kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Техника педагогического общения: управление эмоциями на уроке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Постановка учебных и воспитательных задач требут от преподавателя изобретательности и разработки не только количественных. но и качественных критериев оценки их решения. большого эмоционаьноо напряжения при проведении учебноо занятия.поиска технических приемов для создания для обучающихся максимально комфортного эмоционального фона урока. Именно здесь проявляетсяпрофессиональная пригодность педагога.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Техника педагогического общения: управление эмоциями на уроке»

Техника педагогического общения: управление эмоциями на уроке


Постановка учебных и воспитательных задач требует от учителя изобретательности и разработки не только количественных,  но и качественных критериев оценки их решения, большого эмоционального напряжения при проведении урока, поиска технологических приемов для создания максимально комфортного для учащихсяэмоционального фона учебного занятия.  Именно здесь проверяется профессиональная пригодность педагога.

Учитель – это своего рода шоумен, который умело управляет своими эмоциями и эмоциями учеников, не допускает стрессовых ситуаций на уроке.

Он умеет быстро распознать по каким-то, иногда неуловимым, внешним признакам, настроение ребят.

Сам умело использует мимику своего лица, чтобы изобразитьудивлениенедоумениевозмущение. И здесь тоже важно, чтобы ученики при необходимости  могли быстро распознать настроение учителя.

Учитель должен умело переключать виды эмоций учеников. На уроке не должен доминировать один тип эмоций. Однонаправленность эмоций притупляет чувства учеников, их реакцию на предлагаемую учителем ситуацию.

Учитель всегда сталкивается с проблемой создания адекватной эмоциональной атмосферы, способствующей наиболее эффективному восприятию учебного материала. От степени решения данной проблемы во многом зависит его профессионализм.

В стрессовых ситуациях очень важно, чтобы учитель контролировал свои эмоции. Иногда ученики умышленно начинают провоцировать учителя к агрессии. В такой ситуации наиболее эффективным будет не ожидаемое действие.

Этот пример мне рассказала одна учительница средних лет.

Она обратила внимание, что каждый раз, когда шла по коридору мимо небольшой группы старшеклассников, вслед слышались бранные слова. Не в её адрес, но всё же умышленно, чтобы она слышала. Конечно, этого нельзя было оставить без внимания. Так повторялось несколько раз, пока учительница не убедилась, кто из мальчишек устроил такую браваду.

В очередной раз, пройдя мимо и услышав очередную порцию бранных слов, она резко повернулась, взяла за руку этого ученика и завела в пустой класс. Что было дальше?

Не поверите!

Учительница, не отпуская руку ученика, бросила несколько хлёстких словечек на грани дозволенного. Затем отпустила его. С тех пор никаких бранных слов от него не слышала. А на уроках не только сидел нормально, но и учиться стал лучше.

Необходимо стремиться доводить эмоциональный выплеск до логического конца: оценкунравственный выбор учеником увиденного и услышанного.


Известно, что отношение ученика к учителю переносится на преподаваемый им предмет. Отсюда необходимость завоевать уважение детей, быть в их глазах авторитетным, интересным человеком. Речь идет не о заигрывании или попустительстве, а о настоящем полноценном авторитете.

В последнее время почему-то все больше говорится о гигантских финансовых вложениях в образование. Но вряд ли они принесут результат, если центральная фигура образовательного процесса –учитель будет плохим профессионалом. К.М. Ушаков еще два года назад, анализируя выводы консалтинговой компании МакКинси, заметил:

  1. Не обнаружено сколько-нибудь заметной связи между стоимостью обучения одного ребёнка  в школе, между количеством детей в классе и качеством (результатами) обучения.

  2. Установлено, что единственный параметр, который определяет успехи школьников и от которого зависит качество образования, – это уровень взаимодействия учителя и ученика на уроке, что, в свой черед, зависит от квалификации педагога. Отсюда следует важный вывод: образовательная система не может быть лучше учителей, которые её составляют. 





Управление своим стрессом и стрессом ученика – важнейшая составляющая урока. Из исследований следует, что почти 60% учителей “не в ладах” со своими эмоциями, а как ими управлять – не обучены

Рекомендации педагогам по управлению своим эмоциональным состоянием

Саморегуляция как основа эффективной педагогической деятельности. 

                                                                        Хочешь управлять другими,

                                                        научись управлять собой

Любому человеку приятно общаться с  обаятельным, доброжелательным, уравновешенным собеседником. Однако мы сами частенько срываемся и взрываемся, реагируя и на менее обидные замечания. И, конечно же, вспышки взаимной нетерпимости, озлобления возникают как на работе, так и дома. Обычно мы виним во всех конфликтах других людей, но только не себя.

   Да, мы все живем в состоянии стресса. Множество стрессовых воздействий, обрушивающихся на человека, ежедневно порождают в нем склонность к постоянной раздражительности, нервозности, быстрой и порою неадекватной вспыльчивости. Никто из нас не может прожить жизнь без эмоций, без напряжения. Нужно научиться разумно управлять своими эмоциями, работать над собой, уметь сдерживаться в самых сложных обстоятельствах, освоить приемы и навыки саморегуляции. Умение владеть собой столь необходимо и особенно важно для педагогов.                             

Очень непросто управлять чувствами, обуздывать их. Но этому можно научиться. Необходима тренировка. Обыкновенная тренировка, как  на стадионе. Сначала надо сдержаться один раз, потом второй, третий, десятый, а потом эти невидимые мускулы станут натренированными.

Один из наиболее действенных психологических методов – самовнушение.Формула внушения должна строиться индивидуально, обязательно в утвер­дительной форме и в настоящем времени. Мысленные или словесные внушения наиболее дей­ственны, если они предельно просты, кратки, позитивны, оптимистичны по тону. Например: «Я спокоен. Я владею собой. Я бодр и свеж. Я внимателен и сосредоточен».

Очень эффективна методика са­моодобрения. Психологи выделяют ряд психологических установок и качеств личности, самоформирование которых подни­мает уровень самоодобрения.

1. Верность своим принципам, в сочетании с достаточной гибкостью и умением изменить свое мнение, если оно ошибочно.

2. Способность не тратить время на излишнее беспо­койство о завтрашнем и вчерашнем дне.

3. Способность действовать по своему усмотрению, не испытывая чувства вины и сожаления в случае неодоб­рения со стороны других.

4. Умение сохранять свои способности, несмотря на временные неудачи и трудности.

5.Умение ценить в каждом человеке личность и чув­ство ее полезности для других.

6.Умение оказывать сопротивление.

7.Способность понимать свои и чужие чувства, уме­ние подавлять свои порывы.

8.Способность находить удовольствие в самой разно­образной деятельности, включая работу, общение, игру, творческое самовыражение и отдых.

9.Чуткое отношение к нуждам других, соблюдение принятых социальных норм.

10. Умение находить в людях хорошее, верить в их порядочность, несмотря на их недостатки.

11. Относительная непринужденность в общении, уме­ние как отстаивать свою правоту, так и соглашаться с мнением других.

12.Умение принимать комплименты и похвалу без притворной скромности.

Таким образом, разные методики самоодобрения вклю­чают формирование внутренней установки, положитель­ного отношения к самому себе, своим целям и способам деятельности. Самоодобрение создает ощущение внутрен­ней свободы и раскованности, приводит психику в урав­новешенное состояние, позволяет проявиться самокри­тичности. В таком состоянии человеку легче думать, при­нимать решения, действовать.

                      Способы и приемы саморегуляции.

1. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Этим вы приглушите чувства нервозности и беспокойства, возникающие в любой стрессовой ситуации.

2.Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрируйтесь на ней. Помните, что концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.

3. Физическая нагрузка играет роль громоотвода, помогает отвлечься от внутреннего напряжения.

4. Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: сосед, коллега по работе. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге.

5. Полдня в неделю проводите так, как вам нравиться: плавайте, танцуйте. Прогуливайтесь или просто сидите на скамейке в парке.

6. Закройте глаза и расслабьтесь. Представьте себя в каком-нибудь приятном для себя месте: в лесу, на море, в саду, в горах. Создайте яркую картину своего образа: в цвете, звуках, запахах, ощущениях. Теперь это будет ваше особое местечко. При желании необходимо просто закрыть глаза и уединиться в вашем убежище. 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Техника педагогического общения: управление эмоциями на уроке

Автор: Частухина Юлия Влаиленовна

Дата: 09.01.2015

Номер свидетельства: 152228

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(252) "Статья  «Профессиональная компетентность педагогов как условие соблюдения прав детей на полноценное нравственно-духовное образование»"
    ["seo_title"] => string(150) "stat-ia-profiessional-naia-kompietientnost-piedaghoghov-kak-usloviie-sobliudieniia-prav-dietiei-na-polnotsiennoie-nravstvienno-dukhovnoie-obrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "312181"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459316871"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Статья "Информационные технологии в образовательном процессе" "
    ["seo_title"] => string(69) "stat-ia-informatsionnyie-tiekhnologhii-v-obrazovatiel-nom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "140676"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417978993"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) ""Использование ИКТ в работе учителя начальных классов." "
    ["seo_title"] => string(59) "ispol-zovaniie-ikt-v-rabotie-uchitielia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "215984"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432835984"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства