Просмотр содержимого документа
«Творческая мастерская учителя»
Статья учителя математики МОУ»Школа № 80 г.Донецка
Архипцевой В.А.
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ УЧИТЕЛЯ
Логика развития современной цивилизации ставит перед просвещением задания, для решения которых необходимо формулировать новые концептуальные идеи обучения, органично объединяющие элементы традиций и инноваций.
Современные философские знания о мире, о человеке заставляют ученых, практиков искать и разрабатывать принципиально новые подходы, методы познания мира, познания неизвестного, основанные на принципах диалогичности ,толерантности, разные приёмы, средства изучения действительности. Подготовка нового поколения к жизни в обществе, в котором возрастает сложность его устройства и мобильность,- гарантия существования самого общества, культуры, связанной с самобытностью, традициями, опытом, ценностями.
Особенностью современности является то, что человек, чтобы реализоваться в обществе, должен учиться практически всю жизнь. Качество современного образования ,то есть соответствие требованиям общества, определяется не столько тем, что знает ученик и чему он научился в школе, сколько способностями и умениями добывать новые знания и использовать их в новых условиях.
Что же стимулирует современных подростков? Прежде всего — это желание лучше подготовиться к будущей профессиональной деятельности, к жизни в обществе. Этот стимул определила почти половина опрашиваемой ученической молодежи. Именно здесь содержится большой резерв развития учебной активности современных подростков. И именно потому большую роль играет педагогическое мастерство учителя.
Необходимо применять во время учения такие формы и методы, которые будили бы творчество учащихся, создавали атмосферу раскованности, эмоционального подъёма, вызывали интерес к учебному процессу.
В практике обучения начали появляться ролевые игры, разнообразные турниры, соревнования, дискуссии.
Очень продуктивными являются нестандартные уроки: семинары, исследовательские уроки, конференции, игры.
Ведь недаром известный педагог А.Макаренко утверждал: «Каков ребёнок в игре, таков он чаще всего будет и в работе».
Дидактическая игра имеет свои правила, что определяет порядок действий и поведение ученика, создают на уроке рабочую атмосферу.
Используя дидактическую игру, учитель должен сохранять интерес к ней.
Тогда создаются условия для раскрытия индивидуальных возможностей учащихся, развития их познавательной активности.
Одним из приёмов активизации учебного процесса является интерактивное обучение.
Термин «интерактивное обучение» предполагает определённый порядок информационного взаимодействия между субъектами учебного процесса и учебной средой.
Наибольших успехов в обучении можно достичь, если знать основные принципы активного обучения:
Обучение зависит от мотивации, от того, каким образом поддерживается мотивационная ситуация, мотивационные факторы у участников.
Обучение зависит от способностей тех, то учится, от того, как вы будете развивать эти способности.
Обучение зависит от предыдущего и имеющегося опыта, как использовать этот опыт в качестве источника обучения.
Обучение зависит от активного привлечения участников обучения.
Обучение зависит от созданной атмосферы комфорта и взаимопонимания.
Обучение более эффективно, если участники являются самоуправляемыми в нём.
Обучение как можно больше должно отвечать индивидуальным особенностям его участников.
Наиболее эффективными формами организации учебной деятельности является работа в группах. Группы — это добровольные объединения, имеющие одинаковые позиции относительно обсуждаемых тем.
После вступительной беседы учителя учащиеся работают над выполнением одного и того же задания. Потом каждая группа отчитывается о выполненной работе. Подводятся итоги и оценивается вклад каждого участника.
Учитель при конструировании урока с применением интерактивных технологий должен ориентироваться на решение основной проблемы-обеспечение условий для самостоятельной работы учащихся.
В результате такой работы учащиеся мотивированно относятся к учёбе, активно включаются в процесс самостоятельной деятельности, повышается их познавательная активность, формируется уважение, терпеливое отношение к другим.
Девизом каждого учителя на уроке может стать высказывание: «ХОЧЕШЬСДЕЛАТЬ МИР ЛУЧШЕ, НАЧНИ СО СВОИХ УРОКОВ!»