Просмотр содержимого документа
«УПРАВЛЕНИЕ УРОКОМ ИЛИ УЧИТЕЛЬ В РОЛИ ДИРИЖЕРА.»
УПРАВЛЕНИЕ УРОКОМ ИЛИ УЧИТЕЛЬ В РОЛИ ДИРИЖЕРА.
Кузнецова Т.Г., учитель истории и обществознания
Школу делает школьный учитель. Учителя разные. Учитель – мастер, учитель - виртуоз как по нотам играет свой урок. И только другой учитель знает, сколько труда ушло на освоение гамм и этюдов, пока ноты, ритмы и мелодии не слились в музыку урока.
Учитель как дирижер: взмахом руки, кивком головы, четкой командой создает рабочую атмосферу на уроке. Это позволяет экономить время, поддерживать дисциплину, помогает избежать стрессовой ситуации.
Основную учебную информацию учитель передает голосом. Дисциплинарные замечания, управляющие действия – тоже. И это уменьшает их эффективность, так как «подобное растворяется в подобном». Это создает дополнительную нагрузку ученику: ему приходиться разделять сигналы разного характера, то есть учебную и управляющую информацию, идущую по одному каналу восприятия.
В этом случае можно использовать невербальное управление: постучать карандашиком по столу, подойти к тем, кто отвлекается, поднять правую руку - (можно кричать!), поднять левую – (тишина!).
Невербальное общение можно предложить и ученикам. Они могут сигнализировать о своем эмоциональном состоянии с помощью 3-х «смайликов» (хорошее настроение, среднее настроение, плохое настроение). Урок начинается с того, что каждый ребенок показывает одну из «мордашек» соответствующую своему настроению. Здесь важно, что ребенок сам оценивает свое состояние и делится этим с учителем, что повышает его самоуправляемость. Сверхэффект: дети видят внимание к себе. А учителю дается возможность подкорректировать настроение двумя – тремя фразами, дополнительно настроить на работу. Показом «смайликов» можно и завершить урок. Если улыбок стало больше – урок удался! Обратная связь, эмоциональный настрой – залог успеха любого урока.
Режиссура урока предполагает не только начало и конец урока, но и середину, где можно использовать игру – отдых.
Требования к такой игре: она долго не надоедает, не слишком возбуждает детей, не выпадает из структуры урока, помогает нашей главной цели – познанию. Можно в течение 1-2-х минут использовать универсальную игру для всех: «Да» и «нет» говорите!». Задумывается исторический персонаж, событие, термин. Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель (ученик) отвечает «да» и «нет». При некорректных вопросах снова можно использовать невербальное управление: жест отказа, отрицательный поворот головы. Это позволит подвести итог: слабые вопросы, сильные, интересные. Всякому делу на урок – свое время. Так же четко, как и завершение урока, проходит завершение отдыха. Если игра затянулась, ломаем ее решительно. Не позволяем заигрываться. Заранее четко договариваемся с детьми: никаких уговоров типа: «Давайте еще поиграем!» не будет. Тем более, что эта игра не последняя.
Жесты, мимика учителя – режиссера могут взять на себя не менее половины управляющих сигналов на уроке. Идеальное управление – когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам.