«Траектория развития личностных достижений учащихся средствами проектной деятельности в рамках ФГОС»
«Траектория развития личностных достижений учащихся средствами проектной деятельности в рамках ФГОС»
ФГОС определяет главную задачу ребенка – деятельность. Деятельность ребенка не замыкается рамками урока, она намного ярче и многограннее. Однако можно ли утверждать, что учебно-исследовательская деятельность способствует развитию личности каждого автора работ? Можно ли на примере одного ученика показать индивидуальную траекторию его развития? Представляю Вам свой опыт работы и попробую это сделать на примере ученика 10 «А» класса – Минаева Егора. Проследим его учебно-исследовательскую и иную деятельность на протяжении 5 лет. В 6 классе мы начали сотрудничать и провели первое исследование по теме: «Путь воина». Это важнейшее время сближения ученика и
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Траектория развития личностных достижений учащихся средствами проектной деятельности в рамках ФГОС» »
«Траектория развития личностных достижений учащихся средствами проектной деятельности в рамках ФГОС»
«Мыслящий и работающий человек, есть мера всему,
он огромное планетарное явление».
В.И. Вернадский.
ФГОС определяет главную задачу ребенка – деятельность. Деятельность ребенка не замыкается рамками урока, она намного ярче и многограннее. Однако можно ли утверждать, что учебно-исследовательская деятельность способствует развитию личности каждого автора работ? Можно ли на примере одного ученика показать индивидуальную траекторию его развития? Представляю Вам свой опыт работы и попробую это сделать на примере ученика 10 «А» класса – Минаева Егора. Проследим его учебно-исследовательскую и иную деятельность на протяжении 5 лет. В 6 классе мы начали сотрудничать и провели первое исследование по теме: «Путь воина». Это важнейшее время сближения ученика и учителя, определение общих и разных взглядов на роль географических центров воинства, значения «пути воина» прежде и теперь. В это время Егор уже несколько лет являлся защитником хоккейной команды: «Созвездие», где проявил себя как надежный и выносливый спортсмен и товарищ. Ему соответствуют черты истинного героя по наставлению А.В. Суворова «Благороден, без гордости, скромен без притворства».
Представление своего «пути воина»на конкурсах различного уровня способствует появлению высокой самооценки и уважения к тому, что мы делаем. Это является неиссякаемым источником дальнейшей поисковой активности. Какая же тема исследования появится дальше? Почему бы не связать ее с космосом? Цель работы – активизировать профориентационную деятельность учащихся через профессию космонавта. Пониманию темы способствует учеба и практика прыжков в парашютном клубе, Егор совершил 38 прыжков и получил удостоверение «Спортсмен категории «А»». Происходит формирование качественно нового мировоззрения, связанного с глобальным изучением космоса, с другой стороны укрепляется сила духа и характера.
Важным условием дальнейшей поисковой деятельности является поддержка родителей. Все, над чем работает ребенок, для родителя является важным, дорогих и осознанным. Поэтому возвращение к истокам семьи, стала третьей темой исследования: «Зов предков». Для исследования взята история «Донского Казачества» 17 века, автору удалось отыскать в истории семьи следы своего далекого предка Фрола Минаева. Он с гордостью повествует о своем пращуре и примеряет на себя и свое будущее славные традиции предков. Велика здесь роль отца Дмитрия Викторовича – генерал-майора ФСБ, который делает из него «мужчину». А мама Елена Николаевна – является мощной опорой и заботливым тылом во всех его делах. Пригодилась база всех приобретенных умений: хорошо планировать и организовывать свою работу, умение работать с различными источниками информации, умение оформлять и представлять свою работу. Все наши исследования выходят за рамки предмета географии и носят метапредметный характер, поэтому они способствуют преодолению фрагментарных знаний и формируют общенаучные навыки. В этом и заключается истинная ценность исследования.
Формировать траекторию развития ребенка – это значит не закладывать в него готовые мотивы и цели, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы шло его развитие с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика. Так возникло желание участвовать в конкурсе: «Ученик года» среди учащихся 9-11 классов. Одно из правил Егора «сомневайся только перед принятием решения, а после только действуй». Егор занял почётное второе место, уступив первое золотому медалисту школы, победителю Всероссийских олимпиад Кравченко Сергею. Это успех и триумф личности! Егор, как президент Клуба любителей географии и экологии «Пилигрим» показал хороший пример своим товарищам, что подготовленное Портфолио на основе учебно-исследовательской деятельности, спортивных достижений, побед в конкурсе чтецов. Это хорошая база для дальнейшего совершенствования.
Потребность к самосовершенствованию, личная инициатива и новая поставленная цель способствовали поездке Егора на Кавказ в Чечню и Ингушетию. Его знакомство с архивными и музейными материалами, экскурсионная программа подготовили основу для следующего исследовании: «Война не выиграна честь сохранена».
Результат этой работы имеет не только личную значимость, но и играет большую роль в гражданско-патриотическом воспитании молодежи. Кто является героем нашего времени? Это конкретные защитники своего Отечества- на примере эпизода Первой Чеченкой Кампании. Это нужно нам помнить о защитниках здания ФСБ в Грозном, в августе 1996 года. Примером мужества, отваги и исполнением своего долга является друг отца – Черкашин Юрий Михайлович – действующий офицер ФСБ. Начатое дело доведено до логического завершения. Работа Егора представлена в спецподразделении «Вымпел». Полковнику Черкашину также подарена копия работы в семейный архив, монтируется фильм.
Егор не просто нашел свой исследовательский интерес, раскрыл свои многосторонние способности, он получает огромное удовольствие от участия в конкурсах и конференциях.
Главное он имеет в жизни четкую цель – стать военным, защитником Родины. Безусловно, траектория развития его высоких личностных качеств и достижений связана с реализацией учебно-исследовательской деятельности.
Много ли таких учеников в Школе? Думаю немного, но они есть и будут. Если учитель сам погрузится в любую тему исследования, которая интересует любого ребенка, независимо от преподаваемого предмета.
Необходимо прилагать много совместных усилий ученика и учителя, энергии, настойчивости, твердости характера для того, чтобы внести свой общий вклад в бесконечную книгу науки.