Этапы разработки проекта и их содержание | Методика организации учебного процесса |
Исходный: разработка проектного задания. | Использование проектного задания возможно на разных этапах изучения предмета: а) в начале — как способ создания проблемной ситуации; б) в решении практических задач после изучения теоретического материала; в) по завершении темы — с целью углубления и расширения полученных знаний по интересующим аспектам темы и представления творческой работы, например, в виде портфолио. |
1.1.Определение проблемы: выявление противоречий и обоснование актуальности исследования, формулирование темы проекта. | Варианты способов предъявления проблемы: а) учитель предлагает варианты конкретных ситуаций и системой наводящих вопросов подводит учеников к выявлению противоречий и необходимости их разрешения; б) учитель разрабатывает перечень проблем по изученной теме, обосновывает их актуальность и предлагает ученикам выбрать наиболее интересную для них с целью определения темы проектного задания; в) учитель предлагает ученикам определить, какие социально или лично значимые для них проблемы может разрешить изучение данной темы. |
1.2.Определение цели и задач проекта. | Цели проекта — образовательные, развивающие, личностные, профессиональные, — реализуются в ожидаемом результате проектной деятельности: а) учитель формулирует цель и задачи выполнения проекта; б) учитель ставит вопросы, подводящие учеников к осознанию и формулированию цели и задач проекта. |
1.3. Выдвижение гипотезы достижения результата проекта. | а) учитель сам выдвигает ряд гипотез; б) учитель показывает образцы формулирования гипотез как суждений о взаимосвязи результата и условий; в ) учитель создаёт ситуацию мозгового штурма: ученики высказывают предположения о результате проекта и способах его достижения — все мнения учитываются. |
2. Разработка проекта: планирование работы. | Учитель организует обсуждение плана работы над проектом — ученики составляют план самостоятельно. План работы фиксируется в рабочих тетрадях, в индивидуальных и/или общегрупповых графиках, дневниках выполнения проектного задания |
2.1. Определение сроков выполнения проекта в целом и его частей, а также сроков итоговой и промежуточной отчётности. | Сроки выполнения проектного задания и отчётности задаёт учитель. Указывается, какая часть работы и на каком занятии будет выполняться, что и к какому сроку выполняется самостоятельно, задаются рубежные сроки — окончание этапов работы. Индивидуальную работу в рамках рубежных сроков ученики планируют самостоятельно. |
2.2. Обсуждение критериев оценки качества проекта. | Критерии могут быть: а) заданы преподавателем; б) выбраны в совместном осуждении с группой; в) разработаны экспертной группой, выбранной из состава учащихся. В качестве критериев могут быть использованы показатели: а) полноты и разносторонности раскрытия темы; доказательности гипотезы; достижения цели проекта и надпредметных целей; б) качества оформления работы (грамотность изложения, наличие иллюстративного материала, уровень носителя информации и др.); в) самостоятельности суждений; г) новизны и значимости результата; д) уровня презентации проекта (речь, наглядность, ответы на вопросы, уверенность поведения и т.п.); е) степени активности каждого участника команды, степени сотрудничества. Способы оценивания: в традиционной пятибалльной системе, в рейтинговых баллах (индивидуальных, групповых) и т.п. |
2.3. Выбор средств и методов выполнения проекта. | Учитель: а) задаёт методы выполнения проектного задания; б) организует коллективное обсуждение выбора методов выполнения всего проекта и отдельных его частей; в) представляет перечень возможных методов, применяемых в проектной деятельности (изучение и анализ литературных источников, теоретическое моделирование и обобщение, опросы, интервью, собеседование, запросы через Интернет, наблюдение по специальной программе, опыты, эксперименты, различные методы обработки данных и др.), из которого ученики после обсуждения самостоятельно выбирают наиболее эффективные для решения поставленных задач. |
2.4. Выбор способов работы над проектом и распределение обязанностей/ролей. | Возможные варианты работы над проектом: а) общая для всей группы тема разбивается на ряд подтем (в соответствии с частными проблемами, задачами, видами деятельности) и распределяется в виде индивидуальных заданий каждому участнику/либо по выбору желающим; б) группа разбивается на творческие команды; каждая команда получает/выбирает задание на выполнение части общего проекта; члены команды могут работать индивидуально или сообща, распределив обязанности/роли (исполнители, координаторы, ведущий, эксперты). |
2.5. Выбор способов оформления результатов и их презентации. | Учитель предлагает ученикам выбрать способ оформления и презентации результатов проектной деятельности, исходя из интересов, возможностей участников, а также особенностей содержания и материала проекта и его значимости. Возможные варианты оформления: доклад, сценарий, газета, аналитический отчёт, видеофильм, сайт в Интернете, модель, макет и т.д. Возможные способы презентации: а) выступление перед аудиторией в специально отведённое на занятии время; б) защита проектов на открытых обобщающих уроках; в) выступление с докладами на конференциях различного уровня; г) публикация материалов, оформление ученических стендов и т.п.; д) выставка работ; е) предметные вечера, недели и т.п. |
3. Реализация проекта | Ученики в соответствии с групповыми и индивидуальными заданиями, планом, графиком работы осуществляют самостоятельную конструктивную деятельность. Учитель оказывает педагогическую поддержку, стимулирует, консультирует учеников в учебное время и через Интернет. |
3.1. Сбор, анализ, обобщение информации из разных источников. | а) Если проект разрабатывается в учебное время, то создаётся подборка необходимой информации со свободным доступом к ней учащихся. б) Список литературы составляет учитель. в) «Источником» информации могут быть материалы уроков, учебников в соответствии с учебной программой. г) Учитель разрабатывает методические рекомендации по работе с разными источниками (в виде памяток, алгоритмов действий и т.п.). д) Учитель во время занятий помогает ученикам составить анкеты, опросники и т.п. и даёт рекомендации по их применению и обработке данных (если это необходимо). |
3.2. Проведение исследования | Учитель помогает ученикам разработать программу исследования, отобрать необходимое оборудование, интерпретировать результаты. |
3.3. Подготовка иллюстративного материала (наглядно-графического, звукового и т.п.). | Иллюстративный материал отбирается учениками самостоятельно (рисунки, коллажи, плакаты, схемы, фотографии, графики и диаграммы, видео и звукозаписи, компьютерные презентации и др.). Учитель оказывает помощь в организационном и методическом обеспечении этой работы. |
3.4. Оформление материала для презентации | Ведущий в группе собирает весь подготовленный материал, эксперт (ы) отбирает (ют) тот, который подтверждает гипотезу, оценивает(ют) достоверность доказательств. После чего в группе обсуждается сценарий презентации своей части проекта или способ интеграции её в общий проект с последующим согласованием его с учителем и ведущими других групп. |
3.5. Контроль и коррекция промежуточных результатов | Учитель наблюдает за работой учеников над проектом, в ситуациях типичных затруднений организует общее обсуждение возникших проблем Если проект выполняется во внеучебное время, то промежуточный контроль осуществляется в соответствии с планом и графиком работы (в форме отчёта). |
4. Завершение проекта. | Завершённый проект обязательно должен быть представлен и оценён (учителем, экспертной группой, одноклассниками). Это придаёт смысл деятельности, повышает мотивацию и ответственность. |
4.1. Общественная презентация проекта | Если проект был краткосрочным и выполнялся в течение 1-2-х уроков на основе сотрудничества в творческих группах, то варианты презентации могут быть следующие: а) защита проекта представителями каждой труппы на тех же уроках; б) выступление докладчиков на обобщающем занятии-конференции или уроке— «погружение в проблему» (при межпредметном проекте); в) поочередное выступление докладчиков на уроках в специально отведённое время. Формы защиты длительных проектов, выполненных самостоятельно, более разнообразны (см.п.2.5). |
4.2. Экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями | После презентации проекта организуется обсуждение полученных результатов: а) сопоставление первоначальных целей и полученных результатов; б) подведение итогов. Ориентировочный план дискуссии: —оценка проекта своей группы учениками-«экспертами»; —выступление «оппонентов» из других групп с оценкой положительных и отрицательных сторон проекта в соответствии с принятыми критериями; —предложения «оппонентов» по доработке, коррекции, внедрению в практику результатов проектной деятельности оцениваемой группы; —члены «жюри» оценивают в баллах вклад каждой группы в разработку проекта и его качество по заранее оговоренным критериям; — на основании суммарных баллов определяется рейтинговая оценка каждой группы и/или выставляется дифференцированная оценка; - «председатель жюри» (учитель) подводит общий итог выполненной работы и оценивает её качество, предлагает рекомендации/решения по практическому внедрению результатов проекта. |
4.3. Рефлексия | 1. Учитель предлагает группам провести самооценку: а) качества проекта, его соответствия выдвинутым цели и гипотезе; б) процесса работы над проектом, оптимальности и продуктивности работы, затруднений и способов их преодоления; в) личностных достижений учащихся: влияния работы над проектом на мотивацию учения, волевые качества, навыки самообразования и самопрезентации, коммуникативные способности, кругозор, уверенность в себе и удовлетворённость работой и собственными достижениями. 2. Учитель оценивает собственную деятельность по руководству проектной деятельностью учащихся. 3. Выработка совместных решений по усовершенствованию проделанной работы. |