kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Управление эмоциональным состоянием педагога

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа способствует повышению уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросу сохранения психологического здоровья и профилактики эмоционального выгорания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Управление эмоциональным состоянием педагога»



Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр внешкольной работы»









Выступление на методическом объединении

Управление эмоциональным состоянием педагога













Подготовила: Зайцева Наталья Александровна,

педагог доп. образования















Арзамас, 2016

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросу сохранения психологического здоровья и профилактики эмоционального выгорания.

Задачи:

  • повысить уровень стрессоустойчивости педагогов в профессиональной и личной сферах,

  • дать возможность самим педагогам проанализировать области эмоционального дискомфорта и наметить пути исправления положения,

  • познакомить с приемами управления эмоциональным состоянием. Материалы: образцы мандал (узоры в круге), цветные карандаши, бланки теста самооценки личности педагога.

Теоретическая часть.

Профессия педагога требует определенных сил, энергии, самоотдачи. Если эмоциональное напряжение человек испытывает длительное время, то нервы изнашиваются, нарастает раздражительность или апатия. Все это ведет к стрессу. В подобном состоянии трудно сохранять самообладание и не переносить это на свою работу, на детей. Поэтому одним из важных личностных качеств педагога должна быть стрессоустойчивость. Стрессоустойчивость — это определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих.

Советы по профилактики стрессов:

1. Определение долгосрочных и краткосрочных целей. Можно сделать табличку и распределить свои дела по важности-срочности. В периоды напряжения успокаивать себя: «Да, это важно, но ведь не срочно. Я все успею. Или «Это срочно, но не особо важно». Будет лучше, если некоторые письма останутся нераспечатанными, а телефонные звонки — без ответа. Тогда будут силы заняться важными и срочными делами.

2. Использование тайм-аутов. Для обеспечения психического и физического благополучия очень важен отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо «убежать» от жизненных проблем и развлечься, нужно найти деятельность, которая была бы увлекательной и приятной.

3. Овладение навыками саморегуляции (релаксация, положительная внутренняя речь, представление высокого здания переживаний, где на сотом этаже самые сильные переживания. Спросить себя «На каком этаже моя проблема»?)

4. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Сотрудничество, обмен профессиональной информацией дает ощущение более широкого мира (курсы повышения квалификации, профессиональные объединения, конференции и встречи).

5. Избегание ненужной конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции, но слишком большое стремление к «победе» создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным.

6. Эмоциональное общение. Люди, которые анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с другими менее подвержены эмоциональному выгоранию. Если педагог делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти разумное решение возникшей у него проблемы. 7. Поддержание хорошей физической формы (движение, диета, сон, отсутствие вредных привычек).

8. Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние, любите свои слабости (приобретайте любимые книги и вещи, слушайте любимую музыку).

9. Если вас одолевают мрачные мысли, у вас постоянно прокручивается, как заезженная пластинка обида, т. е. все ваше внимание направлено в себя, то полезно выполнить упражнение «Что вокруг меня». Идя домой охарактеризуйте погоду, рассмотрите витрины магазинов, поищите в прохожих самого красивого мужчину или самую модную женщину. Обращайте внимание на мельчайшие детали. Ваше задание заметить как можно больше элементов и признаков окружающего мира.

10. Работа педагога заставляет приглядываться в состояния детей и родителей (какое настроение, самочувствие, степень активности на занятиях и т. д.). Иногда педагог забывает про себя - а какое состояние и настроение у него самого? Поэтому здесь поможет другое упражнение - «Почувствуй себя».

11. Не позволяйте расхищать свою жизнь. Бесцеремонные люди крадут часы вашей жизни и создают вам стрессы, заставляя делать то, что вам не нужно и не нравится.

12. Что в душе, то и в теле. На грусть тело реагирует сгорбленными плечами, опущенной головой, тяжелым дыханием. На радость — улыбкой, приподнятым подбородком, ровным и уверенным дыханием. Но этот закон верен и в обратную сторону: что в теле, то и в душе. Задав определенные проявления «тела» можно вызвать положительные эмоции. 13. Если чувствуете, что не можете справиться — подумайте какие травки попить или обратитесь к врачу за назначением лечения.

14. В момент сильного эмоционального всплеска представьте, что вас снимает скрытая камера или рядом стоит значимый человек — ваш ребенок или мама.

15. Бывает у человека есть ощущение колеи, ссоры всегда проходят как бы одинаково, «все одно и то же». В этом случае полезно изменить ракурс общения — встаньте, если как правило при ссоре сидите, или уйдите, или засмейтесь.

Практическая часть.

1.Педагогам предлагается выбрать мандалу, которая в данный момент нравится больше всего и раскрасить ее.

Мандала - это сложный геометрический узор, символизирующий гармонию вселенной, объединение внешнего космоса и внутреннего мира. Рассматривая, раскрашивая, или рисуя мандалу, человек обретает внутреннюю гармонию, успокаивается, находит примирение с миром и с самим собой, открывает в себе неизведанные глубины. Также мандала завораживает тем, что хоть и похожа на обычную раскраску, но открывает большие возможности для творчества - цветовая гамма, которую вы выберете будет практически уникальна и даже раскрашивая эту же мандалу в следующий раз вы вряд ли получите идентичный рисунок.

Мандалы для раскрашивания:

                                                              



2.Удовлетворенность человека своей жизнью, деятельностью придает силы справляться с мелкими неприятностями. Чтобы понять причины дискомфорта педагогам предлагается воспользоваться тестом самооценки личности.
Тест. Экспресс диагностика уровня самооценки личности.

Инструкция. Отвечая на вопросы, указывайте, насколько часты для вас перечисленные ниже состояния: очень часто, часто, иногда, редко, никогда.

1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Я чувствую свою ответственность по работе.

3. Я беспокоюсь о своем будущем.

4. Многие меня ненавидят.

5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.

6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

7. Я боюсь выглядеть глупцом.

8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

10. Я допускаю ошибки в своей жизни.

11. Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.

12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими.

14. Я слишком скромен.

15. Моя жизнь бесполезна.

16. Многие неправильного мнения обо мне.

17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.

18. Люди ждут от меня очень многого.

19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

20. Я часто смущаюсь.

21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

22. Я не чувствую себя в безопасности.

23. Я часто волнуюсь и понапрасну.

24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25. Я чувствую себя скованным.

26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

27. Я уверен, что люди все в жизни принимают легче, чем я.

28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

30. Как жаль, что я не так общителен.

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

32. Я думаю о том, чего ждет от меня общественность.  

Ключ к тесту, обработка и интерпретация результатов. Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям по следующей шкале: Очень часто - 4 балла Часто - 3 балла Иногда - 2 балла Редко - 1 балл Никогда - 0 баллов. А теперь подсчитайте, каков общий суммарный балл по всем 32 суждениям.

Уровни самооценки: Сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях. Сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки, при котором человек  лишь время от времени старается подладиться под мнения других. Сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается всегда считаться с чужими мнениями и считает себя хуже других.
Небольшие советы, которые помогут вам начать повышать свою самооценку:

  1. Обратите внимание на свое окружение. Если среди вас есть человек, которые всячески пытается вас принизить, то найдите способ нейтрализовать его.

  2. Перестаньте сравнивать себя с другими людьми. Да, на Земле есть люди, которые знают и умеют больше чем вы или я. Но это не значит, что вы хуже кого-то. К примеру, я хороший повар, но совершенно не смыслю в музыке. А вы любите музыку, живете музыкой, хорошо поете, но спалите даже простую яичницу. Но это не значит, что мы с вами плохи. Мы оба хороши, но каждый в своей стезе. Понимаете?

  3. Перестаньте себя критиковать. Особенно вслух при других людях. Во-первых, вы понижаете самого себя, а во-вторых, ваше окружение будет думать, что раз вы себя не уважаете, значит, мы тоже имеем право вас не уважать. И они будут относиться к вам соответствующим образом. Поэтому отучитесь себя оскорблять.

