно варьировать высоту, громкость и тембр);

адаптивность (способность голоса обеспечивать хорошую слышимость, разборчивость и комфортное восприятие речи в любых акустических условиях),

выносливость (высокая работоспособность голоса, позволяющая выдерживать длительную речевую нагрузку).

3.Дикция как четкость произношения.

Дикция – это правильная артикуляция, четкая разборчивая речь, облегчающая восприятие сказанного другими людьми. Человек с хорошим произношением не картавит, не гнусавит и не шепелявит. У каждого человека есть проблемы с проговариванием отдельных морфем или звукосочетаний. И для правильной дикции потребуется тренировка речевого аппарата. Проблем с произношением гласных практически не возникает.

Правильная дикция предполагает разборчивое произношение звукосочетаний в соответствии с фонетическими требованиями языка.

Для учителя четкость произношения - профессиональная необходимость, способствующая правильному восприятию учениками речи педагога. Дикция- ясность и четкость в произношении слов, слогов, звуков. Она зависит от слаженной и энергичной работы всего речевого аппарата, который включает губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, голосовые связки.

Если недостатки в речи органического происхождения, то помогут не учебно-тренировочные упражнения, а медицинское вмешательство.

Совершенствование дикции связано, прежде всего, с отработкой артикуляции-движения органов речи. Этому служит специальная гимнастика, которая включает упражнения для разминки речевого аппарата и упражнения для правильной отработки каждого звука. Естественно, быстро исчезнуть неправильные навыки не смогу. Нужны труд, терпение, регулярная тренировка.

Для учителя четкость произношения - профессиональная необходимость, способствующая правильному восприятию учениками речи педагога. Дикция - это ясность и четкость в произношении слов, слогов и звуков. Она зависит от слаженной и энергичной работы всего речевого аппарата, который включает губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое нёбо, маленький язычок, гортань, заднюю стенку глотки (зев), голосовые связки. Активное участие в речи принимают язык, губы, мягкое нёбо, маленький язычок и нижняя челюсть, поэтому их можно тренировать.

Если недостатки в речи органического происхождения, то помогут не учебно-тренировочные упражнения, а медицинское вмешательство: операция уздечки (перепонки под языком), применение специального устройства для выпрямления зубов, использование специальных зондов для придания правильного положения языку при произношении тех или иных звуков и т. п.

Неорганические недостатки произношения — следствие невнимания к речи ребенка дома и в школе. Это картавость, сюсюкание, шепелявость, вялость или неясность речи, порождаемые неправильным пользованием речевым аппаратом. Частый дефект дикции — скороговорка, когда слова как бы наскакивают друг на друга. Невнятной речь бывает из-за звучания «сквозь зубы», съедания конечной согласной или звуков внутри слова. Некоторым свойственно нечеткое произношение свистящих и шипящих согласных из-за неподвижной верхней и вялой нижней губы.

Совершенствование дикции связано, прежде всего, с отработкой артикуляции — движения органов речи. Этому служит специальная артикуляционная гимнастика, которая включает, во-первых, упражнения для разминки речевого аппарата и, во-вторых, упражнения для правильной отработки артикуляции каждого гласного и согласного звука.

Полезные советы по исправлению некоторых дефектов речи можно найти в пособии для вузов по выразительному чтению. Так, сюсюкание, которое бывает, если человек очень сильно прижимает язык к внутренней стороне верхних зубов или кладет его на зубы, устранимо: надо учиться прятать язык за зубы. 3вук «с» произносится при несжатых зубах: язык лежит внизу, едва касаясь нижних зубов. Полезны упражнения со спичкой в зубах. Есть и несложные упражнения по ликвидации шепелявости, картавости, вялости голоса, гнусавости.

Естественно, быстро исчезнуть неправильные навыки, которые укоренились в речи, не смогут. Нужны труд, терпение, регулярная тренировка.

Упражнение на развитие голоса

Упражнение "Радиограмма". Попробуйте передать азбукой Морзе нужный сигнал.Пусть он звучит как зуммер: «ммам-мам-мам-мам…мам-ммамм…». Чуть приоткрывайте губы на гласном звуке «а» и следите, чтобы он звучал коротко.Снова пошлите радиограмму только теперь уже пользуясь всеми гласными основного ряда:«а», «э», «о», «у», «ы», «и».Повторяйте многократно свой вызов: «ммомм, ммумм…. ммымм….ммиммм».

Упражнение 3. Чтение стихотворного материала, связанного с изменением высоты голоса.

Летит поезд во весь дух:

—Ух! Ух! Ух!

(Произносят высоким голосом, делая круговые движения согнутыми в локтях руками).

Загудел тепловоз:

«У-у-у-у».

(Низким голосом, останавливаются и гудят).

Домой деток повез:

«Ду-ду-ду ».

(Приседают).

«Ой! — воскликнул окунек,

— Я попался на крючок».

Произносят высоким голосом.

Сом сердито проворчал:

«Из-за шалости попал».

Низким голосом.

Маленькие ножки.

Бежали по дорожке:

Топ! Топ! Топ!

(Высоким голосом с одновременным легким ритмичным

постукиванием двумя пальцами).

Большие ноги –

Шли по дороге:

Топ! Топ! Топ!

(Низким голосом, темп речи замедлен, пальцы тяжело стучат по столу).

Упражнение «Вьюга».

Изобразим зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу «Вьюга начинается» ребенок тихо произносит: «У—у—у». По сигналу «Сильная вьюга» - говорит громко «У-у-у». По сигналу «Вьюга кончается» произносит тише и смолкает по сигналу «Вьюга кончилась».

Упражнения для расширения высотного диапазона голоса

5. «Маляр»

Представьте, что вы маляр. Вам нужно выкрасить карниз, который стоит перед вами вертикально. Ваша кисть руки – это кисть маляра. Движение руки сопровождается словами: «Краской крашу я карниз: Вверх и вниз, и вверх и вниз».

Сначала производите маленькие мазки только кистью руки, одновременно с этим произносите слова: «вверх и вниз, и вверх и вниз».

Постепенно делайте уверенные движения, от локтя, голос поднимается выше или ниже вместе с движением руки.

Затем работайте рукой от плеча. Широкий мазок вверх и вниз. Голос поднимается все выше и опускается все ниже. В последний раз низким голосом, «упавшим на дно», вы говорите: «Вот и выкрашен карниз».

Вы можете контролировать правильность выполнения упражнения, следя за вибрационными ощущениями с помощью ладони: при низком голосе вы почувствуете легкое дрожание в области груди, при высоком – в области носа.

При выполнении упражнения следите за синхронностью движений руки и речи. Постепенно нарастающая амплитуда движения руки будет оказываться на размахе высотного диапазона вашего голоса.

Для тренировки умения менять высоту голоса мы предлагаем следующие упражнения:

"Колокол" - "раскачиваем колокол", одновременно произнося звукосочетания на заданной высоте; сначала "мы раскачиваем небольшой колокол", произнося дон-дон-дон на обычной высоте голоса, затем - "массивный колокол", произнося бом-бом-бом низким голосом, затем - "бубенчики", произнося динь-дон-динь-дон-динь-дон высоким голосом.

«Генератор звука» - длительно произносим гласные звуки [а],[о],[э], постепенно изменяя высоту голоса, как будто слушатели поворачивают ручку звукового генератора.

Особое внимание следует уделить звуку «р», поскольку он способствует улучшению произношения и придает голосу силу и энергичность. Для того чтобы расслабить язык, проведите предварительную подготовку: поднимите кончик языка к небу за передними верхними зубами и «порычите» как трактор. Итак, сделайте выдох, потом вдох и начинайте «рычать»: «- Ррррр». После этого выразительно и эмоционально с подчеркнуто раскатистым «р» произнесите следующие слова: роль забор руль сыр ринг товар рубль рыло ритм сирень риск мороз повар рысь

Упражнение на развитие дикции

2. Произношения слов с трудным сочетанием согласных с последовательным изменением темпа речи:

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, сверхзвуковой, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.

4. Звукоподражание:

А) Вбитие гвоздей: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбди!

Б) Имитация лошадиного топота: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!

В) Метание тарелок: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!

4) Упражнение «Трубочка — улыбка». Сначала Вы вытягиваете губы вперед, через 3 секунды Вы начинаете улыбаться,как можно шире.

5) Упражнение «Пузырь». Вы надуваете щеки и начинаете крутить этот пузырь по кругу.

После выполнения этой разминки начинайте громко,чётко и медленно произносить любые скороговорки. К примеру,это могут быть:

Все бобры добры для своих бобрят.

Тощий, немощный Кощей, тащит ящик овощей.

Колотил Клим в один блин клин.

Гроза грозна, грозна гроза.

Бороною боронили поле неборонованное.

Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой.

На дворе трава, на траве дрова; не руби дрова на траве двора.

У села ли села лиса, у опушки ли леса.

Тренировка произношения согласных:

К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть.

Верх — вверх, ведение — введение, толкнуть — оттолкнуть, держать — поддержать, тащить — оттащить, водный — вводный, сорить — ссорить.

Произнесите фразы сначала медленно, затем быстро:

В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск — брызг блеск! Сто верст вскачь.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Вербальные и невербальные элементы педагогической техники

Автор: Качесова Екатерина Николаевна

Дата: 16.03.2022

Номер свидетельства: 602371

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Рабочая программа по английскому языку для 2 класса к УМК Биболетовой М.З., Трубанёвой Н.Н."
    ["seo_title"] => string(96) "rabochaia-proghramma-po-anghliiskomu-iazyku-dlia-2-klassa-k-umk-bibolietovoi-m-z-trubaniovoi-n-n"
    ["file_id"] => string(6) "248436"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446726141"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Рабочая программа по английскому языку для 3 класса к УМК Биболетовой М.З., Трубанёвой Н.Н."
    ["seo_title"] => string(96) "rabochaia-proghramma-po-anghliiskomu-iazyku-dlia-3-klassa-k-umk-bibolietovoi-m-z-trubaniovoi-n-n"
    ["file_id"] => string(6) "248713"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446755704"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) ""Особенности профилактики конфликтного поведения подростков «группы риска» ""
    ["seo_title"] => string(72) "osobennosti_profilaktiki_konfliktnogo_povedeniia_podrostkov_gruppy_riska"
    ["file_id"] => string(6) "573099"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1613296907"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства