kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология проектного обучения в системе учебных занятий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этапы разработки проекта и их содержание

Методика организации учебного процесса

Исходный: разработка проектного задания.

Использование проектного задания возможно на разных этапах изучения предмета:

а) в начале — как способ создания проблемной ситуации;

б) в решении практических задач после изуче­ния теоретического материала;

в) по завершении темы — с целью углубления и расширения полученных знаний по интересу­ющим аспектам темы и представления творчес­кой работы, например, в виде портфолио.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология проектного обучения в системе учебных занятий »

Технология проектного обучения в системе учебных занятий


Этапы разработки проекта и их содержание

Методика организации учебного процесса

Исходный: разработка проектного задания.

Использование проектного задания возможно на разных этапах изучения предмета:

а) в начале — как способ создания проблемной ситуации;

б) в решении практических задач после изуче­ния теоретического материала;

в) по завершении темы — с целью углубления и расширения полученных знаний по интересу­ющим аспектам темы и представления творчес­кой работы, например, в виде портфолио.

1.1.Определение пробле­мы: выявление противо­речий и обоснование ак­туальности исследования, формулирование темы проекта.

Варианты способов предъявления проблемы:

а) учитель предлагает варианты конкретных си­туаций и системой наводящих вопросов подво­дит учеников к выявлению противоречий и не­обходимости их разрешения;

б) учитель разрабатывает перечень проблем по изу­ченной теме, обосновывает их актуальность и пред­лагает ученикам выбрать наиболее интересную для них с целью определения темы проектного задания;

в) учитель предлагает ученикам определить, ка­кие социально или лично значимые для них про­блемы может разрешить изучение данной темы.

1.2.Определение цели и задач проекта.

Цели проекта — образовательные, развивающие, личностные, профессиональные, — реализуются в ожидаемом результате проектной деятельности:

а) учитель формулирует цель и задачи выполне­ния проекта;

б) учитель ставит вопросы, подводящие учени­ков к осознанию и формулированию цели и за­дач проекта.

1.3. Выдвижение гипоте­зы достижения результа­та проекта.

а) учитель сам выдвигает ряд гипотез;

б) учитель показывает образцы формулирования гипотез как суждений о взаимосвязи результата и условий;

в ) учитель создаёт ситуацию мозгового штурма: ученики высказывают предположения о резуль­тате проекта и способах его достижения — все мнения учитываются.

2. Разработка проекта: планирование работы.

Учитель организует обсуждение плана работы над проектом — ученики составляют план само­стоятельно.

План работы фиксируется в рабочих тетрадях, в индивидуальных и/или общегрупповых графи­ках, дневниках выполнения проектного задания

2.1. Определение сроков выполнения проекта в целом и его частей, а так­же сроков итоговой и промежуточной отчётно­сти.

Сроки выполнения проектного задания и отчёт­ности задаёт учитель. Указывается, какая часть работы и на каком занятии будет выполняться, что и к какому сроку выполняется самостоятельно, за­даются рубежные сроки — окончание этапов ра­боты. Индивидуальную работу в рамках рубежных сроков ученики планируют самостоятельно.

2.2. Обсуждение крите­риев оценки качества проекта.

Критерии могут быть:

а) заданы преподавателем;

б) выбраны в совместном осуждении с группой;

в) разработаны экспертной группой, выбранной из состава учащихся.

В качестве критериев могут быть использованы показатели:

а) полноты и разносторонности раскрытия темы; доказательности гипотезы; достижения цели проекта и надпредметных целей;

б) качества оформления работы (грамотность изложения, наличие иллюстративного материа­ла, уровень носителя информации и др.);

в) самостоятельности суждений;

г) новизны и значимости результата;

д) уровня презентации проекта (речь, нагляд­ность, ответы на вопросы, уверенность поведе­ния и т.п.);

е) степени активности каждого участника коман­ды, степени сотрудничества.

Способы оценивания: в традиционной пятибал­льной системе, в рейтинговых баллах (индиви­дуальных, групповых) и т.п.

2.3. Выбор средств и ме­тодов выполнения про­екта.

Учитель:

а) задаёт методы выполнения проектного задания;

б) организует коллективное обсуждение выбора методов выполнения всего проекта и отдельных его частей;

в) представляет перечень возможных методов, применяемых в проектной деятельности (изу­чение и анализ литературных источников, тео­ретическое моделирование и обобщение, опро­сы, интервью, собеседование, запросы через Интернет, наблюдение по специальной программе, опыты, эксперименты, различные методы обработки данных и др.), из которого ученики после обсуждения самостоятельно вы­бирают наиболее эффективные для решения поставленных задач.

2.4. Выбор способов ра­боты над проектом и рас­пределение обязаннос­тей/ролей.

Возможные варианты работы над проектом:

а) общая для всей группы тема разбивается на ряд подтем (в соответствии с частными проблемами, задачами, видами деятельности) и распределя­ется в виде индивидуальных заданий каждому участнику/либо по выбору желающим; б) груп­па разбивается на творческие команды; каждая команда получает/выбирает задание на выпол­нение части общего проекта; члены команды мо­гут работать индивидуально или сообща, распре­делив обязанности/роли (исполнители, координаторы, ведущий, эксперты).

2.5. Выбор способов оформления результатов и их презентации.

Учитель предлагает ученикам выбрать способ оформления и презентации результатов проект­ной деятельности, исходя из интересов, возмож­ностей участников, а также особенностей содер­жания и материала проекта и его значимости. Возможные варианты оформления: доклад, сце­нарий, газета, аналитический отчёт, видеофильм, сайт в Интернете, модель, макет и т.д. Возможные способы презентации:

а) выступление перед аудиторией в специально отведённое на занятии время;

б) защита проектов на открытых обобщающих уроках;

в) выступление с докладами на конференциях различного уровня;

г) публикация материалов, оформление учени­ческих стендов и т.п.;

д) выставка работ;

е) предметные вечера, недели и т.п.

3. Реализация проекта

Ученики в соответствии с групповыми и индивидуальными заданиями, планом, графиком работы осуществляют самостоятельную конструктивную деятельность. Учитель оказывает педагогическую поддержку, стимулирует, консультирует учеников в учебное время и через Интернет.

3.1. Сбор, анализ, обоб­щение информации из разных источников.

а) Если проект разрабатывается в учебное вре­мя, то создаётся подборка необходимой инфор­мации со свободным доступом к ней учащихся.

б) Список литературы составляет учитель.

в) «Источником» информации могут быть мате­риалы уроков, учебников в соответствии с учеб­ной программой.

г) Учитель разрабатывает методические рекомен­дации по работе с разными источниками (в виде памяток, алгоритмов действий и т.п.).

д) Учитель во время занятий помогает ученикам составить анкеты, опросники и т.п. и даёт реко­мендации по их применению и обработке дан­ных (если это необходимо).

3.2. Проведение исследо­вания

Учитель помогает ученикам разработать про­грамму исследования, отобрать необходимое оборудование, интерпретировать результаты.

3.3. Подготовка иллюст­ративного материала (на­глядно-графического, звукового и т.п.).

Иллюстративный материал отбирается ученика­ми самостоятельно (рисунки, коллажи, плакаты, схемы, фотографии, графики и диаграммы, видео и звукозаписи, компьютерные презентации и др.). Учитель оказывает помощь в организационном и методическом обеспечении этой работы.

3.4. Оформление матери­ала для презентации

Ведущий в группе собирает весь подготовленный материал, эксперт (ы) отбирает (ют) тот, который подтверждает гипотезу, оценивает(ют) достовер­ность доказательств. После чего в группе обсуж­дается сценарий презентации своей части про­екта или способ интеграции её в общий проект с последующим согласованием его с учителем и ведущими других групп.

3.5. Контроль и коррек­ция промежуточных ре­зультатов

Учитель наблюдает за работой учеников над про­ектом, в ситуациях типичных затруднений орга­низует общее обсуждение возникших проблем Если проект выполняется во внеучебное время, то промежуточный контроль осуществляется в соответствии с планом и графиком работы (в форме отчёта).

4. Завершение проекта.

Завершённый проект обязательно должен быть представлен и оценён (учителем, экспертной группой, одноклассниками). Это придаёт смысл деятельности, повышает мотивацию и ответ­ственность.

4.1. Общественная пре­зентация проекта

Если проект был краткосрочным и выполнялся в течение 1-2-х уроков на основе сотрудничества в творческих группах, то варианты презентации могут быть следующие:

а) защита проекта представителями каждой труп­пы на тех же уроках;

б) выступление докладчиков на обобщающем занятии-конференции или уроке— «погружение в проблему» (при межпредметном проекте);

в) поочередное выступление докладчиков на уро­ках в специально отведённое время.

Формы защиты длительных проектов, выполнен­ных самостоятельно, более разнообразны (см.п.2.5).

4.2. Экспертиза проекта в соответствии с заданны­ми критериями

После презентации проекта организуется обсуж­дение полученных результатов: а) сопоставление первоначальных целей и полученных результа­тов; б) подведение итогов. Ориентировочный план дискуссии:

—оценка проекта своей группы учениками-«экспертами»;

—выступление «оппонентов» из других групп с оценкой положительных и отрицательных сто­рон проекта в соответствии с принятыми крите­риями;

—предложения «оппонентов» по доработке, кор­рекции, внедрению в практику результатов про­ектной деятельности оцениваемой группы;

—члены «жюри» оценивают в баллах вклад каж­дой группы в разработку проекта и его качество по заранее оговоренным критериям;

— на основании суммарных баллов определяется рейтинговая оценка каждой группы и/или вы­ставляется дифференцированная оценка; - «председатель жюри» (учитель) подводит об­щий итог выполненной работы и оценивает её качество, предлагает рекомендации/решения по практическому внедрению результатов проекта.

4.3. Рефлексия

1. Учитель предлагает группам провести само­оценку:

а) качества проекта, его соответствия выдвину­тым цели и гипотезе;

б) процесса работы над проектом, оптимально­сти и продуктивности работы, затруднений и способов их преодоления;

в) личностных достижений учащихся: влияния работы над проектом на мотивацию учения, во­левые качества, навыки самообразования и са­мопрезентации, коммуникативные способнос­ти, кругозор, уверенность в себе и удовлетворённость работой и собственными до­стижениями.

2. Учитель оценивает собственную деятельность по руководству проектной деятельностью уча­щихся.

3. Выработка совместных решений по усовер­шенствованию проделанной работы.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Технология проектного обучения в системе учебных занятий

Автор: Гасинюкова Ирина Павловна

Дата: 21.12.2014

Номер свидетельства: 146577

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Изучение и освоение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся"
    ["seo_title"] => string(156) "izuchieniieiosvoieniiesovriemiennykhpiedaghoghichieskikhtiekhnologhiivobuchieniiinostrannomuiazykukaksriedstvorazvitiiakommunikativnykhnavykovuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "267748"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450452394"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Инновационные технологии в обучении младших школьников "
    ["seo_title"] => string(64) "innovatsionnyie-tiekhnologhii-v-obuchienii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "124296"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414676979"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Технология проектного обучения на уроках истории и обществознания "
    ["seo_title"] => string(82) "tiekhnologhiia-proiektnogho-obuchieniia-na-urokakh-istorii-i-obshchiestvoznaniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "231264"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442429446"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Системно - деятельностный подход в обучении истории и обществознания. "
    ["seo_title"] => string(78) "sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-obuchienii-istorii-i-obshchiestvoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "103885"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402645223"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Коррекционно–развивающие технологии в системе работы учителя с детьми с ОВЗ "
    ["seo_title"] => string(91) "korriektsionno-razvivaiushchiie-tiekhnologhii-v-sistiemie-raboty-uchitielia-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "136481"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417109702"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства