Урок как основная форма патриотического воспитания учащихся
Урок как основная форма патриотического воспитания учащихся
Школьный учитель выступает в основном в двух профессиональных ролях - преподавателя и воспитателя. В традиционной педагогике существует условное разделение учебного и воспитательного процесса. И мы сегодня говорим о роли общеобразовательных предметов в патриотическом воспитании учащихся. Практически любой предмет может стать платформой для воспитания юного патриота, и самыми большими возможностями в этом процессе, конечно же, обладают учителя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок как основная форма патриотического воспитания учащихся»
Урок как основная форма патриотического воспитания учащихся.
Школьный учитель выступает в основном в двух профессиональных ролях - преподавателя и воспитателя. В традиционной педагогике существует условное разделение учебного и воспитательного процесса. И мы сегодня говорим о роли общеобразовательных предметов в патриотическом воспитании учащихся. Практически любой предмет может стать платформой для воспитания юного патриота, и самыми большими возможностями в этом процессе, конечно же, обладают учителя.
Поэтому на любом уроке следует находить средства и методы воспитания, в том числе и патриотического.
Так как урок – неотъемлемая часть всей жизнедеятельности школьников, именно на уроке ученик больше всего познает, на уроке происходит воспитание.
В связи с большой ролью, отведенной уроку в воспитательной системе, он становится воспитательным комплексом, где интегрируются воспитательные воздействия в целостный воспитательный и образовательный процесс. Поэтому для повышения воспитывающего характера обучения целесообразно:
- усилить гуманитарную направленность всех учебных дисциплин: в традиционные предметы включить материал воспитательного характера.
- использовать активные формы и методы образовательной деятельности, ее открытости, разнообразие учебно-методических материалов, форм и приемов учебной работы, развивающей знания и навыки, повышающие социальную и культурную компетентность личности.
Среди основополагающих принципов патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются:
- научность;
- гуманизм;
- демократизм;
- приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
- системность, преемственность и непрерывность в развитии школьников;
- многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
- направленность воспитания на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
- тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.
Патриотическое воспитание в школе включает в себя три возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности организации урока. В начальной школе ведущей формой деятельности является игровая деятельность на уроке. В этой форме можно ввести учащихся детей в мир нравственных ценностей, единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия, уважения к своей истории, культуре, традициям, к внутреннему миру человека и в итоге формируют осознанное патриотическое чувство. Ведь именно этот возраст наиболее восприимчив для усвоения ценностей общества, развития творческих способностей и нравственных норм. На первой ступени начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество.
На второй ступени продолжается формирование системы ценностей и установок поведения учащегося. Воспитательный аспект помогает приобрести основные ключевые компетентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Урок является формой и стержнем гражданского образования, является важным в деле формирования уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. На уроках осуществляется предметно-деятельный подход.
На третьей ступени углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация.
Уроки, направленные на воспитание, могут носить интегрированный характер. Главная цель урока это не передача знаний от учителя к учащимся, а приобщение школьников к систематической, самостоятельной работе патриотического характера.
В старшей школе уроки выходят частично за рамки расписания и могут носить межпредметный или надпредметный характер. Патриотическое воспитание в рамках урока решает следующие задачи:
- формирование патриотических понятий;
- формирование патриотических чувств и привычек;
- воспитание высоконравственных патриотических черт воли и характера.
В условиях модернизации образовательного процесса большое внимание уделяется новым технологиям. Поэтому образование и воспитание на уроке происходит с использованием сети Интернет, и это воспринимается учащимися с большим удовольствием, интересом и результатом чем, например, работа с обычными учебниками. Использование цифровых ресурсов в учебном процессе позволяет успешно решать не только образовательные, но и воспитательные, в частности, патриотические задачи. Обращение учащихся к ресурсам Интернет формирует ключевые компетентности, которые являются залогом успешного воспитания и образования учащихся.
Повышает результативность урока соблюдение следующих условий:
- эмоциональность самого учителя – переживание им самим тех идей, которые он передает учащимся;
- использование различных средств, направленных на возбуждение интереса к излагаемым знаниям;
- формирование определенного личностного отношения учащихся, закрепленного гаммой эмоций, к различным явлениям общественной жизни.
Задача каждого учителя способствовать формированию патриотических качеств с помощью своего предмета. При этом учитель должен направлять учеников, вооружать их инструментарием оценки тех или иных событий, в нравственном плане должен апеллировать к лучшим качествам в человеке, опираясь на воспитательный материал по своему предмету.
По мнению А.В. Елисова, существует несколько групп методов воспитания, которые необходимо использовать на уроках:
1) методы убеждения;
2) методы организации деятельности учащихся;
3) оценочные методы.
Таким образом, вышеперечисленные методы способствуют воспитанию патриотизма, формированию нравственных чувств.
По мнению многих современных педагогов для того, чтобы повысить нравственную значимость школьного урока, нужно действовать в 3-х направлениях:
- через самого педагога;
- через содержание учебного материала;
- через форму подачи материала.
Использование всех направлений в совокупности дает максимальную эффективность в реализации нравственно-воспитательных целей урока.
Ведущую роль в этом направлении занимает личность учителя. Воспитание личностью есть воспитание своим примером. Педагог должен стремиться к максимальному раскрытию всех своих положительных сторон . Так учитель сам должен любить свою Родину и уважительно относиться к окружающим его людям, обсуждать актуальные вопросы, связанные с современными событиями, совершать поездки в культурно-значимые места нашей Родины.
Список источников
1. Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования.
СПб: КАРО, 2004.
2. Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан. Педагогика. – 2005.
3. Овчинникова Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики. Педагогика. – 2007.
4. Воспитание патриотизма на уроках истории www.oboznik.ru/?p=38860
5. Гражданско-патриотическое воспитание на уроках. festival.1september.ru/articles/518159/.
6. Воспитание гражданственности и патриотизма у школьников.
festival.1september.ru/articles/574102/
7. Чернышева Л. Воспитание учащихся на уроках. http://festival.1september.ru/articles/511890/ http://festival.1september.ru
8. Щербакова В. Воспитание патриотизма на уроках географии http://festival.1september.ru/articles/591467/ http://festival.1september.ru
9. Патриотическое воспитание в школе. school.u73.ru/p53aa1.html.
10. Воспитание патриотизма как педагогическая проблема.