  4. Начните принимать комплименты в свой адрес. Я на личном опыте знаю, что когда человеку с заниженной самооценкой говорят комплимент, он в голове прокручивает такие мысли: «Ага, прям красивая я! Скажешь тоже. Да ничего я не красивая! Вон на Катьку посмотри, вот она красивая! А я так…». Так вот нужно запретить себе так думать! Когда вам будут говорить комплимент или похвалу, спокойно с улыбкой на лице скажите слова благодарности и подумайте: «А я и правда хорошо выгляжу! Ура!». Сначала будет трудновато получаться, но это нужно перебороть.

  5. Ставьте себе маленькие цели и добивайтесь их. Возьмите и запланируйте на завтра утреннюю зарядку, всего 1 раз. Когда сделаете ее, получите свой небольшой приз, который вы заранее себе придумаете.

  6. Общайтесь с позитивными людьми. Вообще наше окружение очень сильно на нас влияет – если человека будут окружать пессимисты и нытики, то и он таким же станет. А если его, наоборот, будут окружать веселые и энергичные люди, то и он станет веселее и активнее.

  7. Повысить самооценку поможет смена имиджа. Новый гардероб, прическа, цвет волос – все это меняет человека. Как человек чувствует себя внешне, так он выглядит и внутри. И наоборот.

  8. Еще человеку помогут физические упражнения. Это, знаете, так же как и с одеждой. Наше тело это отражение нашего внутреннего состояния. Самооценка человека очень важна в его жизни. Ведь в зависимости от ее уровня мы принимаем определенные решения. И если самооценка будет адекватной, то и жизнь человека будет лучше – в плане общения, карьеры и семейной жизни.



Заключительная часть

Всем участникам предлагается пополнить банк идей, ответив на вопросы: как можно избежать стресса? Что можно сделать для улучшение эмоционального состояния?

Интернет ресурсы:

  1. http://sch423.mskobr.ru/dou_edu/doshkol_noe_otdelenie_2_2001/obrazovanie/methodical_cabinet/zanyatie_s_pedagogami_upravlenie_e_mocional_nym_sostoyaniem/

  2. http://www.kind-land.ru/raskraski/mandala/

  3. http://psycabi.net/testy/330-test-ekspress-diagnostika-urovnya-samootsenki-lichnosti-metodika-diagno

  4. http://fulya.ru/poznaj-sebya/samoocenka-lichnosti-ee-urovni-i-formirovanie-test.html






































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Управление эмоциональным состоянием педагога

Автор: Зайцева Наталья Александровна

Дата: 23.08.2016

Номер свидетельства: 340415

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Консультация "Развитие эмоций у детей 4-6 лет в совместной с педагогом деятельности" "
    ["seo_title"] => string(96) "konsul-tatsiia-razvitiie-emotsii-u-dietiei-4-6-liet-v-sovmiestnoi-s-piedaghoghom-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "174318"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424107253"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "«Как жить полной жизнью и не «сгореть» на работе."
    ["seo_title"] => string(50) "kak-zhit-polnoi-zhizn-iu-i-nie-sghoriet-na-rabotie"
    ["file_id"] => string(6) "277899"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453019479"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Снятие эмоционального напряжения "
    ["seo_title"] => string(40) "sniatiie-emotsional-nogho-napriazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "124677"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414766462"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Статья "Управление педагогическим стрессом" "
    ["seo_title"] => string(50) "stat-ia-upravlieniie-piedaghoghichieskim-striessom"
    ["file_id"] => string(6) "143592"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418562085"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Возрастные и индивидуальные особенности детей в работе педагога-хореографа "
    ["seo_title"] => string(86) "vozrastnyie-i-individual-nyie-osobiennosti-dietiei-v-rabotie-piedaghogha-khorieoghrafa"
    ["file_id"] => string(6) "241456"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445254168"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства